Покорна я одной Господней воле.
Я не хочу ни трепета, ни боли, Мне муж – палач, а дом его – тюрьма. Но главные здесь слова те, что появятся вслед:
Но видишь ли! Ведь я пришла сама… Подчинение – и в любви тоже – возможно в лирике Ахматовой лишь по собственной воле. Любовь предстает в стихах Ахматовой как грозное, повелительное, нравственно чистое переживание. Героиня стихов верит в возможность высокой любви, никогда не теряет чувства достоинства, какое бы горе, разочарование, измена её не постигли. И еще интересно, героиня её любовных стихов каким-то чудном связана со всем миром, живой жизнью, хотя она, и сама Ахматова были далеки от истинного понимания эпохи, но её неблагополучие, обремененность ими осознавались, рождая тревогу, неуверенность перед лицом жизни. Еще одна из важнейших ахматовских тем - пушкинская - появилась в небольшом цикле «В Царском селе». Царское Село явилось тем священным местом на земле, которое имело для музы Ахматовой особое значение. Она всю жизнь называла себя «царкосёлкой». В стихотворении «Царскосельская ода» она писала, что для неё Царское Село – то же, что Витебск для Шагала, то есть духовный и художественный поток всего творчества.
О, кто бы мне тогда сказал, Что я наследую всё это Фелицу, лебедя, мосты… «Наследница» Царское Село, носящее теперь имя А.С. Пушкина, навсегда освящено именем великого поэта. Будучи гимназисткой, она ощущала себя как бы ровесницей курчавого лицеиста, и быстрая тень, казалось, мелькала в темной зелени влажного Екатерининского парка. Самый воздух города Пушкина пронизан поэзией. В свои занятия Пушкиным, продолжавшимся всю жизнь, Ахматова вносила подлинную и вполне научную серьёзность, её пушкиноведческие работы были высоко ценимы специалистами, в круг которых она вошла достойно и по праву, так как ей принадлежит в этой области несколько своеобразных открытий, подсказанных не только доскональными знаниями Пушкина и пушкинистики, но и чисто женской интуицией, позволившей увидеть то, что обычно проходило мимо взгляда высокоученых мужей. Шумный успех выпал на долю второго сборника А. Ахматовой «Четки», опубликованного в 1914 г. И многократно переизданного. Муки и томление, разочарование и надежды любви – основные мотивы книги (стихотворения «Вечером», «НЕ будем пить из одного стакана…», «Настоящая нежность не спутаешь…», «Сколько просьб у любимой всегда…», «Я научилась просто, мудро жить…» и другие). Зачастую страсть приобретает роковой оттенок:
Было душно от жгучего света, А взгляды его – как лучи Я только вздрогнула: это Может меня приручить, Наклонился – он что-то скажет… ОТ лица отхлынула кровь. Пусть камнем надгробным ляжет На жизни моей любовь. «Смятение», 1913 Порой возникают иные темы, и становится ясно, что на одном чувстве не замыкается жизнь, пробуждаются в памяти «неяркие просторы» родной земли, кровная связь с местами, где: Журавль у ветхого колодца, Над ним, как кипень, облака, В полях скрипучие воротца, И запах хлеба, и тоска… «Ты знаешь, я томлюсь в неволе…», 1913 После выхода этого сборника уже стало ясно, что в « настоящее время её поэзия близится к тому, чтобы стать одним из символов величия России» (О. Мандельштам). Расширяется диапазон ахматовской лирики в сборнике «Белая стая» (1917г.) Глубже, более философные осмысление поэтом действительности. Метко и точно анализирует Ахматова сложное психологическое состояние, когда из боли утраченного чувства рождается поэзия:
Я улыбаться перестала, Морозный ветер губы студит, Одной надеждой меньше стало, Одною песней больше будет. По-прежнему проникновенна любовная лирика Ахматовой. Причем наряду со стихами о неразделенной любви воспета любовь всепобеждающая, исцеляющая, наполняющая жизнь смыслом и светом («Есть в близости людей заветная черта…») Вновь возникает очень лично переосмысленная пушкинская тема. Сдержанно и грустно звучат строки, посвященные первой мировой войне, иногда пророчествующие о грядущих страданиях и бедах народных. Но порой у поэта прорывается страстная жажда любой ценой, жертвую всем, помочь Родине:
Дай мне горькие недуга, Задыханье, бессоннице, жар… В следующем сборнике – «Подорожник» (1921г.) – любовь становится уже «испытанием железом и огнем». Радостный мотив предчувствия свидания («Просыпаться на рассвете…») в интимной лирике чаще сменяют грустные ноты, навеянные разлукой, смертью, тоской («Сразу стало тихо в доме...»), сквозь которые прорывается жажда «великой земной любви». Вновь пересматривается ценность бытия, а главное - утверждается гражданская позиция автора, отвергающего для себя эмиграцию. Мне голос был. Он звал успешно, Он говорил: "Иди сюда, Оставь свой край глухой и грешный, Оставь Россию навсегда" В пору, когда многие из её окружения оказывались за границей, Ахматова сделала свой выбор, открыто заявила о своей решимости разделить свою судьбу с судьбой народа, и этому решению осталась верной до конца. Не с теми я, кто бросил землю... Юный Г. Иванов сказал: «Новая книга "Подорожник" Ахматовой есть как бы антология всего творчества поэта»: Никто нам не хотел помочь
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (170)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |