Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


II .3. Составление программы психологической помощи младшим школьникам в преодолении страха смерти



2020-02-04 160 Обсуждений (0)
II .3. Составление программы психологической помощи младшим школьникам в преодолении страха смерти 0.00 из 5.00 0 оценок




 

У большинства детей вопрос, что такое смерть, не возникает просто так. Иной разговор начинается, когда ребенок всерьез столкнется со смертью как с чем-то, обеспокоившим его. Тогда эта тема приобретает личную значимость и будит ум к размышлению и вопросам. Если ребенок становится невольным свидетелем чьих-то похорон, сам теряет кого-то из близких, видит смерть человека или животного, то он не может остаться равнодушным к этому, в силу своей эмоциональности и непосредственности. Тогда-то в ребенке и просыпается активный интерес к феномену смерти. Детские вопросы, особенно на подобную тему, нельзя игнорировать. Часто за ними стоит смятение и внезапно открывшееся непонимание. Главная задача родителей в разговоре на эту тему - успокоить ребенка и доступно объяснить непонятное. Впервые сталкиваясь со смертью, ребенок, как правило, испытывает беспокойство о своем благополучии и благополучии родных и близких. Когда малыш спрашивает, отчего умирают, то он хочет знать, как от этого можно защититься, а вовсе не стремится узнать подробности из медицинской энциклопедии. Дитя пытается понять, откуда ждать опасности. Осознание фатальности смерти будит в детской душе страх и чувство незащищенности.

Стоит ли инициировать разговор о смерти? Да, если заметно, что эта тема интересует и волнует ребенка, но по какой-то причине он не решается спросить о ней. Или в семье ребенка или его близких друзей произошла трагедия. В этом случае, кроме рассказа о смерти, необходимо объяснить, как себя вести в такой ситуации, поддержать и утешить, если потребуется. Вообще младший школьный возраст можно считать «родиной» страхов. Большая часть из того, что преследует человека во взрослой жизни, родилась именно в этот период детства. Переживание уязвимости перед лицом случая, какого-то конкретно или вообще, опасности, беспомощности как таковой, прочно закрепляется в душе. Ребенок, конечно, знает, что у него есть надежные защитники - родители. Но ведь теперь-то он понимает, что и они бессильны перед этой бедой.

Разные дети по-разному переживают «знакомство» со смертью. Одни реагируют ярко и эмоционально, другие - внешне равнодушны, третьи воображают себе невесть что и в результате пугаются собственных фантазий. Некоторые не придают этой теме особого значения и не нуждаются в разговоре, но есть и такие, кто долго и тяжело переживает, испытывает тревогу и беспокойство, многократно задает одни и те же вопросы и ждет поддержки. Конечно, можно попытаться «закрыть тему», не ответив на животрепещущий вопрос ребенка и незаметно сменив предмет разговора. Но не стоит думать, что игнорирование интереса и тревоги ребенка поможет ему отвлечься от проблемы, которая его беспокоит. Не встретив понимания со стороны взрослых, он перестанет задавать им вопросы, но вряд ли успокоится на этом. Особо пытливые натуры могут отважиться на собственное «исследование» и по неосведомленности подвергнуть опасности себя или товарища. Знание - главное оружие тревожных детей: чем лучше они знают явление, чем точнее могут предсказать последствия и чем больше способов защиты им известно, тем спокойнее и безопаснее они себя ощущают.

В беседе с ребенком о смерти прежде всего следует избегать неприятных описаний. Воображение у детей младшего школьного возраста очень активно развивается и в такой ситуации может сослужить плохую службу, напугав ребенка жуткой картинкой. Надо отметить, что буйное и неуправляемое воображение - возрастная норма для младшего школьника. Это свойство помогает ребенку в нелегком деле познания мира. Отвечая на вопросы, волнующие малыша, необходимо помнить, что все дети разные, и формулировать свой ответ родители должны, исходя из конкретных обстоятельств и особенностей характера ребенка. Если отпрыск по натуре – «сорви-голова», которому море по колено и горы по плечо, лучше выбирать для беседы достаточно жесткие формулировки. Если же ребенок боится всего на свете, то разговор с ним придется строить максимально осторожно, возможно даже стоит прибегнуть к полусказочной или религиозной версии.

В силу парадоксальности мышления ребенка она не вызовет логического отторжения и создаст своего рода зону безопасности. Но при этом обязательно следует объяснить правила поведения в угрожающей ситуации, рассказать, как нужно поступать ребенку, чтобы сохранить собственную жизнь.

Что же можно рассказать ребенку, если он вдруг проявил интерес к теме смерти? Смерть понимается большинством людей как безусловное зло, ведь это необратимое и разрушительное явление. Но кончина рано или поздно постигает каждого. Ребенку нужно объяснить это. Кроме того, ему следует рассказать, что происходит с человеком, когда он умирает: он перестает дышать и двигаться, его кладут в гроб и закапывают в землю. Но при этом взрослый должен обязательно успокоить ребенка, рассказав о том, что каждому человеку отмерено на жизнь достаточно много времени.

Поможет в разговоре и использование метафор. Можно сказать, что жизнь, как река, имеет начало и конец. А смерть можно уподобить устью, где река впадает в море. Здесь она прекращает свое существование в качестве реки, но не исчезает, а смешивает свои воды с водами моря. Однако метафоры - вещь опасная. Нередко дети понимают их буквально. Поэтому не стоит говорить ребенку, что человек «уснул» или «ушел». В этом случае у ребенка может появиться страх уснуть и не проснуться, а близкого человека ребенок будет отпускать от себя с тревогой, что тот не вернется.

Принципиально важно рассказать ребенку, что переживают люди, потерявшие близкого, объяснить, что смерть человека - это большое горе для его семьи. Дети должны знать, как вести себя в общении с такими людьми, чтобы не ранить лишний раз их чувства, проявить тактичность.

Не чуждые религии родители на примере смерти начинают знакомить ребенка с основными взглядами, существующими в исповедуемой вере. Причем, происходит это не только в семьях, придерживающихся строгих канонических правил, но и там, где просто не отрицают религию. Дети легко принимают информацию о том, что у человека есть душа, которая после смерти улетает на небо. Детям рассказывают, что на небе живет Бог и ангелы. Из-за особенностей детского восприятия, его конкретности, «небо» нередко в буквальном смысле становится домом Бога, а сам Бог - человекоподобным существом. Дети - закоренелые материалисты, и родителям придется приложить немало усилий, чтобы сформировать у них представление об эфемерности этих понятий.

Мамам и папам нужно быть готовыми к тому, что дети могут задавать много конкретных вопросов, но это нормально и обусловлено возрастными особенностями. Например, им может стать интересно, как выглядит Бог, почему, даже когда на небе ни облачка, мы не видим ни самого Бога, ни его жилища, ни ангелов, ни душ людей. Полноценная вера и, духовность - это способность взрослых людей, не стоит ожидать глубоких религиозных чувств от ребенка.

Родители понимают, что каждому ребенку знакомы чувство страха, чувство тревоги. Зато не всегда знают взрослые истоки этой тревоги. Часто родители спрашивают: "Почему наши дети растут такими боязливыми? Им нечего бояться". Родители должны знать, что порождает тревогу у детей и как можно с ней справиться.

Для взрослых трагедия смерти заключается в ее необратимости. Смерть вечна - она уносит с собою всякую надежду. Поэтому смерть непостижима: кто может представить себе, что перестанет существовать, растворится? Ведь наше внутреннее "я" состоит из воспоминаний и надежд, из прошлого и настоящего, и мы не можем увидеть себя без будущего.
Но если для взрослых смерть - загадка, то в глазах детей она прежде всего окутана глубокой тайной.

Ребенок, особенно младшего школьного возраста, не в состоянии понять, что смерть вечна, что даже его родители не могут вернуть к жизни умерших. Тщетность всех надежд ребенка перед лицом смерти - сильный удар для него. В его душе просыпаются неуверенность, сомнение в своих силах, тревога. Ребенок видит, что, несмотря на все его слезы и протесты, любимый щенок или милая его сердцу бабушка не возвращаются к нему. Он чувствует себя брошенным, нелюбимым. Его страх отражен во всем нам знакомом вопросе: "Папа, а ты будешь меня любить, когда умрешь?"
Некоторые родители стараются защитить ребенка от боли и горя при вести о смерти: если умирает любимая рыбка или черепаха, они тут же покупают новую, надеясь, что ребенок не заметит подмены. Если умирает кошка или собака, родители спешат купить горюющему сыну другую - покрасивее, подороже.

Какие выводы сделает из этого ребенок? Он подумает, что потеря любимого тобою существа - невелика потеря и что любовь недолговечна, а верность любви ничего не стоит.

Нельзя лишать ребенка права на страдание, на скорбь. Он может и должен почувствовать горечь утраты: она пробуждает в нем человечность, облагораживает его характер.

Основа семейных отношений заключается в следующем: дети делят с нами и радость, и горе, которые одинаково неизбежно встают на нашем пути. Если умирает кто-то из близких, а ребенку не говорят об этом ничего, он может замкнуться в себе, погрузиться в тревожное состояние, имени которому он не в силах найти. Иногда дети даже пытаются дать самостоятельное, весьма сбивчивое объяснение явлений и фактов. Они могут обвинить себя в чем угодно и чувствуют, что одинаково далеки как от умерших, так и от здравствующих членов своей семьи.
Прежде всего следует помочь ребенку осознать потерю. Пусть он выразит свое горе, свой страх, мрачные фантазии - словом, все свои чувства. Спокойствие и утешение приходят тогда, когда горе можно разделить с близким человеком. Родители должны помочь ребенку подыскать слова для выражения печальных чувств. Например, о смерти бабушки, к которой ребенок был привязан, можно сказать так:

- Тебе так недостает бабушки.

- Тебе так ее не хватает!

- Ты так ее любил.

- И она тоже любила тебя.

- Тебе хочется, чтобы она снова вернулась к нам.

- Ты жалеешь, что ее нет среди нас.

- Тебе жаль, что ее уже нет в живых.

- Трудно поверить, что она умерла.

- Трудно поверить, что ее уже нет с нами.

- Ты так хорошо ее помнишь.

Такие слова родителей показывают ребенку, что взрослые сочувствуют ему, понимают его страхи и фантазии. Может быть, ему захочется узнать, больно ли умирать, воскресают ли мертвые, умрет ли он сам и его родители. Ответы должны быть краткими и правдивыми: после смерти мы не испытываем никакой боли; умершие не воскресают; смерть старых людей - вещь естественная.

Говоря с детьми о смерти, лучше избегать эвфемизмов. Когда семилетней девочке сказали, что дедушка уснул вечным сном, она спросила, надел ли он, как всегда, пижаму. Кроме того, она боялась, что дедушка сердит на нее за то, что она перед "сном" не сказала ему "спокойной ночи" (8).

Когда семилетнему мальчику сказали, что "бабушка на небе, она стала ангелом", то он пожелал, чтобы все остальные члены семьи тоже умерли и стали ангелами (11).

Если ребенку сообщают о печальном событии просто и честно, с любовью глядя на него, обнимая его, он чувствует себя спокойнее. Этот подход гораздо действеннее, когда родители сами спокойно принимают жизненные горести как неизбежность. Ведь при любых обстоятельствах, имеющих важное значение для жизни семьи, поступки значат много больше слов.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Данная работа является результатом проведения большого объёма экспериментальной работы, направленной на изучение формирования восприятия смерти у младших школьников.

Традиционно тема смерти является запретной, предпочитают не говорить о ней, тем более с детьми, объясняя это тем, что человек еще не разобрался в собственном отношении к смерти. Если разговор все же неизбежен, стараются прибегать к эвфемизмам, говоря детям об умершем человеке «он нас оставил», «он живёт сейчас на небесах». Избегание этой темы с детьми мешает им выработать к ней реалистическое отношение. Только разобравшись в своем отношении к смерти человек способен правильно организовать собственную жизнь.

Целью исследования являлся анализ формирования типологических «образов смерти» у детей младшего школьного возраста.

В ходе экспериментальной работы нами было проведено исследование, в результате которого изучены факторы формирования «образов смерти» у учеников 2 класса школы №4, а также сами типологические образы понимания детьми смерти. Оказалось, что немногие дети могут дать понятие слову «смерть», и практически у всех школьников это слово вызывает страх.

После подведения итогов обследования детей из школы №4, стало ясно, что гипотеза исследования нашла свое подтверждение. Действительно, главным фактором формирования восприятия смерти у детей младшего школьного возраста, являются традиции семейного воспитания. Среди испытуемых младших школьников оказались дети с проблемами в восприятии смерти, эти же дети обладают замкнутостью характера и не находят понимания в семье.

Во второй главе работы предложена программа психологической помощи младшим школьникам в преодолении страха смерти. Эта программа может быть использована как школьными психологами, так и родителями школьников.

К сожалению, объем курсовой работы не позволяет провести более глубокое исследование формирования восприятия смерти у младших школьников. Но планируется заняться этими проблемами в дальнейшем.

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:



2020-02-04 160 Обсуждений (0)
II .3. Составление программы психологической помощи младшим школьникам в преодолении страха смерти 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: II .3. Составление программы психологической помощи младшим школьникам в преодолении страха смерти

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (160)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)