Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Понятие и сущность процесса обучения



2020-02-04 166 Обсуждений (0)
Понятие и сущность процесса обучения 0.00 из 5.00 0 оценок




Введение

Хороших методов существует столько,

сколько существует хороших учителей

Д. Пойя

Метод обучения является важнейшим компонен­том урока. Ю. А. Конаржевский определяет его как «ключ к дос­тижению триединой цели урока, самый подвижный и динамич­ный компонент учебного процесса, тесно связанный со всеми его сторонами».

Что такое метод вообще? Философская энциклопе­дия дает такое определение: «Метод - форма практического и теоретического освоения действительности, исходящего из зако­номерностей изучаемого объекта». Вместе с тем особенности учебного процесса обусловливают необходимость уточнения этой достаточно общей формулировки. И. Д. Зверев дает такое определение: «Методы обучения - это упорядоченные способы взаимосвязанной деятельности учи­теля и учащихся, направленные на достижение целей образова­ния. Эта деятельность проявляется в использовании источников познаниялогических приемов, видов познавательной самодеятельности учащихся и способов управления познавательным процессом  учителем».

Методам обучения свойственны следующие особенности (по Левиной М. М.):

· метод - это не сама деятельность, а способ ее осуществления, это схематизированный и проектируемый учителем способ дея­тельности, поэтому обязательно осознан;

· метод должен обязательно соответствовать цели урока. Если этого соответствия нет, то с помощью такого метода нельзя до­биться ожидаемых результатов;

 

· метод не может быть неправильным, неправильным может быть только его применение. Если метод не отвечает возложенным на него задачам, он не является методом для достижения постав­ленной цели;

· каждый метод имеет свое предметное содержание. Знания, включенные в метод, образуют зону его действенности;

· метод всегда принадлежит действующему лицу. Нет деятель­ности без объекта, и нет метода без деятельности. Метод определя­ет движение всей совокупности средств, предназначенных для ре­шения учителем учебной задачи.

 

Методы обу­чения должны соответствовать:

· цели урока;

· содержанию учебного материала;

· формам организации познаватель­ной деятельности учащихся;

· реальным учебным возможно­стям учеников, т. е. внутренним и внешним условиям для успеш­ной учебной деятельности;

· педагог при выборе МО должен учитывать свои возможно­сти по их использованию

Глава 1 Характеристика процесса обучения

Понятие и сущность процесса обучения

Что же такое обучение? И.Ф.Харламов так писал об этом: «целенаправленный, педагогический процесс организации и стимулирования активной учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению научными знаниями и навыками, развитию творческих способностей, мировоззрения и нравственно-эстетических взглядов и убеждений». Обучение - это процесс, основная цель которого состоит в развитии способностей человека, ребёнка. Обучение, реализуясь через различные виды предметной теоретической и практической деятельности, ориентировано, в конечном счете, на интеллектуальное и когнитивное развитие

 

ребёнка, другими словами, имеет дело с познавательными процессами ребёнка. В основе любого вида или типа обучения заложена система «преподавание - учение».

Преподавание - это деятельность учителя по передаче информации; организации учебно-познавательной деятельности учащихся; оказанию помощи при затруднении в процессе учения; стимулированию интереса, самостоятельности и творчества учащихся; оценке учебных достижений учащихся. Целью преподавания является организация эффективного учения каждого ученика в процессе передачи информации, контроля и оценки её усвоения, а также взаимодействие с учениками и организации и совместной, и самостоятельной деятельности.

Учение - это деятельность ученика, которая подразумевает освоение, закрепление и применение знаний и навыков; самостимулирование к поиску, решению учебных задач, самооценки учебных достижений; осознание личностного смысла и социальной значимости культурных ценностей и человеческого опыта, процессов и явлений окружающей действительности. Целью учения является познание, сбор и переработка информации об окружающем мире. Результаты учения выражаются в знаниях, умениях, навыках, системе отношений и общем развитии учащегося.

Таким образом, обучение можно охарактеризовать как процесс активного, целенаправленного взаимодействия между обучающим и обучаемым, в результате которого у обучающегося формируются определённые знания, умения, навыки, опыт деятельности и поведения, а так же личностные качества.

Следовательно, обучение - это общение, в процессе которого происходит управляемое познание, усвоение социального опыта, воспроизведение, овладение той или другой конкретной деятельностью, лежащей в основе формирования личности.

 

Осуществляясь на разных уровнях, процесс обучения носит цикличный характер, и важнейшим, главным показателем развития циклов учебного процесса являются ближайшие дидактические цели педагогического труда, которые группируются вокруг двух основных целей: образовательной и воспитательной.

Образовательная - чтобы все учащиеся приобрели определённую сумму знаний, навыков и умений, развили свои духовные, физические и трудовые способности, приобрели зачатки трудовых и профессиональных навыков.

Воспитательная - чтобы воспитать каждого ученика высоконравственной, гармонически развитой личностью с научно-материалистическим мировоззрением, гуманистической направленностью, творчески активной и социально зрелой.

Соотношение этих целей в условиях современной школы таково, что первая соподчинена второй, из чего следует главная цель образования - вырастить человека честного, порядочного, умеющего работать самостоятельно, реализовывать свой человеческий потенциал.

Принципы обучения

Принципы обучения представляют собой руководящие идеи, нормативные требования к организации и проведению дидактического процесса. Они носят характер самых общих указаний, правил, норм, регулирующих процесс обучения. Принципы рождаются на основе научного анализа обучения и соотносятся с закономерностями процесса обучения, устанавливаемыми дидактикой. Учитывая нацеленность на формирование личности, индивидуальности каждого учащегося, выделяется следующая система принципов обучения в современной общеобразовательной школе:

 

ü принцип взаимообусловленности обучения и воспитания;

ü принцип целостности и единства дидактического процесса;

ü принцип единства образовательной, развивающей и воспитательной функции обучения;

ü принцип научности содержания и методов обучения;

ü принцип систематичности и последовательности в овладении учащимися достижениями науки, культуры, опытом деятельности;

ü принцип сознательности, творческой активности и самостоятельности учащихся при руководящей роли учителя;

ü принцип наглядности, единства конкретного и абстрактного, рационального и эмоционального, репродуктивного и продуктивного как выражение комплексного подхода;

ü принцип доступности обучения;

ü принцип прочности результатов обучения и развития познавательных сил учащихся;

ü принцип связи обучения с жизнью, с практикой строительства демократического общества;

ü принцип рационального сочетания коллективных и индивидуальных форм и способов учебной работы.

Все перечисленные принципы подчинены ведущему принципу - единства образовательной, развивающей и воспитательной функций обучения, который ориентирует работу учителя на приобщение школьников в процессе обучения к общечеловеческим ценностям.

 

Принципы обучения воплощают требования его организации - наглядности, сознательности и активности учащихся в обучении, систематичности и последовательности в овладении достижениями науки, культуры и опытом деятельности, единства теории и практики. В ходе исторического развития теории и практики обучения сформировались разные виды, стили и методы обучения.

Формы обучения

Форма обучения (или педагогическая форма) - это устойчивая завершенная организация педагогического процесса в единстве всех его компонентов. В педагогике все формы обучения по степени сложности подразделяются:

ü простые;

ü составные;

ü комплексные. 

Простые формы обучения построены на минимальном количестве методов и средств, посвящены, как правило, одной теме (содержанию). К ним относятся: 

беседа; экскурсия; викторина; зачет;

экзамен; лекция; консультация; диспут;

культпоход; "бой эрудитов"; шахматный турнир; концерт и т.п.

Составные формы обучения строятся на развитии простых форм обучения или на их разнообразных сочетаниях, это:

урок; конкурс профмастерства; праздничный вечер;

трудовой десант; конференция; КВН.     

Комплексные формы обучения создаются как целенаправленная подборка (комплекс) простых и составных форм, к ним относятся:

 

дни открытых дверей;

дни, посвященные выбранной профессии;

дни защиты детей;

недели театра, книги, музыки, спорта и т.д.

Организационных форм обучения выделяют следующие группы:

ü формы организации всей системы обучения (их еще называют системами обучения);

ü формами организации обучения являются:  урок, лекция, семинар, зачет, консультация, практика и пр.;

ü формы учебной деятельности учащегося (виды);

ü формы организации текущей учебной работы класса, группы.

Конечно же, каждая из этих групп является, по сути, самостоятельным и отличным от других явлением. Однако педагогика пока не нашла для них отдельных названий и не определила их точный состав.

Способы обучения

Очень часто, говоря о форме обучения, подразумевают способ обучения. Способы обучения развивались по мере развития общества. К способам обучения можно отнести:

ü индивидуальное обучение;

ü индивидуально-групповой способ;

ü групповой способ;

ü коллективный способ.

Индивидуальное обучение. Суть его заключалась в том, что обучаемые общались с учителем один на один и выполняли все задания индивидуально. Сегодня индивидуальный способ обучения используется для "подтягивания" отстающих учащихся в школе или на занятиях с репетитором при подготовке к поступлению в вуз.

 Индивидуально-групповой способ. Учитель занимался с группой детей, однако учебная работа по-прежнему носила индивидуальный характер, так как дети были разного возраста и различной подготовки. Учитель вел учебную работу с каждым учеником отдельно, поочередно спрашивая у каждого ученика пройденный материал, объясняя новое, давая индивидуальное задание. В это время остальные занимались своими заданиями. При такой организации обучения дети могли начинать и заканчивать обучение в любое время года, а ходить на занятия в разное время дня. В ходе обучения они приобретали простейшие навыки чтения, письма и счета. Однако подавляющая масса детей оставалась необученной.

Уже к концу XVI - началу XVII века как индивидуальный, так и индивидуально-групповой способ обучения не отвечали потребностям общества. Быстрое развитие производства и повышение роли духовной жизни в обществе повлекли за собой необходимость создания такого способа обучения, который позволял бы обучать основную массу подрастающих детей. В XVI веке была создана концепция группового обучения детей. Она и явилась зародышем классно-урочной формы обучения.

Теоретическую разработку классно-урочной формы блестяще провел Ян Амос Коменский (XVII век). Он же и широко популяризировал ее. В настоящее время

 

классно-урочная форма обучения является преобладающей во всем мире, несмотря на то, что основные ее положения разработаны и внедрены около 400 лет назад.

Для этой формы обучения характерны следующие элементы:

объединение в классы учащихся одинакового уровня подготовки (распределение учащихся в классы по возрастам);

ü постоянный состав класса на весь период школьного обучения;

ü работа всех учащихся класса по одному плану одновременно;

ü обязательность занятий для всех;

ü основной единицей занятий является урок;

ü наличие расписания занятий, перемен, единого учебного года, каникул.

Несмотря на широкое признание в мире, классно-урочная форма обучения не лишена ряда недостатков. Наиболее существенные из них следующие:

ü ограниченное количество обучаемых;

ü ориентированность в основном на среднего ученика;

ü высокая трудность обучения для слабого;

ü торможение развития более сильного учащегося;

ü невозможность полного учета и реализации в образовательном процессе индивидуальных особенностей учащихся.

В начале нашего столетия в России появился еще один способ обучения, который впоследствии был назван коллективным способом обучения. Основой новой формы явилась методика работы учащихся друг с другом. В ходе обучения учащиеся учили друг друга в парах в процессе так называемого организованного диалога. Состав пар постоянно менялся, и поэтому они получили название пар сменного состава.

 

Учащиеся, изучив различные темы, объясняли их другим членам группы и, в свою очередь, выслушивали их объяснения и усваивали новый материал. Занятия проводились без уроков и расписания. Результаты обучения были поразительны - учащиеся за один год усваивали материал трех-четырех лет обучения. 

Полностью на коллективный способ обучения не перешла ни одна современная школа, так как не было получено разрешения на эксперимент. Однако отдельные элементы этой формы обучения используются во многих общеобразовательных учреждениях России.



2020-02-04 166 Обсуждений (0)
Понятие и сущность процесса обучения 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Понятие и сущность процесса обучения

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (166)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)