Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Проблема антимонопольного законодательства в Краснодарском крае



2020-02-03 223 Обсуждений (0)
Проблема антимонопольного законодательства в Краснодарском крае 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Антимонопольное регулирование в Краснодарском крае осуществляется на основе законодательства Российской Федерации.

 В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» антимонопольный орган – федеральный антимонопольный орган и его территориальные органы.

В соответствии со статьей 22 Федерального закона от 26.07.2006 г.
№ 135-ФЗ «О защите конкуренции» антимонопольный орган выполняет следующие основные функции:

- обеспечивает государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства;

- выявляет нарушения антимонопольного законодательства, принимает меры по прекращению нарушения антимонопольного законодательства и привлекает к ответственности за такие нарушения;

- предупреждает монополистическую деятельность, недобросовестную конкуренцию, другие нарушения антимонопольного законодательства;

- осуществляет государственный контроль за экономической концентрацией

Необходимо остановиться на последовательном развитии антимонопольного регулирования в Краснодарском крае. Если рассматривать 1990-е годы, то за реализацией государственной антимонопольной политики на территории Краснодарского края следило Краснодарское антимонопольное управление. Управление успешно справлялось с функциями контроля и содействия развитию конкуренции, несмотря на давление со стороны экономических и властных структур в период процесса приватизации – одной из наиболее сложных реформ в государственной политике демонополизации. Государственная антимонопольная политика в регионе велась по четырем направлениям: контроль за соблюдением антимонопольного законодательства; содействие формированию здоровых рыночных отношений на основе развития предпринимательства и конкуренции; предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции; защита прав потребителей. Анализ деятельности антимонопольного управления в Краснодарском крае в рассматриваемый период, свидетельствует о том, что Управление входило в число наиболее эффективно действующих подразделений антимонопольных органов России. С точки зрения развития процессов демонополизации экономики Краснодарского края, наиболее активными для Управления стали 1996-1997 годы, что объясняется попытками ограничения конкуренции и нарушения антимонопольного законодательства со стороны исполнительной власти Краснодарского края.

Для поддержания конкуренции в Краснодарском крае необходимо развитие малого и среднего бизнеса. На сегодняшний день, ситуация в сфере развития малого и среднего предпринимательства в Краснодарском крае характеризуется определенными системными проблемами, которые оказывают негативное влияние как на увеличение числа малых предприятий, так и их отраслевую структуру. Торговля превалирует над производством с высокой добавленной стоимостью. Большинство малых предприятий концентрируется в оптовой и розничной торговле.

Исправить данную ситуацию может только комплексный подход, который позволит снизить высокие издержки малого и среднего бизнеса. Принципом должно стать упрощение ведения предпринимательской деятельности, в первую очередь в промышленно-производственной и инновационной сферах.

В Краснодарском крае в 2009 г. и реализуется долгосрочная краевая целевая программа «Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в Краснодарском крае» на 2009 – 2012 годы. Объем финансирования программы за счет средств краевого бюджета составляет 340 млн. рублей. Основными задачами программы являются следующие:

- развитие кредитно-финансовых механизмов поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, развитие микрофинансирования;

- поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства Краснодарского края, осуществляющих инновационную деятельность;

- развитие инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства;

- совершенствование внешней среды для развития малого и среднего предпринимательства;

- поддержка муниципальных программ развития малого и среднего предпринимательства

Безусловно, решение данных задач будет способствовать развитию конкурентной среды в крае. Так в качестве одного из целевых индикаторов принята динамика количество субъектов малого и среднего предпринимательства, что отвечает решения одной из задач Программы развития конкуренции в Краснодарском крае – появление новых участников на товарных рынках.


Заключение

 

Конкуренция является важной категорией в экономике, неотъемлемым элементом рыночного механизма хозяйствования, поэтому необходимо всестороннее изучение этого явления.

Представления о конкуренции формировались долгое время. Данную проблему изучали ведущие экономисты А.Смит, Д. Рикардо, Дж.С.Милль, К.Маркс.

Сущность конкуренции проявляется в состязательности товаропроизводителей за наиболее выгодные сферы приложения капитала, поиск рынков сбыта готовой продукции, источников сырья. Предприниматели, обладающие новаторским поведением, обычно побеждают в конкурентной борьбе, в этом проявляется «естественный отбор», который осуществляется рынком.

В условиях совершенной конкуренции связь между производителями осуществляется только через рынок и отдельная фирма при реализации своей продукции не оказывает влияния на условия реализации на рынке.

Конкуренция неотъемлема от монополии. Если конкуренция означает состязательность большого числа покупателей и продавцов, находящихся в равном положении, то монополия есть ограничение свободной конкуренции, доминирование на рынке отдельных крупных предпринимателей. Чем сильнее монополия, тем слабее конкуренция.

Научные изыскания и практические разработки проблемы монополии в целом и отдельных ее направлений представлены в трудах таких знаменитых ученых как А. Маршалла, который впервые подверг критике модель совершенной конкуренции, А. Смита, Дж. Робинсон, Э.Чемберлина.

Монополией называют чаще всего крупную корпорацию, которая сосредотачивает в своих руках значительную долю производства и сбыта товаров и господствует на рынке с целью извлечения высокой прибыли. Монополия имеет различные формы: картель, концерн, синдикат, трест, консорциум, конгломерат. А также виды: предпринимательская, государственная, естественная.

Западные и российские экономисты сходятся на том, что имеется четыре типа рыночных ситуаций: совершенная конкуренция, монополия, монополистическая конкуренция и олигополия. Монопольный рынок, рынок монополистической конкуренции и олигополию объединяют в один тип рынка, называемый рынком несовершенной конкуренции. Рынок несовершенной конкуренции обуславливает появление новых черт в поведении товаропроизводителя и формирование рыночного равновесия.

Конкуренция является наиболее эффективным рыночным механизмом саморегулирования. В то же время монополизация производства представляет собой объективный процесс. Она связана с концентрацией производства и и ростом размеров предприятий. Появляется власть над рынком. Это обстоятельство противоречит логике экономического развития, ибо подрывает экономический рост, снижает общую эффективность производства, ведёт к проявлениям паразитизма, тормозит научно-технический прогресс, поскольку монополии во многих случаях могут обойтись без применения технических новинок. В целях избежания подобных ситуаций во многих развитых странах, в том числе и в России, введено антимонопольное регулирование. Его целью является регулирование отраслевой структуры посредством прямого запрета слияния компаний, доминирующих на рынке.

История антимонопольного законодательства связана с законодательными органами штатов, принятием закона Шермана.

В России в основу антимонопольного регулирования положен европейский принцип контроля и регулирования, что было закреплено Законом «О конкуренции и ограничении монопольной деятельности на товарных рынках» от 22 апреля 1991 г., который стал первым нормативным актом, направленным на развитие конкуренции в России.

Шагом в направлении совершенствования антимонопольной политики является пересмотр её теоретических оснований с переориентацией на другие задачи. Главным направлением среди них представляется выработка политики противодействия ограничению конкуренции органами государственной власти и местного самоуправления. Вторая по значимости задача – забота об общественном благосостоянии, а не о благосостоянии конкурента.

 


Список литературы

1. Азоев Г.Л. Конкуренция: анализ, стратегия и практика / Г. Л. Азоев - М.: Центр экономики и маркетинга, 1996.

2. Дж.С.Милль. Основы политической экономии.

http://infb.hippo.ru/browse.php?page=2&subpage=8

3. К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения, 2 изд., т. 23, -с. 770

4. Кузнецова Е. И. Развитие конкурентных отношений и экономическая стратегия государства: монография / Е. И. Кузнецова. – М.:ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2008. – 383 с.

5. Лемешко И. От свободной конкуренции к господству монополий // Пропаганда. 2008. № 10.

6. Меркантилизм, М.: Соцэкгиз, 1935

7. Микроэкономика: теория и российская практика: учеб. пособие / Под ред. А. Г. Грязновой, Ю. А. Юданова. – М.: КНОРУС. – 2005. – 592 с.

8. Программа развития конкуренции в Краснодарском крае на 2010-2012 годы, Администрация Краснодарского края: Департамент инвестиций и проектного сопровождения Краснодарского края

9. Р. А. Фатхутдинов. Стратегическая конкурентоспособность: учебник / Р.А. Фатхутдинов. – М.: «Издательство «Экономика», 2005. – 504 с.

10. Сидоров В. А. Общая экономическая теория: Учебник для вузов / В. А. Сидоров. – М.: «Издательство «Элит», 2006. – 528 с.

11. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. М.: 1997. с.55.

12. Э.Чемберлин. Теория монополистической конкуренции. М.: Экономика, 1996 г.

13. Экономическая теория: учеб. пособие / Под ред. А. И. Добрынина, Л. С. Тарасевича . – СПб.: Питер, 2001. – 544 с.

14. Экономическая теория: учебник / Под ред. В. И. Видяпина, А. И. Добрынина. –М.: ИНФРА-М, 2001. – 714 с.

15. Экономическая теория: учебник / Под ред. В. Д. Камаева. – М.: ВЛАДОС, 2002. – 640 с.

16. http://www.economslovar.ru/

17. http://www.linkseonet.ru/

18. http://www.nuru.ru/

19. http://propaganda-journal.net

 

 


[1] (6, с.155)

[2] (6, с.166)

[3] (11, с.55)

[4] (2)

[5] (3, с. 770)

[6] (19)

[7] (11, с.97)

[8] (12, с.107)



2020-02-03 223 Обсуждений (0)
Проблема антимонопольного законодательства в Краснодарском крае 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Проблема антимонопольного законодательства в Краснодарском крае

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (223)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)