Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Семинарские и практические занятия по дошкольной педагогике



2020-02-04 486 Обсуждений (0)
Семинарские и практические занятия по дошкольной педагогике 0.00 из 5.00 0 оценок




Министерство образования и науки Российской Федерации

Агентство образования администрации Красноярского края

Краевое государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования (среднее специальное учебное заведение) «Красноярский педагогический колледж № 2»

Предметно - цикловая комиссия педагогических дисциплин

 

 

ПЕДАГОГИКА

Раздел «Дошкольная педагогика»

Методические рекомендации

К практическим и семинарским занятиям

специальности 050704 "Дошкольное образование"

 

Год

 

ОДОБРЕНЫ   Предметно-цикловой комиссией «__» _____ 2007 г. Протокол № __5___________   Председатель Л.Л. Лопатина __________       Составлены в соответствии с рабочей программой «Педагогика»   УТВЕРЖДЕНЫ: Заместитель директора по учебно-производственной работе Л.Н.Мещерякова___________

 

 Пояснительная записка

Дошкольная педагогика играет особую роль в системе профессиональной подготовки современного воспитателя детей дошкольного возраста. Учебная дисциплина формирует у студентов педагогическую позицию, которая проявляется в устойчивом интересе к профессии, к предмету  педагогической деятельности, формирует профессиональную компетентность и профессионально значимые качества личности.

Практические и семинарские занятия составляют органическую часть курса дошкольной педагогики. Их задачи:

1. углубить, конкретизировать, привести в систему знания по важнейшим проблемам дошкольной педагогики;

2. выработать навыки профессиональной деятельности: умения анализировать и обобщать педагогический процесс дошкольного образовательного учреждения и личный педагогический опыт;

3. совершенствовать навыки работы со специальной литературой: конспектирование, реферирование, написание докладов и т. д.

4. овладеть умениями постановки и решения интеллектуальных проблем, доказательства и опровержения, отстаивания своей точки зрения.

Практические занятия помогают студенту уточнить и  детализировать свои знания, а преподавателю проконтролировать качество усвоения материала, правильность понимания тех или иных теоретических положений, выявить уровень подготовленности студента к профессиональной деятельности. Тематика практических и семинарских занятий разработана в соответствии с требованиями ГОС СПО 2002 г.,  рабочей программой учебной дисциплины. На семинарских и практических занятиях рассматриваются теоретические проблемы, обсуждаются статьи, освещающие содержание и методику научных исследований по проблемам дошкольной педагогики, а также рассматриваются вопросы практической деятельности воспитателя детей дошкольного возраста.

На практических занятиях студенты осуществляют следующие виды работы:

1. делают обзор теоретической литературы по темам курса;

2. обсуждают методику воспитания и обучения детей раннего и дошкольного возраста на основе изучения и обобщения опыта (по литературным источникам и самостоятельным наблюдениям);

3. анализируют самостоятельно составленные планы воспитательной работы, конспекты занятий, записи игр и т.д.

В методических рекомендациях даются темы занятий и общий план их проведения, предлагаются вопросы для обсуждения, список литературы.

Подготовку к занятию целесообразно начинать с изучения его плана и соответствующего лекционного материала. Необходимо также подобрать книги по списку рекомендованной литературы, дополнив его вновь вышедшими пособиями, а также просмотреть периодические издания за последний год и выбрать статьи по теме.

Работа со специальной литературой играет основную роль при подготовке к семинарскому или практическому занятию. Целесообразно делать записи в форме конспекта. Это способствует сознательному восприятию материала. Конспекты помогут при подготовке к практическим занятиям, зачетам, экзаменам, при написании курсовой и выпускной квалификационной работы, а также в педагогической работе с детьми.

В конце методических рекомендаций приводится тематика и задания для  внеаудиторной самостоятельной учебной работы студентов.

Количество часов по учебному плану на практические занятия -38 ч.

По учебной дисциплине студент должен знать:

·  предмет и методы дошкольной педагогики;

· факторы развития личности, возрастную периодизацию, сенситивные и кризисные периоды;

· цели и задачи дошкольного образования;

· Государственный образовательный стандарт, современные концепции дошкольного воспитания, программно-методические документы по дошкольному образованию;

· сущность, содержание, принципы, формы, методы и средства воспитания и обучения детей раннего и дошкольного возраста;

· основные виды деятельности, их характеристику и методику руководства деятельностью детей разных возрастных группах;

· специфику организации целостного педагогического процесса в зависимости от типа дошкольного учреждения и реализуемой ведущей программы воспитания и обучения детей;

· содержание и формы работы ДОУ с семьей;

· направления преемственности в работе ДОУ и школы

· основы организации и функции управления ДОУ

уметь:

· работать с первоисточниками педагогов и мыслителей прошлого и настоящего времени, методическими материалами и нормативными документами по дошкольному образованию;

· определять соотношение факторов, оказывающих наибольшее влияние на развитие личности конкретного ребенка, видеть перспективу развития ребенка и его проблемы;

· проектировать, планировать и осуществлять целостный педагогический процесс на основе анализа и оценки достигнутого уровня развития, воспитанности и обученности детей;

· организовывать содержательную жизнь детей в условиях ДОУ;

· руководить основными видами деятельности дошкольников;

· обеспечивать создание развивающей предметно-пространственной среды;

· осуществлять личностно-ориентированный подход в работе с детьми;

· осуществлять сотрудничество и взаимодействие с семьей, школой и другими социальными институтами

Структура пособия:

1. Пояснительная записка

2. Программа семинарских и практических занятий

3. Задания для самостоятельной учебной работы студентов

Семинарские и практические занятия по дошкольной педагогике

 

Семинар

 (форма семинара – небольшие доклады студентов с последующим обсуждением участниками семинара)

Тема 1. Становление дошкольной педагогики как науки: история вопроса

Цель: систематизация, углубление и уточнение представлений студентов об истории возникновения и этапах становления дошкольной педагогики как науки. Формирование умений работать с первоисточниками педагогов и мыслителей прошлого и настоящего времени, методическими материалами и нормативными документами по дошкольному образованию.

 Вопросы для обсуждения:

1. Дошкольная педагогика как наука: предмет, задачи изучения.

2. Этапы становления и развития зарубежной дошкольной педагогики как науки.

3. Ф. Фребель – основоположник дошкольной педагогики как науки, основатель первого детского сада в Европе.

4. Этапы становления дошкольной педагогики как науки в России.

5.  Характеристика современного этапа развития дошкольной педагогики в России.

Основные понятия:

Дошкольная педагогика как наука- отрасль педагогики, изучающая закономерности развития, воспитания и элементарные формы обучения детей в возрасте, предшествующем поступлению в школу

Российская педагогическая энциклопедия. /Под ред. В.В. Давыдова – М., 1993, ч. 1.

Фридрих Фребель (1782-1852) – замечательный немецкий педагог, разработчик системы воспитания детей до школы и основатель первого «детского сада», прочно вошедшим в нашу жизнь как название учреждения общественного дошкольного воспитания, год открытия 1837, город Бланкенбург.  Основные работы: «Воспитание человека», «Детский сад».

Концепция дошкольного воспитания (Разработана ВНИКом под руководством В.В. Давыдова, 1989 г.) – документ, положивший начало реформированию и гуманизации  дошкольного воспитания.

Литература:

1. Основы дошкольной педагогики.  /Под ред. А.В. Запорожца, Т.А. Марковой.
- М.: Педагогика, 1980.

2. Городская целевая программа «Развитие дошкольного образования города Красноярска» на 2007 год

3. Концепция дошкольного воспитания.  //Дошкольное воспитание. - 1989. –

№ 5.

4. Комплекс мер по развитию дошкольного образования Минобрнауки России //Дошкольное воспитание, 2007, № 1. - С. 6-12.

5. Российская педагогическая энциклопедия. /Под ред. В.В. Давыдова – М., 1993, ч. 1.

6. Педагогика детства. К.Д. Ушинский Воспитание человека: избранное /Сост., С.Ф. Егорова. – М., 2000.

7. Педагогика детства. Ф. Фребель. Будем жить для своих детей /Сост., Л.М. Волобуева – М., 2001

Семинар

(форма семинара – развернутая беседа по заранее известному плану)

Тема 2.  Личность ребенка как объект и субъект воспитания

Цель: актуализация знаний студентов о факторах развития личности, развитие интереса к теоретическому объяснению педагогических процессов, раскрытие прикладного значения знаний о возрастном подходе в построении педагогического процесса и формирование представлений о личностном подходе в воспитании.

Вопросы для обсуждения:

1. Значение дошкольного детства в становлении личности.

2. Ребенок как объект педагогики и субъект воспитания.

3. Факторы развития личности: наследственность, среда, воспитание, собственная активность личности.

4. Влияние разных видов деятельности на психическое развитие дошкольника.

5. Необходимость учета индивидуальных, возрастных и половых особенностей
 в воспитании детей.

6.  Почему педагогу необходимо знать о подходах к возрастной периодизации?

Основные понятия:

Авторитаризм - установка педагога на подчинение своему влиянию его подопечных, на подавление их самостоятельности как «покушения» на свой ав­торитет, значение которого им сильно преувеличивается.

Возрастной подход в воспитании - учет и использование закономерно­стей развития личности (физиологических, психических, социальных), а также социально-психологических особенностей групп воспитуемых, обусловленных их возрастным составом.

Возрастные особенности - комплекс физических, познавательных, ин­теллектуальных, мотивационных, эмоциональных свойств человека, которые характерны для большинства людей одного возраста.

Гуманизм - признание ценности человека как личности, его права на сво­бодное развитие и проявление своих способностей.

Детство - особое состояние, сущностью которого является процесс взросления ребенка, вхождения его в социальный мир взрослых, приобретения свойств и качеств взрослого человека.

Личностный подход в воспитании - последовательное отношение педаго­га к воспитаннику как к личности, как к ответственному и самосознательному субъекту собственного развития.

Объект - тот, на кого направлены мысли и действия.

Сензитивный период - возрастной период, когда условия для развития тех или иных качеств оптимальны.

Субъект - конкретный носитель предметно-практической деятельности и познания, активный творец своей жизни.

Литература:

1. Выготский Л.С. Проблема возраста. Пед. соч. –  М., 1989, т. 4. С.- 244.

2. Венгер Л.А. А.В. Запорожец: Гуманизация дошкольного воспитания.

3. //Дошкольное воспитание. – 1990, № 8.

4. Воспитание детей раннего возраста. /Под ред. Л.Н. Павловой. - М.: Просвещение, 1986.-С. 5-9.

5.  Еремеева В.Д., Хризман Т.П. Мальчики и девочки - два разных мира. -
СПб, 2000.

6. Концепция дошкольного воспитания.  //Дошкольное воспитание - 1989. –

7. № 5.

8. Основы дошкольной педагогики.  /Под ред. А.В. Запорожца, Т.А. Марковой.
- М.: Педагогика, 1980. - С. 49-64.

9. Педагогический энциклопедический словарь.  /Гл. ред. Б.М. Бим-Бад. - М.:
Большая Российская энциклопедия, 2003. - С. 39-40, 78-79.

10. Эмоциональное развитие дошкольника. /Под ред. А.Д. Кошелевой. - М.:
Просвещение, 1985.



2020-02-04 486 Обсуждений (0)
Семинарские и практические занятия по дошкольной педагогике 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Семинарские и практические занятия по дошкольной педагогике

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (486)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)