Семинарские и практические занятия по дошкольной педагогике
Министерство образования и науки Российской Федерации Агентство образования администрации Красноярского края Краевое государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования (среднее специальное учебное заведение) «Красноярский педагогический колледж № 2» Предметно - цикловая комиссия педагогических дисциплин
ПЕДАГОГИКА Раздел «Дошкольная педагогика» Методические рекомендации К практическим и семинарским занятиям специальности 050704 "Дошкольное образование"
Год
Пояснительная записка Дошкольная педагогика играет особую роль в системе профессиональной подготовки современного воспитателя детей дошкольного возраста. Учебная дисциплина формирует у студентов педагогическую позицию, которая проявляется в устойчивом интересе к профессии, к предмету педагогической деятельности, формирует профессиональную компетентность и профессионально значимые качества личности. Практические и семинарские занятия составляют органическую часть курса дошкольной педагогики. Их задачи: 1. углубить, конкретизировать, привести в систему знания по важнейшим проблемам дошкольной педагогики; 2. выработать навыки профессиональной деятельности: умения анализировать и обобщать педагогический процесс дошкольного образовательного учреждения и личный педагогический опыт; 3. совершенствовать навыки работы со специальной литературой: конспектирование, реферирование, написание докладов и т. д. 4. овладеть умениями постановки и решения интеллектуальных проблем, доказательства и опровержения, отстаивания своей точки зрения. Практические занятия помогают студенту уточнить и детализировать свои знания, а преподавателю проконтролировать качество усвоения материала, правильность понимания тех или иных теоретических положений, выявить уровень подготовленности студента к профессиональной деятельности. Тематика практических и семинарских занятий разработана в соответствии с требованиями ГОС СПО 2002 г., рабочей программой учебной дисциплины. На семинарских и практических занятиях рассматриваются теоретические проблемы, обсуждаются статьи, освещающие содержание и методику научных исследований по проблемам дошкольной педагогики, а также рассматриваются вопросы практической деятельности воспитателя детей дошкольного возраста. На практических занятиях студенты осуществляют следующие виды работы: 1. делают обзор теоретической литературы по темам курса; 2. обсуждают методику воспитания и обучения детей раннего и дошкольного возраста на основе изучения и обобщения опыта (по литературным источникам и самостоятельным наблюдениям); 3. анализируют самостоятельно составленные планы воспитательной работы, конспекты занятий, записи игр и т.д. В методических рекомендациях даются темы занятий и общий план их проведения, предлагаются вопросы для обсуждения, список литературы. Подготовку к занятию целесообразно начинать с изучения его плана и соответствующего лекционного материала. Необходимо также подобрать книги по списку рекомендованной литературы, дополнив его вновь вышедшими пособиями, а также просмотреть периодические издания за последний год и выбрать статьи по теме. Работа со специальной литературой играет основную роль при подготовке к семинарскому или практическому занятию. Целесообразно делать записи в форме конспекта. Это способствует сознательному восприятию материала. Конспекты помогут при подготовке к практическим занятиям, зачетам, экзаменам, при написании курсовой и выпускной квалификационной работы, а также в педагогической работе с детьми. В конце методических рекомендаций приводится тематика и задания для внеаудиторной самостоятельной учебной работы студентов. Количество часов по учебному плану на практические занятия -38 ч. По учебной дисциплине студент должен знать: · предмет и методы дошкольной педагогики; · факторы развития личности, возрастную периодизацию, сенситивные и кризисные периоды; · цели и задачи дошкольного образования; · Государственный образовательный стандарт, современные концепции дошкольного воспитания, программно-методические документы по дошкольному образованию; · сущность, содержание, принципы, формы, методы и средства воспитания и обучения детей раннего и дошкольного возраста; · основные виды деятельности, их характеристику и методику руководства деятельностью детей разных возрастных группах; · специфику организации целостного педагогического процесса в зависимости от типа дошкольного учреждения и реализуемой ведущей программы воспитания и обучения детей; · содержание и формы работы ДОУ с семьей; · направления преемственности в работе ДОУ и школы · основы организации и функции управления ДОУ уметь: · работать с первоисточниками педагогов и мыслителей прошлого и настоящего времени, методическими материалами и нормативными документами по дошкольному образованию; · определять соотношение факторов, оказывающих наибольшее влияние на развитие личности конкретного ребенка, видеть перспективу развития ребенка и его проблемы; · проектировать, планировать и осуществлять целостный педагогический процесс на основе анализа и оценки достигнутого уровня развития, воспитанности и обученности детей; · организовывать содержательную жизнь детей в условиях ДОУ; · руководить основными видами деятельности дошкольников; · обеспечивать создание развивающей предметно-пространственной среды; · осуществлять личностно-ориентированный подход в работе с детьми; · осуществлять сотрудничество и взаимодействие с семьей, школой и другими социальными институтами Структура пособия: 1. Пояснительная записка 2. Программа семинарских и практических занятий 3. Задания для самостоятельной учебной работы студентов Семинарские и практические занятия по дошкольной педагогике
Семинар (форма семинара – небольшие доклады студентов с последующим обсуждением участниками семинара) Тема 1. Становление дошкольной педагогики как науки: история вопроса Цель: систематизация, углубление и уточнение представлений студентов об истории возникновения и этапах становления дошкольной педагогики как науки. Формирование умений работать с первоисточниками педагогов и мыслителей прошлого и настоящего времени, методическими материалами и нормативными документами по дошкольному образованию. Вопросы для обсуждения: 1. Дошкольная педагогика как наука: предмет, задачи изучения. 2. Этапы становления и развития зарубежной дошкольной педагогики как науки. 3. Ф. Фребель – основоположник дошкольной педагогики как науки, основатель первого детского сада в Европе. 4. Этапы становления дошкольной педагогики как науки в России. 5. Характеристика современного этапа развития дошкольной педагогики в России. Основные понятия: Дошкольная педагогика как наука- отрасль педагогики, изучающая закономерности развития, воспитания и элементарные формы обучения детей в возрасте, предшествующем поступлению в школу Российская педагогическая энциклопедия. /Под ред. В.В. Давыдова – М., 1993, ч. 1. Фридрих Фребель (1782-1852) – замечательный немецкий педагог, разработчик системы воспитания детей до школы и основатель первого «детского сада», прочно вошедшим в нашу жизнь как название учреждения общественного дошкольного воспитания, год открытия 1837, город Бланкенбург. Основные работы: «Воспитание человека», «Детский сад». Концепция дошкольного воспитания (Разработана ВНИКом под руководством В.В. Давыдова, 1989 г.) – документ, положивший начало реформированию и гуманизации дошкольного воспитания. Литература: 1. Основы дошкольной педагогики. /Под ред. А.В. Запорожца, Т.А. Марковой. 2. Городская целевая программа «Развитие дошкольного образования города Красноярска» на 2007 год 3. Концепция дошкольного воспитания. //Дошкольное воспитание. - 1989. – № 5. 4. Комплекс мер по развитию дошкольного образования Минобрнауки России //Дошкольное воспитание, 2007, № 1. - С. 6-12. 5. Российская педагогическая энциклопедия. /Под ред. В.В. Давыдова – М., 1993, ч. 1. 6. Педагогика детства. К.Д. Ушинский Воспитание человека: избранное /Сост., С.Ф. Егорова. – М., 2000. 7. Педагогика детства. Ф. Фребель. Будем жить для своих детей /Сост., Л.М. Волобуева – М., 2001 Семинар (форма семинара – развернутая беседа по заранее известному плану) Тема 2. Личность ребенка как объект и субъект воспитания Цель: актуализация знаний студентов о факторах развития личности, развитие интереса к теоретическому объяснению педагогических процессов, раскрытие прикладного значения знаний о возрастном подходе в построении педагогического процесса и формирование представлений о личностном подходе в воспитании. Вопросы для обсуждения: 1. Значение дошкольного детства в становлении личности. 2. Ребенок как объект педагогики и субъект воспитания. 3. Факторы развития личности: наследственность, среда, воспитание, собственная активность личности. 4. Влияние разных видов деятельности на психическое развитие дошкольника. 5. Необходимость учета индивидуальных, возрастных и половых особенностей 6. Почему педагогу необходимо знать о подходах к возрастной периодизации? Основные понятия: Авторитаризм - установка педагога на подчинение своему влиянию его подопечных, на подавление их самостоятельности как «покушения» на свой авторитет, значение которого им сильно преувеличивается. Возрастной подход в воспитании - учет и использование закономерностей развития личности (физиологических, психических, социальных), а также социально-психологических особенностей групп воспитуемых, обусловленных их возрастным составом. Возрастные особенности - комплекс физических, познавательных, интеллектуальных, мотивационных, эмоциональных свойств человека, которые характерны для большинства людей одного возраста. Гуманизм - признание ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей. Детство - особое состояние, сущностью которого является процесс взросления ребенка, вхождения его в социальный мир взрослых, приобретения свойств и качеств взрослого человека. Личностный подход в воспитании - последовательное отношение педагога к воспитаннику как к личности, как к ответственному и самосознательному субъекту собственного развития. Объект - тот, на кого направлены мысли и действия. Сензитивный период - возрастной период, когда условия для развития тех или иных качеств оптимальны. Субъект - конкретный носитель предметно-практической деятельности и познания, активный творец своей жизни. Литература: 1. Выготский Л.С. Проблема возраста. Пед. соч. – М., 1989, т. 4. С.- 244. 2. Венгер Л.А. А.В. Запорожец: Гуманизация дошкольного воспитания. 3. //Дошкольное воспитание. – 1990, № 8. 4. Воспитание детей раннего возраста. /Под ред. Л.Н. Павловой. - М.: Просвещение, 1986.-С. 5-9. 5. Еремеева В.Д., Хризман Т.П. Мальчики и девочки - два разных мира. - 6. Концепция дошкольного воспитания. //Дошкольное воспитание - 1989. – 7. № 5. 8. Основы дошкольной педагогики. /Под ред. А.В. Запорожца, Т.А. Марковой. 9. Педагогический энциклопедический словарь. /Гл. ред. Б.М. Бим-Бад. - М.: 10. Эмоциональное развитие дошкольника. /Под ред. А.Д. Кошелевой. - М.:
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (486)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |