Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Философия Людвига Фейербаха



2020-02-04 180 Обсуждений (0)
Философия Людвига Фейербаха 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Традицию философствования классического типа продолжил в Германии в середине XIX в. Людвиг Фейербах (1804—1872).

Для Германии 30-х годов философское кредо Фейербаха оказа­лось не совсем традиционным: он резко и решительно отверг идеа­лизм своих великих предшественников (Фихте, Шеллинга, Гегеля) и объявил себя материалистом и атеистом. На общем философском фоне практически безраздельного господства идеализма и более чем уважительного отношения к религиозным традициям столь крутой поворот не мог не привлечь внимания. Фейербах оказался смелым и очень своевременным философом. После тяжеловесных, громозд­ких, донельзя усложненных, а то и просто невнятных фихтеанских и гегелевских конструкций, мысли Фейербаха были просты и на­глядны. Они представлялись возвращением к здравому смыслу, спуском с заоблачных высот туманных абстракций на живую и грешную землю. Буквально в течение нескольких лет с момента вы­хода его основных работ «К критике философии Гегеля» (1839) и «Сущность христианства» (1841) — Фейербах сделался необыкно­венно популярен чуть ли не во всей образованной Европе (в том числе и в России).

   5.1. Материализм Фейербаха: между мышлением и бытием существует единство.

 Философия, утверждает Фейербах, не в состоянии достичь истины, пока она остаётся в царстве чистой мысли. Ей не  под силу создать мир, материю, жизнь. Не может она также и сама из себя (как паук паутину) породить все богатство своих идей. Лишь обратись к реальному миру, природе, философия может рассчитывать на приобретение настоящих зна­ний. Все философские тайны скрыты во вполне естественных, ма­териальных вещах. Поэтому надо не замыкаться в узких рамках мышления, выжимая из его категорий и суждений реальный мир, а наоборот — изучать живую жизнь, природу как первоисточник на­шего мышления.

Материальный мир существует совершенно независимо от мышления, сознания человека. Сознание же, как и сам человек, есть порождение природы, материи. Главная ошибка идеализма, по Фейербаху, — отождествление бытия и мышления. Однако на са­мом деле тождества быть не может: мышление не равно бытию хотя бы потому, что «чистого», т.е. самостоятельного, не зависимого от материального тела мышления нигде и никогда не было. Между мышлением и бытием существует не тождество, а единство. Причем бытие предшествует мышлению, которое является всего лишь свой­ством бытия.

Таким образом, перед нами самой чистой воды материализм, позволявший Фейербаху делать весьма радикальные выводы отно­сительно роли и значения своих предшественников. Учение Шел­линга и Гегеля о том, что материальный мир обязан своим сущест­вованием творческой деятельности некоего мирового духа, Фейер­бах объявил просто-напросто переводом религиозного представле­ния о сотворении мира Богом на язык философии.

   5.2. Религия как процесс отчуждения человеческой сущности        

 

 Критика религии составляет, пожалуй,  сильнейшую сторону теоретического мышления философа. Религия, по Фейербаху, представляет собой совокупность фанта­стических образов несуществующего. Она плод невежества. Однако в отличие от материалистов XVIII в. Фейербах видит основную причину существования религиозных верований не в обмане темно­го народа корыстными церковниками, а в самой природе человека, в своеобразии условий его жизни. Подлинный источник религиоз­ной веры — чувства зависимости, бессилия, несвободы, которые испытывает человек перед лицом неподвластных ему стихий. Они способствуют, с одной стороны, воображаемому росту мощи этих неуправляемых человеком сил, а с другой — порождают фантасти­ческие способы их преодоления, хотя бы в иллюзорной надежде на некую внешнюю силу, с которой можно в принципе договориться.

При этом для объяснения религиозного феномена Фейербах использует столь популярное в немецкой философии понятие «отчуждение». Религия ведь есть не что иное, как отчуждение от человека или, точнее, перенесение самых обычных человеческих свойств на природу. Природа же потому и становится обожеств­ленной, что силой религиозной фантазии приобретает способно­сти, свойственные человеку. В конечном счете божество — это тот же самый человек, только абстрактный, очищенный от всего зло­го, грязного, случайного, ограниченного и возведенный в абсо­лют, доведенный до немыслимой степени совершенства. В рели­гии, по мысли Фейербаха, человек не сознает, что он, в сущности, боготворит самого себя.

Интерпретация феномена религии как процесса отчуждения че­ловеческой сущности есть, наверное, гениальное прозрение Фейер­баха, его самая большая творческая удача. Однако реальных средств преодоления этого отчуждения, кроме народного просвещения, мыслитель в своем XIX веке не нашел. (Впрочем, их кажется не нашли и в XX.) Однако искреннее стремление Фейербаха вернуть человеку его отчужденную сущность, перенести отношение к Богу на отношения между людьми не могут не вызывать сочувствия. Любовь к ближнему, добро, справедливость, превращенные религи­ей в средство загробного блаженства, должны стать целью сами по себе. Любить человека надо не потому, что это угодно Богу, а по­тому, что это — человек. «Для человека нет существа выше челове­ка», — провозгласил Л. Фейербах.

Философию Фейербаха обычно квалифицируют как антропологический материа­лизм (греч. «антропос» — человек, «ло­гос» — слово, понятие, учение). Это связано с претензией мысли­теля на создание истинно новой философии, в фокусе которой должен находиться человек. Однако, как это часто случается, «по­зитивная», так сказать, часть воззрений Фейербаха получилась мно­го слабее «критической».

 


Заключение

 

Главный итог и историческое значение немецкой классической философии, представленной именами пяти корифеев, можно выра­зить просто: эта философия поменяла стиль мышления в европей­ской, а значит, и мировой культуре. Новизна же утвержденного ею стиля заключалась в предельной широте мышления, его универ­сальности. Вот лишь несколько примеров.

Благодаря естественно-научной революции XVII в., а также успе­хам теории и практики естествознания следующего столетия в общест­венном сознании начат формироваться устойчивый образ идеального образца знания, в качестве которого выступили так называемые точ­ные или строгие науки — математика, механика. Все остальное «нена­учное» или «полунаучное», т.е. не подвергшееся математической обра­ботке знание, стало третироваться как нечто второстепенное или недоразвитое.

В огромной степени стимулировало появление в XIX в. мас­сы новых отраслей знания, анализирующих исторические формы культуры человечества. Немецкая классическая философия стала как бы «точкой роста» наук о культуре, гуманитарного знания.

Очень весомыми оказались и собственно философские приоб­ретения. Идеи познавательной активности субъекта, всеобщности развития через становление и разрешение противоречий, всеобщей же природы духа, сознания изрядно «встряхнули» философию. Раз­работка философских понятий, категорий была проведена на таком уровне, что до сих пор для философов немецкая классика — все равно что Словарь Даля для русских писателей.

И все же, наверное, главная заслуга Канта, Фихте, Шеллинга, Гегеля и Фейербаха заключалась в том, что они сделали наше мыш­ление историчным. Одного этого вполне достаточно, чтобы назы­ваться классиками философии.

Список использованной литературы

1. Гегель Г.В.Ф. Собрание сочинений. в 14 т..- М.-Л., 1929-1959.

 

2. История философии: Учебник для вузов /В. Ильин. – СПб.: Питер, 2003.

 

3. Кант И. Собрание сочинений в 6 т. Т.4. Ч.1.-М.: Мысль, 1965.

 

4. Мареев, С.Н., Мареева, Е.В. История философии (общий курс): Учебное пособие /С.Н. Мареев, Е.В. Мареева.- М.: Академический Проект, 2003.

 

5. Спиркин А.Г Философия: Учебник /А.Г. Спиркин.-М.: Гардарики, 2003

 

6. Философия: Учебник для вузов /Под ред. проф. В.Н. Лавриненко, проф.В.П. Ратникова.- М.: ЮНИТИ-ДАНА. 2007.

 

7. Шеллинг Ф. Собрание сочинений Т.1. — М.: Мысль, 1987.

 


[1] Кант И. Собрание сочинений в 6 т. Т.4. Ч.1.-М.: Мысль, 1965. – С.270

 

[2] Шеллинг Ф. Соч. Т.1. — М.: Мысль, 1987. - С.101.

[3] Шеллинг Ф. Соч. Т.1. — М.: Мысль, 1987. - С.484.

[4] Шеллинг Ф. Соч. Т.1. — М.: Мысль, 1987. - С.482.

[5] Шеллинг Ф. Соч. Т.1. — М.: Мысль, 1987. - С.484.

[6] Гегель Г.В.Ф. Соч. в 14 т. Т.5.-М.-Л., 1929-1959. –С.520.

[7] Гегель Г.В.Ф. Соч. в 14 т. Т.8.-М.-Л., 1929-1959. –С.10.

[8] Гегель Г.В.Ф. Соч. в 14 т. Т.8.-М.-Л., 1929-1959. –С.19.



2020-02-04 180 Обсуждений (0)
Философия Людвига Фейербаха 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Философия Людвига Фейербаха

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (180)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)