Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Индексный метод изучения динамики цен



2020-02-04 345 Обсуждений (0)
Индексный метод изучения динамики цен 0.00 из 5.00 0 оценок




 

    В изучении динамики цен могут применяться такие методы, как методы статистической сводки и группировки, обобщающих статистических показателей (выраженных абсолютными, относительными и средними величинами), статистические методы анализа рядов динамики, индексный, балансовый, табличный, графический и др.

    В условиях рыночных отношений в экономике особое место среди индексов качественных показателей отводится индексу цен. С помощью индекса цен осуществляются оценка динамики цен на товары производственного и непроизводственного потребления, пересчет важнейших стоимостных показателей СНС из фактических цен в сопоставимые. Индекс цен является общим измерителем инфляции при макроэкономических исследованиях, используется при корректировке законодательно устанавливаемого минимального размера оплаты труда, установлении ставок налогов и т.д.

    Для сравнения цен одного определенного товара в текущем периоде по сравнению с базисным применяется индивидуальный индекс цен.

    где            - цена единицы продукции отчетного и базисного периодов.

Индекс средних цен применяется при изучении изменения цен товарных групп, цен одного товара по различным территориям и субрынкам:        

                                                                       (1.6)

где pi1, qi1 - цена и количество проданного i - го вида товара(товара на i-й территории или i - м субрынке) в отчетном году, i=l,…, n;

   pi0, qi0 - цена и количество проданного i - го вида товара(товара на i-й территории или i - м субрынке) в базисном году, i=l,…, n.

Товары должны быть достаточно однородными, чтобы их количество поддавалось суммированию.

    Одной из важнейших задач статистики является изучение изменений анализируемых показателей во времени, т.е. их динамика. Анализ динамики цен осуществляется с помощью изучения ряда динамики и вычисления индексов цен.

    Показатели анализа динамики могут вычисляться на постоянной и переменной базах сравнения. При этом принято называть сравниваемый уровень отчетным, а уровень, с которым производится сравнение, - базисным.   Для расчета показателей анализа динамики на постоянной базе каждый уровень ряда сравнивается с одним и тем же базисным уровнем. В качестве базисного выбирается либо начальный уровень в ряду динамики (у0), либо уровень, с которого начинается какой-то новый этап развития явления (уi). Исчисляемые при этом показатели называются базисными. Для расчета показателей анализа динамики на переменной базе каждый последующий уровень ряда (yi) сравнивается с предыдущим (yi-1). Вычисленные таким образом показатели анализа динамики называются цепными.

    Между цепными и базисными индивидуальными индексами существует взаимосвязь, позволяющая переходить от одних индексов к другим, - последовательное произведение цепных индивидуальные индексов дает базисный индекс последнего периода:

 

Ip 3/0 = ip 1 / 0 ip 2 / 1 ip 3 / 2 =

 

Отношение базисного индекса отчетного периода к базисному индексу предшествующего периода дает цепной индекс отчетного периода:

ip 3 / 2 = ip 3 /0   ip 2 /0 ; ip 3 / 2 =

 

Это правило позволяет применять так называемый цепной метод, т.е. находить неизвестный ряд базисных индексов по известным цепным и наоборот.

Основной формой индекса цен для совокупности разнородных товаров является агрегатный индекс. Цены различных товаров складывать бессмысленно. Несуммируемость элементов совокупности преодолевается путем взвешивания каждой цены по количеству проданных товаров. Сумма произведений цен товаров на их количество составляет товарооборот совокупности товаров.

Чтобы выявить непосредственно изменение цен, необходимо зафиксировать показатели количества на одном из уровней:

– базисного периода времени (формула Ласпейреса)

– текущего периода времени (формула Пааше):

    Индексы цен, рассчитанные по формуле Ласпейреса, особенно широко применяются при расчете ИПЦ, который показывает, во сколько раз изменились бы потребительские расходы в текущем периоде по сравнению с базисным, если бы при изменении цен уровень потребления оставался прежним. Такой расчет корректен при отсутствии значительных количественных и качественных изменений в структуре потребления (во времени и по территории, если индекс рассчитывается для нескольких регионов).

Изучение динамики розничных цен (например, для получения дефлятора, позволяющего рассчитать стоимостные показатели от четного периода в сопоставимых ценах) должно быть максимально приближено к совокупности товаров, произведенных в отчетном периоде.

Результат расчета по формуле Пааше показывает, во сколько раз сумма фактических затрат населения на покупку товаров больше (меньше) суммы денег, которую население должно было бы заплатить за эти же товары, если бы цены оставались на уровне базисного периода.

Статистическим анализом доказано, что в долговременном аспекте формула Пааше занижает реальное изменение цен вследствие общественной отрицательной корреляции (относительный вес товара падает, если цена его возрастает).

    Доказано, что наилучший линейный индекс лежит между индексами, вычисленными по формулам Ласпейреса и Пааше. Зарубежные статистики пытались найти компромиссную формулу.

    Формула Эдворта - Маршалла: 

              

    Эта формула улавливает сдвиги в структуре покупок, но привязана к условной структуре товарооборота, не характерной ни для одного реального периода, не имеет прямого экономического смысла. Ее расчет встречает препятствия в сборе материалов.

    Наиболее удачным компромиссом многие экономисты считают «идеальный» индекс Фишера:           

                                            

    который оценивает не только набор товаров базисного периода по ценам текущего, но и набор товаров текущего периода по ценам базисного. Применяется в случае трудностей с выбором весов или значительного изменения структуры весов.


Заключение

 

Цена - многофункциональное экономическое явление, ведущая рыночная категория, процессы их образования и изменения представляют собой предмет статистического исследования. 

    Статистика цен - самостоятельный блок, входящий как составная часть в статистику рынка и соответственно в социально-экономическую статистику. Поэтому в органах государственной статистики сформирована самостоятельная служба статистики цен.


ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Расчетная часть

 

    Имеются следующие выборочные данные по 30-ти организациям, характеризующие деятельность за исследуемый период (выборка 20%-ная бесповторная):

Таблица 1

Статистическая информация о результатах производственной

деятельности организации

№ органи-зации Среднесписочная численность работников, чел. Выпуск продукции, млн руб. Фонд заработной платы, млн руб. Затраты на производство продукции, млн руб. Среднегодо-вая стоимость ОПФ, млн. руб.
1 162 36,45 11,340 30,255 34,714
2 156 23,4 8,112 20,124 24,375
3 179 46,540 15,036 38,163 41,554
4 194 59,752 19,012 47,204 50,212
5 165 41,415 13,035 33,546 38,347
6 6 158 26,86 _ 8,532 22,831 27,408
7 220 79,2 _ 26,400 60,984 60,923
8 190 54,720 17,100 43,776 47,172
9 163 40,424 12,062 33,148 37,957
10 159 30,21 9,540 25,376 30,210
11 167 42,418 13,694 34,359 38,562
12 205 64,575 21,320 51,014 52,500
13 187 51,612 16,082 41,806 45,674
14 161 35,42 10,465 29,753 34,388
15 120 14,4 4,32 12,528 16,000
16 162 36,936 11,502 31,026 34,845
17 188 53,392 16,356 42,714 46,428
18 164 41,0 12,792 33,62 38,318
19 192 55,680 17,472 43,987 47,590
20 130 18,2 5,85 15,652 19,362
21 159 31,8 _ 9,858 26,394 31,176
22 162 39,204 11,826 32,539 36,985
23 193 57,128 18,142 45,702 48,414
24 158 28,44 8,848 23,89 28,727
25 168 43,344 13,944 35,542 39,404
26 208 70,720 23,920 54,454 55,250
27 166 41,832 13,280 34,302 38,378
28 207 69,345 22,356 54,089 55,476
29 161 35,903 10,948 30,159 34,522
30 186 50,220 15,810 40,678 44,839

 

Цель статистического исследования - анализ совокупности организаций по признакам Затраты на производство  и Сумма ожидаемой прибыли, включая:

· изучение структуры совокупности по признаку Сумма ожидаемой прибыли;

· выявление наличия корреляционной связи между признаками Затраты на производство и Сумма ожидаемой прибыли организаций, установление направления связи и оценка её тесноты;

· применение выборочного метода для определения статистических характеристик генеральной совокупности организаций.

 

Задание 1

По исходным данным (табл.1) необходимо выполнить следующее:

1. Построить статистический ряд распределения организаций по Сумма ожидаемой прибыли, образовав пять группы с равными интервалами.

2. Графическим методом и путем расчётов определить значения моды и медианы полученного ряда распределения.

3. Рассчитать характеристики ряда распределения: среднюю арифметическую,среднее квадратическое отклонение, коэффициент вариации.

4. Вычислить среднюю арифметическую по исходным данным (табл. 1.1), сравнить её с аналогичным показателем, рассчитанным в п. 3 для интервального ряда распределения. Объяснить причину их расхождения.

Сделать выводы по результатам выполнения Задания 1.

 

Выполнение Задания 1

Целью выполнения данного Задания является изучение состава и структуры выборочной совокупности организаций путем построения и анализа статистического ряда распределения организаций по признаку Сумма ожидаемой прибыли.



2020-02-04 345 Обсуждений (0)
Индексный метод изучения динамики цен 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Индексный метод изучения динамики цен

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (345)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)