Зарождение и развитие древнегреческой философии
Развитие древнегреческой философии и всей дальнейшей, связанной с ней традиции не было бы понято в полной мере и объяснимо без знания наследия мысли древнейших цивилизаций Ближнего Востока, оказавших значительное влияние на греческую культуру в самых древних её слоях. Греческая античная философия – это философия древних греков и древних римлян. Она сформировалась в 6 – 7 веках до н.э. Для античной философии характерны были космизм и предметновещественная интерпретация реальности. Мир выступал как макрокосм, а человек микрокосм.[12] Античная философия – исключительный вклад в развитие мировой цивилизации, её роль чрезвычайна высока. Сам термин «философия» возникает здесь. Этот термин встречается у древне-греческого философа Пифагора еще в 580 –500 годах до н.э. Но в качестве названия особой отрасли знания о бытии, человеке, смысле его жизни, познания он был введён Платоном (428/27до н.э.)[13] В противоположность «софосу» – мудрецу – пророку, обладавшему «Софией» – божественной мудростью, «философ» человек, не обладающий божественной истиной, полной и завершенной. Философ – это человек, стремящийся к мудрости, ищущий, любящий истину. Поэтому цель философа – понять «целое как целое», понять, в чём первопричина всего сущего, первопричина бытия. Греки считали, что начало философии в удивлении человека перед миром и самим собой, а удивляться в природе человека. Философия – это чистая любовь человека к истине и правде, это «знание ради самого знания» (Аристотель, «Метафизика»). Это знание ради достижения свободы духа. [14] Именно так понимая философию, римский мыслитель Цицерон скажет, что не любить философию – всё равно, что не любить собственную мать. То есть философия не просто поиск истины, это способ жизни, присущий свободному человеку. Традиционно, в развитии античной философии выделяют четыре основных этапа: - Раннюю классику (натуралисты, досократики), главные проблемы - «Физис» и «Космос», его строение - V- IV века до н.э.; - Среднюю классику (Сократ и его школы, софист), главная проблема – сущность человека - с половины V века и часть IV века до н.э. Определен как классический; - Высокую классику (Платон, Аристотель и их школы), главная проблема – синтез философского знания, его проблем и методов - конец IV- II веков до н.э.; - Эллинизм (Эпикур, Пиррон, стоики, Сенека, Эпиктет, Аврелий и др.), главная проблема – мораль и свобода человека, познание и т.д. Структура космоса, судьба космоса и человека, отношение бога и человека (Плотин, Порфирий, Прокл, Филон Александрийский)- (I век до н.э. – V-VI века н.э.). Идея красоты мира проходит через всю античную эстетику. Где прекрасное — это всеобщая гармония и красота Вселенной и эстетическое и космологическое выступают в единстве. Вселенная для древнегреческих натурфилософов –это космос (Вселенная, мир, гармония, украшение, красота, наряд, порядок). Поэтому сначала все науки в Древней Греции были объединены в одну — космологию.[15] Принято считать, что настоящая наука возникла в Элладе в VI веке до н.э. – в эпоху Фалеса и Пифагора. Фалес один из первых и величайших философов Эллады, жил на рубеже VII-VI веков до н.э., вероятно, с 625 по 550 года до н.э. Много путешествовал по странам Востока, побывал в Египте и Вавилоне, а вернувшись домой, увлеченно рассказывал согражданам о чудесных дальних странах.[16] Имя Фалеса включено в перечень великих мудрецов Эллады – наравне с легендарными строителями первых городов и учредителями Олимпийских игр, изобретателями алфавита и мореплавания. Фалес показал грекам, как можно открывать новые научные факты, выводя их из уже известных сведений путем общепонятных рассуждений. Мудрецы Эллады считали, что мир состоит из 4 основных стихий: земли, воды, воздуха, огня. Является ли одна из них первичной и если да, то какая стихия первична? Фалес был уверен, что вода есть основа всех вещей, но доказать логически это утверждение он, конечно не смог. В развитии философии V века до н.э. большую роль сыграли софисты — платные учителя мудрости, оказывавшие непосредственное влияние на формирование мировоззрения афинян и, особенно, афинской молодежи. Они принесли с собой новый предмет обучения, необходимый именно в демократических Афинах: риторику, умение убеждать, управлять настроениями толпы. [17] Самыми известными софистами были Протагор, Горгий и Продик. Они учили искусству побеждать противника в спорах; в этом искусстве важна была не истина, а убедительность. Софисты учили, что истина у каждого своя, т.е. она относительна. Протагору принадлежит выражение: «Человек есть мера всех вещей», что означало: как кому кажется, так оно и есть. Воплощением эллинской мудрости V века до н.э. стал великий Сократ, учитель Платона; последний сохранил его образ, биографию и учение.[18] В классическую эпоху наука стала специальной сферой деятельности. Особенно показателен прогресс медицины. «Гиппократов корпус», свод сочинений врачей, принадлежавших к школе Гиппократа в V - IV веках до н.э., дает представление о медицинских знаниях и практике того времени. [19] Если Гиппократа называли «отцом медицины», то Геродота —«отцом истории». Уроженец малоазийского города Галикарнасс, Геродот много путешествовал, посетил Персию, Египет, берег Черного моря и свои впечатления собрал в объемном труде «История». Так как в этом сочинении властвует рок, божественное предопределение, огромное значение предается предсказаниям оракулов, вещим снам и т.п., его трудно назвать историком в нашем понимании — подлинной критики источников в его труде, конечно, нет. В истории он видит осуществление божественной справедливости, миф у него переплетается с реальностью. [20] Но все же значение «Истории» Геродота велико: она была первым связным изложением исторических сведений. Так, основываясь на принципах кинического учения, на пренебрежении к удобствам, проводил свою жизнь знаменитый Диоген, герой бесчисленных анекдотов. Диоген, как и прочие киники, призывал к отречению от материальных благ и предрассудков. Среди многочисленных учеников Сократа в IV веке до н.э. никто не встал вровень с Платоном - выдающимся философом древности. Его главный тезис: мир вещей есть лишь слабое отражение мира самостоятельно существующих «идей» - сверх чувственных прообразов всех вещей.[21] Самым знаменитым учеником Платона был Аристотель, который впоследствии разочаровался в платоновской системе и после смерти учителя покинул Академию, произнеся при этом, по преданию, знаменитые слова: «Платон мне друг, но истина дороже». [22] Как философ, Аристотель был вдумчивым ученым-систематиком. Он отверг всю систему платоновского идеализма и признал реальность объективно существующих вещей. Аристотель был не только автором собственной оригинальной системы, он систематизировал все накопленные научные знания. Познания его охватывали математику и механику, биологию и зоологию, физику и психологию, риторику, политику, теорию искусств. Систематизировал он и философские знания, выделив логику как самостоятельную науку.
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (207)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |