Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


I. Региональная экономика (к.э.н. Гриневич Ю.А.)



2020-02-04 189 Обсуждений (0)
I. Региональная экономика (к.э.н. Гриневич Ю.А.) 0.00 из 5.00 0 оценок




Федеральное агентство по образованию

Нижегородский государственный университет им Н.И. Лобачевского

Экономический факультет кафедра ЭНХ

СБОРНИК

Методических разработок по

Образовательно-профессиональной программе

Национальная экономика

(для студентов ЭФ ННГУ 5 курса дневной формы обучения)

Г. Н.Новгород, 2008 г.


Содержание

 

Введение                                                                                                    3

 

 

I. Учебно-методические комплексы по специальным дисциплинам

 

Региональная экономика                                                     6

 

II. Учебные программы по специальным курсам

 

Регулирование региональной экономики                                  22

 

Комплексное развитие региона                                           27

 

Региональная статистика                                                               32

 

Социальная защита региона                                                          35

 

Региональная инновационная политика                           39

 

III. Курсовые работы по региональной экономике

 

 

Приложения

 


Введение

Основателем кафедры является доктор экономических наук, профессор С.И. Шестериков, который возглавлял созданную им кафедру ОПНХ с 1976 по 1991 год (был деканом промышленно – экономического факультета Горьковского госуниверситета в 1967-1970 гг.).

В настоящее время кафедра экономики народного хозяйства является выпускающей по специальности «Национальная экономика» в течении почти 10 лет, т.е. с момента утверждения ГК РФ по высшему образованию ГОС в марте 1994 года. Как известно, трансформации, происходящие в народном хозяйстве России, не обошли стороной и высшую школу. Поэтому формирующийся рынок высококвалифицированного труда, определяя спрос на экономистов – аналитиков, обусловил необходимость качественных изменений учебного процесса, в том числе и по кафедре ЭНХ ННГУ.

Специальность Национальная экономика – это одна из 12-ти, по которым ведётся подготовка студентов экономико – управленческого профиля. Ряд из них: экономика предприятия, финансы и кредит, менеджмент – наиболее популярны среди абитуриентов (и их родителей). Не случайно, что именно по этим трём специальностям одновременно во всех вузах г. Нижнего Новгорода обучается более 8-ми тысяч студентов из 12-ти тысяч всех студентов экономистов и управленцев. В этом смысле специальность Национальная экономика «уникальной» не назовёшь. Это обычная специальность и ГОС подготовки специалистов по ней реализуется почти в 50-ти вузах Минобразования РФ, учебно – методическое объединение которых находится в Российской экономической академии им. Г.В. Плеханова (г. Москва).

Уникальность данной образовательной профессиональной программы и технологий её исполнения на экономическом факультете ННГУ объясняется рядом факторов.

Во-первых, наряду с получением базовой квалификации «экономист», выпускники за период пятилетнего обучения получают ещё одно высшее образование в НГЛУ – нижегородском государственном лингвистическом университете и квалификацию . Другая часть из них – дополнительно к высшему специальность «Переводчик в сфере профессиональных коммуникаций (экономика)».

Во-вторых, общая недельная нагрузка аудиторной работы студентов составляет 37-42 часа. Следовательно, повышение уровня качества подготовки специалистов может идти только за счёт:

- повышения качества конкурсного отбора абитуриентов при поступлении в университет;

- совершенствования учебно – методической документации, более чёткой организации учебного процесса и его оснащения техническими средствами обучения;

- улучшения качественного состава преподавателей, читающих свои обще-профессиональные и специальные дисциплины, а также спецкурсы на базе выполняемых фундаментальных и прикладных исследованиях в области национальной и региональной экономики.

Все выше названные составляющие претерпевают изменения в лучшую сторону. Особое внимание в организации учебного процесса уделяется повышению уровня математической подготовки в пределах времени, отведённого на изучение цикла экономико – математических дисциплин.

Кафедра широко привлекает к учебному процессу: чтению специальных дисциплин и спецкурсов, научному руководству курсовыми и дипломными работами специалистов – практиков из нижегородских НИИ – института региональной экономики и конкурентоспособности, института ресурсосбережения, нижегородского института экономического развития, а также руководителей и специалистов Правительства Нижегородской области, органов региональной власти. С этими организациями кафедра имеет долговременные договора о творческом сотрудничестве.

Активизации учебного процесса способствует научно – исследовательская работа преподавателей кафедры, выполняемая в рамках Международного центра исследований государственного регулирования экономики. Одной из функциональных задач МЦИГРЭ является разработка и внедрение в учебный процесс новых спецкурсов по национальной и региональной экономике.

За последние годы преподавателями кафедры были защищены диссертации на соискание учёной степени кандидата экономических наук и внедрены их основные результаты в курсе «Система национального счетоводства» (к.э.н. Маковецкая Т.В.), «Основы национальной экономики» (к.э.н. Трифонова Е.Ю.), «Моделирование национального рыночного хозяйства» (к.э.н. Веселова Н.В.), «Регулирование регионального рынка труда» (С.Л. Иваньковский).

В целом учебная, научная и методическая работа кафедры сосредоточена в направлении исследования и преподавания региональной экономики, так как выпускникам кафедры присваивается квалификация «экономист» по специальности «национальная экономика» со специализацией «региональная экономика». В этом смысле проведение в ННГУ четырёх Международных научно – практических конференций в 1997, 1999, 2001 и 2003 гг. «Государственное регулирование экономики. Региональный аспект» было весьма полезным и целесообразным. Опубликованные материалы этих конференций как и другие сборники научных трудов профессорско – преподавательского состава кафедры экономики народного хозяйства используются студентами специальности Национальная экономика при изучении специальных дисциплин и спецкурсов, а также при выполнении курсовых и дипломных работ. Эти же материалы, опубликованные на английском языке, востребованы преподавателями и студентами при подготовке выпускной (дипломной) работы по программе дополнительного обучения «Переводчик в сфере профессиональных коммуникаций (экономика)».

Уровень подготовки студентов по этой образовательной программе. Углублённо изучающих английский язык, позволяет успешно проходить технико – экономическую практику и языковую стажировку в зарубежных фирмах Англии и США, а студентов, обучающихся по программе Российско – Французского университета, во Франции. Некоторые выпускники кафедры продолжают обучение в настоящее время по магистерским программам в Лондоне и в Гренобле (университет им. Пьера Мендоса Франса). В Калабрийском университете (на юге Италии) ряд студентов защитили дипломные работы. Им была присвоена степень бакалавра экономики.

Лучшие выпускники кафедры, активно занимающиеся научно – исследовательской работой, продолжают обучение в очной аспирантуре на кафедре по специальности «Экономика и управление народным хозяйством» и защищают кандидатские диссертации в специализированном Совете экономического факультета университета.       


I. Региональная экономика (к.э.н. Гриневич Ю.А.)

 

 

1.Область применения

Данная дисциплина является частью цикла специальных дисциплин, изучение которых обеспечивает основу подготовки специалистов по «Национальной экономике».

 

2. Цели и задачи дисциплины

Содержание дисциплины направлено на изучение теоретических основ региональной экономики и управления ею в условиях рыночной экономики.

В соответствии с целью ставятся следующие задачи:

· осознание роли региональных аспектов и факторов в социально-экономическом развитии,

· овладение методами региональных исследований, инструментами региональной экономической политики,

· ознакомление с мировым опытом государственного регулирования регионального развития.

Объектом дисциплины «Региональная экономика» служит экономика отдельного региона, функционирующая и развивающаяся как составная часть единого хозяйственного механизма России в целом.

Предметом изучения дисциплины являются особенности организации и управления экономической деятельностью в регионе и их влияние на развитие, устойчивость, функционирование, саморегулирование экономики, а также на выбор экономической политики региона.

Учебная программа подготовлена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования Российской Федерации по специальности 060700 “Национальная экономика”. Требования ГОС к содержанию курса «Региональная экономика»

Региональная экономика как объект и предмет хозяйственного управления, как территориальная хозяйственная система, интегрированная в национальную и мировую экономику. Принципы функционирования региональной экономики: учет потребностей населения региона, состояния формируемых рынков; участие в реализации федеральных программ; функции региональной экономики в области бюджетной политики, производства, финансах, ценообразовании; организационно-правовые, социально-экономические и технологические связи в региональной экономике; система потенциалов региональной экономики: ресурсный, экологический, производственный, научный; отраслевые и межотраслевые пропорции в региональной экономике; региональные балансы: ВНП, ВВП региона, межотраслевой региональный баланс; стратегические прогнозы и программы комплексного развития региональной экономики; показатели производственно-хозяйственной специализации региона; показатели инвестиционно-инновационной деятельности региона.

 

3. Требование к уровню освоения содержания дисциплины

В результате изучения студенты должны:

Знать научные методы территориальной организации хозяйства, принципы и факторы формирования региональной экономической политики, иметь представление о наиболее актуальных проблемах регионального развития России, формирования и функционирования экономики регионов – субъектов РФ, а в частности Нижегородской области.

Уметь применять полученные теоретические данные на практике.

Иметь навыки анализа региональной социально-экономической динамики и региональных проблем России.

 

4. Объем дисциплины и виды учебной работы

Виды учебной работы Всего часов
Общая трудоемкость дисциплины 164
Аудиторные занятия 82
Лекции 32
Практические занятия (ПЗ) 32
Самостоятельная работа (работа с учебной и научной литературой) 84
Другие виды самостоятельной работы (выполнение экономических расчетов) 18
Вид итогового контроля (зачет, экзамен) экзамен

 

5. Содержание дисциплины

5.1. Разделы дисциплины и виды занятий специальность «Национальная экономика»

№ п/п Тема Лекции Практические занятия
1. Региональная экономика как наука. 4 0
2. Теории региональной экономики  0 4
3. Распределение экономической деятельности в пространстве 4 4
4. Специальные экономические зоны как инструмент региональной политики 2 2
5. Регион: основные понятия и методы региональных измерений. 4 0
6. Зарубежный опыт регионального развития 0 2
7. Региональное развитие 4 2
8. Региональная политика России в сфере предпринимательства   2
9. Региональная экономическая политика 4 2
10. Региональный рынок труда 0 2
11. Финансовые ресурсы регионального развития 2 2
12. Инвестиционная политика в регионе  2 2
13. Региональные программы и прогнозы развития регионов 4 2
14. Структуризация экономики региона 2  
15. Региональные аспекты развития социальной инфраструктуры региона 0 2
16. Региональный АПК и его регулирование 0 2
17. Организация региональной системы природопользования и охрана окружающей среды 0 2
ИТОГО 32 32

5.2. Содержание разделов дисциплины

Тема 1. Региональная экономика как наука.

1.Ключевые понятия курса: «регион», «региональные социально-экономические системы», «экономическое пространство».

2.Соотношение понятий регионоведение, регионология, регионалистика, региональная экономика, социально-экономическая география.

3.Предмет и задачи региональной экономики, ее значение для решения экономических задач.

4.Регион как часть экономического пространства Классификация и общая типология регионов.

5.Методы исследований в региональной экономике: балансовый, системный, картографический, статистический, экономико-математического моделирования.

6.Место региональной экономики в системе наук. Региональная экономика как часть экономики страны. 

 

Тема 2. Теории региональной экономики.

Практическое занятие 1

1.Западные теории региональной экономики: Теория сельскохозяйственного штандорта И.Тюнена, Региональный штандорт В. Лаунхардта, Теория промышленного штандорта А. Вебера, Теория центральных мест В. Кристаллера, Теории региональной специализации и межрегиональной торговли. Учение о пространственной организации хозяйства А. Леша. Становление региональной науки в 50-60-е годы ХХв.(У.Айзард)

2.Отечественная школа региональных экономических исследований. Дореволюционный этап региональных экономических исследований (М.Ломоносов, А. Радищев, Д. Менделеев, К. Арсеньев и другие). Основные направления региональных экономических исследований в бывшем СССР (И.Г .Александров, Н.Н. Баранский, B.C. Немчинов, Н.Н. Некрасов, Ю.Г. Саушкин, Н.Н. Колосовский. Отечественные теории: энергопроизводственные циклы, территориально-производственные комплексы.

3.Современные западные направления развития теорий региональной экономики; Теория «центр-периферия» ( Дж. Фридман, Э. Валлерстайн), Теория несбалансированного роста, теория «полюса роста» (Ф. Перру, X. Пасуэн, Ж. Будвиль), Концепция осей развития (П. Потье), создание пространственной экономики (У.Айзард).

 

Практическое занятие 2

1.История разделения экономической деятельности в региональном аспекте на территории России, этапы формирования отечественной региональной экономики

2.Принципы районирования территории России и необходимость реформирования административно-территориального деления страны на современном этапе (объединение регионов). Методы экономического обоснования территориальной организации народного хозяйства.

3.Субъекты региональной экономики и их взаимодействие.

4.Вопросы собственности в региональной экономике (виды собственности в регионе).

5.Природно-ресурсный и экономический потенциалы регионов РФ. Научный потенциал и научно-технический прогресс.

 

Тема 3. Распределение экономической деятельности в пространстве.

1.Система федеральных округов России, как высших государственно-территориальных образований и административно-экономических макрорегионов.

2.Общее и проблемное районирование: понятие пилотных, проблемных, депрессивных, кризисных регионов.



2020-02-04 189 Обсуждений (0)
I. Региональная экономика (к.э.н. Гриневич Ю.А.) 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: I. Региональная экономика (к.э.н. Гриневич Ю.А.)

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (189)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)