Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Глава 2.Методы обучения



2020-02-04 271 Обсуждений (0)
Глава 2.Методы обучения 0.00 из 5.00 0 оценок




В педагогической литературе нет единого мнения относительно роли и определения понятия "метод обучения". Ю.К. Бабанский считает, что "методом обучения называют способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, направленной на решение задач образования".

 Т.А. Ильина понимает под методом обучения "способ организации познавательной деятельности учащихся".

В истории дидактики сложились различные классификации методов обучения, наиболее распространенными из которых являются:

· по внешним признакам деятельности преподавателя и учащихся:

лекция, беседа, рассказ, инструктаж, демонстрация, упражнения, решение задач, работа с книгой;

· по источнику получения знаний:

словесные, наглядные, демонстрация плакатов, схем, таблиц, диаграмм, моделей; использование технических средств, просмотр кино- и телепрограмм;  практические задания, тренинги, деловые игры;  анализ и решение конфликтных ситуаций и т.д.;

· по степени активности познавательной деятельности учащихся:

ü объяснительный;

ü иллюстративный;

ü проблемный;

ü частичнопоисковый;

ü исследовательский;

· по логичности подхода:

ü индуктивный;

ü дедуктивный;

ü аналитический;

ü синтетический.

Близко к этой классификации примыкает классификация методов обучения, составленная по критерию степени самостоятельности и творчества в деятельности обучаемых. Поскольку же успех обучения в решающей степени зависит от направленности и внутренней активности обучаемых, от характера их деятельности, то именно характер деятельности, степень самостоятельности и творчества и должны служить важным критерием выбора метода.

Метод обучения характеризуется тремя признаками: обозначает цель обучения, способ усвоения, характер взаимодействия субъектов обучения.

Основные методы, объединяются в следующие пять групп:

 

· Методы объяснительно-иллюстративного обучения:

ü лекции

ü семинары

ü рассказ

ü беседа

ü самостоятельная работа над учебным материалом.

· Методы репродуктивного обучения:

ü Упражнения

ü Практикум

ü Программированное обучение

ü Тренинги навыков

· Методы проблемно-поискового обучения:

ü Проблемное изложение

ü Частично-поисковый (эвристический, или сократический)

ü Исследовательский

ü Мозговой штурм

· Коммуникативные методы обучения:

ü Дискуссия

ü Диалог

ü Полемика

ü Жужжащие группы

ü Снежный ком

ü Метод проектов

 

ü Презентации

· Имитационно-ролевые методы обучения:

ü Имитационные упражнения

ü Деловая игра (ДИ)

ü Ролевая игра

ü Организационно-деятельностные игры (ОДИ)

ü Организационно-мыслительные игры (ОМИ)

ü Аквариум

ü Анализ конкретной ситуации (кейс-стади)

· Объяснительно-иллюстративные методы обучения

отражают деятель­ность учителя и ученика, состоящую в том, что учитель сообщает готовую информация разными способами, а именно: с использова­нием демонстраций, показа; учащиеся же воспринимают, осмысли­вают и дополняют ее, а при необходимости воспроизводят полу­ченные знания

· Репродуктивные методы обучения

 способствуют формированию знаний на основе заучивания, умений и навыков (через систему упраж­нений). При этом управленческая деятельность учителя состоит в подборе необходимых инструкций, алгоритмов и других заданий, обеспечивающих многократное воспроизведение знаний или уме­ний по образцу

· Методы проблемно-поискового обучения:

Проблемное изложение, рассчитанное на вовлечение учаще­еся в познавательную деятельность в условиях словесного обучения, когда учитель сам ставит проблему, сам показывает пути ее решения, а учащиеся внимательно следят за ходом мысли

 

учителя, размышляют и переживают вместе с ним и тем самым включаются в атмосферу научно-доказательного поискового мышления

Частично-поисковые или эвристические методы, используе­мые для подготовки учащихся к самостоятельному решению познавательных проблем, для обучения их выполнению отдельных шагов решения, отдельных этапов исследования.

Исследовательские методы - способы организации поисковой, творческой деятельности учащихся по решению новых для них познавательных проблем.

Мозговой штурм - метод обучения, направленный на развитие креативных способностей – поиску и порождению новых идей, а также их анализу и синтезу. Мозговой штурм предполагает запрет на любую критику на стадии генерации идей, когда основной акцент делается скорее на количество идей, чем на их качество. После стадии первоначальной генерации предложенные участниками идеи могут быть сгруппированы, оценены, отложены для дальнейшего их изучения или отобраны как возможное решение рассматриваемой проблемы.

· Коммуникативные методы обучения:

Дискуссия - метод обучения, направленный на развитие критического мышления и коммуникативных способностей; предполагающий целенаправленный и упорядоченный обмен мнениями, направленный на согласование противоположных точек зрения и приход к общему основанию. В основе дискуссии лежит противоречие, которое отражает противоположные взгляды участников на один и тот же предмет обсуждения.

Диалог - метод обучения, предполагающий попеременный обмен мнениями (включая мимику и жесты) по поводу единого предмета обсуждения с целью

 

развития представлений по теме. В основе диалога лежит проблема: в диалоге сопоставляются, дополняются, уточняются различные точки зрения, аспекты рассмотрения данной проблемы. При этом происходит «мягкая проблематизация» и противопоставление разных точек зрения, нет их столкновения, а скорее – взаимонаращивание, взаиморазвитие исходных представлений. Виды диалога: внутренний (напр., исповедь), критический (выявление проблем, анализ породивших их причин и пр.), сократический (эвристическая беседа).

«Жужжащие группы» - метод обучения, направленный на развитие коммуникативных способностей в малых группах. Этот метод заключается в разделении большой группы на несколько малых для работы над определенной проблемой или вопросом. Обсуждения в этих малых группах создают в аудитории звук, напоминающий жужжание роя пчел, отсюда и название этой техники.

«Снежный ком» - метод обучения межличностному общению в малых и больших группах, развитие коммуникативных умений и способностей. Методика: индивидуальная работа – работа в парах – работа в малых группах – работа в больших группах

· Имитационно-ролевые методы обучения:

Имитационные упражнения - метод обучения, имеющий своей целью воспроизведение определенных рабочих ситуаций посредством специально созданных условий. Они направлены на получение участниками опыта, сравнимого с реальной жизнью. Имитационные упражнения могут включать в себя работу с техникой или оборудованием, используемыми в реальной практике, ролевые игры,

 

 

работу с реальной деловой документацией, работу на специально разработанных учебных тренажерах и т. д.

Деловая игра - форма и метод обучения, в которой моделируются предметный и социальный аспекты содержания профессиональной деятель­ности. Предназначена для отработки профессиональных умений и навыков. В деловой игре развертывается квазипрофессиональная деятельность обучающихся на имитационно-игровой модели, отражающей содержание, технологии и динамику профессиональной деятельности специалистов, ее целостных фрагментов.

Ролевая игра (разыгрывание ролей) - метод обучения, основная цель которого – обучение специалистов межличностному общению и взаимодействию в условиях совместной профессиональной деятельности. В этом ее отличие от деловой игры (их часто смешивают), которая в равной мере нацелена и на развитие предметно-технологической компетентности будущего специалиста.

Организационно-деятельностные игры (ОДИ) - Основное их назначение – получение нового продукта, не имевшегося в опыте ни игроков, ни ведущих игру. Такие игры проходят в условиях, когда нет ни заранее заданных моделей, ни людей, умеющих решать обсуждаемую проблему, следовательно, нет ни учителей, ни учеников, ни формулировки самой проблемы. Есть лишь тема ("тематизм"), примерно очерчивающая область поиска и указывающая на функции того продукта, который должен быть получен в результате ОДИ.

«Аквариум» - метод обучения, направленный на освоение разноаспектного анализа исследуемой проблемы и развитие рефлексивных способностей обучающихся. Предполагает одновременную работу двух групп - внутренней и внешней.

 

Внутренняя группа участвует в обсуждении какой-либо темы/проблемы, при этом члены внешней группы выступают в роли наблюдателей за происходящим во внутренней.

Анализ конкретных ситуаций - метод обучения, предназначенный для совершенствования навыков и получения опыта в следующих областях: выявление, отбор и решение проблем; работа с информацией - осмысление значения деталей, описанных в ситуации; анализ и синтез информации и аргументов; работа с предположениями и заключениями; оценка альтернатив; принятие решений; слушание и понимание других людей - навыки групповой работы.

 

 

Заключение

Развитие и формирование способностей общих в ходе общеобразовательной работы и специальных в ходе специального образования составляет одну из важнейших задач процесса обучения. В ходе обучения способности не только проявляются, но и формируются, развиваются. Их развитие является не только предпосылкой, но и результатом освоения знаний.

Обучение выступает одним из оптимальных способов социальной адаптации человека к современной жизни, поскольку средствами обучения можно передать и получить большой объём информации. Обучение - это организованный педагогом процесс познания, развития, общения, творчества. Основу любого вида обучения составляет дидактическое отношение: преподавание - учение.

 

Список литературы

1. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. - Спбю: Питер.,2000г - 325с.

2. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. - М.,2002г – 450с.

3. Захарова Л.Н. и др. Профессиональная компетентность учителя и психолого-педагогическое проектирование: Учеб. пособие.2008г – 450с

4. Конаржевский Ю.А. Анализ урока. Москва. 2003г – 335с.

5. Маркова А.К. Психология труда учителя: Книга для учителя. - М.:Просвещение,1993г – 200с.

6. Подласый И.П. Педагогика. - М.: Просвещение, 1999г – 325с.

7. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Питер., 2005г – 255с.

8. Столяренко Л.Д., Самыгин С.И. 100 экзаменационных ответов по педагогике: Экспресс-справка для студентов вузов. Ростов н/Д: МарТ, 2000г - 255с.

9. Харламов И.Ф. Педагогика: Учеб. Мн.: Университетское, 2000г - 300с.

 



2020-02-04 271 Обсуждений (0)
Глава 2.Методы обучения 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Глава 2.Методы обучения

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (271)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)