Организационный момент
В ходе урока запланирована групповая работа учащихся, поэтому парты в классе стоят для групп. Ребята разбились на группы заранее, по интересам, по 5 – 6 человек. Таким образом, получилось всего 4 рабочие группы. План: (доске) 1. Тема урока. 2. Дата. 3. Модель “Правление Ивана IV”. 4. Настенная карта. 5. Домашнее задание (на закрытой доске). Вводная часть урока Сегодня мы с вами ещё раз обратимся к правлению Ивана Грозного, вспомним наиболее яркие события его царствования и, конечно, узнаем много нового о его правлении. Цель нашего урока: дать оценку правления Ивана Грозного и высказать собственное отношение к этому времени. А к цели нам прийти поможет модель, которая изображена на доске. Приложение 1 С ней нам сегодня предстоит работа. И, чтобы мы смогли дать оценку правлению Ивана IV, мы рассмотрим следующие моменты (на координатах модели): - личные качества Ивана IV, Итак, для разминки вспомним некоторые моменты и даты. Вопросы для вводной беседы: · назовите годы правления Ивана IV (1533 – 1584). · назовите годы правления регентши – Елены (1533 – 1538). · назовите годы борьбы боярских группировок за власть при Иване IV. · дата венчания Ивана IV на царство (16 января 1647). · деятельность “Избранной Рады” (1547 – 1560). · годы реформ “Избранной Рады” (1549 – 1560). · период опричнины (1565 – 1572). А теперь предстоит работа с моделью (нарисована на доске). Итак, первая координата – “Личные качества Ивана IV”. Работа в группах. Задание: Работая с историческими источниками, которые я вам сейчас раздам, подобрать имена существительные, которые отвечают личным чертам характера Ивана IV, причём отметить как положительные, так и отрицательные черты характера. Приложение 2 Обсуждение и заполнение координаты. Великий историк С.М. Соловьёв писал о маленьком Иване IV: “Ребёнок родился с блестящими дарованиями; может быть, он родился также с восприимчивостью, легко увлекающегося, страстною природою, но , без сомнения, эта восприимчивость, раздражительность, если не были произведены, то по крайней мере, были развиты до высшей степени воспитанием, обстоятельствами детства его”. Вывод: Иван IV – неординарная личность! Итак, какова была ведущая идея царя и кто его направлял? Следующая координата – ведущая идея. Работа в группах. Задание: Работая с историческим источником, подобрать имя существительное, которое отражает ведущую идею царя. (Единоличная власть, самодержавие). Обсуждение и заполнение координаты. Вопрос: Какие качества мешали Ивану IV править единолично? (Пугливость, слабоволие, мнительность и т.д.). Вопрос: Поскольку Иван IV не мог править единолично, так кто же был в его окружении в первый период правления? (Макарский, Курбский, Сильвестр, Адашев, Висковатый и др.) Обсуждение и заполнение координаты. Вопрос: Какая деятельность объединяла этих людей, подберите имя существительное (реформа). Вопрос: Назовите окружение Ивана IV во второй период его правления (Скуратов, Грязной, Басманов и др.) Вопрос: Какая деятельность объединяла этих людей, подберите имя существительное (опричнина, террор) Вопрос: Чем отличаются эти два окружения? (Отрицательное и положительное.) Историк Р.Г. Скрынников в своей работе “Иван Грозный” пишет по этому поводу: “В целом кружок лиц, поддерживающих программу крутых мер и репрессий против боярской оппозиции, был очень немногочислен, в него не входил ни один из влиятельных членов Боярской думы за исключением разве что А.Д. Басманова”. Приложение 3 Итак, реформа и опричнина – это внутренняя политика Ивана IV. А внутренняя политика определяла внешнюю политику. Рассмотрим деятельность Ивана IV. Следующая координата – деятельность Ивана IV. Работа в группах. Задания по карточкам: Первой группе: работая с учебником (с. 202-204), подобрать имена существительные, которые характеризуют реформы Избранной Рады и их последствия. Второй группе: работая с книгой Г.В. Черниковой “История России IХ – ХVII века” (с. 238-245), составьте цепь событий, которые предшествовали опричнине и, которые включали период опричнины. Каковы были последствия опричнины? Третьей группе: работая с учебником (с. 205-210), выделите два направления внешней политики Ивана IV, составьте цепь основных событий. Какие последствия имела эта деятельность? Четвёртой группе: работая с учебником (с.211 – 2140), выделите одно из направлений внешней политики. Каков был итог войны? Обсуждение и заполнение координаты. Вывод: Историки говорят, что … на исходе десятилетия реформ, Иван пришёл к выводу, что царская власть из-за ограничений со стороны советников и бояр вовсе утратила самодержавный характер. Сильвестр и Адашев, жаловался Грозный, “сами государилися”, как хотели, а с меня есть государство сняли: словом аз был государь, а делом ничего не владел. Итак, реформы не дали быстрого результата. Тогда Иван IV пошёл другим путём. (Работа с картой, атласами). Историки утверждают, что, скорее всего, опричнина была политикой террора, направленного на установление того, что сам Иван Грозный называл самодержавством. “А жаловать своих холопов казнить”- писал он князю Курбскому, под холопами подразумевается поданных. Внещняя и внутренняя политика оказались взамно связанными. Иван IV расширил границы русского государства. (Работа с картой)
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (170)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |