Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Необходимость государственного регулирования                                       экономики



2020-02-03 311 Обсуждений (0)
Необходимость государственного регулирования                                       экономики 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Как показывает исторический опыт, государство всегда играло опред-лённую роль в экономике. Его основными функциями, включая период функци-онирования экономики свободной конкуренции, были: защита национального суверенитета, защита прав собственности, законности и правопорядка. Госу-дарство выполняло и функцию регулирования денежного обращения, внешней торговли. Микро- и макроэкономические задачи развития данной экономи-ческой системы решались посредством функционирования рынка как системы отношений между продавцами и покупателями. Конъюктура рынка, изменение цен в результате колебания спроса предложения обеспечивали реализацию информационной, перераспределительной и стимулирующей функции рынка.

Развитие и усложнение процессов, характеризующих рыночную эконо-мику, усиление зависимости использования индивидуальных капиталов от общих условий функционирования совокупного капитала обусловили необхо-димость определения “правил игры” для участников хозяйственной деятель-ности, сформулированных и закреплённых в виде законодательных актов и обеспечивающих внешнюю среду для функционирования субъектов рынка. Получила развитие соответствующая новому уровню рыночных отношений ин-ституционная система, охватывающая обеспечение прав собственности, их передачу, политические, юридические и экономические механизмы принятия решений.

Усиливающаяся разрушительная сила экономических кризисов, охваты-вающих множество стран, что придаёт им характер мировых, всё больше стави-ла под сомнение утверждения представителей классической экономиической теории, созданной ещё на этапе становления капитализма, о возможности рын-ка осуществлять полную саморегуляцию экономических процессов на основе конкуренции, эластичности цен, доходов и занятости.

В работе А.Смита “Исследование о природе и причинах богатства наро-дов”, говорится, что “свободная игра рыночных сил” (принцип “laissez faire”) создаёт гармоничное устройство.

Согласно А. Смиту, рыночная система способна к саморегулированию, в основе которого лежит личный интерес, связанный со стремлением к прибыли. Он выступает как главная побудительная сила экономического развития. Одной из идей учения А.Смита была идея о том, что экономика будет функциониро-вать эффективнее, если исключить её регулирование государством. А. Смит считал, что, поскольку главным регулятором выступает рынок, следовательно, рынку должна быть предоставлена полная свобода.

При этом последователи А.Смита, которых относят к так называемой классической школе, исходили из тезиса о необходимости выполнения госу-дарством традиционных функций, понимая, что есть сферы, которые находятся вне пределов досягаемости рыночного конкурентного механизма. Это прежде всего касается так называемых общественных товаров, т.е. товаров и услуг, ко-торые потребляются коллективно (национальная оборона, образование, транс-портная система, здравоохранение и т.д.). Очевидно, что государство должно брать на себя заботу об их производстве и организовывать совместную оплату гражданами этой продукции.  

К числу проблем, которые не решает рыночный конкурентный механизм, относятся внешние, или побочные эффекты. Механизм рынка часто не реагиру-ет на явления, которые стали настоящей бедой для человечества. Внешние, или побочные, эффекты можно регулировать, опираясь на прямой контроль государства, т.е. государство должно оценивать возникающие проблемы с точки зрения общественных перспектив.  

Экономическая практика подтвердила, что существуют ситуации, так на-зываемое фиаско рынка, когда рыночная координация не обеспечивает эффек-тивного использования ресурсов. Фиаско рынка проявляется не только в ситу-ациях связанных с внешними эффектами и общественными благами. Важней-шая причина – это свойственная рынку тенденция к монополизации. В этих условиях для обеспечения конкуренции, как условия наиболее полного выяв-ления регулирующих функций рынка, стали жизненно необходимыми выработка антимонопольного законодательства и его применение государст-вом.

      Кроме того, вне рыночного регулирования находятся проблемы спра-ведливости и равенства. Рыночное распределение, справедливое с точки зрения законов рынка, приводит к неравенству доходов и социальной незащищен-ности. При этом следует иметь ввиду, что когда рыночное распределение не устраивает большинство населения, это чревато серьёзными социальными кон-фликтами.  

      Реалии экономической жизни убедительно доказали, что рынок на осно-ве присущего ему механизма функционирования не способен обеспечить авто-матическую саморегуляцию. Необходимость в связи с этим возрастания регу-лирующей роли государства была положена в основу кейнсианской экономии-ческой теории.

Теорию Кейнса можно назвать “кризисной”, так как он рассматривает экономику в состоянии депрессии. По его теории, государство должно активно вмешиваться в экономику по причине отсутствия у свободного рынка механиз-мов, которые по-настоящему обеспечивали бы выход экономики из кризиса. Кейнс считал, что государство должно воздействовать на рынок в целях увели-чения спроса, так как причина капиталистических кризисов – перепроизводство товаров. Он предлагал несколько инструментов. Это гибкая кредитно-денежная политика, новая бюджетно-финансовая политика и др. Гибкая кредитно-денеж-ная политика позволяет перешагнуть через один из серьёзнейших барьеров – неэластичность заработной платы. Это достигается, считал Кейнс, путём изме-нения количества денег в обращении. При увеличении денежной массы реаль-ная зарплата уменьшится, что будет стимулировать инвестиционный спрос и рост занятости. С помощью бюджетно-финансовой политики Кейнс реко-мендовал государству увеличить налоговые ставки и за счет этих средств финансировать нерентабельные предприятия. Это не только уменьшит безработицу, но и снимет социальную напряженность.

     Главными чертами кейнсианской модели регулирования являются:

     - высокая доля национального дохода, перераспределяемая через 

       госбюджет;

     - создание обширной зоны государственного предпринимательства на                                                                         

       основе образования государственных и смешанных предприятий;

      - широкое использование бюджетно-финансовых и кредитно-финан-

        совых регуляторов для стабилизации экономической  коньюктуры,

        сглаживания циклических колебаний, поддержания высоких темпов

     роста и высокого уровня занятости.

     В практическом плане экономическую политику, отражающую идеи Кейнса, когда через соответствующий кредитно-денежный и финансовый инст-рументарий регулировался совокупный спрос, проводило большинство разви-тых стран мира после второй мировой войны. Считается, что она во многом способствовала смягчению циклических колебаний экономики этих стран.  

По мнению Дж.М. Кейнса, только сочетание саморегулирующегося ры-ночного механизма и государственных регуляторов способно обеспечить сово-купный платёжеспособный спрос в соответствии с произведённым националь-ным продуктом, т.е. стабильное экономическое развитие.

Современное рыночное хозяйство неотделимо от государства. Несмотря на различные подходы к оценке роли государства, во всех развитых странах су-ществует государственное регулирование экономики. 

     Факторы, обуславливающие необходимость государственного регулиро-вания экономики,  представлены в приложении А таблица 1.

Предложенная классификация факторов, обусловливающих необходи-мость государственного регулирования экономики, является условной, так как все три группы факторов взаимосвязаны между собой. Так, создание государ-ством общих благоприятных условий для стабильного развития экономики, несомненно, способствует преодолению негативных черт рыночного механизма и решению социальных проблем.

Развитие рыночной экономики во второй половине ХХ века выявило чет-ко обозначившуюся тенденцию расширения масштабов деятельности госу-дарства и усиление его роли в экономике. При этом общепризнанно, что наи-большая экономическая эффективность достигается в условиях действия конку-рентного рыночного механизма. Цель государства в рыночной экономике не корректировать рыночный механизм, а создать условия его свободного функ-ционирования: конкуренция должна обеспечиваться везде, где возможно, регу-лирующее воздействие государства – везде где необходимо.

 

     1.1.Объекты государственного регулирования экономики.

     Выявление причин необходимости государственного регулирования эко-номики в решающей степени предопределяет объекты воздействия властных органов.

Объекты государственного регулирования – первичные звенья сферы производства и услуг, отрасли, регионы, социально-экономические процессы, т.е. то, на что направлено внимание государственных органов для обеспечения условий эффективного функционирования национальной экономики.

Основными объектами, на которые направлено воздействие государства в сфере экономики, являются:

   - процессы разгосударствления, приватизации, демонополизации;                             

   - структура форм собственности;

   - социальная, отраслевая, секторная, региональная и воспроизводственная                   

     структура народного хозяйства;

  - экономический цикл, процесс воспроизводства;  

   - государственный сектор экономики;

   - условия и источники накопления капитала;

   - денежное обращение;

   - цены, антиинфляционные процессы;

   - конкурентная среда;

   - предпринимательство;

   - инвестиции;

   - социальная сфера, трудовые отношения, механизмы защиты населения;

   - занятость, кадры;

   - платёжный баланс;

   - внешнеэкономическая деятельность страны;

   - окружающая среда.

 

Перечень объектов государственного регулирования свидетельствует о том, что они охватывают различные сферы хозяйственной жизни общества как на микро-, так и на макроуровне, включая международные экономические отношения. Схема В 1. даёт представление о необходимости государственного воздействия на отдельные, сгруппированные объекты.

 

                     1.2. Цели государственного регулирования.

 

Определяя объекты своего воздействия, государство формулирует и цели, которые оно ставит перед собой.

Совокупность целей представляет собой определённую систему, вклю-чающую основную, генеральную цели, а также конкретные цели, связанные с реализацией того или иного экономического, социального процесса и спо-собствующие достижению главной цели.

Главной целью государственного регулирования экономики является обеспечение социально-экономической стабильности в обществе. Конкретные цели можно сгруппировать по определенным блокам, определяющим достиже-ние наиболее общих целей. Совокупность главной и конкретный целей можно представить следующим образом.

Обеспечение экономической стабильности, выравнивание долгосрочных циклических и краткосрочных конъюктурных колебаний:

     - регулирование отраслевой и региональной структуры национальной экономики;

     - обеспечение экономического роста;

     - поддержка устойчивости национальной валюты;

     - обеспечение полной занятости;

     - внешнеэкономическое равновесие.

 

    Обеспечение рамочных условий функционирования народного хозяйст-ва:

     - обеспечение территориальной целостности;

     - обеспечение правовой основы функционирования экономики;

     - поддержка внутреннего порядка;

Обеспечение социальной стабильности:

     - социальная обеспеченность различных слоёв населения;

     - предоставление социальных услуг;

     - обеспеченность населения общественными благами.

Координация хозяйственной деятельности: 

     - обеспечение информацией о конъюктуре рынка, перспективах развития  

     - народного хозяйства;

     - разработка мотивационного механизма, системы поощрения и санкций.

     Поддержка конкурентной среды:

     - создание экономических, правовых условий, правил системы                                                                                                                                                                                                                                                                                                      конкурентных отношений, защита конкурентной среды;

     - борьба против недобросовестной конкуренции;

     - борьба с монополизмом;

     - разработка стратегических и тактических мер развития предпринимательской активности (финансовых, налоговых, таможенных и др.);

     - поддержка мелкого и среднего предпринимательства.

     Управление государственным сектором в экономике:

     - управление государственными предприятиями;

     - управление государственной собственностью ( разведанными полезными ископаемыми, государственными ценными бумагами, пакетами акций, государственными кредитными средствами).

От главной цели возникают множество конкретных целей, без осущест-вления которых не может быть достигнута главная цель. Эти конкретные цели неразрывно связаны с объектами государственного регулирования экономики. Цель, т. е. выравнивание экономического цикла, направлена на объект. Чаще всего одна цель не может быть достигнута вне зависимости от других. Например, обеспечение дополнительных капиталовложений на модернизацию угольных шахт может быть целью-посредником для: стабилизации и снижения издержек в отечественной угледобывающей промышленности; снижения им-порта твердого топлива и улучшения топливно-энергетического баланса; поддержания занятости в отрасли; снятия в этих районах социальной напря-женности; оказания давления на цены нефтяных и газовых компаний. Из этого следует, что конкретные цели подчиняются главной цели и взаимодействуют между собой.   

 

           2. Функции государства в экономике.

 

     Вмешательства государства в экономику преследует определённые функ-ции. Как правило, оно корректирует те “несовершенства”, которые присущи рыночному механизму и с которыми рынок либо не может справиться, либо его решения не эффективно. Государство берет на себя ответственность за созда-ние равных условий для соперничества предпринимателей, для эффективной конкуренции, за ограничение власти монополий. Оно также заботится о произ-водстве достаточного количества общественных товаров и услуг, так как ры-ночный механизм не в состоянии должным образом удовлетворить коллек-тивные потребности людей. Участие государства в экономической жизни дик-туется ещё и тем, что рынок не обеспечивает социально справедливое распреде-ление дохода. Государству надлежит заботиться об инвалидах, малоимущих, стариках. Ему также принадлежит сфера фундаментальных научных разрабо-ток Поскольку рынок не гарантирует право на труд, государству приходится регулировать рынок труда, принимать меры по сокращению безработицы. Ры-ночная экономика не решает и многие другие актуальные проблемы. И обо всём этом должно позаботиться государство. Прерогатива государства – обес-печение надёжного правопорядка в стране, а это, в свою очередь, является ос-новой для развития экономики.     

      В целом государство реализует политические и социально-экономи-ческие принципы данного сообщества граждан. Оно активно участвует в фор-мировании макроэкономических рыночных процессов.

     В зависимости от типа экономической системы – рыночная экономика свободной конкуренции или экономика несовершенной конкуренции, тради-ционная, административно-командная – складываются функции государства.                        

     На государство возлагаются следующие основные функции:

1. Создание правовой основы для принятия экономических решений. Госу-дарство разрабатывает законодательные и нормативные документы, регули-рующие механизм функционирования экономики в целом и отдельных её субъектов.

     Создание законодательной базы – это установление правил поведения экономических агентов, юридических принципов экономического общения, ко-торых обязаны придерживаться в своих действиях все экономические агенты – производители, потребители и само государство. В числе этих правил можно отметить законодательные и нормативные акты, защищающие права частной собственности и определяющие формы предпринимательской деятельности, ус-ловия функционирования предприятий, их взаимоотношения между собой и го-сударством. Правовые нормы распространяются на проблемы качества продукции и безопасность труда, вопросы взаимоотношений профсоюзов и администрации и т.д.

2. Стабилизация экономики, т.е. устойчивое развитие экономики, когда дос-тигаются и поддерживаются на оптимальном уровне основные макроэкономи-ческие показатели: объём валового национального продукта, национальный до-ход, уровень инфляции и безработицы, дефицит бюджета, поддержания ста-бильного уровня цен и национальной валюты. Для обеспечения стабилизации экономики государство обязано использовать все имеющиеся в его распоряже-нии рычаги и методы посредством проведения соответствующей фискальной, финансово-кредитной, научно-технической и инвестиционной политики.

Если государство не будет добиваться стабилизации экономики, то это существенным образом негативно повлияет на экономику страны в целом, со-циальную обстановку и другие процессы;

3.   Обеспечение социальной защиты и социальной гарантии. Государство обя-зано проводить активную социальную политику, суть которой в гарантирован-ном обеспечении всех работающих минимумом заработной платы, пенсиями по старости и инвалидности, пособиями по безработице; в обеспечении различных видов помощи малоимущим; в осуществлении индексации фиксированных до-ходов в связи с инфляцией и т.д.

Проводя эту политику, государство тем самым обеспечивает минималь-ный прожиточный уровень для всех граждан своей страны и не допускает социальной напряженности в обществе:

4. Социально-ориентированое распределение ресурсов. Государство организует производство товаров и услуг, которым не занимается частный сек-тор. Оно создаёт условия для развития сельского хозяйства, связи, транспорта, определяет расходы на оборону, на науку, формирует программы развития об-разования, здравоохранения и т.д.;

5. Антимонопольная деятельность государства является одной из важнейших областей приложения государственного вмешательства. Регулирование разви-вается в двух направлениях. На тех немногих рынках, где условия препятст-вуют эффективному функционированию отрасли при конкуренции, то есть в так называемых естественных монополиях, государством создаются обществен-ные регулирующие органы для контроля за их экономическим поведением. На большинстве других рынков, где монополия не стала необходимостью, общест-венный контроль принял форму антимонопольного законодательства.

Для предотвращения последствий, связанных с несовершенством конку-ренции, государство, на основе монопольного законодательства, использует ме-ры государственного регулирования, устанавливая контроль над ценами, прибе-гая к разделению больших фирм, препятствуя их слиянию. Оно может изымать в судебном порядке незаконно полученную прибыль и т.д.

Защита конкуренции как основы функционирования рыночной эконо-мики не сводится к регулированию правил поведения монополий или борьбы с ними. Важнейшим условием создания конкурентной среды является наличие достоверной информации о ситуации на рынке и состояния экономики в целом.

     Антимонопольное законодательство представляет собой пакет законов, который выступает как средство поддержания государст-вом баланса между конкуренцией и монополией, как средство установления официальных “правил игры” на рынке. Конкретный характер и содержание антимонопольного законодательства в разных странах имеют свои особенности, однако можно выделить общие для всех стран основы этого законодательства: охрана и поощрение конкуренции, контроль над фирмами, занимающими господствующее положение на рынке, контроль над ценами, защита интересов потребителей, защита интересов и содействие развитию среднего и мелкого бизнеса.

Современное антимонопольное законодательство имеет два принципи-альных направления: контроль за ценами и контроль за слияниями компаний. Антимонопольное законодательство в первую очередь запрещает соглашение по ценам. Незаконным является сговор между фирмами в целях установления цен. Законом преследуется демпинговая практика продаж, когда фирма умыш-ленно устанавливает более низкие цены, с тем чтобы вытеснить из отрасли конкурентов.

Из этого следует, что государство выступает в роли арбитра, который из-бирает оптимальное (и наиболее эффективное) соотношение между монопо-лиями и конкурентными отраслями. В различные периоды истории для различ-ных стран это соотношение было разным, корректируемым под особенности развития экономики, и государство должно умело и эффективно использовать этот механизм. 

 

 



2020-02-03 311 Обсуждений (0)
Необходимость государственного регулирования                                       экономики 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Необходимость государственного регулирования                                       экономики

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (311)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)