Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Для приобретения полной версии работы перейдите по ссылке.



2020-02-04 207 Обсуждений (0)
Для приобретения полной версии работы перейдите по ссылке. 0.00 из 5.00 0 оценок




Выделяется несколько уровней развития профессионального интереса, в основе дифференциации которых лежит критерий наличия аргументации и значимости причины (14):

0 уровень – профессиональный интерес к биологии отсутствует;

1 уровень – указывает на наличие профессионального интереса к биологии, однако причины не объясняются;

2 уровень - наличие профессионального интереса к биологии, объясняющегося малозначимыми причинами;

3 уровень - наличие профессионального интереса к биологии, объясняющегося существенными причинами

Результаты анкетирования и собеседования с учащимися позволили нам определить уровни сформированного у них профессионального интереса.

Таблица №6. Развитие профессиональных интересов учащихся в экспериментальном и контрольном классах.

Уровень развития профессионального интереса

Количество ответов (в %)

Экспериментальный класс Контрольный класс
0 8,0 33,3
I 20,0 44,4
II 48,0 14,8
III 24,0 7,4
Всего ответов 25 27

Экспериментальный класс:

 0 – 2 чел.

I -- 5 чел.

II – 12 чел.

III – 6 чел.

 

Контрольный класс:

0 – 9 чел.

I – 12 чел.

II – 4 чел.

III – 2 чел.

 

Качественный анализ ответов позволил выявить количественное распределение учащихся по уровням развития профессионального интереса.

Мы не ставили своей задачей определение уровня усвоения знаний учащимися, но результаты проверочных работ, проведенных после экскурсий в музей, и качественный анализ ответов школьников на вопросы контрольного среза также могут служить косвенным доказательством необходимости внедрения экскурсий в процесс обучения курсу “Человек и его здоровье”.      Учащиеся экспериментального класса точно и более полно отвечали на вопросы контрольной работы, в отличие от учащихся контрольного класса, ответы которых были поверхностными и односложными. Данные по результатам контрольных срезов мы приводим в приложении.

Полученные результаты позволяют нам подтвердить выдвинутую гипотезу и сделать вывод об  эффективности предложенной методики проведения экскурсий при обучении курсу «Человек и его здоровье» в 8-х классах.

 


                    Выводы по главе III :

1. Теоретическими предпосылками экспериментальной методики организации и проведения экскурсий в музей в курсе «Человек и его здоровье» явились основные цели, задачи и принципы школьного биологического образования.

2. Выявленные в ходе теоретического анализа литературы требования к методике подготовки и проведения экскурсий в музей позволили нам разработать методику организации экскурсий в музей по ряду тем курса «Человек и его здоровье» и провести ее экспериментальное исследование.

3. На основании данных, полученных нами в результате исследования, можно утверждать, что организация и проведение экскурсий при обучении разделу «Человек и его здоровье» способствует росту познавательного интереса у школьников.

4. Результаты экспериментального обучения позволяют сделать вывод о том, что учебные экскурсии стимулируют развитие профессиональных интересов у учащихся.


Заключение

Итак, в ходе проведенного исследования, мы выяснили, что в сложившейся системе форм обучения биологии, и в частности разделу «Человек и его здоровье», экскурсиям принадлежит существенная роль. Введение экскурсий в процесс изучения курса «Человек и его здоровье» решает важные обучающие, развивающие и воспитательные задачи: формирование правильных представлений о внешнем и внутреннем строении организма в целом и органов в отдельности, развитие представлений о физиологических процессах, развитие умений сравнивать, находить общее, развитие умений коллективной работы над материалом, развитие познавательного интереса, формирование профессиональных ориентаций учащихся, а также реализация гигиенического, полового, этического воспитания, осуществление просветительской работы.

Включение экскурсий в план учебно-воспитательного процесса позволяет установить взаимосвязь между их содержанием и материалом, пройденным на предшествующих уроках. Полученные в ходе экскурсии представления и знания, результаты наблюдений могут быть использованы на многих последующих уроках, а также во внеурочной работе и на внеклассных занятиях.

В основу классификации всего многообразия школьных биологических экскурсий может быть положено несколько разных критериев: по учебным целям, по местоположению в учебном процессе, по содержанию, по характеру изучаемых объектов, по месту проведения, по продолжительности, по времени года, по количеству участников.

На основе анализа методической литературы  мы определили структуру учебной экскурсии, которая включает несколько этапов: подготовку, проведение и заключение, а также изучили требования к методике подготовки и проведения школьных биологических экскурсий.

Подробный анализ программ и содержания дисциплины «Человек и его здоровье» привел нас к выводу о том, что в рамках данного курса наиболее целесообразно проводить экскурсии в музей. На примере экспозиции музея учащиеся могут наглядно и более подробно познакомиться со строением своего организма. Музейные экспонаты – неподвижные и фиксированные, расположенные наилучшим образом для осмотра и подробного изучения, представляют собой отличный наглядный материал не только для рассказа учителя, но и для организации самостоятельной работы учащихся. Важным аргументом для разработки экспериментальной методики также явился тот факт, что музеи  г. Санкт-Петербурга предоставляют возможность организации и проведения учебных экскурсий по курсу «Человек и его здоровье» практически по всем темам данного курса.

Выявленные в ходе теоретического анализа литературы требования к методике подготовки и проведения экскурсий в музей позволили нам разработать методику организации экскурсий в музей по ряду тем курса «Человек и его здоровье» и провести ее экспериментальное исследование.

На основании данных, полученных нами в результате исследования, можно сделать вывод о том, что организация и проведение экскурсий при обучении разделу «Человек и его здоровье» способствует развитию познавательного и профессионального интереса у учащихся. В целях повышения качества биологического образования включение музейных экскурсий в процесс изучения курса «Человек и его здоровье» является не только возможным, но целесообразным и крайне важным.

 


 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. . Алексеев С.В., Тутынина Е.В. Школьный экологический мониторинг в Санкт-Петербурге. Состояние, проблемы, перспективы. Учебное пособие. СПб.: Политехника, 2000.

2. Бруновт Е.П., Зверев И.Д., Малахова Г.Я., Маш Р.Д., Реброва Л.В., Соколова Е.А. Методика обучения анатомии, физиологии и гигиене человека. М., Просвещение, 1978г.

3. Верзилин М.Н., Корсунская В.М. Общая методика преподавания биологии.          М., Просвещение, 1976г., стр. 259-260.

4. Герасимов В.П. Учебные экскурсии в зоологический парк. М., 1950г

5. Герд А.Я. Избранные педагогические труды. М., Издательство АПН РСФСР, 1953 г., 

6.  Герд В.А. Экскурсионное дело. М., Л., Госиздат, 1928г

7. Гецевич Н.А. Основы экскурсоведения. Минск, Университетское, 1988г..

8. Грин Н., Стаут У.,  Тейлор Д., Биология (1-3 том), М., Мир, 1996г

9. Зверев И.Д., Основы системы обучения анатомии, физиологии и гигиене в средней школе. Издательство «Просвещение», Л., 1971г.

10. Зверев И.Д., Мягкова А.Н. Общая методика преподавания биологии. М., Просвещение, 1985г

11. Измайлов И.Д., Шубкина Л.С., Михлин В.Е., Шашков Д.В. «Биологические экскурсии» Книга для учителей. М., Просвещение, 1983г

12. Карцева И.Д., Шубкина Л.С. Хрестоматия по методике преподавания биологии. М., Просвещение, 1977г.

13. Ланина И.Я, Соломин В.П. Экскурсии в природу по физике и биологии. –СПб., Издательство РГПУ им.А.ИГерцена, 1998 - 185с.

14. Малиновская Н.В., кандидатская диссертация «Профессиональная ориентация при обучении биологии в старших классах (9, 10, 11 )», С.-Пб., 1999 г.     

15. Методика обучения истории в средней школе. Ч.2. Под редакцией Дайри Н.Г.    М., Просвещение, 1978.

16. Наглядный словарь «Человек», Дюрлинг Киндерсли, Лондон, Нью-Йорк, Штудгарт, Москва, 1991г

17. Никишов А.И., Шарова И.Х. «Биология животных». Учебник для 7-8 классов средней школы. М., Просвещение, 1993г.

18. Пидкасистый П.И. Педагогика. Учебное пособие для студентов пед. вузов. М.: Педагогическое общество России, 2000 .- 640 с.

19. Половцев В.В. Избранные педагогические труды. М., издательство АПН, 1957г

20. Полянский И.И. Внеклассные самостоятельные опыты, наблюдения и экскурсии учащихся, как обязательный элемент трудового воспитания. Петроград., Петропечать, 1923г

21. Пономарева И.Н. Общая методика обучения биологии: Учебное пособие для студентов пед. вузов. М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 272 с.

22. Природа и биология. Программы 5-9 классов. Под ред. Пономаревой И.Н.,С.-Пб, Образование, 1993г

23. Программы средней общеобразовательной школы. Биология, М.,Просвещение, 1990г

24.                                                                 Пасечник В.В., Пакулова В.М., Латюшин В.В. и др.

25. Программа для классов с углубленным изучением предмета, Сапин М.Р., Брыскина З.Г.     

26.                                                                 Сонин Н.И.

27. Райков Б.Е. Методика и техника экскурсий. М., Л., Госиздат, 1930г

28. Райков Б.Е., Римский-Корсаков М.Н. Зоологические экскурсии. М., Учпедгиз, 1956г

29. Райков Б.Е. «Экскурсионный план средней школы.» Педагогический ежегодник. СПб, 1910г., т.11 стр.52.

30. Сичинава В.А. Экскурсионная работа: (Из опыта). Пособие для учителей. – М.: Просвещение,1981. – 96 с.

31. Столяров Б.А. Педагогика художественного музея: от истоков  до современности. СПб, Специальная литература, 1999г.

32. Хотунцев Ю.Л. Экология и экологическая безопасность. М.: Издательский центр «Академия», 2004

33. Цузмер А.М., Петришина О.Л. «Человек .Анатомия. Физиология. Гигиена.» Учебник для 8 класса средней школы. М., Просвещение, 1972г

34. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. М., Просвещение, 1979г.

35. Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике. М., Просвещение, 1971г.

36. Энциклопедия для маленьких принцесс, СПб, ТОО «Диамант», АОЗТ «Золотой век», 1998г

37. Ягодовский К.П. О преподавании естествознания. СПб., 1917г.

 

 


ПРИЛОЖЕНИЕ

Для приобретения полной версии работы перейдите по ссылке.

 



2020-02-04 207 Обсуждений (0)
Для приобретения полной версии работы перейдите по ссылке. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Для приобретения полной версии работы перейдите по ссылке.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (207)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)