Понятие и предмет изучения пенитенциарной психологии
ВВЕДЕНИЕ
Ни для кого не секрет, что в уголовно-исправительных учреждениях осужденные делятся на определенные группы. Это деление происходит как самими осужденными, так и администрацией исправительного учреждения. Деление осужденных на группы изучает и пенитенциарная психология, в центре которой стоят психологические основы исправления личности, проблемы раскаяния, ценностная переориентация личности. Классификация осужденных и распределение их по видам исправительных учреждений - один из методов дифференциации исполнения наказания. Принцип дифференциации и индивидуализации исполнения наказаний является одним из основополагающих принципов в уголовно-исполнительном праве. От его претворения в правоприменительной деятельности зависит возможность достижения целей, поставленных перед уголовным наказанием. Классификация осужденных в значительной мере влияет на формирование системы исправительных учреждений, обеспечивает изоляцию друг от друга различных по степени общественной опасности и характеру поведения осужденных. Согласно ст. 67 Минимальных стандартных правил обращения с заключенными целями классификации являются отделение заключенных от тех, кто в силу своего преступного прошлого или отрицательных черт характера грозит оказать на них плохое влияние, а также разделение заключенных на категории, облегчающие работу с ними в целях их возвращения к жизни в обществе. Рассматриваемая тема настоящей курсовой работы – «Пенитенциарно-психологические психологии и классификации осужденных» является актуальной. Изучение классификации осужденных как для психолога, так и для работника, руководителя, воспитателя исправительного учреждения имеет большое значение для обеспечения дифференциации в отношении различных категорий осужденных в процессе воспитательной работы. При изучении и психологическом анализе личности осужденного и их классификации решаются задачи установления соответствующего режима для каждой категории заключенных; разумной организации трудовых процессов; целесообразной постановки школьной и внешкольной работы; правильного учета результатов пенитенциарного воздействия и др. Все эти положения, являются актуальными и требуют дальнейшей разработки и внедрения с учетом современных достижений пенитенциарной психологии. Поэтому знание и изучение классификации осужденных необходимо рассматривать как важнейшую предпосылку индивидуализации карательных и воспитательных воздействий, повышения их эффективности. Целью работы является анализ различных систем классификации осужденных в местах лишения свободы с точки зрения пенитенциарной психологии. Для этого предстоит решить следующие задачи: - дать понятие пенитенциарной психологии; - проанализировать различные системы классификации осужденных; - определить содержание и задачи классификации; - выявить значение психологических черт личности осужденного для их классификации. При написании работы были использованы действующие нормативно-правовые акты Российской Федерации, а также учебные пособия по уголовно-исполнительному праву и юридической психологии и статьи из периодических изданий.
I . Пенитенциарная психология
Понятие и предмет изучения пенитенциарной психологии
Одной из наиболее развитых отраслей юридической психологии является пенитенциарная психология (от лат. poenitentiarius – покаянный, исправляемый). Ее также называют «исправительно-трудовой», «уголовно-исполнительной» (по названию соответствующей отрасли права) или «исправительной» психологией. Попытки противопоставить эти названия в советский период отражали скорее различия в идеологических, нежели научных подходах. В настоящее время термины «пенитенциарная» и «исправительная» психология рассматриваются как синонимы[1]. Предмет изучения пенитенциарной психологии составляют факты, закономерности и механизмы проявлений психики у отдельных осужденных, социально-психологические явления в их среде, а также эффективность средств воздействия, применяемых сотрудниками исправительных учреждений в процессе исполнения различных видов наказания. В процессе своего исторического развития была определена цель пенитенцираной системы – ресоциализация осужденного как конструирование социально-положительной личности. Психологические основы ресоциализации – восстановление ранее нарушенных социальных качеств личности, необходимых для полноценной ее жизнедеятельности в обществе. Ресоциализация личности осужденных связана прежде всего с их ценностной переориентацией, формированием у них механизма социально-положительного целеполагания, отработкой у личности прочных стереотипов социально-положительного поведения. Создание условий формирования социально адаптированного поведения личности – основная задача исправительных учреждений[2]. В настоящее время в связи со вступлением России в совет Европы пенитенцирная система в нашей стране должна соответствовать международным стандартам. В решении всех этих задач первостепенную значимость приобретает научная и практически ориентированная современная пенитенцираная психология – наука о внутренних, психических механизмах самоорганизации личности[3].
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (210)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |