Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Региональная статистика (к.э.н. Арсеева Т.В)



2020-02-04 365 Обсуждений (0)
Региональная статистика (к.э.н. Арсеева Т.В) 0.00 из 5.00 0 оценок




 

1. Область применения

Данная дисциплина относится к дисциплинам регионального компонента, и является более глубоким изучением курса «Региональная экономика».

 

2. Цели и задачи дисциплины

Содержание дисциплины направлено на получение студентами теоретико-практических знаний по вопросам методологии сбора, обработки и анализа статистических данных на региональном уровне в условиях рыночных отношений.

 

3. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

В результате изучения студенты должны:

Знать специфику статистического изучения социально-экономических явлений и процессов на региональном уровне, а также основные проблемы социально-экономического развития Нижегородской области и регионов РФ.

Уметь применять основные методы регионального статистического анализа в практике написания дипломных проектов.

Иметь представление об источниках статистической и ведомственной информации, об основных принципах организации федеральной и региональной статистики.

 

4. Объем дисциплины и виды учебной работы

Виды учебной работы Всего часов
Общая трудоемкость дисциплины 68
Аудиторные занятия 34
Лекции 32
Самостоятельная работа (работа с учебной и научной литературой) 34
Другие виды самостоятельной работы (выполнение экономических расчетов) 2
Вид итогового контроля (зачет, экзамен) зачет

 

5. Содержание дисциплины

5.1. Разделы дисциплины и виды занятий

№ п/п Раздел дисциплины Лекции
1. Теоретические основы курса «Региональная статистика» 2
2. Регионы как объект статистического изучения 2
3. Предмет, задачи и научная специфика курса региональной статистики 2
4. Организация территориальных органов государственной статистики Российской Федерации 2
5. Методология региональной статистики 2
6. Основные классификации и группировки в региональной статистике 2
7. Система показателей региональной статистики 2
8. Прикладные методы региональной статистики 2
9. Метод парных сравнений территориальных индикаторов 4
10. Территориальные индексы 2
11. Метод анализа структурных различий региональной экономики 4
12. Многомерный статистический анализ территориальной дифференциации 2
13. Непараметрические методы снижения размерности региональной статистической информации (рейтинги) 4

 

5.2. Содержание разделов дисциплины

Тема 1. Теоретические основы курса «Региональная статистика»

Подраздел 1.1. Регионы как объект статистического изучения.

Основные характеристики региона как объекта статистического изучения. Типы регионов. Процесс регионализации. Основные группы индикаторов, характеризующие регионы.

Подраздел 1.2. Предмет, задачи и научная специфика курса «Региональная статистика»

Региональная статистика как отрасль информационного обеспечения органов власти и управления. Сущность региональной статистики, задачи ее функционирования, история развития.

Тема 2. Организация территориальных органов государственной статистики Российской Федерации

Организационно-правовая основа структуры территориальных органов государственной статистики (ТОГС). Архитектура системы региональной статистической информации. Источники формирования информационной системы региона.

Взаимодействие статистических органов с органами власти и управления региона. Региональный заказ и механизм его формирования.

Тема 3. Методология региональной статистики

Подраздел 3.1. Основные классификации и группировки в региональной статистике

Основные понятия, используемые в единой системе классификаций. Краткое описание общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации, применяемых в системе региональной статистики. Различие метода группировок и метода классификаций. Основные виды группировок, применяемых в региональной статистике.

Подраздел 3.2. Система показателей региональной статистики

Понятие системы показателей в региональной статистике. Задачи и цели построения системы показателей. Виды систем показателей, применяемых региональной статистике, и их взаимосвязь. Основные требования, предъявляемые к построению системы показателей.

Подраздел 3.3. Прикладные методы региональной статистики

Метод парных сравнений территориальных индикаторов. Территориальные индексы. Метод анализа структурных различий региональной экономики. Многомерный статистический анализ территориальной дифференциации. Непараметрические методы снижения размерности региональной статистической информации (рейтинги).

 

6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература.

а) основная литература:

1. Региональная статистика: Учебник (под редакцией Рябцева В.М., Чудилина Г.И.). – М., 2001. – 380с.

2. Определение региональной системы статистических показателей (под редакцией Пашинцевой Н.И., Завариной Е.С.). – М., 2001. – 326с.

3. Методологические положения по статистике. Вып.1. Госкомстат России - М., 1996г. – 674с.

б) дополнительная литература:

1. Федеральный закон от 20 февраля 1995г. №24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации»

2. Закон Нижегородской области от 11 июля 1997г. №82-3 «О муниципальной статистике»

3. Распоряжение Губернатора Нижегородской области от 19 марта 1998г. №403-Р «О создании интегрированного информационного ресурса Нижегородской области»

4. Распоряжение Губернатора нижегородской области от 13 марта 2000г. №359-Р «О едином информационном обеспечении органов власти и управления нижегородской области».

5. Арженовский И.В. Введение в экономику региона. Часть1. Теоретические основы экономики региона. – Нижний Новгород: Издательство ВВАГС, 1999г. – 53с.

6. Арженовский И.В. Введение в экономику региона. Часть 2. Региональный экономический анализ и оценка уровня социально-экономического развития региона. – Нижний Новгород: Издательство ВВАГС, 1999г. – 53с.

7. Арженовский И.В. Введение в экономику региона. Часть 3. Региональное развитие и региональная политика. – Нижний Новгород: Издательство ВВАГС, 1999г. – 53с.

8. Арсеева Т.В. Экономическая оценка и регулирование уровня жизни населения в регионе: Дисс. канд. экон. наук: 08.00.05. – Нижний Новгород, 2004. – 163с.

 

7. Вопросы для контроля

1.Отличие региональной статистики от статистики в ее общем понимании.

2.Направления развития организационной структуры региональной статистики

3.Цель, задачи и функции региональной статистики

4.Особенности формирования системы региональной статистической информации в Нижегородской области

5.Методологические подходы к формированию системы показателей региональной статистики

6.Анализ основных тенденций и проблем социально-экономического развития регионов РФ с помощью методов региональной статистики (расчет относительных величин сравнения, территориальных индексов, коэффициентов различия структур)

7.Определение корреляцинно-регрессионной зависимости факторов территориальной дифференциации

8.Построение рейтингов регионов РФ по основным социально-экономическим показателям.

 

8. Критерии оценок

Зачтено Присутствие на лекционных занятиях, участие в аудиторном обсуждении актуальных проблем регионального социально-экономического развития, демонстрирование навыков анализа экономического состояния регионов методами региональной статистики и возможности их применения в практике написания дипломных проектов.
Незачтено Систематические пропуски занятий, слабое ориентирование в методах региональной статистики и в системе информационно-статистических источников об экономике регионов.

 


 

4. Социальная защита региона (доцент Аридова Л.В.)

 

1. Область применения

Студент может применить свои знания по данному спецкурсу при написании дипломной работы, а также при дальнейшей работе в социологических структурах региона.

 

2. Цели и задачи дисциплины

Цель преподавания данного спецкурса «Социальная защита населения» является овладение знанием социальных процессов и услуг в хозяйстве нашей страны, а также результат деятельности этих социальных процессов, происходящих в различных отраслях экономики.

Изучение курса имеет практическое значение, обусловленное тем, что руководство и управление национальной экономикой требует знания всех социально-экономических процессов, протекающих в народном хозяйстве.

В программе курса изложены вопросы построения общих и специальных статистических показателей, характеризующих экономику социальных услуг на разных уровнях. В программе курса уделяется внимание вопросам исследования и анализа деятельности социальных услуг на уровнях предприятия, региона или страны с помощью различных статистических методов.

Конечной целью изучения данного спецкурса является подготовка специалиста, овладевшего знанием всех социальных процессов, происходящих на разных уровнях управления, который знает все показатели, характеризующие социальные процессы в национальной экономике страны.

 

3. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

В результате изучения студенты должны:

Знать основные направления реформирования социальной защиты населения в стране, регионе. Структуру системы социальной защиты населения, источники ее формирования, проблемы, стоящие перед этой системой, социальную политику государства при решении этих проблем.

Уметь ориентироваться в решении социальных вопросов, применять свои знания в любых социально-экономических ситуациях, Уметь решать задачи в этой области.

 

4.Объем дисциплины и виды учебной работы

Виды учебной работы Всего часов
Общая трудоемкость дисциплины 68
Аудиторные занятия 34
Лекции 32
Самостоятельная работа (работа с учебной и научной литературой) 34
Другие виды самостоятельной работы (выполнение экономических расчетов) 2
Вид итогового контроля (зачет, экзамен) зачет

 

5. Содержание дисциплины

5.1. Разделы дисциплины и виды занятий

№п/п Раздел дисциплины Лекции
1. Определение социальных услуг населению, их классификация. 6
2. Социальное обеспечение, его виды, — как одна из форм социальных услуг населению. 6
3. Общие и специальные показатели социальных услуг населению. 6
4. Изучение конъюнктуры социальных услуг населению: тенденции, закономерности, динамика структуры. 8
5. Социальная и социально-экономическая эффективность услуг населению: определение социального эффекта и факторов, влияющих на соц. эффект и соц. эффективность социальных услуг населению. Основные статистические показатели. 6

 

5.2. Содержание разделов дисциплины

Тема 1. Содержание и особенности системы социальной защиты в рыночной экономике.

Субъекты социальной защиты в рыночной экономике. Структура системы социальной защиты населения. Направления развития системы социальной защиты и задачи социальной политики государства. Проблемы реализации социальной защиты населения и их преодоления. Создание многоуровневой системы защиты населения. Основные источники финансирования системы социальной защиты: бюджетные и внебюджетные. Изучение деятельности внебюджетных фондов: пенсионного фонда, фонда обязательного социального страхования, фонда обязательного медицинского страхования. Основные направления реформы системы социальной защиты населения, основная модель совершенствования системы социальной защиты населения.

Тема 2. Социальное обеспечение, его виды, — как одна из форм социальных услуг населению

Дифференциация доходов населения и социального обеспечения, как один из видов социальных услуг населению. Виды социального обеспечения населения — социальные услуги населению. Виды социальных трансфертов: фонд страны и его назначение. Другие фонды соц. обеспечения населения. Территориальный и другие аспекты создания фондов социального обеспечения населения и направление их деятельности. Социальные нормативы жизни населения и их выполнение.

Тема 3. Общие и специальные показатели социальных услуг населению.

Специфические статистические показатели отдельных видов социальных услуг населению. Статистические показатели здравоохранения и медицинских услуг населению. Классификация медицинских услуг и других социальных услуг населению. Изучение потребительского спроса на отдельные социальные услуги населению. Эластичность спроса.

Тема 4. Изучение конъюнктуры социальных услуг населению: тенденции, закономерности, динамика структуры.

Характеристика динамики и выявление закономерностей социальных услуг с помощью построения рядов динамики, их выравнивание различными способами (скользящей средней, сезонной волны и др.) Изучение динамики социальных услуг индексным методом. Изучение структуры социальных услуг.

Тема 5. Социальная и социально-экономическая эффективность услуг населению: определение социального эффекта и факторов, влияющих на соц. эффект и соц. эффективность социальных услуг населению. Основные статистические показатели.

Проблемы определения социальной эффективности отдельных видов социальных услуг. Задачи определения социально-экономической эффективности. Статистические показатели определения эффекта социальной эффективности и социально-экономической эффективности отдельных видов социальных услуг населению.

 

6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература.

а) основная литература:

1.Бондина Н.В. «Страхование» Москва, изд-во ПРИОР, 2000 г.

2.Вавилов А.И. и др. «Пенсионная реформа в России: анализ переходного процесса». Вопросы экономики, №2, 1999 г.

3.Елисеева И.И. «Социальная статистика»

б) дополнительная литература:

1.Захаров М.Л., Савостьянова В.Б., Тучкова Э.Г. «Комментарии к новому пенсионному законодательству», - М.: изд. Кодекс, 2003г.

2.Климаева Е.В. «Социальная защита населения – основа соблюдения национальных интересов, материалы международной практической конференции» ОРЕЛ ГТУ, 2004г.

3.Климаева Е.В. «Направления и проблемы развития социальной защиты населения в регионе. Материалы Всероссийской научно-практической конференции», ОРЕЛ ГТУ, 2004г.

4.Закон «О государственных пенсиях в Российской Федерации». Москва, 2001 г.

5.Положение о пенсионном фонде РФ. Утверждено постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. №2122-1.

6.Социальная сфера России - М. Госкомстат России, 1995-2005г.

7.Российский статистический ежегодник. Статистический сборник. М. Госкомстат России. 1990-2005

8.Гурьев В.И., Зайцев А.Г. О статистическом измерении уровня и динамики цен на товары народного потребления и тарифов на услуги. Вестник статистики, 1989 г., №10.

9.Иванова М.В., Октябрьский П.Я., Третьяков С.Л. Международная статистика: учебное пособие. СПб Изд-во СпбГУ,1993.

10. Как получить льготную пенсию. Н. Новгород, 2001 г.

11. Как получить максимальную пенсию. Н. Новгород, 2001 г.

12. Костеева Т.В. «Методология сравнительного анализа в социальной статистике», - СПб УИФ, 1992г.

13. Роик В. Построение новой пенсионной системы — задача национального масштаба. Журнал «Человек и труд». 1998, № 4.

14. Скамай А.Г. Страхование. Москва ИНФРО, 2001 г.

15. Стоимость жизни и ее измерение. Под ред. Рутчайзера В.М. и Шпилько С.П. М. Финансы и статистика. 1991.

16. Уровень жизни населения России: статистический сборник. М. Госкомстат России. 1996г.

 

7. Вопросы для контроля

1.Что такое социальная защита населения, ее цель, задачи.

2.Основные направления социальной защиты населения и социальной политики государства.

3.Характеристика структуры социальной защиты населений.

4.Виды услуг населению и их классификация.

5.Что такое пенсионная реформа, ее назначение.

6.Финансирование пенсионной системы, показатели.

7.Структура системы пенсионного обеспечения населения.

8.Пенсионные фонды, их назначение и виды.

9.Проблемы пенсионного обеспечения и возможности их решения.

10. Основные категории и понятия в законе о пенсиях.

11. Понятие пенсионного страхования и его назначение, основные категории.

12. Способы исчисления пенсии.

13. Виды медицинского страхования, их назначение, основные категории.

14. Оценка результатов реализации социальной защиты населения (показатели уровня и качества жизни).

15. Социально-экономическая эффективность, ее виды и способы расчета.         

8. Критерии оценок

Зачтено Студент ориентируется в теории данной системы, умеет применить свои знания в любой социально-экономической ситуации.
Незачтено Студент не знает теоретических аспектов системы, не может ориентироваться при решении социальных вопросов и проблем.

 

 

5. Региональная инновационная политика (доцент Куфтырев И.Г.)

 

1. Область применения

Данная дисциплина относится к специальным дисциплинам, преподается в девятом семестре. Учебная программа рассчитана на подготовку студентов дневной формы обучения Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского.

Учебный курс охватывает основной круг вопросов, связанных с инновационной деятельностью предприятий в современных условиях с учетом аспектов региональной политики управления и регулирования инновационных процессов. Изложен теоретико-методологический базис инновационной деятельности; сформулированы сущность, цель и функции инновационного менеджмента и региональной инновационной политики, рассмотрены прикладные аспекты реализации инновационных проектов с учетом региональной составляющей.

2. Цель и задачи дисциплины

Предмет изучения дисциплины — комплекс вопросов, связанных с осуществлением эффективной инновационной деятельности предприятий в условиях региональной интеграции, с обеспечением высоких темпов их развития и повышением конкурентоспособности в условиях рыночной экономики, а также с выбором эффективных направлений и форм разработки целенаправленных программ инвестирования в инновационные проекты. В ходе изучения курса студенты должны научиться творчески применять знания, полученные в ходе освоения основ данной дисциплины, проводить подбор необходимого инструментария и научиться применять его в процессе осуществления инновационной деятельности.

Целью изучения дисциплины является рассмотрение системы современных подходов государственной политики к разработке, планированию и управлению инновационной деятельностью на уровне региона.

К основным задачам дисциплины относятся:

освоение студентами сущности, закономерностей и основных принципов теории инноваций в рамках современной рыночной экономики;

изучение современных методов финансового анализа и оценки инновационной деятельности на микроуровне уровне и в региональном масштабе;

изучение основных направлений государственной политики сфере инвестирования в высокорисковые инвестиционные проекты.

3. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

Приступая к данному курсу, студенты должны знать основы теории инноваций, микро-, макроэкономики и региональной экономики, принципов государственного регулирования национальной экономики, а также региональных отраслевых рынков.

По окончании изучения курса студенты должны достичь адекватного уровня компетентности по следующим вопросам:

знание концептуальных основ, сущности, объективных закономерностей и прогрессивных принципов функционирования инновационных систем;

знание основных аналитических методов разработки инновационной стратегии развития предприятий;

оценка возможностей, рисков и ограничений реализации региональной инновационной стратегии и оперативного управления ее реализацией;

выработка организаторских навыков и способностей по организации и осуществлению деятельности, связанной с разработкой и реализацией инновационных проектов, осуществляемых как руководством предприятий и организаций, таи и органами государственного управления.

4. Объем дисциплины и виды учебной работы

Виды учебной работы Всего часов
Общая трудоемкость дисциплины 68
Аудиторные занятия 34
Лекции 32
Самостоятельная работа (работа с учебной и научной литературой) 34
Другие виды самостоятельной работы (выполнение экономических расчетов) 2
Вид итогового контроля (зачет, экзамен) зачет

 

Содержание дисциплины

 

5.1. Разделы дисциплины и виды занятий

№п/п Раздел дисциплины Лекции
1. 1 Введение  
2. Сущность инновационной деятельности на региональном уровне. 4
3. Качественные характеристики и критерии инновационного характера региональной экономики. 4
4. Характеристика инновационного развития на региональном уровне в разрезе важнейших концептуальных и методологических подходов. 4
5. Кластерная теория экономического роста и ее роль в концепции региональных инновационных систем. 4
6. Особые экономические зоны (ОЭЗ) как финансово -экономический механизм реализации концепции региональной инновационной системы. 4
7. Методы финансирования региональной инновационной деятельности. 4
8. Основные направления государственной инновационной политики в регионе. 4
9. Роль корпоративных инновационных стратегий в развитии региона. 4
10. Заключение  

 

5.2. Содержание разделов дисциплины.

Тема 1. Сущность инновационной деятельности на региональном уровне.

1.1.Место и роль инноваций и инновационного процесса в развитии системы регионального экономического хозяйства.

1.2.Региональная инновационная система как основной объект экономической инновационной политики.

1.3.Признаки инновации и качественные критерии инновационного развития региона: взаимосвязь микроэкономического и мезоэкономического подходов.

1.4.Эволюция моделей инновационного процесса: региональный аспект. 

 

Тема 2. Качественные характеристики и критерии инновационного характера региональной экономики.

2.1.Система функциональных взаимосвязей между элементами региональной инновационной системы.

2.2. Инвестиционный потенциал и инновационная готовность региона: критерии и методика оценки.

2.3. Роль государственной политики в развитии региональной инновационной системы: анализ региональной нормативно-правовой базы.

Тема 3. Характеристика инновационного развития на региональном уровне в разрезе важнейших концептуальных и методологических подходов.

3.1. Теория инновационных волн и длинных волн конъюнктуры.

3.2. Теория конвергенции («погони за лидером»).

3.3. Эволюционная теория экономического роста.

Тема 4. Кластерная теория экономического роста и ее роль в концепции региональных инновационных систем.

4.1. Обзор основных положений кластерной теории М. Портера: общие определения и понятия.

4.2. Кластеры и конкурентоспособность государств.

4.3. Проблемы кластерного управления и государственной промышленной политики.

4.4. Анализ концепции развития территориально-промышленных кластеров в России.  

Тема 5. Особые экономические зоны (ОЭЗ) как финансово - экономический механизм реализации концепции региональной инновационной системы.

5.1. Типы ОЭЗ и цели их создания на территории России

5.2. Мировой опыт создания и функционирования ОЭЗ.

5.3. Административно - экономический режим и особенности управления ОЭЗ.

Тема 6. Методы финансирования региональной инновационной деятельности.

6.1. Основные институциональные субъекты инвестирования в инновационные проекты.

6.2.Финансирование высокорисковых инвестиций. Российские особенности регионального венчурного бизнеса.

6.3.Оценка региональной составляющей эффективности инновационных проектов (бюджетная, социальная эффективность).

 

Тема 7. Основные направления государственной инновационной политики в регионе.

7.1. Определение основных приоритетов в области инноваций в рамках реализации долгосрочной стратегии развитии Нижегородской области до 2015 - 2020 гг.: сценарный метод. 

7.2. Создание региональной инфраструктуры инновационной деятельности.

7.3. Интеграция региональной инновационной системы в мировой рынок высоких технологий.

 

Тема 8. Роль корпоративных инновационных стратегий в развитии региона.

8.1. Анализ основных направлений корпоративных стратегий в рамках кластерного подхода на региональном уровне: прикладной аспект.

8.2. Государственно-частное партнерство в инновационной сфере региона.

8.3. Основные направления государственной поддержки развития региональных технопарков высоких технологий.  

6. Учебно – методическое обеспечение дисциплины

6.1 Рекомендуемая литература.

а) основная:

1.Венчурное финансирование инновационных проектов / Сост. А. Балабан, М. Балабан. - М.: АНХ, 1999.

2.Глазьев С. Теория долгосрочного технико-экономического развития. - М.: ВлаДар, 1993.

3.Гохберг Л., Кузнецова И. Инновационные процессы: тенденции и проблемы // Экономист. – 2002. – №2. – С. 50-59.

 

б) дополнительная:

4.Гурков И., Авраамова Е., Тубалов В. Инновационная деятельность российских промышленных предприятий// Общество и экономика. – 1999 -№7. - С. 71-85.

5.Дракер П. Рынок: как выйти в лидеры (инновации и предпринимательство). М., 1992.

6.Дынкин А.А. Инновационная экономика. - М.: Наука, 2001.

7.Дынкин А. Новый этап НТР: Экономическое содержание и механизм реализации в капиталистическом хозяйстве. – М.: Наука, 1991. 

8.Иванова Н. Национальные инновационные системы // Вопросы экономики. – 2001. №7. – С.59-70.

9.Ковалев Г. Инновационный коммуникации: Учеб. пособие для вузов. – М.: Юнити-Дана, 2000. 

10. Кокурин Д. Инновационная деятельность. – М.: Экзамен, 2001.

11. Портер М. Конкуренция. – М.: Вильямс, 2000.

12. Россия – 2015: оптимистический сценарий / Под. ред. Л. Абалкина. – М.: ММВБ, 1999.  

13. Шумпетер Й. Капитализм, социализм и демократия. - М.: Экономика, 1995.

14. Internet – ресурсы: www.government.nnov.ru, www.iet.ru, www.rbc.ru, www.c-news.ru, www.innov.ru

15. Валдайцев С. Оценка бизнеса и инновации. - М.: Информационно-издательский дом «Филинъ», 1997.

16. Венчурное финансирование: теория и практика/ Сост. Н. Фонштейн. - М.: АНХ, 1998. 

17. Воронцовский А. Инвестиции и финансирование: методы оценки и обоснования. – СПб.: Изд-во СпбГУ, 1993.

18. Гейтс Б. Бизнес со скоростью мысли: Пер. с англ. – М.: ЭКСМО - Пресс, 2000.

19. Государственное регулирование рыночной экономики / Под общ. ред. В. Кушлина, Н. Волгина. – М.: ОАО НПО «Экономика», 2000.

20. Гулькин П. Практическое пособие по первоначальному публичному предложению акций (IPO). - Спб.: Альпари», 2002.

21. Гунин В., Баранчеев В., Устинов В., Ляпина С. Управление инновациями: / Модульная программа для менеджеров. Модуль 7. - М.: Инфра-М, 2000. – 328 стр.

22. Гуржиев В. Факторы инновационной направленности инвестиций // экономист. – 2002. - №2. – С. 11-18.

23. Дегтяренко В. Оценка эффективности инвестиционных проектов. – М.: Экспертное бюро. – 1997. – 144 стр.

24. Демин А. Информационная теория экономики. Макромодель. - М., 1996. – 184 стр.

25. Завлин П., Васильев А. Оценка эффективности инноваций. - СПб., 1998.

26. Зинченко Г. Индикаторы инновационного развития национальной экономики // Инвестиции в России. – 2002: №8 - С. 36-43; №12 – С. 37-44; 2003: №1 – С.39-46; №3 – С.38-48; №5 – С.39-47.

27. Иванченко В. Тенденции использования наукоемких технологий // Экономист. – 2001. - №3. –С. 11-20.

28. Инвестиции в инновационный бизнес: мировая практика – венчурный капитал / Материалы межрегиональной школы – семинара Международного инкубатора технологий (июнь 1996 г., СПб). - М.: АНХ, 1997.

29. Казакова Н. В. Экономика и знания. - Саратов: Сарат. гос. техн. ун-т, 2002.

30. Ковалев В. Методы оценки инвестиционных проектов. – М.: Финансы и статистика, 2003.

31. Кокурин Д. Инновационная деятельность как форма труда и развития бизнеса// Человек и труд. - 2001. - №2. – С.60-62.

32. Логинов В. Условия инновационного развития экономики // Экономист. – 2001. №3. – С. 21-27.

33. Мак-Гоуи Р., Спаньола Р. Разработка новых технологий / сб. Эффективность государственного управления: Пер. с англ. / Общ. ред. С. Батчикова, С. Глазьева. - М.: АО «Консалтбанкир», 1998.

34. Максимов Ю. Примет ли Россия инновационный вызов? // Деловая неделя (Нижегородский деловой журнал). - 2003. - №7 (031). – С.42-43.

35. Москвин В. На пути к шестому технологическому укладу // Инвестиции в России. – 2003. - №1. – С.14-18.

36. Никонов Н. Слагаемые поддержки // Деловая неделя (Нижегородский деловой журнал). - 2003. - №7 (031). - С.40-41.

37. Основы инновационного менеджмента: Теория и практика / Учебное пособие / Под ред. П. Завлина и др. - М.: Экономика, 2000.

38. Основы коммерциализации результатов НИОКР и технологий / Сост. Н. Фонштейн. - М.: АНХ, 1999.

39. Поляков С., Степнов И. Модель инновационного развития предприятия// «Инновации»– 2003. - № 3.

40. Пороховский А. «Новая экономика» активизирует роль общества и государства в общенациональном развитии // Проблемы теории и практики управления. - 2002. - №4. – С.92-94.

41. Садков В., Измалкова С., Молоканов В. Многоцелевая интегрированная система мониторинга и моделирования развития регионов // Вопросы статистики. - 2000. - №2. - С. 48-54.

42. Садков В., Машеговолаевич П., Збинякова Е., Карпухина Т. Уровень инновационности общественного развития (методологические аспекты) // Электронный журнал «Инновации». - 2002. - №9.

43. Управление инновационными проектами / Учебное пособие / Под общ. ред. И. Туккеля. - СПб.: СПбГТУ, 1999.

44. Фридлянов В. Развитие промышленности как основы национальной инновационной системы // Электронный журнал «Инновации».– 2003. - № 2.

45. Эдвинссон Л., Мэлоун М.. Интеллектуальный капитал: определение истинной стоимости компаний. // Новая постиндустриальная волна на Западе. / Под ред. В. Иноземцева. - М.: Academia, 1999.

46. Юзбашьянц Г. Инновационная модель бизнеса // Человек и труд. - 2001. - №12. – С.80-84.

47. Bell D. The Coming of Post-Industrial Society. A Venture in Social Forecasting. - N.Y., 1973.

48. Berthier J.-P., Heckel T. La diffusion des nouvelles technologies de l'information et de la communication dans l'économie. – Paris : INSEE, 2000-2001.

49. Boyer R., Didier M. Relancer une dynamique de la croissance durable par l’innovation : Rapport pour le Conseil d’analyse économique. – Paris : La Documentation Française, 1998.

50. Castells M., Hall P. Technopoles of the World. The Making of 21st Century Industrial Complexes - London: Routledge, 1994.

51. Castells M. Nouvelle économie : La France secouée par une triple révolution // Le Figaro. - 2000. - 21 mars.

52. Drucker P. Post-Capitalist Society. – Oxford: Butterworth-Heinemann, 1993.

53. Duguet E. Innovation, croissance et performances.- Paris : Université Paris I - Sorbonne, 2000.

7 . Вопросы для контроля

1.Признаки инновации и качественные критерии инновационного развития региона: микроэкономический и макроэкономический подходы.

2.Региональная инновационная система как основной объект экономической инновационной политики.

3.Эволюция моделей инновационного процесса: линейные и нелинейные модели. 

4.Система функциональных взаимосвязей между элементами региональной инновационной системы (принципиальная схема).

5.Теория инновационных волн и длинных волн конъюнктуры в описании инновационных процессов.

6.Кластерная теория М. Портера: общие определения и понятия.

7.Кластеры как фактор повышения конкурентоспособности государств.

8.Проблемы кластерного управления и государственной промышленной политики в России.

9.Типы особых экономических зон (ОЭЗ) и цели их создания на территории России.

10. Мировой опыт создания и функционирования ОЭЗ.

11. Административно- экономический режим и особенности управления ОЭЗ.

12. Технопарки как фактор развития региональной инфраструктуры инновационной деятельности.

13. Основные институциональные субъекты инвестирования в инновационные проекты.

14. Принципы и субъекты финансирования высокорисковых (венчурных) инвестиций.

15. Российские особенности регионального венчурного бизнеса (на основе анализа результатов ярмарок инноваторов и бизнес-ангелов «Российским инновациям – российский капитал»).

16. Анализ основных возможностей и необходимости активизации инновационной деятельности на территории Нижегородской области.

17. Определение основных приоритетов в области инноваций в рамках реализации долгосрочной стратегии развития Нижегородской области до 2015 - 2020 гг.

18. Основные направлений корпоративных стратегий в рамках кластерного подхода на региональном уровне.

19. Государственно-частное партнерство в инновационной сфере региона.

20. Основные направления государственной поддержки развития региональных технопарков высоких технологий.

8. Критерии оценок

  Зачтено Студент знаком с основной и вспомогательной литературой, ориентируется в теории и в прикладных вопросах, активен на занятиях, имеет хорошие показатели посещаемости.
  Незачтено Студент имеет плохие показатели посещаемости, не ориентируется в теории и не может анализировать практические вопросы дисциплины.

 




2020-02-04 365 Обсуждений (0)
Региональная статистика (к.э.н. Арсеева Т.В) 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Региональная статистика (к.э.н. Арсеева Т.В)

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (365)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.015 сек.)