Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Глава 1. Теоретико-методологические основы проблемы



2020-02-03 205 Обсуждений (0)
Глава 1. Теоретико-методологические основы проблемы 0.00 из 5.00 0 оценок




ДИАГНОСТИКА СЕНСОРНО-ПЕРЦЕПТИВНОЙ СФЕРЫ ШКОЛЬНИКОВ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ

 

 

Майкова Анна Фёдоровна,

студентка 32 гр.

педагогического факультета

 

Научный руководитель:

Лауткина Светлана Владимировна

 

Витебск, 2010


СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

1. Теоретико-методологические основы проблемы сенсорно-перцептивной сферы школьников с интеллектуальной недостаточностью

1.1 Общая характеристика сенсорно-перцептивной сферы школьников с интеллектуальной недостаточностью

1.1.1 Ощущение как психический процесс. Общая характеристика, свойства, развитие в норме

1.1.2 Восприятие. Общая характеристика, физиологические основы, основные виды и свойства

1.2 Особенности сенсорно-перцептивной сферы школьников с интеллектуальной недостаточностью

2. Эмпирическое изучение восприятия в группе учащихся с интеллектуальной недостаточностью и нормальным развитием

2.1 Общая характеристика методик исследования. Характеристика групп испытуемых

2.2 Особенности зрительного и слухового восприятия школьников с интеллектуальной недостаточностью

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

ПРИЛОЖЕНИЕ А


ВВЕДЕНИЕ

Нас окружают люди, предметы, вокруг постоянно происходят события, мы участвуем в различных ситуациях. Это все то, что называется окружающим миром, или окружающей нас действительностью. Но часто ли мы задумываемся, насколько по-разному, по-особому каждый человек воспринимает одну и ту же ситуацию, одни и те же слова, явления природы, другого человека? Тем более дети с особенностями психофизического развития.

Человек познает окружающий мир через зрение, слух, обоняние, осязание и другие психическое процессы. Набор сформированных образов хранится в памяти, составляет часть индивидуального опыта человека. Социальная среда, общество предъявляют ребёнку с проблемами в развитии требования, касающиеся умения адекватного восприятия и понимания мира, людей, их деятельности. А у школьников с интеллектуальной недостаточностью сенсорно-перцептивная сфера недоразвита, запас образов и их словесных значений беден, представления и знания о предметах нечёткие, слабо дифференцированные. (Л.М. Шипицина, Т.Л. Лещинская, И.М. Соловьёв, Т.В. Варенова, , А.Р. Лурия, И.Ю. Левченко).

Выявление общих и специфических закономерностей развития сенсорно-перцептивной сферы таких школьников, учёт и анализ диагностических данных позволяет выстроить процесс обучения и воспитания оптимальным образом.[5]

Соответственно, возникает проблема своевременной диагностики уровня развития данной сферы у детей, выявление её качественного своеобразия и на основе этого – определение путей коррекции, что будет способствовать более успешному развитию личности ребенка в целом, а так же его социальной адаптации и интеграции в общество.

В существующих условиях данная проблема не была рассмотрена должным образом в научно-методической литературе. Несмотря на имеющиеся теоретические работы в этой области, наблюдается нехватка практических разработок, направленных на выявление уровня актуального и зоны ближайшего развития сенсорно-перцептивной сферы рассматриваемой категории детей.

Выбранная тема имеет большую социально-практическую значимость, т.к. данные об особенностях сенсорно-перцептивной сферы школьников с интеллектуальной недостаточностью являются фундаментом построения деятельности педагогов, обеспечивают разработку направлений коррекционной работы, обеспечение дифференцированного подхода к обучению и воспитанию данной категории детей. А сенсорно-перцептивная сфера, в свою очередь, является основой всей психической деятельности человека, уровень её развития влияет на формирование и развитие высших психический функций.

Цель исследования по данной теме — выявить уровень развития и особенности сенсорно-перцептивной сферы школьников с интеллектуальной недостаточностью.

Объект исследования — сенсорно-перцептивная сфера школьников с интеллектуальной недостаточностью.

Предмет исследования — особенности сенсорно-перцептивной сферы школьников с интеллектуальной недостаточностью.

В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи:

1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме особенностей сенсорно-перцептивной сферы школьников с интеллектуальной недостаточностью.

2. Подобрать комплекс диагностических методик для выявления уровня развития зрительного, слухового восприятия детей с интеллектуальой недостаточностью школьного возраста.

3. Провести эмпирическое исследование с целью выявления особенностей сенсорно-перцептивной сферы у школьников с интеллектуальной недостаточностью и у нормально развивающихся школьников.

4. Сопоставить особенности развития сенсорно-перцептивной сферы у школьников с различными нарушениями развития и у нормально развивающихся школьников.

Методы исследования:

· Изучение и анализ научной и практической литературы

· Констатирующий психологический эксперимент

· Метод математической статистики

[7, 16]

Таким образом, приведенные аргументы являются достаточным обоснованием актуальности выбранной тематики, что в комплексе с разработанной научно-теоретической основой (цель, предмет, объект исследования, методы исследования) позволит продолжать работу над практической реализацией поставленных задач.


Глава 1. Теоретико-методологические основы проблемы



2020-02-03 205 Обсуждений (0)
Глава 1. Теоретико-методологические основы проблемы 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Глава 1. Теоретико-методологические основы проблемы

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (205)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.089 сек.)