Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Понятие кредитного процесса



2020-02-04 177 Обсуждений (0)
Понятие кредитного процесса 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Процесс управления ссудными операциями коммерческого банка представляет собой составную часть процесса управления банком в целом. Управление ссудными операциями включает в себя такие элементы как, планирование ссудных операций, организация и осуществление ссудных операций. Контроль за ссудными операциями, мотивация кредитного персонала, а также координация и взаимодействие всех названных функций.

Планирование кредитного процесса включает: установление целей, ради которых осуществляется этот процесс. Если в нашей стране, после крушения социализма, планирование утратило свое значение и позиции, то за рубежом, наоборот.

В зарубежной практике плановые подразделения банков являются одними из самых мощных организаций, хорошо оснащенных технически и укомплектованных высококвалифицированным персоналом. В международной практике считается, что риск банка повышается, если банк не имеет кредитной политики или же если банк имеет кредитную политику, но не довел ее до исполнителей.

В содержание кредитной политики включается: стратегия банка в кредитной сфере (цели, приоритеты, принципы); инструктивные материалы по кредитованию, методические разработки по анализу кредитоспособности, состоянию кредитного портфеля, организации контроля за исполнением договоров по различным видам ссуд.

При формировании собственной кредитной политики особенно остро встает проблема взаимодействия банка и его учредителей. Учредители, при формировании кредитной политики, преследуют собственные интересы. Учредители стремятся набрать как можно больше кредитов по низкой цене. Тем самым, они заставляют банк формировать портфель низкокачественными неработающими кредитами.

Решением данной проблемы служит достижение компромисса между банком и его учредителями. Банк должен иметь хотя бы минимальный уровень доходности по кредитам, необходимый ему для поддержания пассива и предельной степени капитализации. Кредитная политика, содержащая в себе компромиссное решение, должна быть оформлена документально и подтверждена Советом директоров. Это послужит для банка инструментом защиты от злоупотреблений при формировании кредитного портфеля. В конечном итоге ухудшение финансового состояния банка до критического уровня также не желательно для учредителей.

В нашей стране подход к оценке управления кредитными операциями различен в зависимости от размеров, развитости кредитных связей и сроков деятельности банка.

Политика определяет стандарты, которыми должны руководствоваться банковские работники, отвечающие за предоставление и оформление займов, и управление ими. Хорошо проработанная кредитная политика позволяет руководству избегать излишних рисков и верно оценивать возможности развития дела.

Банк должен определить количество кредитов каждого типа. А также, какие кредиты он будет предоставлять, каким заемщикам и при каких обстоятельствах. Эти важные решения требуют, чтобы целями политики банка было поддержание оптимальных соотношений между кредитами, различными видами обязательств и собственным капиталом банка. Разумная кредитная политика способствует повышению качества кредитов.

Кредитная политика должна охватывать следующие аспекты: элементы правового регулирования; специализацию банка; ресурсную базу; степень допустимого риска; структуру кредитного портфеля; структуру обязательств по срокам.

Организация осуществления ссудных операций должна включать процедуры кредитования, которые могут быть изложены в руководстве по кредитной политике и в инструкциях для различных подразделений банка. Порядок предоставления кредита предусматривает следующие процедуры: обработку заявки на кредит; кредитный анализ; одобрение кредита; оформление кредитного дела; перечисление кредитных средств заемщику; наблюдение за кредитом.

Отношения кредитного обслуживания между банком и клиентом строятся на договорной основе. На основании этого договора осуществляется кредитование заемщика. В соответствии со ст. 113 Основ гражданского законодательства договор кредитования является разновидностью договора займа.

Клиент, обращающийся в банк за получением кредита, представляет заявку, где содержатся исходные данные о требуемой ссуде: цель, размер кредита, вид и срок ссуды, предполагаемое обеспечение. Банк требует, чтобы к заявке были приложены документы и финансовые отчеты, служащие обоснованием просьбы о предоставлении ссуды и объясняющие причины обращения в банк. В состав пакета сопроводительных документов входят: баланс, счет прибылей и убытков за последние 3 года, отчет о движении кассовых поступлений, прогноз финансирования, налоговые декларации, бизнес-планы. Заявка поступает к кредитному работнику, который проводит беседу с руководством предприятия. Он должен точно определить уровень руководства и порядок ведения дел, обговорить тонкости выполнения обязательств.

       Заявку на кредит от физического лица по западному стандарту оценивают по двадцати характеристикам. Наличие счета в банке; продолжительность кредита; кредитная история клиента по ведению счета в банке и область использования кредита; сумма кредита и сумма на счетах банка; продолжительность работы на одном месте; частичная уплата от представленной суммы; семейное положение и возможности поручителей; продолжительность проживания на одном месте; финансовое состояние и возраст клиента; долги у клиента и характеристика квартиры; число прежних кредитов в банке; специальность и число лиц на содержании клиента; наличие телефона; принадлежность к жителям или гостям.

       Для каждой характеристики используется от двух до одиннадцати градаций. Например, для 2 характеристики используется 10 градаций в зависимости от продолжительности кредита: градация 1 – до 6 мес.; градация 2 – от 6 до 12 мес. и т.д.

       Риск кредита определен как вероятность события, заключающегося в неуспехе операций кредитования. Случайное событие состоит в том, что кредит окажется не «хорошим», а «плохим». Здесь подразумеваются как ошибки банка в оценке значимости характеристики кредита для его успеха, так и действие среды, в которой находятся клиенты и банк.

Если после интервью решено продолжить работу с клиентом, то документы передаются в отдел по анализу кредитоспособности. Там проводится углубленное и тщательное обследование финансового положения компании-заемщика, при этом экспертам предоставляются очень широкие полномочия.

Для получения кредита заемщики предоставляют в банк следующие документы:

§ Устав и учредительный договор;

§ Бухгалтерскую и статистическую отчетность;

§ Бизнес-план, ТЭО и подтверждающие его документы;

§ Карточка с образцами подписей (если кредитор обслуживается в ином банке);

§ Свидетельство о регистрации предприятия;

§ Кредитную заявку;

§ Другие документы по усмотрению банка.

Все документы, предоставленные клиентом-заемщиком. В том числе ответы на запросы банка и документы, подтверждающие перечисление средств по кредиту, помещаются в досье клиента. В досье помещается также кредитный договор и сопутствующие ему документы.

Досье хранится не менее 5 лет, после чего передается в архив.

В период подготовки к выдаче кредита собираются все необходимые документы, и формируется кредитное дело. По требованиям Сбербанка РФ кредитное дело должно формироваться отдельными разделами по каждому ссудозаемщику, поручителю, гаранту, залогодателю. Формирование кредитного дела должно осуществляться в хронологическом порядке по разделам:

1. Документы, касающиеся выдачи кредита (заявки на получение кредита, ТЭО, бизнес-план, заключение служб с перечнем проведенной работы по анализу пакета документов, решение кредитного комитета);

2. Административная информация, включающая регистрационные документы заемщика, имена, адреса, телефоны;

3. Финансовая отчетность заемщика (гаранта, поручителя);

4. Анализ финансовой отчетности заемщика на протяжении всей истории отношений заемщика с банком;

5. Внутренний документооборот, касающийся данного клиента;

6. Анализ состояния залога (заключение кредитного работника и эксперта о стоимости залога, ликвидности, достаточности в виде записок, актов проверок, заключений);

7. Корреспонденция;

8. Протоколы встреч с заемщиком;

9. Копии кредитных документов (кредитный договор, договор поручительства, гарантии, договор залога и т.д.);

10. Копии публикации из СМИ о заемщике (поручителе, гаранте);

Прочая документация, не предусмотренная перечнем.

Кредитный процесс предполагает выполнение функций планирования, организации (см. рисунок). Координации, мотивации и контроля осуществляя которые банковские менеджеры обеспечивают условия для производительности труда и получение результатов, соответствующих разработанным целям. Функции менеджера в этом вопросе являются составными частями процесса управления банком.

 

 




2020-02-04 177 Обсуждений (0)
Понятие кредитного процесса 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Понятие кредитного процесса

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (177)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)