Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Сущность познавательного интереса. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся.



2020-02-04 199 Обсуждений (0)
Сущность познавательного интереса. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. 0.00 из 5.00 0 оценок




Дополнительное образование

Ф.И.О. автора работы:

Волынец Андрей Леонидович, заместитель директора МБОУ ДОД «Станция юных техников» Володарского района г. Брянска по методической работе

Образовательное учреждение:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Станция юных техников» Володарского района г. Брянска

 

Брянск-2012

Содержание

Введение. 3

1.Актуальность работы.. 5

2. Сущность познавательного интереса. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. 7

3. Понятие учебно-исследовательской деятельности. 7

4.Механизм исследовательской деятельности на примере радиотехнического объединения МБОУ ДОД «Станция юных техников» Володарского района г. Брянска. 9

5.Выводы.. 11

Список литературы.. 13

Приложение №1 Процентное отношение достижений воспитанников радиотехнического объединения. 14

Приложение №2 Результаты опроса обучающихся МБОУ ДОД «Станция юных техников» Володарского района г. Брянска «Каковы твои мотивы посещения объединения?». 15

Приложение №3 Результат опроса педагогов. 16

 

 

 

 

Введение

Исследовательский проект как элемент творчества учащихся сегодня часто рассматривается как органичная составная часть современных педагогических технологий. Введение в педагогические технологии элементов исследовательской деятельности учащихся позволяет педагогу не только и не столько учить, сколько помогать ребенку учиться, направлять его познавательную деятельность.

Ценность исследовательской деятельности в том, что она ориентирована на приобретение новых знаний обучающимися путем развития познавательной активности, мыслительных способностей и их творческое применение. Такого рода деятельность дает простор для творческой инициативы учащихся и педагога, подразумевает их дружеское сотрудничество, что создает положительную мотивацию ребенка к процессу обучения. «Я знаю, для чего мне надо то, что я познаю. Я знаю, как мне добыть эти знания. Я знаю, где и как эти знания применить». Эти слова вполне могут служить девизом для участников исследовательской деятельности.

Школа сегодня не в состоянии вооружить молодого человека всеми достижениями современной науки. Масштаб их грандиозен, а темпы развития научных знаний - велики. В решении задач современного обучения немаловажную роль играет дополнительное образование. Основное предназначение дополнительного образования школьников – развитие мотивации личности к познанию и творчеству, реализация дополнительных программ и услуг. Приоритет интересов ребенка – главное в деятельности учреждений дополнительного образования.

В различных формах внеурочной деятельности учащиеся получают ориентацию в истинно человеческих ценностях, общественно и лично значимых. Учреждение дополнительного образования предоставляет максимальные возможности для развития познавательного интереса школьников, так как располагает современной материально-технической базой, квалифицированными специалистами, творческой атмосферой.

Организовать успешную работу учреждения дополнительного образования  невозможно без изучения интересов и потребностей детей. Как показал анализ, ведущими мотивами в деятельности объединений являются:

· удовлетворение интересов - 55%;

· возможность выбрать будущую профессию -25%;

· взаимодействие с товарищами, связанными одними интересами – 10%;

· общение с руководителями – 6%;

· желание провести свободное время - 4% (Приложение №2).

Нами было проведено исследование сохранности контингента обучающихся радитехнического объединения.

Год 2007-2008 2008-2009 2009-2010 2010-2011 2011-2012
Сохранность 80% 82% 84% 84% 85%

Постоянный состав участников – свидетельство того, что у школьников формируется постоянный познавательный интерес.

Для определения приоритета стимулов познавательных интересов нами было проведено анкетирование учащихся и педагогов дополнительного образования   МБОУ ДОД «Станция юных техников».

Количество учащихся, отметивших стимулы познавательного интереса в содержании и организации дополнительного образования.

Стимулы познавательного интереса. % к числу опрошенных
1. Постановка проблемы. 65%
2. Практические работы. 82%
3. Экскурсии (походы). 73%
4. Самостоятельные работы. 63%
5. Занятия – исследования. 88%

Итак, в результате констатирующего эксперимента выявлено, что основная часть опрошенных учащихся объединений дополнительного образования в стимулировании познавательных интересов отмечают приоритет исследовательской работы. Также были опрошены педагоги дополнительного образования МБОУ ДОД «Станция юных техников» Володарского района г. Брянска с целью выявления числа педагогов, использующих технологию исследовательской деятельности в своей работе.

Количество педагогов, использующих стимулы познавательного интереса в содержании и организации дополнительного образования.

Стимулы познавательного интереса

Количество учителей

часто Редко никогда
1. Постановка проблемы. 20    
2. Практические работы. 20    
3. Экскурсии (походы). 5 10 5
4. Самостоятельные работы. 10 8 2
5. Занятия – исследования. 4 1 14

Анализ проведённого исследования показал, что большинство педагогов дополнительного образования используют в основном как форм и методы активизации познавательных интересов практические работы и проблемные задания. Это можно объяснить тем, что большинство педагогов не владеют методикой организации и проведения исследовательской деятельности учащихся, направленной на всестороннее развитие личности.

Педагогам был задан вопрос: «В чем, по вашему мнению, заключается значение активизации познавательной деятельности в процессе занятий в объединениях дополнительного образования?» (Приложение №3).

Результаты анкетирования педагогов показали, что практически все они осознают значение активизации познавательного интереса в процессе организации дополнительного образования для успешного протекания образовательного процесса.

Для определения уровня познавательного интереса и уровня развития направлений и рейтинга популярности дополнительного образования детей проведено анкетирование родителей.

Проведя анализ ответов на вопросы анкеты, предложенной родителям, следует отметить, что большинство опрошенных родителей считают, что:

· дополнительное образование является важным средством развития познавательного интереса;

· познавательный интерес способствует интеллектуальному и творческому развитию личности школьника;

· устойчивый познавательный интерес способствует лучшему усвоению знаний, умений и навыков, ориентированных на конкретный профиль деятельности;

· только творчески работающий педагог может заинтересовать своих воспитанников.

Следовательно, можно сделать такой вывод: значимость учреждений дополнительного образования детей для развития личности ребенка очень высока, так как они обеспечивают образовательный процесс, ориентированный на развитие способностей, склонностей учащегося в личностно принятой учебной деятельности. Такая образовательная деятельность создает условия для осознанных действий учащихся, способствующих позитивному жизненному выбору. Процесс выбора связан с определением целей, умением проектировать деятельность, т.е. с развитием самостоятельности. Следовательно, дополнительное образование детей, создавая возможность выбора, может обеспечивать условия для успешного развития самостоятельности ребенка в учреждении дополнительного образования детей.

Актуальность работы

Развитие познавательного интереса является одной из актуальных проблем современного образования. Актуальность этой проблемы можно объяснить тем, что методика и практика обучения все больше стали обращаться к личности обучающегося.

Познавательный интерес – это особая избирательная направленность личности на познание и избирательный характер, выраженный в той или иной предметной области знаний. Проблема формирования познавательных интересов обучающихся – одна из важнейших задач и в основной школе, и в системе дополнительного образования. Как известно, стойкий познавательный интерес формируется при сочетании эмоционального и рационального в обучении. Формирование и развитие познавательных интересов – часть широкой проблемы воспитания всесторонне развитой личности. Если определить эту проблему более конкретно, то ее можно сформулировать так: должен быть путь, с помощью которого можно, добиваясь полноценного усвоения обучающимися образовательных программ, обеспечивать развитие их познавательных возможностей. Исследовательская деятельность предполагает навыки и умения целеполагания, определения предмета и средств, позволяющих осуществлять исследование. В связи с этим она особенно значима как средство развития познавательной активности учащихся.

    Объект исследования: образовательный процесс в системе дополнительного образования, ориентированный на развитие исследовательской деятельности учащихся.

    Предмет исследования: пути активизации познавательного интереса школьников в процессе овладения приёмами и методами исследовательской деятельности.

    Цель исследования: на основе анализа современной психологической и методической литературы, изучения опыта педагогов дополнительного образования обосновать преимущества технологии исследовательской деятельности учащихся как средства развития познавательного интереса к творчеству. 

    Гипотеза: Мы полагаем, активизация познавательной деятельности учащихся в системе дополнительного образования будет успешной, если:
- будут учитываться наиболее важные с точки зрения учения индивидуальные и возрастные особенности обучающихся;
- будет реализовываться исследовательский подход в личностно- ориентированном обучении при использовании проектного метода обучения.

Не секрет, что сделать процесс обучения эффективным и радостным, а значит и повысить качество знаний можно лишь тогда, когда обучающийся и педагог как бы дополняют друг друга. Поэтому главной задачей своей деятельности мы считаем создание условий для того, чтобы ребенок активно и осознанно предпринимал действия к самостоятельному исследованию.

    Задачи исследования:

1. Провести анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблемам активизации познавательной деятельности учащихся, а так же по проблемам применения технологии исследовательской деятельности учащихся в практике дополнительного образования.

2. Рассмотреть методы активизации познавательной деятельности учащихся в современном образовании.

3. Проанализировать как технологии исследовательской деятельности способствуют активизации познавательных интересов обучающихся на практике.

4. Сделать выводы по проведенным исследованиям о целесообразности использования технологии исследовательской деятельности с целью активизации познавательных интересов обучающихся.

    Методы исследования: изучение и анализ методической литературы, наблюдение за учебной деятельностью обучающихся на занятиях радиотехнического объединения, анкетирование учащихся, обработка полученной информации.

    База исследования: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Станция юных техников» Володарского района г. Брянска.

 

Сущность познавательного интереса. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся.

 Интерес - активная познавательная направленность чело­века на тот или иной предмет или явление действительности связанного обычно с положительным эмоционально-окрашенным отношением к познанию объекта или к овладению той  или иной деятельностью(6).

Интерес является одним из наиболее существенных стиму­лов приобретения знаний, расширения кругозора, познавате­льной активности человека, одним из важнейших условии творческого отношения к делу.

При наличии интереса знания усваиваются основательно, прочно, находят применение в жизни.

В среднем и старшем школьном возрасте начинают по-нас­тоящему формироваться и быстро расширяться, углубляться познавательные интересы - стремление к знаниям, активное познавательное отношение к различным отраслям науки. Для подростков характерен интерес к технике, конструированию, техническому моделированию, возникает интерес к творческому труду(9).

Активизация учебно-познавательной деятельности учащих­ся теснейшим образом связана с формированием и развитием устойчивых познавательных интересов.



2020-02-04 199 Обсуждений (0)
Сущность познавательного интереса. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Сущность познавательного интереса. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему молоко имеет высокую усвояемость?
Почему агроценоз не является устойчивой экосистемой
Почему в черте города у деревьев заболеваемость больше, а продолжительность жизни меньше?
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (199)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)