Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Понятие об управлении. Законы и принципы управления



2020-02-04 144 Обсуждений (0)
Понятие об управлении. Законы и принципы управления 0.00 из 5.00 0 оценок




Курсовой проект

по дисциплине: «Управление информационными потоками»

на тему: «Классификация и кодирование функций в системе управления предприятием»

 

  Выполнил: студент 4 курса, д/о
  Специальность 080502
  шифр: 907794
  Волкова В.А.
  Проверил: ст. преподаватель Голодяев Н.С.

 

Александров, 2010

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3

ГЛАВА 1. КЛАССИФИКАЦИЯ И КОДИРОВАНИЕ ФУНКЦИЙ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ............................................4

1.1. Понятие об управлении. Законы и принципы управления…………...4

1.2. Методы управления……………………………………………………...8

1.3. Основы декомпозиции системы управления.……………………....…14

1.4. Области деятельности (области управления)………………………..…17

1.5. Функции управления и их кодирование ……………………………....19

1.6. Объекты управления…………………………………………………….30

ГЛАВА 2. ПОКАЗАТЕЛИ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЭНЕРГОСИСТЕМЫ НА ГОД ВВОДА АСУ…………………………….…32

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..……36

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………..…37

 

ВВЕДЕНИЕ

Без применения автоматизации технологических процессов, или по-другому без внедрения системы АСУ ТП, не обходится ни одна отрасль производства. АСУ любого вида должна соответствовать требованиям стандарта, требованиям технического задания на ее создание или развитие, а также требованиям нормативно-технических документов, действующих в ведомстве заказчика АСУ.

В АСУ объектами управления являются технологические процессы, представляющие совокупность способов и средств проведения конкретных производственных операций по изготовлению промышленной продукции. В таких системах осуществляют контроль технологических параметров, определяющих режим и качество обработки, состояние механизмов и др. Задачей управления является оптимизация этих параметров. АСУ ТП характеризуется возможностью полного исключения человека, из контура управления.

Широкое внедрение АСУ — объективная необходимость, обусловленная усложнением задач управления, повышением объемов информации, которые необходимо перерабатывать в системе управления. Системы управления уже немыслимы без использования вычисли­тельной техники.

Информационное обеспечение АСУ должно быть совместимо с информационным обеспечением систем, взаимодействующих с ней, по содержанию, системе кодирования, методам адресования, форматам данных и форме представления информации, получаемой и выдаваемой АСУ.

Целью первой главы курсового проекта является рассмотрение функций управления предприятием, их классификацию и способы кодирования. Во второй главе необходимо рассчитать экономическую эффективность от автоматизации энергосистемы на предприятии.

ГЛАВА 1. КЛАССИФИКАЦИЯ И КОДИРОВАНИЕ ФУНКЦИЙ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ.

 

Понятие об управлении. Законы и принципы управления

Управление — это процесс сбора, обработки, передачи и предоставления информации о состоянии управляемого объекта; разработки вариантов управленческого решения; выбор наилучшего решения по зара­нее выработанным критериям его оптимальности; организация выпол­нения принятого решения для достижения поставленных целей; контроль исполнения и сбор информации о новом состоянии управляемого объекта.

Другое определение содержит характеристику основного средства ведения управленческого процесса:

Управление — это процесс движения информации: учетной по восходящей ветви (от объекта к субъекту управления) и руководящей по нисходящей ветви цикла управления (от субъекта к объекту управления).

Процесс управления следует рассматривать как цикл управленческих действий, проходящих определенные фазы (этапы), которые можно определить как:

1) сбор информации о состоянии управляемого объекта;

2) первичная обработка и передача информации от управляемого объекта (управляемой системы) к субъекту управления (в управляющую систему);

3) предоставление информации в удобном для восприятия виде должностным лицам и служащим в аппарате управления для первичного заключения о состоянии управляемого объекта;

4) заключение о разработке некоего решения, принимаемое для изменения каких-либо показателей (параметров) в управляемой системе либо руководителем определенного уровня, либо традиционно, по заве­денному порядку работ, либо как само собой разумеющееся исходя из по­жения дел на управляемом объекте;

5) разработка вариантов управленческого решения, в том числе и с оптимизационными расчетами и предварительными предложениями о выборе наилучшего из них, сделанных по известным или специально выработанным критериям оптимальности, с предварительным расчетом планового эффекта от реализации данного решения;

6) представление вариантов руководителю определенного уровнядля окончательного выбора и принятия управленческого решения для достижения поставленной цели;

7) организация выполнения принятого решения путем подготовки выпуска определенных руководящих документов — приказов, распоряжений, указаний (в том числе устных) и др.;

8) контроль исполнения принятого решения;

9) сбор информации о новом состоянии управляемого объекта после реализации принятого решения;

10) оценка эффективности принятого и реализованного решения;

11) анализ информации о новом состоянии управляемого объек­та — здесь заканчивается один управленческий цикл и начинается дру­гой с прохождением всех отмеченных стадий.

Таким образом, управление представляет собой непрерывный цикл действий управленческого персонала для достижения определенных це­лей и решения определенных задач. В числе этих целей и задач, если име­ется в виду управление крупным социально-производственным объектом (регионом, городом, поселком, предприятием), — регулирование соци­альных отношений, развитие производства, расширение и совершенство­вание сервисной сферы и др. Для производственных объектов, в частно­сти энергетических предприятий, главными целями и задачами управле­ния является успешная производственно-хозяйственная деятельность для получения прибыли.

Поскольку управление совершается в рыночной среде, не следует забывать об экономических законах рынка, оказывающих явное или неявное влияние на все производственно-хозяйственные процессы. Среди за­конов управления наиболее известны следующие.

Закон единства системы управления производством. Система долж­на быть построена таким образом, чтобы исключить или свести к мини­муму посторонние возмущающие воздействия на производственный про­цесс. Иными словами, один объект — один субъект управления.

Закон пропорциональности производства и управления. Этот закон имеет три аспекта: 1) пропорциональность и соотносительность отдель­ных частей производства; 2) пропорциональное построение системы управления в соответствии с установленными функциями и решаемыми задачами; 3) пропорциональность (адекватность) управляемой и управ­ляющей систем.

Закон оптимального соотношения централизации и децентрализа­ции управления. Центральный аппарат управления предприятием (заводоуправление), как и центральные органы власти в стране, не могут и не должны вмешиваться в детали производственного процесса, осуществ­лять мелочную опеку подчиненных подразделений. На местах управле­ние должно проводиться руководителями соответствующего уровня ком­петенции, т. е. децентрализовано.

Закон участия трудящихся в управлении производством. Сейчас та­кой стимул появляется в виде мотивации труда, т. е. при участии трудя­щихся в собственности, прибылях и управлении.

В той или иной степени воплощением названных законов управления в конкретные направления деятельности являются принципы управления, нуждающиеся сегодня в некотором переосмыслении для рыночной экономики.

1. Принцип единства политики и экономики означает, с одной сторо­ны, определение политических задач в развитии общества с учетом со­стояния экономики, а с другой - требование политического, законода­тельного обеспечения подъема и развития национальной экономики.

2. Принцип научности управления имеет три аспекта: 1) необходимость учета в управлении взаимосвязи природных и общественных явлений (первый закон диалектики); 2) обязательность применения на практике научных положений теории управления; 3) современные требования широкого применения в управлении экономико–математических методов и вычислительной техники.

3. Принцип демократического централизма означает необходимость полного учета местных условий при централизованной выработке решений, а также делегирование существенной доли полномочий нижестоящим органам управления: из заводоуправления — в цех, от руководств цеха — на участки, в бригады.

4. Принцип сочетания отраслевого и территориального управления так же, как и принцип демократического централизма, означает сегодня необходимость наряду с отраслевыми интересами в полной мере учиты­вать интересы регионов.

5. Принцип морального и материального стимулирования (мотива­ции) труда является проявлением закона непрерывного роста благосос­тояния трудящихся, а также выражением одного из законов управле­ния— участия в управлении трудящихся.

6. Принцип планового ведения хозяйства отражает необходимость следования одному из фундаментальных законов экономики — закону планомерного, пропорционального развития.

7. Принцип ответственности, означающий: создание четкой организационной структуры; тщательную разработку положений о подразделе­ниях в организационной структуре, положений о правах и обязанностях руководителей всех уровней, должностных инструкций на каждом рабо­чем, в том числе управленческом месте; установление точно определен­ной материальной (коммерческой) ответственности подразделений и должностных лиц за упущения в работе; разработку положений о премировании и премировании по совершенно четко определяемым и легко проверяемым показателям, и др.

8. Принцип правильного подбора и расстановки кадров, оптимальное кадровое обеспечение процессов производства и управления является непременным условием успешной производственно-хозяйственной деятельности.

9. Принцип экономичности и эффективности. Главным показателем положительных результатов производства и управления им является прибыльность управляемого объекта — предприятия, фирмы. Здесь также находит свое выражение один из основополагающих законов рыночной экономики — закон максимальной прибыли.

10. Принцип преемственности хозяйственных решений. Любое решение, принимаемое верхними эшелонами управления на предприятии (фирме), требует последующей расшифровки, детализации на других, бо­лее низких уровнях управления. Очевидно, если при этом преемственность нарушается, принятое решение не может быть выполнено достаточно хорошо, в полном объеме и в нужные сроки.

Другие из известных принципов управления, как правило, вытекают из названных. В частности, называется принцип системности, который состоит в непременном соблюдении цикличности управления с обязательным прохождением каждого этапа управленческого цикла.

Методы управления

Для управления производственно-экономическими системами выработан целый арсенал различных методов, которые применяются по отдельности или совместно, комплексно.

Методы управления образуют четыре группы:

1) организационно-распорядительные (или административно-распорядительные);

2) экономические;

3) социально-психологические;

4) социально-политические (идеологические).

Организационно-распорядительные методы — это управление с помощью приказов, распоряжений, указаний, не терпящих возражений и требующих неукоснительного выполнения. Одним из главных таких методов, дающий наибольший управленческий эффект, является подбор и расстановка кадров — производственных и управленческих.

Коллектив компетентных работников, единомышленников и в то же время специалистов каждый в своей области (по современной термино­логии — «команда») наилучшим образом может справиться со своими задачами. Таким людям не надо подробно объяснять и обосновывать то или иное решение руководителя: они все понимают, как говорится, с по­луслова, будучи объединенными общими целями.

Экономические методы управления во все времена давали наилуч­ший управляющий эффект, поскольку содержат самую главную мотива­цию в обществе с товарно-денежными отношениями — материальный стимул. Сегодня в числе этих методов можно назвать такие:

· оплата труда в соответствии с квалификацией работника; это заставляет стремиться к повышению квалификации, расширению и улучшению трудовых навыков, в том числе и в управлении. Главным достижением последних лет в этой области стала отмена ограничений в заработке. Сейчас каждый работник имеет право зарабатывать столько, сколько сможет. Одна из задач руководства — создать необходимые условия для возможности таких заработков;

· премирование за выполнение установленных производственных показателей, расширение зон обслуживания, улучшение качества работы;

· внутрипроизводственный коммерческий (бывший хозяйственный) расчет. Материальная (коммерческая) заинтересованность остается главным стимулом высокопродуктивного труда, необходимо только должным образом организовать на предприятии внутрипроизводственные коммерческие отношения;

· мотивация трудовой деятельности, состоящая в участии работников в собственности, прибылях и управлении.

Существуют и другие формы и разновидности экономических мето­дов управления: выдача льготных ссуд и кредитов; оплата социальных нужд работников; предоставление жилья — бесплатно или по льготным ценам; обеспечение медицинским и санаторным обслуживанием также по льготным ценам или бесплатно; оплата учебы самих работников и чле­нов их семей и т.д. (Эти формы нередко относят к социально-психологи­ческим методам управления, поскольку они экономически затрагивают социальную сферу жизни.)

Социально-психологические методы управления — методы, основан­ные на использовании социально-психологических факторов и направ­ленные на управление социально-психологическими процессами, проте­кающими в коллективе, для оказания необходимого воздействия в инте­ресах достижения поставленных целей.

К числу этих методов относится, например, социальная эстетика, производственный дизайн: хорошая, красивая обстановка в цехе, в отделе по наблюдениям специалистов снижает утомляемость, повышает производительность труда. Сюда же относится забота о социальных нуждах ра­ботников. Одним из наиболее важных факторов такого управления является создание в коллективе здорового, комфортного психологического климата. Здесь важно выявить так называемого «неформального лидера» и стараться привлечь его к процессам управления.

Социально-политические методы управления состоят в стимулировании качественного труда на основе политических, нравственных, рели­гиозных, патриотических убеждений работников.

Все перечисленные методы управления должны использоваться в комплексе, нежелательно, чтобы какие-то из них, даже экономические, преобладали. Из опыта развитых стран известно, что именно комплекс­ный подход, разумное использование этих методов в рациональном соче­тании дает наибольший управляющий эффект.

В отечественной науке разработан широкий спектр рекомендаций по применению методов управления. К сожалению, достижения науки у нас с большим трудом и опозданием находят дорогу в практическую деятель­ность. Современный экономист-менеджер (бывший инженер-экономист) должен быть хорошо оснащен передовой техникой управления для ус­пешной работы в любой отрасли народного хозяйства, в том числе и в то­пливно-энергетическом комплексе, на предприятиях любой формы соб­ственности.

Совершенствование управления во многом связано с тем, чтобы придать управляемой системе большую устойчивость за счет улучшения производственных отношений, резервирования, в чем-то ужесточения управленческих связей и т.п. Рыночная экономика особенно явно обна­жила неустойчивость, вероятностный характер производственно-хозяй­ственных явлений, и с этим необходимо считаться в полной мере.

Кроме того, все известные, проверенные наукой и прошлой хозяйственной (не всегда такой уж негативной) практикой, экономико-организа­ционные понятия, применимые при решении задач управления, сегодня необходимо уточнять и корректировать для нынешних, еще не вполне ус­тоявшихся рыночных отношений.

Совершенствование управления означает наилучшее выполнение всех управленческих действий и деловых процедур в указанном цикле управления, во всех его фазах. Следовательно, для этого необходимо обеспечить все условия, т. е. создать информационную систему как хоро­ший инструмент для управления в условиях рынка.

Если признать необходимость включать в процесс совершенствова­ния все фазы и стадии управленческого цикла, совершенствование управ­ления практически состоит в информатизации управления:

Информатизация управления это своевременное обеспечение всех звеньев управления достоверной информацией, необходимой и дос­таточной для подготовки, принятия и осуществления управленческого решения на любом уровне компетенции путем создания наиболее рациональной структуры управления, оптимизации движения информационных потоков, совершенствования систем управленческой документации и документооборота.

На практике, разумеется, в процессе управления далеко не всегда присутствуют все перечисленные выше стадии управленческого цикла. Здесь следует учитывать целый ряд обстоятельств и факторов, которые приведут к значительному сокращению как этих стадий, так и времени прохождения цикла. Это чрезвычайно важно в реальных производственных условиях, при оперативном управлении быстротекущими процессами, в экстремальных ситуациях, а также для оперативной реакции на изменение внешней экономической среды, на рыночную конъюнктуру. Однако отмеченное обстоятельство не только не отрицает необходимость изучения и совершенствования полного цикла управления для каждого управленческого действия, но и показывает его целесообразность и практическую эффективность. Действительно, в отмеченных экстре­мальных ситуациях только у небольшого числа талантливых и очень квалифицированных руководителей реакция будет адекватной наблю­даемому явлению и будет принято правильное, близкое к оптимальному решение. А в большинстве случаев решение принимается впопыхах «скоропалительно», и вряд ли будет не то, что оптимальным, а хотя бы приемлемым.

Следовательно, для принятия верного решения любой и каждый руководитель должен иметь своеобразную, оперативно и в удобном виде предоставляемую «шпаргалку», набор возможных наилучших решений, из которых он быстро выберет подходящее для данного конкретного слу­чая. Именно такие подсказки может дать информационная система, опе­ративно представляющая необходимую и достаточную управленческую информацию, обработанную по всем стадиям управленческого цикла с помощью современных средств в автоматизированных комплексах вы­числительной техники.

Критерием качества управления является его эффективность. Для эффективного управления требуется решать очень большое количество управленческих задач, стараясь ни одну из них не упустить из вида. Затем на основе достоверных сведений и с должной оперативностью принять необходимые решения, организовать и проконтролировать их осуществление. Само понятие эффективности хорошо известно и формулируется как достижение поставленных целей при минимуме затрат. Вероятно, для каждого конкретного предприятия эффективность — это наиболь­шая прибыльность. Однако не следует забывать, что любое предприятие действует в определенной экономической среде и его частная эффектив­ность в значительной мере зависит от эффективности всей экономики, всего хозяйственного комплекса страны.

Для общества в целом понятие эффективности, очевидно, состоит не только в производственном, но и в социальном эффекте. Определение социально-экономического эффекта как конечной цели управления государством, сегодня сформулировать очень нелегко. Пожалуй, самым бесспорным в качестве цели управления сейчас можно считать социально-экономическую стабильность, т.е.:

1. обеспечение социальной защищенности людей;

2. гарантированность их экономико-правового статуса со справедливой и своевремен­ной оплатой труда;

3. укрепление цивилизованных рыночных отношений под разумным государственным контролем;

4. поддержка и развитие тенденций к постепенному позитивному изменению (реструктуризации) и росту экономики.

Можно попытаться дать такое определение эффективному управле­нию при достижении поставленных целей.

Эффективное управление производственно-хозяйственной деятельностью- это обеспечение социально-экономической стабильности при

разумном государственном регулировании и организационно-правовом обеспечении рыночных отношений, при всесторонней поддержке любых позитивных тенденций к развитию экономики независимо от форм собственности, осуществляемое с наименьшими материальными, трудовыми и финансовыми затратами.

Чтобы разобраться во всем сложном комплексе управленческих задач на любом производственном объекте, следует тщательно изучить всю систему управления. Одним из наиболее эффективных способов такого изучения является умозрительное расчленение этой системы на состав­ные части, выделенные по определенным признакам, т. е. следует провес­ти декомпозицию системы управления.



2020-02-04 144 Обсуждений (0)
Понятие об управлении. Законы и принципы управления 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Понятие об управлении. Законы и принципы управления

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (144)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)