Сущность познавательного интереса. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся.
Дополнительное образование Ф.И.О. автора работы: Волынец Андрей Леонидович, заместитель директора МБОУ ДОД «Станция юных техников» Володарского района г. Брянска по методической работе Образовательное учреждение: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Станция юных техников» Володарского района г. Брянска
Брянск-2012 Содержание Введение. 3 1.Актуальность работы.. 5 2. Сущность познавательного интереса. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. 7 3. Понятие учебно-исследовательской деятельности. 7 4.Механизм исследовательской деятельности на примере радиотехнического объединения МБОУ ДОД «Станция юных техников» Володарского района г. Брянска. 9 5.Выводы.. 11 Список литературы.. 13 Приложение №1 Процентное отношение достижений воспитанников радиотехнического объединения. 14 Приложение №2 Результаты опроса обучающихся МБОУ ДОД «Станция юных техников» Володарского района г. Брянска «Каковы твои мотивы посещения объединения?». 15 Приложение №3 Результат опроса педагогов. 16
Введение Исследовательский проект как элемент творчества учащихся сегодня часто рассматривается как органичная составная часть современных педагогических технологий. Введение в педагогические технологии элементов исследовательской деятельности учащихся позволяет педагогу не только и не столько учить, сколько помогать ребенку учиться, направлять его познавательную деятельность. Ценность исследовательской деятельности в том, что она ориентирована на приобретение новых знаний обучающимися путем развития познавательной активности, мыслительных способностей и их творческое применение. Такого рода деятельность дает простор для творческой инициативы учащихся и педагога, подразумевает их дружеское сотрудничество, что создает положительную мотивацию ребенка к процессу обучения. «Я знаю, для чего мне надо то, что я познаю. Я знаю, как мне добыть эти знания. Я знаю, где и как эти знания применить». Эти слова вполне могут служить девизом для участников исследовательской деятельности. Школа сегодня не в состоянии вооружить молодого человека всеми достижениями современной науки. Масштаб их грандиозен, а темпы развития научных знаний - велики. В решении задач современного обучения немаловажную роль играет дополнительное образование. Основное предназначение дополнительного образования школьников – развитие мотивации личности к познанию и творчеству, реализация дополнительных программ и услуг. Приоритет интересов ребенка – главное в деятельности учреждений дополнительного образования. В различных формах внеурочной деятельности учащиеся получают ориентацию в истинно человеческих ценностях, общественно и лично значимых. Учреждение дополнительного образования предоставляет максимальные возможности для развития познавательного интереса школьников, так как располагает современной материально-технической базой, квалифицированными специалистами, творческой атмосферой. Организовать успешную работу учреждения дополнительного образования невозможно без изучения интересов и потребностей детей. Как показал анализ, ведущими мотивами в деятельности объединений являются: · удовлетворение интересов - 55%; · возможность выбрать будущую профессию -25%; · взаимодействие с товарищами, связанными одними интересами – 10%; · общение с руководителями – 6%; · желание провести свободное время - 4% (Приложение №2). Нами было проведено исследование сохранности контингента обучающихся радитехнического объединения.
Постоянный состав участников – свидетельство того, что у школьников формируется постоянный познавательный интерес. Для определения приоритета стимулов познавательных интересов нами было проведено анкетирование учащихся и педагогов дополнительного образования МБОУ ДОД «Станция юных техников». Количество учащихся, отметивших стимулы познавательного интереса в содержании и организации дополнительного образования.
Итак, в результате констатирующего эксперимента выявлено, что основная часть опрошенных учащихся объединений дополнительного образования в стимулировании познавательных интересов отмечают приоритет исследовательской работы. Также были опрошены педагоги дополнительного образования МБОУ ДОД «Станция юных техников» Володарского района г. Брянска с целью выявления числа педагогов, использующих технологию исследовательской деятельности в своей работе. Количество педагогов, использующих стимулы познавательного интереса в содержании и организации дополнительного образования.
Стимулы познавательного интереса |
Количество учителей | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
часто | Редко | никогда | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1. | Постановка проблемы. | 20 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2. | Практические работы. | 20 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3. | Экскурсии (походы). | 5 | 10 | 5 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4. | Самостоятельные работы. | 10 | 8 | 2 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5. | Занятия – исследования. | 4 | 1 | 14 |
Анализ проведённого исследования показал, что большинство педагогов дополнительного образования используют в основном как форм и методы активизации познавательных интересов практические работы и проблемные задания. Это можно объяснить тем, что большинство педагогов не владеют методикой организации и проведения исследовательской деятельности учащихся, направленной на всестороннее развитие личности.
Педагогам был задан вопрос: «В чем, по вашему мнению, заключается значение активизации познавательной деятельности в процессе занятий в объединениях дополнительного образования?» (Приложение №3).
Результаты анкетирования педагогов показали, что практически все они осознают значение активизации познавательного интереса в процессе организации дополнительного образования для успешного протекания образовательного процесса.
Для определения уровня познавательного интереса и уровня развития направлений и рейтинга популярности дополнительного образования детей проведено анкетирование родителей.
Проведя анализ ответов на вопросы анкеты, предложенной родителям, следует отметить, что большинство опрошенных родителей считают, что:
· дополнительное образование является важным средством развития познавательного интереса;
· познавательный интерес способствует интеллектуальному и творческому развитию личности школьника;
· устойчивый познавательный интерес способствует лучшему усвоению знаний, умений и навыков, ориентированных на конкретный профиль деятельности;
· только творчески работающий педагог может заинтересовать своих воспитанников.
Следовательно, можно сделать такой вывод: значимость учреждений дополнительного образования детей для развития личности ребенка очень высока, так как они обеспечивают образовательный процесс, ориентированный на развитие способностей, склонностей учащегося в личностно принятой учебной деятельности. Такая образовательная деятельность создает условия для осознанных действий учащихся, способствующих позитивному жизненному выбору. Процесс выбора связан с определением целей, умением проектировать деятельность, т.е. с развитием самостоятельности. Следовательно, дополнительное образование детей, создавая возможность выбора, может обеспечивать условия для успешного развития самостоятельности ребенка в учреждении дополнительного образования детей.
Актуальность работы
Развитие познавательного интереса является одной из актуальных проблем современного образования. Актуальность этой проблемы можно объяснить тем, что методика и практика обучения все больше стали обращаться к личности обучающегося.
Познавательный интерес – это особая избирательная направленность личности на познание и избирательный характер, выраженный в той или иной предметной области знаний. Проблема формирования познавательных интересов обучающихся – одна из важнейших задач и в основной школе, и в системе дополнительного образования. Как известно, стойкий познавательный интерес формируется при сочетании эмоционального и рационального в обучении. Формирование и развитие познавательных интересов – часть широкой проблемы воспитания всесторонне развитой личности. Если определить эту проблему более конкретно, то ее можно сформулировать так: должен быть путь, с помощью которого можно, добиваясь полноценного усвоения обучающимися образовательных программ, обеспечивать развитие их познавательных возможностей. Исследовательская деятельность предполагает навыки и умения целеполагания, определения предмета и средств, позволяющих осуществлять исследование. В связи с этим она особенно значима как средство развития познавательной активности учащихся.
Объект исследования: образовательный процесс в системе дополнительного образования, ориентированный на развитие исследовательской деятельности учащихся.
Предмет исследования: пути активизации познавательного интереса школьников в процессе овладения приёмами и методами исследовательской деятельности.
Цель исследования: на основе анализа современной психологической и методической литературы, изучения опыта педагогов дополнительного образования обосновать преимущества технологии исследовательской деятельности учащихся как средства развития познавательного интереса к творчеству.
Гипотеза: Мы полагаем, активизация познавательной деятельности учащихся в системе дополнительного образования будет успешной, если:
- будут учитываться наиболее важные с точки зрения учения индивидуальные и возрастные особенности обучающихся;
- будет реализовываться исследовательский подход в личностно- ориентированном обучении при использовании проектного метода обучения.
Не секрет, что сделать процесс обучения эффективным и радостным, а значит и повысить качество знаний можно лишь тогда, когда обучающийся и педагог как бы дополняют друг друга. Поэтому главной задачей своей деятельности мы считаем создание условий для того, чтобы ребенок активно и осознанно предпринимал действия к самостоятельному исследованию.
Задачи исследования:
1. Провести анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблемам активизации познавательной деятельности учащихся, а так же по проблемам применения технологии исследовательской деятельности учащихся в практике дополнительного образования.
2. Рассмотреть методы активизации познавательной деятельности учащихся в современном образовании.
3. Проанализировать как технологии исследовательской деятельности способствуют активизации познавательных интересов обучающихся на практике.
4. Сделать выводы по проведенным исследованиям о целесообразности использования технологии исследовательской деятельности с целью активизации познавательных интересов обучающихся.
Методы исследования: изучение и анализ методической литературы, наблюдение за учебной деятельностью обучающихся на занятиях радиотехнического объединения, анкетирование учащихся, обработка полученной информации.
База исследования: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Станция юных техников» Володарского района г. Брянска.
Сущность познавательного интереса. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся.
Интерес - активная познавательная направленность человека на тот или иной предмет или явление действительности связанного обычно с положительным эмоционально-окрашенным отношением к познанию объекта или к овладению той или иной деятельностью(6).
Интерес является одним из наиболее существенных стимулов приобретения знаний, расширения кругозора, познавательной активности человека, одним из важнейших условии творческого отношения к делу.
При наличии интереса знания усваиваются основательно, прочно, находят применение в жизни.
В среднем и старшем школьном возрасте начинают по-настоящему формироваться и быстро расширяться, углубляться познавательные интересы - стремление к знаниям, активное познавательное отношение к различным отраслям науки. Для подростков характерен интерес к технике, конструированию, техническому моделированию, возникает интерес к творческому труду(9).
Активизация учебно-познавательной деятельности учащихся теснейшим образом связана с формированием и развитием устойчивых познавательных интересов.
![]() |
![]() |
![]() |
5.00
из
|
Обсуждение в статье: Сущность познавательного интереса. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. |
Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓ |
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...
Система поиска информации
Мобильная версия сайта
Удобная навигация
Нет шокирующей рекламы