Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Система показателей статистики цен



2020-02-04 328 Обсуждений (0)
Система показателей статистики цен 0.00 из 5.00 0 оценок




Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО

Всероссийский заочный финансово – экономический институт

КАФЕДРА СТАТИСТИКИ

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Статистика»

 

на тему «Индексный метод в статистическом изучении цен»

 

Исполнитель:

                               

                                     специальность                  МО

группа                                   

                 № зачетной книжки                    

Преподаватель:

                                   

 

 

Москва – 2010


СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение....................................................................................................... 3

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ........................................................................... 5

1. Основные понятия и задачи статистики цен........................................... 5

2. Система показателей статистики цен....................................................... 8

3. Индексный метод изучения динамики цен............................................ 14

Заключение................................................................................................. 19

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ........................................................................... 20

Расчетная часть.......................................................................................... 20

Задание 1.................................................................................................... 21

Задание 2.................................................................................................... 27

Задание 3.................................................................................................... 33

Задание 4.................................................................................................... 35

ПРИЛОЖЕНИЕ............................................................................................. 38

Требования к теоретической части курсовых работ................................ 38

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ............................................................................. 40

 


Введение

 

    В рыночной экономике цена является наиболее важной категорией. Изучением цены и ценообразования, процессов их изменения занимаются как макро- и микроэкономика, так и отраслевые экономики, Однако наиболее детально исследует цены и систему цен микроэкономика, которую в связи с этим называют теорией цены.

    При помощи цен определяются, прогнозируются и анализируются хозяйственные пропорции, эффективность производства, выгодность продукции для производителей и потребителей. Ценойизмеряется эквивалентность обмена во внутренних и внешних экономических связях, между промышленностью и сельским хозяйством, предприятиями и организациями. Отуровня и динамики цен на товары зависит уровень жизни населения. В цене, таким образом, фокусируются экономические и социальные проблемы общества.

    Статистическое изучение цен направлено на то, чтобы измерить их уровни в разрезе определенных товарных групп, выразить структурные различия этих уровней и показать их динамику.

    Цель курсовой работы рассмотрение индексного метода в статистическом изучения вариации цен.

    Основные задачи:

1) Отразить основные понятия и классификацию цен. Описать ценообразование и задачи статистики цен.

2) Раскрыть сущность и назначение статистических индексов и их роль в изучении цен.

3) Дать характеристику показателям статистики цен.

4) Изучить, как применяется индексный метод в статистическом анализе цен. 

    Объектом исследования работы является цена как экономическая категория. Предметом же исследования является применение индексного метода в изучении вариации цен.

    Курсовая работа состоит из введения, теоретической и расчетной частей, заключения, приложения и списка литературы. В тексте работы содержатся таблицы, графики и рисунки.

 

 

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

 

Основные понятия и задачи статистики цен

 

Основные понятия

 

    Цена - выражение стоимости товара в денежных единицах определенной валюты (национальной или международной) за количественную единицу товара. В этой своей функции цены участвуют в процессе распределения и перераспределения национального дохода, влияют на рост производства и производительности труда, повышение уровня жизни населения.

    Категория цен связана с функционированием товарно-денежных отношений. В условиях развитого рынка цена характеризует не только те затраты на производство и реализацию товара, которые произведены, но и признаваемые общественно обоснованными с учетом спроса. (4)

    Рынок и цена - взаимосвязанные категории, обусловленные товарным производством. Причем первичным является рынок. Это объясняется тем, что при товарном производстве экономические отношения проявляются не в самом процессе производства, а через рынок. Рынок как экономическая категория есть совокупность конкретных экономических отношений и связей между покупателями и продавцами, а также торговыми посредниками по поводу движения товаров и денег, отражающая экономические интересы субъектов рыночных отношений и обеспечивающая обмен продуктами труда.

    Уровень цен и его динамика зависят от степени развития экономики в стране и экономическими отношениями между странами, ситуаций на внешнем (мировом) и внутреннем рынке, внеэкономических факторов и т.д.. Условия из которых складывается цена называются ценообразующими факторами. Ценообразующие факторы по характеру, уровню и сфере действия могут быть разграничены на пять нижеперечисленных групп.

1. Общеэкономические, т. е. действующие независимо от вида продукции и конкретных условий ее производства и реализации. (К ним относятся: экономический цикл; состояние совокупного спроса и предложения; инфляция.)

2. Конкретно экономические, т. е. определяемые особенностями данной продукции, условиями ее производства и реализации. (К ним относятся: издержки; прибыль; налоги и сборы; предложение и спрос на этот товар или услугу с учетом взаимозаменяемости; потребительские свойства: качество, надежность, внешний вид, престижность.)

3. Специфические, т. е. действующие только в отношении некоторых видов товаров и услуг. (Сезонность; эксплуатационные расходы; комплектность; гарантии и условия сервиса.)

4. Специальные, т. е. связанные с действием особых механизмов и экономических инструментов. (Государственное регулирование; валютный курс.)

5. Внеэкономические. (Политические; военные.)

    Функция цены представляет собой ее предназначение в управлении национальным хозяйством в целом и каждым предприятием в отдельности. В условиях рынка цены выполняют две основные функции:

· ограничивают потребление ресурсов;

· мотивируют производство.

     Кроме того, можно выделить четыре важных функций, которые выполняют цены в рыночной экономике:

· учетную, спомощью которой можно оценить затраты и результаты производства;

· стимулирующую, необходима для активации научно-тех-нического прогресса, повышения ресурсосбережения, эффектив-ности производства и качества продукции;

· распределительную, предусматривает учет в цене акциза на отдельные группы и виды товаров, налога на добавленную стоимость, а также другие формы централизованного чистого до-хода, который поступает в федеральный и местный бюджеты;

· учета спроса и предложения, цена выполняет при перехо-де к рыночной экономике.

    Различные виды цен на товары и услуги, которые действуют в сфе-ре экономических отношений, образуют единую систему цен, которые можно классифицировать по следующим признакам:

 

Талица 1. Классификация цен

ПРИЗНАК ВИД
1. по способу установления постоянные, текущие, подвижные, а также скользящие цены
2. по характеру обслуживаемого оборота оптовые, розничные, закупочные цены, сметную стоимость, цены и тарифы на услуги населению
3. в зависимости от государственного воздействия, регулирования и степени конкурентности на рынке свободные или рыночные, регулируемые, паритетные и фиксированные
4. по способу получения информации об уровне цен справочные, прейскурантные и расчетные
5. с учетом фактора времени сезонные, постоянные и ступенчатые цены
6. по условиям поставки и продажи цены-нетто, цены-брутто, франко и мировые цены
7. в зависимости от вида рынка аукционные цены, биржевые котировки и цены торгов

 

    Необходимо отметить, что в статистической практике используются следующие виды цен: индивидуальные и агрегированные, текущие и сопоставимые, а также средние цены.

    Индивидуальный уровень цен - это абсолютная величина цены в денежном выражении за единицу конкретного товара на рынке.

    Агрегированная цена - цена агрегированной группы товаров, рассчитываемая как средневзвешенная сумма цен товаров, включенных в эту группу.

    Текущая цена - цена и тариф, действующие в данный период. Подразделяются на оптовые цены, закупочные цены, цены и расценки в строительстве, тарифы и цены на услуги, оказанные предприятиям, организациям, населению, розничные цены.

    Сопоставимая цена - цена какого-либо определенного года или на определенную дату, условно применяемая за базу при сопоставлении в стоимостном выражении объема производства, товарооборота и других экономических показателей в отдельные периоды.

    Средняя цена - средний уровень цены отдельного товара или совокупности качественно однородных товаров.

 

Задачи статистики цен

 

    Задачи статистики цен многообразны.

1. Характеристика состояния рынка. Для этого следует отслеживать поведение цен как ответную реакцию на изменение экономической ситуации (эмиссия денег, изменение доходов населения и т. д.).

2. Изучение цены и ее динамики как фактора уровня жизни, как индикатора инфляционных процессов.

3. Изучение цены с позиции производителя и продавца для выявления рентабельности, определения структуры цены и доли в ней налогов.

4. Международные и межрегиональные сопоставления.

 

Система показателей статистики цен

 

    Система показателей статистики цен включает показатели уровня, структуры и динамики цен. В экономике существует следующая система цен и тарифов: розничные цены, тарифы на услуги, оптовые (оптово-отпускные) цены предприятия, закупочные, сметные цены (цены на строительные объекты), цены внешней торговли.

    Статистическое изучение цен направлено на то, чтобы измерить их уровни в разрезе определенных товарных групп, выразить структурные различия этих уровней и показать их динамику. При этом широко используются средние величины и индексный метод.

    Средняя цена — средний уровень цены отдельного товара или совокупности качественно однородных товаров. Она определяется по формуле средней арифметической взвешенной

    Если данные о продаже представлены в стоимостном выражении, то средняя цена определяется по формуле средней гармонической взвешенной

Только в отдельных случаях допускается определение сред-ней цены, как простой средней арифметической (например, при расчете рыночных средних цен за месяц). (4)

    Система средних цен широко используется для сравнения цен на однородную продукцию. Для определения динамики цен одно-родной продукции исчисляется индекс цен переменного состава:

    где q , p — объемы продукции и цены на нее в отчетном и базисном

периодах соответственно

pq — выручка от продажи, или товарооборот

Пример 1. Имеются следующие данные о продаже продукта «М» на рынке города за два периода:

 Продавцы

Количество (т)

Цена (руб.)

март декабрь март декабрь
1 10,5 12,0 38,5 33,3
2 36,6 10,6 30,4 39,2
3 18,6 18,4 32,2 38,0
4 24,0 20,2 30,9 36,7

        

а) индекс цен переменного состава

 


Iqср=

 

p1,p0– цена в отчетном и декабре и марте периодах соответственно

q1,q0– количество в декабре и марте периодах соответственно

Iqср=                                                                             :

 

 

 


=36,857:31,855=1.157

    В марте, по сравнению с декабрем средняя цена продукта "М" выросла в марте на 15,7%

    Этот индекс испытывает на себе не только влияние конкрет-ных цен, но и структуры продукции. Чтобы изучить структур-ные особенности цен, исчисляется индекс структурных сдвигов:

    Деление индекса переменного состава на индекс структур-ных сдвигов дает индекс цен постоянного состава, или обычный агрегатный индекс цен:

    При статистическом изучении цен часто качественно разно-родные по своему потребительскому назначению товары объе-диняются в совокупность, обладающую новым качеством. В та-ких случаях средняя цена теряет свое реальное значение, и ста-тистический анализ направлен на характеристику пространст-венного или временного изменения цен без использования средней. Достигается это при помощи агрегатных индексов цен:

(индекс Пааше, взвешивание по текущим значениям)

(индекс Ласиейреса, взвешивание по базисным значениям).

Из формулы ip = p 1 / p 0 определяем р01 / ip подставляем его в знаменатель агрегатной формулы и получаем средний гармонический индекс цен, который тождественен формуле Пааше:

Ip =

    Весами индивидуальных индексов в этом индексе служит стоимость отдельных видов продукции отчетного периода в ценах того же периода ( p 1 q 1).

Рассмотрим применение среднего индекса цен на примере 2.

Пусть имеются данные службы еженедельного наблюдения цен о продаже товаров в районе (табл.2)

Таблица 2. Данные о продаже товаров (в 2004г.)

Товар   Продано (21 марта) тыс. руб. pq Изменение цен с 14 по 21 марта, %
Туфли мужские, пары   186   +3  
Костюмы спортивные, шт.   214   +6  
ИТОГО   400   -  

 

Запишем, исходя из условия, индивидуальные индексы цен: ipI = 1,03 и ipII = 1,06, подставим имеющиеся данные в формулу среднего гармонического индекса цен:

Ip = , или 104,6%

 

Следовательно, за истекшую неделю (с 14 по 21 марта) цены на данные группы товаров повысились в среднем на 4,6 %.

    Аппарат индексного метода, позволяющий осуществлять анализ обобщающего показателя - цены, должен дополняться анализом факторов, влияющих на уровень цен. (4)

    Применяемые в статистике индексы цен представлены в табл. 1.

 

Таблица 1

Индексы цен, применяемые в статистике

Вид индекса

Расчетные формулы

Агрегатный индекс Средний индекс из индивидуальных
1. Индекс цен с базисными весами (формула Ласпейреса)
2. Индекс цен с весами отчетного периода (формула Пааше)
3. Индекс И. Фишера  
4. Индекс цен переменного состава

5. Индекс для пространственно- территориальных сопоставлений (Эджворта-Маршалла)

6. Метод стандартных весов для индексов территориальных сопоставлений (модификация предыдущего индекса)

 

    Как известно, в статистике цен применяются индексы Ласпейреса и Пааше, агрегатные и средние из индивидуальных, индекс Фишера. (10)

    Индексы цен, рассчитанные по формуле Ласпейреса, особенно широко применяются при расчете индексов потребительских цен (ИПЦ), индексов цен производителей на промышленную продукцию по данным о ценах на товары-представители. Однако данный индекс не включает инвестиционные товары, но при этом учитываются цены на импортную продукцию.

    Индексы цен, рассчитанные по формуле Пааше, как правило, охватывают более широкий круг товаров и услуг. В качестве весов используется не структура потребительских расходов, а структура товарооборота, или добавленной стоимости, или произведенной продукции в текущем периоде, поэтому они могут быть определены лишь по истечении отчетного периода. Индекс цен Пааше используется при измерении динамики цен компонентов ВВП, закупочных цен в сельском хозяйстве, сметных цен в строительстве, экспортных цен.

    Индекс Ласпейреса, как правило, больше, чем индекс Пааше. Эта систематическая зависимость двух индексов известна как эффект Гершенкрона. (10)

 



2020-02-04 328 Обсуждений (0)
Система показателей статистики цен 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Система показателей статистики цен

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (328)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)