Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Структура понятия «культура»



2020-02-04 173 Обсуждений (0)
Структура понятия «культура» 0.00 из 5.00 0 оценок




Культура — самопроизводящая система. Она сохраняет себя и развива­ется, организует ценностный мир человека, делает его своим хранителем и творцом. Человеческая жизнь становится значимой только если она наполнена культурным смыслом.

Важнейшими структурными элементами культуры как системы являются следующие: язык как основное средство общения и трансляции общезначимой информации, социального опыта, ценностей. Первоосновой любой культуры является понятийно-логический аппарат, именно посредством его человек по­знает окружающий мир. Культура может распространяться жестом, образом, мимикой, танцем, но язык — основной ретранслятор культуры. Он является главным средством общения и коммуникации. Посредством языка аккумули­руются и передаются из поколения в поколение культурные ценности.

Символы, понятия и смыслы, которые придаются действиям, типические связи и взаимодействия (родственные, функциональные, ритуальные), образцы и эталоны поведения также являются важнейшими составными частями содер­жания культуры. Для того, чтобы люди понимали друг друга, ориентировались в конкретных ситуациях и обстоятельствах, взаимодействовали в повседневной жизни, они должны соблюдать ряд условий.

Ритуал — это культурно стандартизированный набор действий, совер­шаемый в ситуации, предписываемой традицией. Его цель в этом случае, что­бы в конце ситуации (мероприятия) участники испытали общий эмоциональ­ный подъем.

В ритуальной жизни всегда можно вылепи"", две ее основные формы. Первая — это скучная обыденность, повседневность (домашний быт, изнури­тельный труд, неудовлетворенные потребности и т.д.). Вторая — праздник без трудовой деятельности, широкое общение с представителями различных соци­альных групп. В этот период снижается социальная напряженность, наступает временная развязка, растет эмоциональная общность, чувство идентичности с другими индивидами.

Ритуалы есть позитивные и негативные Негативные — система запре­тов, т.к. люди нередко делятся на части. Например, одни приходят в торжест­венный восторг при виде государственной символики, другие над пей глумятся.

1 Позитивные ритуалы приобщают людей к общепринятым ценностям, напри­мер, военные парады, награждение соотечественников, собрание членов пар-тин, общественных движений и т.д.

Ритуалы могут быть связаны с кризисными ситуациями. Например, со­циальные потрясения в обществе, военное поражение, природные катастрофы и др. Они совершаются и индивидуально, и коллективно. Например, обращение лидера к нации, траурный митинг.

Ритуалы интенсификации (чаще с какой-либо общностью) — это сово­купность различных ритуальных типов с целью противодействия нарушению равновесия групповой, общественной жизни в целом, вызванного внутренними или внешними причинами. Например, забастовки различных слоев населения, обращения к правительству, протесты посредством средств массовой информа­ции и даже акции гражданского неповиновения. Все это повышает групповую, межгрупповую сплоченность.

Ритуалы, выражающие уважительное отношение между людьми: сово­купность норм взаимоотношений между начальником и подчиненным, мужчи­ной и женщиной; презентации, поощрение активности взаимодействия. А также ритуалы перехода из одного состояния в другое: свадебный, совершеннолетия, повышение статуса и др.

Таким образом, ритуалы осуществляются везде, где имеются символиче­ские системы, регулирующие восприятие мира человеком и поведение его и этом мире. А такие системы есть везде, они существуют в виде мифов, идеоло­гии, образов мира.

Символ — произвольный акт, вызывающий единообразную социальную реакцию, например, звук, слово, жест, действие, предмет, эмблема и т.д. Сим­вол в своем чувственном качестве указывает на конкретное социальное явле­ние: крест, знамя, герб, обручальное кольцо, красный фонарь — под этими символами каждый индивид понимает общепринятый смысл, идентичное его содержание.

Современные социальные процессы обуславливают снижение роли ритуалов  и опустошение символов. Взаимодействие индивидов — это результат интерпретации их деятельности. В человеческом поведении между реакцией и символом всегда стоит интерпретация, т.е. осмысливается то, что означает, символизирует конкретный символ, на какие возможные последствия он указы­вает. В процессе интерпретации вырабатываются общие оценки, видение пред­метов и явлений, видение социального мира >< целом

Убеждение и знание также являются основными структурными элемен­тами культуры. В убеждениях содержится то, к чему люди привержены, чем руководствуются в повседневной деятельности, что воплощают в образах и мо­делях поведения. Любые убеждения связаны со знаниями, однако их взаимо­связь достаточно противоречива. Многие люди знают, как следует поступать согласно закона, но часто делают наоборот. Почему? Если знания, идеи проти­воречат интересам человека, то он поступает им вопреки. Происходит раздвое­ние культуры, с одной стороны, знаниями, с другой — убеждениями. Такое раздвоение может быть и при случае, когда знания опережают реальную дейст­вительность. Скудность культуры часто определяется узостью, фрагментарно­стью знаний личности. Обладая разносторонними знаниями, она избавляется от примитивных, крайних оценок, суждений, ее мировоззрение становится много­мерным, поведение и деятельность более оптимальными. Поэтому активное рас­пространение знаний придает убеждениям идею, смысл, ситуацилизирует их.

Важным критерием формирования убеждения является идеология как со­вокупность культурных ценностей в виде логически обоснованной социальной доктрины.

Функциями идеологии являются: ослабление социальной напряженности в обществе; защита групповых интересов; придание смысла коллективным дей­ствиям людей.

Уровни идеологии: базисный — общечеловеческий (общечеловеческие, гуманистические ценности); общенациональный (ценности, зафиксированные в Конституции); специфический (социально-групповые, классовые интересы).

Культура — общечеловеческое явление, она аккумулирует созданное в разные эпохи, в разных странах и цивилизациях все то, что выдерживает испы­тание временем и становится общечеловеческими ценностями.

Уровни культуры

Специализированный и обыденный уровни культуры

Общественное разделение общественных функций (труда) фиксирует ка­чественную неоднородность социокультурной жизни. Имеющаяся в обществе структура разделения функций определяет характер связей, отношений людей. С одной стороны, ею ограничены знания и навыки, необходимые людям для выполнения определенных видов деятельности. С другой, она детерминирует выход за эти границы, ибо устанавливает такого рода связи и отношения.

.Различные группы людей порождают, поддерживают и распространяют различные черты образа, стиля жизни, ценностные представления, моральные нормы, образы деятельности и поведения. Результаты деятельности, предпочте­ний и оценок одних групп людей имеют неодинаковые социокультурные послед­ствия для них самих и для представителей других групп. Например, то, что произ­водя! одни, потребляют другие, деятельность одних меняет жизненные условия других, переориентация направленности деятельности одних становится источни­ком напряжения для других, изменение образа, стиля жизни одних стимулирует принятие решения у других. Постоянное воспроизведение подобной изменчиво­сти вызывает у членов общества необходимости оценивать и осваивать ее.

Дня этого необходимо упорядочивание подобных изменений (длитель­ных, устойчивых и быстро проходящих), прогнозирование их социокультурных последствий, вычленение из них тех, которые поддаются целенаправленному воздействию с социально позитивными результатами.

 

В строении культуры можно выделить две составные части:

1. Обыденная культура, осваиваемая человеком в процессе его обшей со­
циализации в среде проживания (прежде всего в процессах воспитания и обще­
го образования).

2. Специализированная культура, освоение которой требует специального
(профессионального) образования.

Промежуточным звеном между ними является массовая культура. Ее ос­новная функция — трансляция культурных смыслов от специализированной культуры к обыденному сознанию и поведению человека.

Институциональная деятельность как специализированная культура реализуется в формальных организациях: это социальная активность и профес­сиональный труд, требующие специальной подготовки, знаний и навыков. Именно на этом специализированном уровне культуры создаются вещи и идеи, удовлетворяющие широким общественным запросам.

 

Субкультуры (частичные, специальные) — культуры различных социаль­ных групп (возрастных, поселенческих, профессиональных, территориальных). Например, особые правила поведения, мода, манера общения, спин, жизни и

др., т.е. различные ценности.

Субкультура объединяет группы людей в соответствии с их ролью и функциями в производстве средств физического и социального существования человека, в поддержании или нарушении социальной организации и регуляции жизни общества (порядка).

Субкультура элитарная

Это сложная, высококачественная продукция. Главная функция: произ­водство социального порядка (в виде права, власти, структуры социальных ор­ганизаций); обоснование этого порядка соответствующей идеологией (религи­ей, философией, политической мыслью). Элитарную культуру отличает очень высокий уровень специализации (подготовка священнослужителей, преподава­телей и т.д.); высочайший уровень социальной притязательности личности (любовь к власти, богатству, славе и т.д.).

Это привело к созданию соответствующих учебных заведений (высших, дипломатических, политико-административного характера и др.).

Субкультура сельских производителей (народная культура). Главная функция — эта культура производит средства поддержания физического суще­ствования людей (в первую очередь продукты питания). Ей свойственен низкий уровень специализации по отдельным профессиям.

Способ социального воспроизводства этой субкультуры в основном не выходит за рамки простой межполюсной трансляции местной традиции приро-доиспользования и связанных с ней картин мира, верований, рациональных знаний, норм социальных отношений и т.д., передача которых осуществляется в формах обыденного воспитания людей в семье, окружающей среде, не тре­бующих какого-либо специального образования.

Социальная субкультура городских производителей (массовая культура)

Эта культура производит средства не столько витального, сколько соци­ального существования человека: орудия труда, предметы обихода, энергию, знания, торговлю, эстетические ценности и др. Причем, как правило, в товар­ных объемах.

Для данной субкультуры характерны сравнительно высокий и неуклонно повышающийся уровень профессиональной специализации ее субъектов, умерен­ный уровень личных социальных притязаний средних слоев (с высокими культин-новациями индивидуумы уходят либо в элитарные, либо в криминальные круг и).

Массовая культура появилась только полтора-два века назад, т.к. до на­учно-технического переворота в культуре не было сильного разрыва между обыденной и специализированной культурами.

Научно-техническая революция стимулировала широкое распростране­ние массовой культуры. Теория массовой культуры возникает в 20-х годах XX в. в рамках доктрины массового общества. Якобы классовая поляризация исче­зает и главенствующую роль в историческом процессе начинает играть «мас­са». Это не только количественная характеристика, но и качественная: обезли-ченность, преобладание чувства, утрата интеллекта и личной ответственности за свои решения и поступки, т.е. общество делится на массу (толпу) и элиту, имеющую доступ к высшим культурным ценностям.

В таком качестве человек становится безликим элементом социальной машины, «винтиком», подогнанным под ее потребности, а массовой культурой называют то, что противостоит подлинной культуре.

За увлеченность Запада технической стороной прогресса в ущерб соци­альному прогрессу и приведшей к технократической направленности развития всей земной цивилизации, видимо, еще долго придется расплачиваться челове­честву, в первую очередь за бездуховность личности. Материальное благополу­чие западных стран не привело к их духовному расцвету. Материальная куль­тура этих стран, основанная на «благих» принципах индивидуализма, конку­ренции, разумного эгоизма, материальной заинтересованности, создания обще­ством одинаковых стартовых условий развития личности обусловила духовную деградацию человека.

Однако на основе современных открытий не произошло культурного взлета, более глубокой и эффективной социализации человека. Ожидания ока­зались нереализованными. Более того, культура начинает терять свою целостность и становится «мозаичной». Все большую роль в создании «картины ми­ра» простого человека играет сегодня то, что он получает из СМИ, особенно телевидения.

Суть массовой культуры состоит в том, что она создается для целей по­требления. Главная ее функция — развлекательно-компенсаторная. Это культу­ра, лишенная внутреннего источника развития и функционирующая на основе социального заказа. Она является массовой но объему, т.е. охвату аудитории, и по времени, т.е. производится постоянно, изо дня в день.

Массовая культура — эрзац-продукт специализированных «высших» об­ластей культуры. Она не порождает высших смыслов (собственных), лишь имитирует явления специализированной культуры, используя ее формы, неред­ко пародируя их.

Контркультура

Это комплекс, набор норм и ценностей конкретных социальных групп, противоречащих общекультурным нормам и ценностям в обществе. Виды контркультур: тип протестующею мировоззрения; альтернативный стиль жиз-ни, оппозиционный господствующему; антитрадиционные формы художест­венного творчества. В начале XX в. русские и зарубежные нигилисты, авангар­дисты, в 1960-е гг. некоторые молодежные группировки, например, папки вы-ступали за уничтожение современной культуры, которая, якобы, тормозит об­щественный прогресс.

Другой тип — криминальная субкультура. Эта культура целенаправленного нарушения господствующих социальных порядков и идеологии (убийство, хули-ганство, проституция, мошенничество, терроризм, нелегальное сектантство и др.)



2020-02-04 173 Обсуждений (0)
Структура понятия «культура» 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Структура понятия «культура»

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (173)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)