Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Банковская система Японии на современном этапе



2020-02-04 353 Обсуждений (0)
Банковская система Японии на современном этапе 0.00 из 5.00 0 оценок




К 90-м годам Япония являлась крупнейшим мировым кредитором. Крупные японские корпорации и банки, их обслуживающие, стали транснациональными. По абсолютным размерам капитализации Япония опередила США и заняла первое место в мире. Однако после устойчивого роста экономика Японии стала постепенно входить в фазу спада. Начали проявляться все признаки циклического спада: замедление темпов роста ВВП, увеличение уровня безработицы, дефляция.

В банковском секторе первые признаки кризиса появились в 1991 г.: стали испытывать финансовые трудности мелкие кредитно-финансовые учреждения. Первым из них, получившим помощь от Корпорации страхования депозитов, стал Toho Sogo Bank. В декабре 1994 г. два крупных городских кооператива Tokyo Kyowa Credit Association и Anzen Credit Association, имеющие общий размер депозитов в 210 млрд иен, перестали выполнять свои обязательства. Банком Японии и частными кредитными учреждениями был образован новый банк - Tokyo Kyoudou Bank, которому были переданы обязательства обанкротившихся кооперативов.

В начале 1997 г. обострилась проблема невозвратных кредитов у городских банков и банков долгосрочного кредитования. Их величина значительно превышала размеры фонда страхования депозитов Корпорации страхования депозитов. В октябре 1997 г. в банковском секторе начался острый кризис ликвидности. Растущие убытки по ипотечным кредитам и снижение цен на акции привели к замораживанию межбанковского рынка и волне банкротств банков.  Впервые за послевоенный период правительство и Банк Японии столкнулись с необходимостью решения проблемы банкротства крупных коммерческих банков. Последующие десять лет после финансового кризиса в Азиатско-Тихоокеанском регионе 1997 г. в Японии называют периодом «потерянного десятилетия», который характеризовался экономическим застоем и дефляцией.

В связи с кризисными явлениями в экономике денежными властями Японии были приняты следующие меры:

1) была создана новая система надзора за финансовыми учреждениями. С 1 апреля 1998 г. в Японии была объявлена реформа банковского законодательства. Вступил в силу новый Закон «О Банке Японии», который предоставил центральному банку значительную степень независимости.

2) С целью ужесточения контроля в июне 1998 г. был создан независимый орган надзора за финансовыми учреждениями - Агентство по финансовому надзору (Financial Supervisory Agency), подчиненное непосредственно Секретариату Кабинета министров.

3) расширены права и виды деятельности коммерческих банков. Японские банки смогли выступать владельцами части акционерного капитала корпораций (не свыше 5% общего капитала корпораций), быть представлены в советах компаний, в которых они имеют свою собственность. Банкам было разрешено реализовывать свои собственные обязательства.

4) Для контроля за процессом реструктуризации была создана Комиссия по финансовой реструктуризации (Financial Reconstruction Commission) при Кабинете министров и частная Корпорация по управлению проблемными активами финансовых учреждений (Resolution and Collection Corporation), которая скупала невозвратные долги и осуществляла управление некачественными активами банков.

Предпринятые правительством и Банком Японии усилия привели к положительным результатам. Рост спроса на японские товары на внешних рынках (особенно США) привел к росту экспорта товаров. Он стал движущей силой восстановления роста экономики. Стабилизировалось положение и в банковском секторе.

В 2004 - 2007 гг. рост мировых цен на энергоносители, устойчивые темпы роста мировой экономики способствовали динамичному росту экспорта Японии. Темпы роста ВВП и инфляции незначительно повысились. В этот период происходило укрепление банковского сектора на фоне общей стагнации экономической активности. Со II квартала 2008 г. на фоне общего замедления мирового экономического роста и снижения спроса на экспортную продукцию (особенно автомобильной и электронной промышленности) начали замедляться темпы роста ВВП Японии, увеличиваться количество компаний, объявляющих о банкротстве, расти безработица. В конце ноября 2008 г. правительство Японии официально зафиксировало рецессию в экономике. Деятельность крупных городских банков, имеющих разветвленную сеть филиалов за рубежом и активно осуществляющих операции на мировом валютном рынке и рынке ссудных капиталов, стала подвергаться высокому кредитному и валютному рискам. С началом мирового финансового кризиса антикризисные меры Банка Японии были направлены на обеспечение ликвидности на межбанковском рынке путем предоставления субординированных займов банкам. С октября 2008 г. нестабильность финансово-банковской системы приняла глобальный характер. Банк Японии перешел к системному использованию всего набора инструментов денежно-кредитной политики, в частности:

 Использование политики процентной ставки

С началом финансового кризиса центральные банки шести развитых экономик мира (Федеральная резервная система США, Европейский центральный банк, Банк Англии, Банк Канады, Национальный банк Швейцарии и Центральный банк Швеции) начали проводить скоординированную политику по последовательному снижению уровня процентной ставки: 8 октября 2008 г. они объявили о снижении базовой процентной ставки на 0,5 %. Банк Японии сохранял свою политику в области процентных ставок и не изменял их уровень до октября 2008 г.  Однако в результате нарастания финансового кризиса и неблагоприятного влияния рисков на экономику Японии было принято решение о снижении уровня базовой процентной ставки до 0,5 и до 0,3% соответственно.

Для оздоровления балансов банков и снижения их зависимости от фондового рынка с марта 2009 г. центральный банк возобновил покупки акций корпораций, находящихся в инвестиционных портфелях банков, имеющих рейтинг международных агентств не ниже «ВВВ» и достаточную ликвидность. Предполагалось до апреля 2010 г. выкупить ценные бумаги крупных корпораций на общую сумму 1 трлн. иен  с последующим обязательством их продажи в период с конца марта 2012 г. до конца сентября 2017 г. По состоянию на 31 декабря 2009 г. текущий объем выкупленных активов составил 206,9 млрд. иен.

Вместе с тем, учитывая глобальный характер современного кризиса, наряду с принятием мер по стимулированию развития экономики Банк Японии стремится координировать свои усилия с международными организациями и надзорными органами других стран.

Экономика Японии 11 марта 2011 г. пережила тройной удар: землетрясение, цунами и ядерную аварию. Чтобы поддержать экономику страны, Центробанк Японии удвоил объем программы выкупа активов, доведя его до 10 трлн. йен (по состоянию на 01.04.2011 курс иены составляет 82,9950 за доллар), и 23 трлн. йен  предоставил Банк Японии национальной финансовой системе.

«Нынешнее землетрясение нанесло широкомасштабный ущерб. Производство, вероятно, сократится на какое-то время. Мы также опасаемся, что доверие корпораций и домохозяйств ухудшится», — заявил Банк Японии после того, как его совет проголосовал за увеличение программы выкупа активов. Регуляторы также единогласно сохранили ключевую ставку на уровне от 0% до 0,1% годовых.

 Япония не заинтересована в укрепляющейся национальной валюты, так как это повышает стоимость восстановительных работ и снижает конкурентоспособность японских товаров.

Согласно оценкам консалтинговой компании AIR Worldwide, ущерб Японии от землетрясения и цунами составит около 35 млрд. долл. Эта колоссальная цифра делает землетрясение 2011 года вторым в мире (после урагана Катрина) стихийным бедствием по величине причиненных убытков, начиная с 1970 года. При этом большинство наблюдателей сходятся во мнении, что японская экономика в пределах двух-трех лет способна ликвидировать последствия, связанные с землетрясением.

Однако процесс восстановления японской экономики не может не сказаться на мировых рынках. Во-первых, вполне очевидно, что остановка ряда атомных электростанций в Японии уже в ближайшие месяцы приведет к росту спроса на нефть и сжиженный газ, а следовательно, и к новому витку повышения цен на эти виды топлива. Во-вторых, авария на «Фукусиме-1» стала несомненным катализатором для закрытия по всему миру наиболее устаревших АЭС, а также к свертыванию программ по развитию атомной энергетики, что также увеличит мировой спрос на углеводороды.

В частности, в своем недавнем выступлении министр финансов России Алексей Кудрин не исключил, что из-за ситуации, сложившейся после землетрясения в Японии и в результате политического кризиса в арабских странах, цена нефти на непродолжительное время может достичь нового рекордного уровня – 150–200 долл. за баррель. Очевидно, что это в среднесрочной перспективе приведет к укреплению зависимого от нефтегазового рынка российского рубля.

В свою очередь, для того чтобы получить средства для восстановления разрушенных северо-восточных регионов японцы будут вынуждены начать вывод части своих зарубежных активов. По оценкам МВФ, в прошлом году японские вкладчики инвестировали 166 млрд. долл. в другие страны, в том числе и в США, где они являются одними из самых крупных держателей казначейских облигаций. В результате крупномасштабного вывода японских инвестиций в среднесрочной перспективе можно ожидать серьезного ослабления американского доллара и увеличения затрат США по обслуживанию своего госдолга.

 

 

Заключение

Проанализировав банковскую систему Японии можно отметить, что на всех этапах развития экономики Японии, в том числе ее банковского сектора, смена экономической (в том числе монетарной) политики осуществлялась плавно и осторожно. В зависимости от экономических и политических условий расширялись права банков, их сфера деятельности. В свою очередь банками осуществлялся поиск эффективных путей взаимодействия с корпоративными клиентами. Это привело к изменениям в развитии банковского сектора: от узкой специализации банков к универсализации банковской деятельности. В результате при сохранении азиатского типа банковской культуры была реформирована система взаимоотношений между банками и промышленными группами, с одной стороны, и банками и надзорными органами - с другой. Банковский сектор сознательно ограждался денежными властями от возможных потрясений, что значительно усиливало риск его неустойчивости. Вместе с тем на разных временных отрезках при проведении монетарной политики ставились разные задачи, использовались разные инструменты. В период кризисов неизменно повышалась роль государства. Из кризиса 90-х годов Япония выходила за счет расширения экспорта товаров и капитала. В 2008 г. перед правительством и Банком Японии встала задача по ликвидации диспропорции между предложением и внутренним спросом в экономике, управлению внешним системным риском и обеспечению устойчивости финансового сектора. В регулировании деятельности банковского сектора приоритеты будут отданы обеспечению достаточности капитала банков, управлению риском ликвидности, стандартам прозрачности деятельности и применению кредитных рейтингов.

Таким образом, можно сделать вывод: опыт Японии заслуживает пристального внимания, дальнейшего тщательного изучения и разумного использования.

 

Список литературы

 



2020-02-04 353 Обсуждений (0)
Банковская система Японии на современном этапе 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Банковская система Японии на современном этапе

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (353)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)