Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Проблемы классификации осужденных-несовершеннолетних, отбывающих наказания в местах лишения свободы



2020-02-04 257 Обсуждений (0)
Проблемы классификации осужденных-несовершеннолетних, отбывающих наказания в местах лишения свободы 0.00 из 5.00 0 оценок




 

В связи с изменениями, внесенными в уголовно-исполнительное законодательство деление воспитательных колоний на виды режима было упразднено. Теперь предусматривается лишь внутренняя дифференциация условий отбывания наказания в зависимости от поведения несовершеннолетнего правонарушителя.

Как в строгих, так и в обычных условиях, лица, ранее отбывавшие лишение свободы, содержатся вместе с ранее несудимыми. В данном случае существующая в воспитательных колониях дифференциация осужденных лишена здравого смысла. Она противоречит существующему правилу раздельного содержания в исправительных учреждениях впервые осужденных к лишению свободы от осужденных, ранее отбывавших лишение свободы, закрепленному в ч. 2 ст. 80 УИК РФ.

Массовые беспорядки разгорелись в октябре 2007 года в колонии для подростков в Свердловской области.[29] Сразу 200 человек пытались прорвать колючую проволоку, а когда не получилось, напали на администрацию. Успокоить бушующую толпу смог только спецназ. Трагедия случилась в Кировоградской воспитательной колонии №2. В ней отбывают срок 463 подростка в возрасте от 14 до 18 лет. В основном они - социальные сироты, чьи родители лишены родительских прав на них. 350 арестантов попали за решётку за тяжкие преступления. Некоторые из них состояли на учёте с психическими отклонениями. По предварительным данным беспорядки были запланированы заранее. Группа отрицательно настроенных осужденных подростков устроила беспорядки в связи с предстоящим переводом одного из неформальных лидеров среди осужденных, в колонию общего режима, поскольку он достиг совершеннолетия. Обстоятельства дела изучаются комиссией Министерства юстиции.

Несовершеннолетние, вставшие на преступный путь, наряду с несформированностью мировоззрения, возрастной социальной незрелостью характеризуются, как правило, и педагогической запущенностью. Согласно сложившейся точке зрения в большинстве случаев - это подростки, выпавшие из сферы влияния таких социальных институтов, как семья и школа. В основном они еще не успели встать на путь самостоятельной трудовой жизни.

 Несовершеннолетние, ранее отбывавшие лишение свободы, как показывает практика, оказывают негативное влияние на основную массу несовершеннолетних осужденных, порой нейтрализуют педагогические усилия персонала.

Ни для кого не секрет, что незрелость личности несовершеннолетних объясняет их высокую зависимость от влияния окружающей среды и вместе с тем неспособность противостоять ее негативному влиянию, особенно в сложных жизненных ситуациях. Многолетний опыт показывает, что впервые осужденные к лишению свободы, поступающие в воспитательные колонии, не имеют представлений об условиях содержания под стражей. Оказавшись в новой обстановке, они свое поведение ориентируют на ближайшее социальное окружение, в роли которого выступают в первую очередь осужденные за тяжкие преступления и лица, ранее отбывавшие лишение свободы, поддерживающие субкультурные традиции.

Вопрос о классификации осужденных несовершеннолетних имеет принципиальное значение для практики исполнения наказания, и поэтому решать его следует, основываясь на научном анализе протекающих пенитенциарных процессов. К сожалению, в теории уголовно-исправительного права эта проблема не получила достаточно серьезного исследования. Кроме того, имеющиеся научные разработки по этому вопросу в основном проводились с точки зрения правовой науки[30].

Представители социологии, психологии, педагогики и других общественных наук в этих исследованиях участия практически не принимают. Именно поэтому законодательные нормы, регулирующие вопросы классификации несовершеннолетних, на протяжении длительного времени ориентированы на принципах общей классификации осужденных, как правило, взрослых правонарушителей.

 Очевидно, что классификация несовершеннолетних правонарушителей должна иметь свое "лицо" в теории уголовно-исполнительного права и в законодательстве. Решение связанных с ней проблем требует комплексного подхода, нуждается в глубоком изучении и внимании ученых разных направлений: юристов, социологов, психологов, педагогов и т.д. При определении классификации осужденных в воспитательных колониях следует прежде всего исходить из специфики подросткового возраста, состоящей в том, что у несовершеннолетнего еще не до конца сформировалась психика, социальные и нравственные устои находятся в стадии становления.

В местах лишения свободы большая доля подростков, не совершивших тяжкого преступления, но отбывающих конкретный срок. Пожалуй, сегодня не осталось людей, которые бы искренне верили, что колонии исправляют и воспитывают. Хулиганистого подростка колония после отбывания наказания выпустит, скорее всего, уже сложившимся потенциальным преступником.

Кроме того, рецидив среди освобожденных из колоний несовершеннолетних, по некоторым данным, значительно превышает уровень рецидива освобожденных из колоний взрослых, а также то, что за последние 15 - 20 лет повторное совершение преступлений подростками, после того как они возвращаются из режимных учреждений, существенно возросло.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

В данной курсовой работе были рассмотрены различные системы классификации осужденных в местах лишения свободы с точки зрения пенитенциарной психологии. Подводя итог проделанной работы по изучению этой темы можно сделать следующие выводы.

Изучение классификации осужденных имеет большое значение для обеспечения дифференциации в отношении различных категорий осужденных в процессе воспитательной работы. Это актуально как для психолога, так и для работника, руководителя, воспитателя исправительного учреждения.

Воспитательная работа с осужденными проводится с учетом индивидуальных особенностей личности и характера осужденных и обстоятельств совершенных ими преступлений.

Внутри классификационных групп осужденных выделяется индивидуально личность каждого из них, определяются ее основные характеристики, как положительные, так и отрицательные качества. Задача воспитателей состоит в выявлении всех этих качеств и составлении портрета, картины личности осужденного.

Отнесение конкретных осужденных к определенным статусным категориям — это лишь первичная ориентация и прогнозирование возможного направления их поведения. Полноценное осуществление индивидуального подхода к исправлению и перевоспитанию осужденных основано на знании не только их индивидуальных особенностей, но и социально-психологических закономерностей тюремной среды.

Вопрос о классификации осужденных имеет принципиальное значение для практики исполнения наказания, и поэтому решать его следует, основываясь на научном анализе протекающих пенитенциарных процессов. К сожалению, в теории уголовно-исправительного права эта проблема не получила достаточно серьезного исследования. Кроме того, имеющиеся научные разработки по этому вопросу в основном проводились с точки зрения правовой науки.

Сегодня активное развитие пенитенциарной психологии как особой научной системы знания и психопрактики диктуется прежде всего потребностями проводимой реформы уголовно-исполнительной системы России. Ведь речь идет, во-первых, не о формальной передаче пенитенциарных учреждений в Министерство юстиции, а ожиданиях, «что в гражданском ведомстве процесс исполнения наказания в виде лишения свободы будет организовываться на более гуманистических началах и с меньшими нарушениями законности»[31], а во-вторых, о целенаправленном участии сотрудников развиваемой с начала 1990-х годов в исправительных учреждениях психологической службы в психологическом обеспечении процесса исправления осужденных и профилактики совершения ими новых преступлений.

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

Нормативно-правовые акты

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) //Российская газета N 237, 25.12.1993

2. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации: от 08.01.1997 N 1-ФЗ (ред. от 02.10.2007) //Собрание законодательства РФ, 1997, N 2, ст. 198 //СПС «КонсультантПлюс».

3. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 24.07.2007) (с изм. и доп., вступающими в силу с 07.09.2007) //Собрание законодательства РФ, 1996, N 25, ст. 2954 // СПС «КонсультантПлюс».

4. Закон РФ от 21.07.1993 N 5473-1 (ред. от 19.06.2007) "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы"// Ведомости СНД и ВС РФ", 1993, N 33, ст. 1316 // СПС «КонсультантПлюс».

5. Минимальные стандартные правила обращения с заключенными: Одобрены Экономическим и социальным Советом в его резолюциях 663 С (XXIV) от 31 июля 1957 г. и 2076 (LXII) от 13 мая 1977 г. //Международные акты о правах человека: Сборник документов.- М.: НОРМА-ИНФРА-М, 1999.- с. 190-205.

6. Правила ООН, касающиеся защиты несовершеннолетних, лишенных свободы (1990) // Международные акты о правах человека.- М., 1999.- С. 284.

7. О концепции федеральной целевой программы «Развитие уголовно-исполнительной системы (2007-2016 годы): распоряжение Правительства РФ от 07.06.2006 N 839-р //Собрание законодательства РФ, 2006, N 25, ст. 2748.

8. Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы: Закон от 21.07.1993 N 5473-1 (ред. от 19.06.2007) //Ведомости СНД и ВС РФ, 1993, N 33, ст. 1316 //СПС «КонсультантПлюс».

 

Учебная литература

1. Алферов Ю.А. Личность осужденного.- М.,1990.

2. Васильев В.Л. Юридическая психология. – 5-е изд., допол. и перераб.- СПб.: Питер, 2002.- (Серия «учебник нового века»).

3. Еникеев М.И. Юридическая психология: Учебник для вузов.- М.: Норма, 2002.

4. Зубков А.И. Уголовно-исполнительное право: Учебник для вузов.- М., НОРМА. 2006.

5. Комментарий к Уголовно-исполнительный кодексу Российской Федерации /Под ред. О.О. Миронова.- М: Юриспруденция, 2003.

6. Леонов И.С. Проблема классификации несовершеннолетних осужденных в воспитательных колониях //Российский следователь, 2007, N 8.

7. Перминов О.Г. Уголовно-исполнительное право: учебное пособие для вузов - М.: «Былина», 1999.

8. Прикладная юридическая психология / Под ред. А.М. Столяренко. М., 2001



2020-02-04 257 Обсуждений (0)
Проблемы классификации осужденных-несовершеннолетних, отбывающих наказания в местах лишения свободы 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Проблемы классификации осужденных-несовершеннолетних, отбывающих наказания в местах лишения свободы

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (257)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)