Функции управления и их кодирование
Функция управления — это особый вид работ, однородных по своему назначению и обеспечивающих функционирование системы управления, выполнение всех этапов управленческого цикла подготовки, принятия и осуществления управляющего решения для достижения поставленной цели, а именно: 1) руководство работами во всех фазах цикла; 2) организацию информации, циркулирующей по всему циклу; 3) учет, т. е. сбор сведений о состоянии управляемого объекта; 4) анализ учетной информации как одно из условий подготовки управленческого решения; 5) нормирование различных показателей, выработка их эталонных значений для сравнения при анализе и для последующего планирования, а также отбор критериев для выбора оптимального управленческого решения; 6) планирование как акт реализации принятого решения, включая организацию его выполнения; 7) контроль исполнения и регулирование процесса осуществления управленческого решения — завершение одного цикла управления и начало другого; 8) учет, т.е. сбор сведений о новом состоянии управляемого объекта после осуществления управленческого решения и т.д. Перечень функций управления по-разному формируется в различных руководящих документах и в работах специалистов. Если рассмотреть «максимальный вариант» такого перечня, получим следующий классифицированный состав известных функций управления: организация, учет, анализ, нормирование, планирование, контроль, регулирование. Функция «организация» употребляется в качестве широкого, емкого термина, относящегося ко всей управленческой, распорядительной деятельности. Организация включает подфункции: · руководство, осуществляемое административно-распорядительными, социально-психологическими, социально-политическими (идеологическими) и преимущественно экономическими методами; · организация взаимоотношений в процессах производства и управления, т. е. в управляемой, управляющей системах и при взаимодействии между людьми, имея в виду их экономическую заинтересованность в наиболее эффективном совместном труде; · организация информации во всех фазах и на всех промежуточных стадиях единого цикла управления при подготовке, принятии и осуществлении управленческого решения. Учет представляет собой сбор информации о состоянии управляемого объекта и управляющей системы в их разных подразделениях на различных стадиях производственных и информационных процессов для целей управления во всех фазах управленческого цикла. Существуют следующие виды учета: o оперативный учет, т. е. сбор информации на оперативный момент времени, который в разных отраслях определяется по-разному— от мгновения (долей секунды) до суток; o статистический учет и отчетность, которые точнее следует определить как текущие, поскольку они призваны отражать состояние всей системы в текущий момент, границы которого также определяются по-разному — от суток или месяца, но всегда до года; существенным обстоятельством этой подфункции управления является наличие заявленной в названии отчетности, т.е. статистической (текущей) информации, почти всегда документированной; o бухгалтерский учет, который вместе с бухгалтерским анализом хозяйственной деятельности образует комплекс управленческих работ, выполняемых по устоявшейся и хорошо отработанной методике. Анализ представляет собой расчленение исследуемого объекта, предмета или явления на составные части, изучение этих частей и сравнение с эталонами, нормативами для определения направлений совершенствования изучаемого объекта; обычно проводится (или должен проводиться) по технико-технологическим и экономико-организационным критериям во всех производственных и управленческих подразделениях в основном для выработки управленческого решения. Нормированием называют процесс определения какой-либо нормы (лат. norma — руководящее начало, правило, образец), представляющей собой узаконенное установление, признанный обязательным порядок. В производственно-хозяйственной деятельности под нормированием понимают научно-техническое обоснование расхода какого-либо ресурса (сырья, материалов, энергии, трудозатрат, финансов и т.п.) для производства единицы продукции или работы, в том числе и работ управления. Словесное определение нормы в различных руководящих материалах и в специальной литературе трактуется по-разному, в довольно большом диапазоне понимания этого термина. Можно предложить одно из таких определений, отражающее наиболее существенные свойства этого понятия. Норма производственно-хозяйственных затрат — это установление плановой меры, научно и технически обоснованного количества потребляемого ресурса определенного вида (сырья, материалов, энергии, труда, денег и др.), необходимого и достаточного для выпуска единицы определенной продукции или выполнения работы установленного качества в реальных организационно-технических условиях производства. В энергетике это общее определение конкретизируется: норма расхода энергетических ресурсов — необходимое и достаточное, технически и экономически обоснованное количество энергии для производства единицы продукции (работы, услуги) в реальных условиях энергетического или промышленного производства. В практике хозяйствования наряду с понятием нормы широко используется термин «норматив», причем нередко оба этих понятия получают один и тот же смысл. Однако в ряде случаев, например, при производственном нормировании энергетических ресурсов, эти понятия строго разграничиваются, являясь дополнением одного другим. Тогда представляется целесообразным дать более четкое определение нормативу для его последующего использования, не путая с понятием нормы. Норматив — количество ресурса, теоретически необходимого для выпуска единицы продукции или выполнения работы установленного качества, установленное научно-техническими расчетами без учета реальных организационно-технических условий производства; норматив всегда меньше нормы на величину неизбежных потерь (непредусмотренных затрат), возникающих вследствие эксплуатационных и режимных отклонений от запланированного хода технологических или производственно-хозяйственных процессов. С учетом данных определений и пояснений следует сформулировать понятие нормирования как функции управления. Нормирование — это процесс установления плановой меры, величины, численного значения или каких-либо других количественных или качественных показателей с разработкой соответствующего норматива или нормы; в практике производственно-хозяйственной деятельности в зависимости от времени применения норм различаются следующие виды нормирования: 1. текущее — разработка соответствующих норм на текущий, плановый период (обычно — на плановый год, иногда с разбивкой по кварталам и даже месяцам); 2. перспективное — разработка норм и нормативов на перспективу, в качестве которой принимаются сроки, большие, чем год. Не следует классифицировать нормирование по видам норм, как это иногда делается в некоторых исследованиях, поскольку в данном случае, рассматривая нормирование как функцию управления, отмечаются лишь его временные градации и не имеет никакого значения деление норм по их назначению, степени агрегации, способу разработки и т.п. Планирование — это целенаправленная деятельность государства (как его центрального аппарата, так и местных, региональных администраций) по определению на ближнюю и дальнюю перспективу объемов, пропорций и темпов общественного воспроизводства во всех (государственных и негосударственных) секторах экономики при реализации экономических, социальных и научно-технических задач. Планирование, отталкиваясь от этих глобальных задач в экономике страны, должно вестись тем детальней, чем меньше производственно-хозяйственный объект. Так, на уровне региона объемы, пропорции и темпы воспроизводства требуют достаточно подробной расшифровки и привязки к отраслям и даже к конкретным предприятиям. А на предприятиях план — руководящий документ всей деятельности, разумеется, без его догматической абсолютизации и при необходимой гибкости, мобильности и маневренности в условиях изменчивой рыночной конъюнктуры. Именно с таких позиций следует рассматривать планирование как одну из важнейших функций управления. С учетом традиций отечественной экономики для любого производственного объекта можно дать следующее определение: планирование — разработка программы (программирование) будущих действий в любой области деятельности с составлением программных документов — планов. По видам, определяемым плановыми сроками, различают планирование: · оперативное — на оперативный момент времени (мгновение, час, сутки); · текущее — на текущий, плановый период; обычно на год с разбивкой по кварталам и месяцам, и после каждого квартала (месяца) годовая плановая программа должна уточняться, корректироваться с учетом новой (рыночной) ситуации; · перспективное — на плановую перспективу, т. е. 5, обычно предполагает уточнение текущих плановых программ по прошествии каждого из текущих периодов (года); · долгосрочное — на период 10—15 лет, обычно с разбивкой на меньшие перспективные сроки, с корректировкой последующих программ по прошествии одного из этих сроков; · прогнозирование — за пределами долгосрочного планирования, до 30 лет и более; для экономико-социальных прогнозов используются специальные прогностические методы (из арсенала науки прогностики) с применением теории вероятности и потому в условиях рынка годные и для других, краткосрочных видов планирования. Контроль и регулирование являются двумя самостоятельными функциями, однако рассмотрение их по отдельности нецелесообразно, поскольку «контроль ради контроля» беспредметен, а регулирование возможно лишь после необходимого контроля соответствующих параметров. Контроль и регулирование — две тесно взаимосвязанные функции, причем контроль необходим только в целях регулирования выявленных отклонений от нормального (нормированного) хода производственно-хозяйственной деятельности, которые всегда могут иметь место в жизни. По периодам их осуществления они различаются как: 1. оперативные — на оперативный момент времени, что особенно важно для непрерывных быстропротекающих процессов, например при электроснабжении потребителей; 2. текущие — в текущий, плановый период, т.е. в течение года или в любой период, больший, чем оперативный. Из рассмотрения каждой отдельной функции управления видно, что они вместе со своими подфункциями играют важнейшую роль в управлении социальной и производственно-хозяйственной жизнью страны, региона, города, предприятия, организации, учреждения. Для каждого конкретного случая их перечень может приниматься по соображениям целесообразности, наибольшей значимости той или иной функции и подфункции, а также исходя из требований оптимального кодирования. Для энергетических систем принят следующий перечень: 0. Общее управление (организация). 1. Перспективное планирование. 2. Текущее технико-экономическое планирование. 3. Оперативное планирование. 4. Оперативное управление, контроль и регулирование. 5. Оперативный учет. 6- Бухгалтерский и статистический учет и отчетность. 7. Анализ деятельности. 8. Нормирование. Все эти функции в хозяйственной практике и при декомпозиции системы управления прилагаются (проецируются) на другие координатные оси, прежде всего на области деятельности и объекты управления. Применение вычислительной техники в процессе управления предъявляет определенные требования к информации, в частности необходимость ее обязательного кодирования. Кодирование — процесс перевода информации, выраженной в одной системе знаков, в другую, т. е. переход от обычной записи информации к записи с помощью шифров. Шифр — условное отображение информационного понятия (позиции). Шифр характеризует одно понятие или одну позицию множества с помощью символов (букв или цифр). Правила шифровки элементов множества устанавливаются системой кодирования. При использовании ЭВМ все записи должны быть представлены системой кодов и шифров. Цель кодирования — представление информации в форме, удобной для восприятия техническими устройствами ЭВМ, обеспечивающей удобство ее поиска, сортировки и упорядочения. Иными словами, кодирование основано на упорядочении информации, используемой в системе управления путем классификации. Под классификацией понимается условное расчленение множества элементов информации на подмножества на основании сходства или различия по какому-то признаку. Для кодирования информации в системе управления применяются в основном три принципа: порядковый, иерархический и матричный. По структуре коды бывают простые и сложные (фасетные). · Порядковый код — порядковый номер кодируемого вида информации в общем списке. · Иерархический код — код, предусматривающий группировку по видам или классам информации с четко заданной очередностью потока. При иерархической системе кодирования информацию несет не только сам код, но и место расположения каждой значащей цифры кода. Достоинство такого кодирования— простота поиска и удобство использования, недостаток — большая, чем в порядковом коде, длина кода. · Матричный код—код, применяемый к номенклатурам, характеризующимся двумя признаками, из которых один располагается по вертикали, а другой- по горизонтали. На пересечении граф и строк таблицы образуется нужный шифр. Такая система применяется обычно при шифровке единиц измерения, типоразмеров оборудования, классификации подсистем задач автоматизированных систем управления. · Сложный или фасетный код — код, при котором каждой группе кодируемой информации отводится серия номеров, в рамках которой может быть применен порядковый, иерархический или матричный код. Весь код состоит из таких серий. · Простой код — код, в котором применяется одна система кодирования. Наиболее проста порядковая система кодирования, при которой коды присваиваются в порядке возрастания без какого-либо приоритета. Недостатками являются отсутствие резерва и невозможность включения дополнительной информации, преимуществами — простота кодирования и минимальная длина кода. Классификатор — документально оформленный систематизированный свод наименований и кодов определенного множества показателей, объединяемых по некоторым общим признакам. Признак сходства или различия, положенный в основу классификации элементов множества, называется основанием классификации. В энергосистемах внедрены общероссийские, отраслевые и локальные классификаторы. Всего в энергетике эксплуатируется более 300 классификаторов различных категорий. Из общероссийских классификаторов различных категорий используются такие, как Система обозначений единиц измерения, Система обозначения органов государственного управления, Система обозначения объектов административно-территориального деления и др. В настоящее время эксплуатируется более 20 отраслевых классификаторов, из которых наибольшее применение нашли Отраслевой классификатор предприятий и организаций, Классификатор подсистем и задач АСУ, Отраслевая система классификации и кодирования энергетического оборудования, Отраслевой классификатор технико-экономических показателей, а также более 210 локальных классификаторов. Классификатор подсистем и задач АСУ. Внедрение классификатора подсистем и задач позволяет установить взаимосвязь комплексов задач в системе управления всеми объектами отрасли. Классификатор обеспечивает системный подход к разработкам отдельных комплексов задач АСУ и возможность построения информационной функциональной и экономико-организационной моделей. В качестве признаков систематизации было использовано расчленение информации по функциям управляющей системы. Функции управляющей системы включают, с одной стороны, планирование, учет, оперативное управление и т.д., с другой — основное производство, ремонт, обеспечение трудовыми ресурсами, материалами, развитие энергосистемы и т. д. Наличие обоих признаков обязательно и его легко установить, анализируя любую конкретную операцию управления. Операция управления единична. Устойчивая область управляющей деятельности, охватывающая множество операций, называется функцией управления. Таким образом, каждую элементарную функцию можно определить как пересечение двух независимых признаков, образующихся на пересечении осей матрицы. По одной оси откладываются подсистемы по сферам, направлениям и участкам деятельности (функции — F -подсистемы), по другой — по фазам и периодам управления (области — S -подсистемы). По горизонтали матрицы расположены девять S-подсистем первого ранга в соответствии с фазами и периодами управления: нормирование; перспективное долгосрочное планирование, перспективное среднесрочное планирование, текущее планирование, оперативное планирование, оперативный контроль и регулирование, оперативный учет и анализ, статистический учет и анализ, бухгалтерский учет и анализ. По вертикали матрицы расположены девять F-подсистем первого порядка по сферам деятельности: производство, распределение и реализация энергии; подрядное строительство; производство и сбыт промышленной продукции; экономическая деятельность; научно-технический прогресс; материально-техническое снабжение, комплектация и транспорт, финансовая деятельность, труд и кадры, общее управление. Подсистемы S первого ранга разбиты на подсистемы второго ранга, подсистемы второго ранга — на подсистемы третьего ранга. Графически матричный классификатор (табл.1) представляет собой матрицу, наименьший элемент которой соответствует элементарной функции, или FS-подсистеме. Например, на пересечении сторон «Труд и кадры» и столбца «Текущее планирование» находится элементарная функция «Текущее планирование труда и кадров». В соответствии со структурой классификатора подсистема кодируется 4-разрядным (5-разрядным) кодом, задачи — 6-разрядным (7-разрядным). Признак уровня управления ставится тогда, когда одна и та же задача решается и на уровне министерства, и на уровне предприятия. Если рассматривается один уровень например, министерство, то признак уровня управления не ставится. Классификатор подсистем и задач позволяет осуществлять следующее: 1) унифицировать и вводить единую систему кодирования всей информации (документов и показателей) на всех уровнях — от министерства до предприятий; 2) использовать единую методологическую основу при разработке проектных решений при внедрении ЭВМ в управление; 3) осуществлять функциональное и системотехническое единство проектируемых систем как на разных иерархических уровнях, так и на одном уровне управления; 4) типизировать все проектные решения и постановки задач для всех предприятий министерства; 5) построить организационно-функциональную модель системы управления. Объекты управления. Понятие «объект управления» может относиться к таким разнокачественным явлениям, что практически в каждом конкретном случае требуется уточнять, какого именно рода объект имеется в виду. Поэтому целесообразно дать развернутое определение. Объект управления - это квалификационное понятие, которое может относиться к: 1) управляемой системе в целом (как антитеза «субъекту управления» - управляющей системы); 2) структурному подразделению крупного объекта управления (региона, города) - предприятию, организации, учреждению независимо от ведомственной принадлежности и формы собственности; 3)производственному или управленческому подразделению предприятия и организаций - бюро, сектору, отделу, службе и т.п.; 4) виду продукции, работ и услуг или предметов эксплуатации (средств и предметов труда) - основным и оборотным производственным и непроизводственным фондам, сырью, материалам и т.п.; 5) характеристикам (свойствам) предметов (элементов) классификации - форме собственности, назначению, возрасту и др.; 6) человеку, если люди являются предметами классификации, как работнику в сфере производства и как жителю города, нуждающегося в разного вида обслуживании, социальной защите и пр., в непроизводственной сфере; 7) любому показателю как единице информации в процессе управления (в управленческом цикле). Очевидно, что каждый комплекс управленческих задач в матрице может относиться к любому структурному подразделению или к любому другому объекту в сфере управления.
ГЛАВА 2. ПОКАЗАТЕЛИ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЭНЕРГОСИСТЕМЫ НА ГОД ВВОДА АСУ. Таблица 2.
1. Годовой объем реализуемой продукции после внедрения АСУП: А2 = А1 + Аэ · αр = 390000 + 360000 · 0,004556 = 391640,16 тыс. руб., где αр – расчетный коэффициент, определяющий долю участия АСУП в формировании ежегодного прироста товарной продукции по электроэнергии, αр = 0,004 – 0,006. Меньшее значение соответствует энергосистеме большей мощности. 2. Годовая экономия, связанная с формированием прибыли, после внедрения АСУП: Э1 = m1 (А2 – А1) / А1 = 145000 · (391640,16 – 390000) / 390000 = 609,8 тыс. руб., где m1 = А1 – С1 = 390000 – 245000 = 145000 тыс. руб. Расчет себестоимости годового выпуска продукции после внедрения АСУП. 3. Экономия затрат за счет оптимального распределения нагрузок между электростанциями: ∆Стэ = Стэ · (βт' + βт'') = 120000 · (0,003 + 0,002) = 600 тыс. руб., где βэ' – коэффициент, характеризующий сокращение потерь в магистральных сетях за счет оптимизации режима работы по напряжению и реактивной мощности; βэ' = 0,02 – 0,5 принимается в зависимости от объема внедрения программ оптимизации схем магистральных сетей и от периода расчетов, в расчете принимается 0,02; βт' – коэффициент, характеризующий сокращение расхода топлива за счет оптимизации распределения активных нагрузок между электростанциями (βт' = 0,003); βт'' – коэффициент, характеризующий сокращение расхода топлива за счет улучшения эксплуатации ТЭС и оптимизации распределения нагрузок между агрегатами ТЭС (βт'' = 0,002). 4. Экономия затрат от дополнительной выработки ГЭС: ∆Стг = Wгэс · Вэ · Ц · βгэс = 2600 · 103 · 0,350 · 1,6 · 0,004 = 5824 тыс. руб., где Wгэс – предполагаемая выработка ГЭС в расчетном году; Вэ – удельный расход условного топлива на производство электрической энергии, Вэ = 350 г/кВт·ч; Ц – цена условного топлива; βгэс – коэффициент, учитывающий дополнительную выработку ГЭС за счет оптимизации режимов сработки водохранилищ ГЭС (βгэс = 0,004). 5. Экономия затрат от сокращения потерь в сетях. ∆Спс = ∆Wcм · βэ' · Ц · Вэ + ∆Wcp · βэ'' · Ц · Вэ = 2400 · 103 · 0,0289 · 1,6 · 0,350 = 38841,16 тыс. руб., где βэ' – коэффициент, характеризующий сокращение потерь в магистральных и распределительных сетях за счет оптимизации режима работы по напряжению и реактивной мощности; βэ' = 0,02 – 0,5 принимается в зависимости от объема внедрения программ оптимизации схем магистральных и распределительных сетей и от периода расчетов, в расчете принимается 0,0289. 6. Экономия затрат по статье «Топливо на технологические цели». ∆Ст = ∆Стэ + ∆Сгэс + ∆Спс = 600 + 5824 + 38841,6 = 45265,6 тыс. руб./год. 7. Экономия затрат на текущий ремонт оборудования ∆Стр·αтр=6700·0,01=67 тыс. руб., где ∆Стр – затраты на текущий ремонт, выполняемый хозяйственным способом в год внедрения без учета АСУ; αтр – коэффициент, характеризующий снижение затрат на текущий ремонт (благодаря увеличению межремонтных сроков, применению сетевого планирования и т.д.), αтр = 0,01. 8. Экономия затрат на капитальный ремонт. ∆Скр=Скр·αкр=3000·0,01=30 тыс. руб., Где Скр – затраты на капитальный ремонт в год внедрения без учета влияния ЭВМ; αкр – коэффициент, характеризующий снижение затрат на капитальный ремонт за счет внедрения сетевых графиков, более точного прогнозирования и т.д. (αкр = 0,01). 9. Себестоимость годового выпуска реализуемой продукции после внедрения АСУП СА=С1-∆Ст-∆Стр-∆Скр-Цз+САСУ=245000-45265,6-67-30-5000+980=195617,4 тыс. руб. 10. Годовая экономия, связанная с формированием себестоимости после внедрения АСУ ЭС=(С1/А1-СА/А2)А2=(245000/390000-195617,4 /391640,16)·391640,16 = =50129,94 тыс. руб. 11. Годовая экономия после внедрения АСУП Эгод=ЭС+Э1=50129,94+609,8=50739,74 тыс. руб. 12. Годовой экономический эффект после внедрения АСУП Э=Эгод-Ен·КДА=50739,74 - 0,33·24600=42621,74 тыс. руб. 13. Срок окупаемости затрат на создание АСУП Т=КДА/Эгод=24600/50739,74=0,48 года < 1.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ Таким образом, необходимо подчеркнуть важность существования АСУ. Создание АСУ – это не только и не столько решение задач на ЭВМ, это внедрение принципиально нового подхода к совершенствованию системы управления предприятием. В результате использования ЭВМ меняется роль человека в системе управления. Если инженерно-технический персонал при ручной обработке информации основное время тратил на составление отчетов, проведение расчетов, то в условиях АСУ это выполняет ЭВМ, а за человеком остаются принятие, контроль и реализация решений. Это принципиально меняет место и функции человека в системе управления предприятием. Следует учитывать, что АСУ является человеко-машинной системой, в которой на первом месте должны стоять интересы людей. Можно создать хорошую модель, эффектный алгоритм, написать и отладить программу, организовать сбор и обработку информации. Но если при разработке не будет учтен человеческий фактор, т.е. интересы людей, работающих в системе управления, трудно ожидать успешной эксплуатации системы. Во взаимодействии человека и ЭВМ предпочтении должно отдаваться человеку. Трудности, если они возникают, должны решаться за счет усложнения работы ЭВМ.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: 1. Карагодова Е.А., Ляшенко И.Н., Хенер В. Автоматизированные системы управления предприятиями: Учеб. пособие для вузов. – Киев: Вища школа. Головное изд-во, 1982. – 236 с. 2. Самсонов В.С. автоматизированные системы управления в энергетике: Учеб. для спец. «Экономика и управление в отраслях топливно-энергетического комплекса». – М.: Высш. шк., 1990. 208 с.: ил. 3. Экономика предприятий энергетического комплекса: Учеб. для вузов/В.С. Самсонов, М.А. Вяткин. – 2-е изд. – М.: Высш. шк., 2003. – 416 с.: ил.
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (150)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |