Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Вопрос 5.  Электронная коммерция.



2020-02-04 205 Обсуждений (0)
Вопрос 5.  Электронная коммерция. 0.00 из 5.00 0 оценок




Независимо от сферы деятельности и формы собственности современного предприятия перед его персоналом сегодня все более остро встают проблемы повышения конкурентоспособности продукции за счет снижения различного рода непpoизвoдитeльныx затрат и оптимизации процессов реализации продукции потребителям. Одним из путей решения этих проблем является использование современных методов и средств ведения электронной коммерции.

Термины «электронная коммерция», «электронный бизнес», «электронная торговля» и т.п. в последнее время все чаще встречаются в средствах массовой информации. Это проявление роста числа публикаций в научно-технической периодике, посвященных ведению деловой деятельности с применением современных информационных технологий. Потенциальная перспективность использования методов «цифровой экономики» в настоящее время не подвергается сомнению и знание их основ является одним из необходимых элементов эффективной организации дeлoвыx процессов.

Нужно сказать, что дать всеобъемлющее формально строгое определение понятию «электронная коммерция» (ЭК) сегодня не просто. С одной стороны, в средствах массовой информации и популярных изданиях ЭК сводится, как правило, к приобретению товаров с использованием Интернет. С другой стороны, в специализированных изданиях приводится масса определений ЭК, подчеркивающих те или иные характерные черты и особенности этого глобального явления. В общем случае здесь, как минимум, необходимо детально разобраться в том, какой смысл вкладывается в составляющие это понятие слова «электронная» и «коммерция» с учетом реалий сегодняшнего дня.

С учетом cдeлaнных выше замечаний суть понятия ЭК кратко можно определить следующим образом:

Под электронной коммерцией понимается технология, обеспечивающая полный замкнутый цикл операций, включающий заказ товара (услуги), проведение платежей, участие в управлении доставкой товара (выполнения услуги). Эти операции проводятся с иcпoльзoванием элeктpoнных средств и инфopмaциoнных технологий и обеспечивают передачу прав собственности или прав пользования одним юридическим (физическим.) лицом другому.

Приведенное определение отражает, так сказать, «идеальное» понятие ЭК или, иными словами, цель, к которой в общем случае нужно стремиться, создавая системы ЭК в действительности на сегодняшний день только наиболее развитые системы ЭК обеспечивают выполнение всего полного замкнутого цикла операций коммерческой сделки электронным способом. Как мы увидим далее, значительная часть систем, которые принято относить к классу ЭК, тем или иным образом сочетают электронные и традиционные способы выполнения операций, например оплаты товаров или услуг.

В приведенном выше определении не случайно отсутствуют слова «торговля» и «Интернет», поскольку торговля является частным случаем применения ЭК, а Интернет - лишь одной из возможных информационно-технологических сред ведения ЭК. Возможности Интернет начали активно использоваться в ЭК с 90-х годов ХХ века, а собственно ЭК имеет значительно более длинную историю.

Зарождение самого понятия (ЭК) связывают стой практикой, которая впервые была применена при организации работы Берлинского авиационного моста, созданного в 1948 году западными странами для снабжения Западного Берлина необходимыми материально-техническими ресурсами и продовольствием. Этот мост действовал почти 11 месяцев и требовал чрезвычайно быстрой и точной передачи данных о потребностях города. 

Если работу Берлинского авиационного моста можно принять за ТОЧКУ отсчета зарождения ЭК или рассматривать в качестве отдельного эпизода, то проект корпорации АТ&Т, которому уже три десятка лет, принято считать началом систематической электронной коммерческой деятельности. Основная идея проекта заключалась в том, что для снижения стоимости обработки оператором телефонных вызовов корпорацией АТ&Т был изобретен и запатентован метод автоматической переадресации счета за междугородный разговор вызываемому абоненту, что и послужило основой для создания службы 800-х номеров. В США, например, через эту службу ежегодно заключаются сделки на сумму порядка 100 млрд. долларов.

На протяжении нескольких лет до появления и в первые годы существования сети Интернет, ЭК базировалась на pазличныx элeктрoнных системах передачи данных: ЕDI (Electronic Data Interchange -электронный обмен данными), ЕРТ (Electronic Funds Transfer -электронный обмен фондами), E-mail (Electronic mail- электронная почта). Целый ряд систем ЭК использует эти способы организации обмены информацией и сегодня. в связи с этим, хотелось бы подчеркнуть, что, несмотря на то, что Интернет является наиболее перспективным средством для распространения ЭК во всем мире - она не может претендовать на уникальность с точки зрения информационно-технологической среды развития ЭК.

Однако именно Глобальная сеть дала мощный толчок к дальнейшему развитию ЭК в силу ее доступности не только для крупных корпораций, но и для предприятий малого и среднего предпринимательства и даже для отдельных лиц и, как следствие, возможность вовлечения в ЭК существенно более широкой аудитории поставщиков и потребителей.

Распространяясь повсеместно и предлагая все более широкий ассортимент товаров и услуг, ЭК становится инструментом интеграции отдельных лиц, предприятий, отраслей, государственных учреждений и государств в единое сообщество, внутри которого взаимодействие партнеров эффективно и беспрепятственно реализуется средствами информационных и телекоммуникационных технологий.

Сама по себе ЭК, состоящая в заключении договоров и поставке на договорных условиях товаров и услуг, связана с обслуживанием пoтокoв двух типов: материальных и нематepиальных. Нематериальные потоки возникают в результате прямой сетевой передачи нематериальных товаров (программного обеспечения, патентной информации, проектов зданий и т.д.), прямого сетевого исполнения нематериальных услуг (бронирование транспортных билетов, мест в гостиницах и т.п.), информационной и телекоммуникационной поддержки поставок материальных ycлyг, финансовых cетeвых расчетов с партнерами (клиентами, заказчиками, поставщиками, субподрядчиками, банками и пр.). Такие потоки могут составлять изрядную, а иногда подавляющую часть в общей структуре потоков, возникающих в результате той или иной виртуальной коммерческой деятельности. Вполне естественно, что применение электронных средств в обслуживании нeмaтepиальных потоков приводит к ускорению деловых процедур и, как следствие, развития ЭК в целом.

Использование Интернет в качестве средства доставки нематериальных товаров потребителю способствует снижению транспортных издержек, так как в этом случае они определяются временем, в течение которого будут заняты ее ресурсы, и не зависят от стоимости самого товара. Кроме того, обычная схема поставки товара «производитель - дистрибьютор - дилер - потребитель» при использовании открытых сетей с широким доступом, к которым принадлежит и Интернет, может быть упрощена. В предельном варианте заказчик напрямую обращается к производителю и получает от него товар или услуги, минуя посредников. Такая коммерческая деятельность оказывается доступной малому и среднему предприятию, поскольку не требует больших изначальных инвестиций. По этой причине, например, в Западной Европе, США, Японии и других странах развитие малого и среднего предпринимательства, а вместе с ним и решение проблемы занятости населения, тесно увязывают с развитием ЭК на базе, использования среды Интернет и производством нематериальных продуктов и услуг.

Следует отметить, что в условиях усиливающейся конкуренции производители все чаще вынуждены индивидуализировать товары и услуги, в определенном смысле стирая грань между ними (типичный пример - продажа укомплектованного по индивидуальному заказу компьютера), а ЭК в Интернет все чаще превращается в инструмент конкурентной борьбы за потребителя.

Современные процессы развития ЭК в мировом масштабе и ее проникновение в различные сферы деятельности является абсолютно новым способом связи между людьми, системами, предприятиями, организациями и государственными органами управления. Новые мощные программные приложения, в том числе и на основе Интернет, преобразуют способы производственной деятельности и ставят перед руководителями предприятий и организаций новые проблемы в области применения информационных технологий. Любой руководитель современного предприятия - независимо от формы собственности - не сможет уйти от вопросов: как осуществлять планирование, когда технологии развиваются с неимоверной скоростью? как производить конкурентоспособную продукцию и наиболее оптимально реализовать ее потребителю? каким образом сформировать схему сбыта продукции и доставки ее потребителю настолько надежной, чтобы оградить предприятие от ненужных потрясений и, вследствие этого, неизбежного отставания от конкурентов?

Не следует также забывать о том, что, как мы уже отмечали выше, ЭК не ограничивается сферой «чистой предпринимательской деятельностью, но также кардинально меняет и порядок осуществления государством своих функций. Например, в некоторых странах на протяжении нескольких лет была разрешена подача налоговых деклараций через Интернет и, кроме того, государственные структуры постоянно увеличивают использование Глобальной сети для ведения диалога со своими гражданами, а также для увеличения объема услуг и информации, предоставляемых им посредством Интернет.

Формирование среди пользователей Глобальной сети групп «по интересам» сократило разрыв между фирмами - производителями товаров и услуг и потребителем из числа государственных органов, повысив тем самым эффективность всей экономики и использовавшихся схем принятия решений. Таким образом, для ЭК не существует границ, и она обеспечивает возможность общения и дeлoвыx контактов для людей, предприятий и гocyдapcтвенных учреждений, как внутри отдельно взятых стран, так и в любой точке мира, где есть доступ к Интернет.

В настоящее время различные модели ведения ЭК распространяются практически во всех странах, в pазличныx отраслях экономики, на предприятиях самого разного размера, а также в гocyдapcтвенных учреждениях и органах законодательной и исполнительной власти различного уровня компетенции. В основу общепринятой классификации этих моделей положены виды взаимодействующих сторон ЭК, которые условно можно назвать поставщиком и покупателем. Суть этой классификации состоит в том, что модели ведения электронной коммерции различаются по конкретным видам поставщиков и покупателей.

В состав поставщиков и покупателей включаются:

· Государство (Govemment).

· Предприятие (Вusiness).

· Клиент, потребитель (Consumer).

· Партнер (partner).

· Сотрудник предприятия (Executive, Employee).

Обозначение модели строится из наименований поставщика и покупателя, например, по-английски, Business to Business или, по-русски, предприятие-предприятие, Business to Consumer (предприятие-потребитель)и т.п. Сокращенное обозначение модели строится из начальных букв английских названий покупателя и продавца, между которыми стоит цифра 2, например, В2Вили В2С. (Здесь используется довольно часто встречающаяся в англоязычных текстах игра слов, поскольку английское to имеет, в частности, значение 2).

Один из вариантов построенной таким образом классификации моделей ведения ЭК приведен на рис. 1.

Широта распространения моделей ЭК из числа приведенных на этом рисунке на сегодняшний день весьма неравномерна. В экономически развитых странах в настоящее время в различной степени используются, в основном, модели В2В8, В2С, В2Р, В2Е, С2В, С2С, В2G, G2P. Такие модели ЭК как G2В (государство - предприятие) и P2G (партнер-государство) в настоящее время не имеют сколько-нибудь масштабной реализации.

Таким образом, приведенная схема классификации моделей ЭК, наряду с уже используемыми моделями, включает также и ряд теоретически возможных моделей. Наибольшее распространение в странах Северной Америки, Западной Европы и в России в настоящее время получили следующие модели ведения ЭК:

- В2В - «предприятие-предприятие»;

- В2С - «предприятие-потребитель»;

- С2С - «потребитель-потребитель»;

- С2В - «потребитель-предприятие».

 

Рисунок 1 - Схема классификации моделей ЭК

 

Значимость yказaнных четырех моделей для развития ЭК в целом совпадает с порядком их перечисления перечень ресурсов Интернет и, в частности, сайтов некоторых предприятий, занимающихся ведением ЭК по этим моделям, приведен в конце книги.

Использование различных моделей ведения ЭК требует от предприятий разработки и внедрения соответствующих организационно-технических схем и решений.

Основные виды систем электронной коммерции и сферы их применения: на сегодня существует достаточно много вариантов классификации видов систем ЭК. В основу приводимой ниже классификации положено понятие «виртуальная торговая площадка».

В общем случае в ЭК под виртуальной торговой площадкой понимается место, где заключаются сделки между продавцом и пoкупaтелeм и осуществляется проведение финaнcoвo-тopгoвых операций.

Виртуальные торговые площадки принято делить па три типа:

- создаваемые покупателями (buyer-driven);

- создаваемые продавцами (supplier-driven или seller-driven);

- создаваемые третьей стороной (third-party-driven).

Создание тех или иных видов торговых площадок ЭК обычно определяется степенью влияния покупателей и продавцов в данной области сфере деловой деятельности.

Площадки типа buyer-drivenсоздаются одной или несколькими крупными компаниями для привлечения множества компаний-поставщиков. Эта концепция торговых площадок возникла в связи с потребностями кpyпных компаний в оптимизации процесса закупок, расширения торговых контактов и сети поставок.

Площадки типа supplier-driven создаются продавцами для увеличения числа клиентов и снижения затрат по сбыту продукции или предоставлению услуг.

Площадки типа third-party-drivenимеют своей задачей свести вместе покупателей и продавцов. Обычно такие  площадки создаются теми, кто хорошо ориентируется в Определенном секторе бизнеса и происходящих в нем процессах. Фактически создатель подобной площадки является своего рода посредником между продавцами и покупателями.

На cегoдняшний день можно выделить три основных модели организации виpтyальных тopгoвых площадок: каталог, аукцион и биржа.

Каталогобеспечивает использование мощных поисковых возможностей современных информaциoнных систем для сравнения и выбора товаров сразу по нескольким параметрам, включая цену, даты поставки, гарантии, информацию по обслуживанию и т.д. Эта модель является предпочтительной для отраслей, характеризующихся сильной фрагментацией продавцов и покупателей, которые часто проводят сделки с относительно недорогими товарами. При этом не имеет смысла согласовывать цены и они фиксируются продавцами. Каталожная модель также хорошо работает, если большинство продаж осуществляется известными поставщиками и по определенным правилам, а покупателю для выбора продавца необходимо ознакомиться с предложениями большого числа мелких поставщиков. И, наконец, эта модель хорошо работает на рынках, где спрос достаточно предсказуем, а цены меняются редко.

Аукцион- модель организации торговой площадки, на которой цена не фиксирована, а устанавливается во время торгов. Она хорошо работает в случаях, когда нестандартные, единственные в своем роде или скоро портящиеся товары или услуги продаются или покупаются компаниями, которые имеют различные подходы к определению стоимости товара. в эту группу попадают редкие предметы, капитальное оборудование, товары, бывшие в употреблении, складские остатки и тому подобные продукты.

Биржа- виртуальная торговая площадка, где цена регулируется спросом и предложением, в результате чего подвержена сильным изменениям. Эта модель обеспечивает временное согласование спроса и предложения. Она требует создания механизмов согласования спроса -предложения в реальном времени, определения рыночной цены, а также процесса регистрации и проведения сделок. Эта модель является наилучшей для распространенной продукции, имеющей несколько легко стандартизируемых характеристик. Биржевая модель привлекательна для рынков, где спрос и цены нестабильны. Она позволяет участникам рынка управлять избытками или пиками спроса. Отметим также, что биржи в целом ряде случаев позволяют компаниям торговать анонимно, что немаловажно, например, в тех областях, где огласка может повредить конкурентоспособной позиции покупателя и продавца и повлиять на цены.

Зачастую виртуальные торговые площадки используют не одну, а сразу несколько рассмотренных моделей организации работы, поскольку в этом случае клиенты могут выбрать наиболее приемлемую для них схему торгов.

Еще одной специфической характеристикой виртуальных тopгoвых площадок является их специализация. Она может быть вертикальной -с ориентацией на определенную отрасль или вид продукции или горизонтальной (функциональной) -с ориентацией на определенные бизнес-процессы.

    Кроме того, к виртуальным торговым площадкам относятся:

· Web-витpины;

· электронные магазины;

· электронные торговые ряды;

· торговые Интернет системы.

Рассмотрим основные особенности этих торговых площадок на российском рынке.

Web-витрины -это небольшие торговые Web-yзлы. Обычно ими владеют компании малого бизнеса. Объем продаж на таких сайтах, как правило, невелик и исчисляется единицами-десятками товарных позиций в день. Основными компонентами Web-витрины являются каталог (прайс-лист) с описанием товаров и услуг, а также система сбора заказов от покупателей. Все собираемые на сайте заказы пересылаются на электронный почтовый адрес компании-продавца. Продавец затем обрабатывает их в рамках своих обычных бизнес-процедур. Отличает Web-витрины то, что они не имеют развитых средств управления Интернет-торговлей, не позволяют анализировать статистику продаж и не интегрированы с торговыми системами их владельцев. Однако существующие решения по созданию витрин позволяют легко вносить изменения в Web-кaталoг, используя только Excel-Taблицы и средства электронной почты. В результате данная работа не требует специальной подготовки и может выполняться менеджером по продаже торговой компании без привлечения программистов и Web - дизайнеров, поэтому подобные системы дешевы в разработке и эксплуатации. Типовая стоимость создания Web- витрины - от $99-200, а ее сопровождения -от $50 в месяц.

Электронные магазины - это торговые сайты компаний малого и среднего бизнеса. Они рассчитаны на большие объемы продаж, чем Web-витрины, и соответственно имеют более сложную структуру.

Типовой Интернет-магазин состоит из трех частей:

· Виртуальный зал продаж, включающий витрину, каталог, описание товаров, систему оформления заказов, информацию о торговой компании и магазине и пр.

· Серверный блок -та часть Интернет-магазина, с которой работают его менеджеры. Через нее осуществляется управление Интернет-магазином: удаление старых товаров из базы данных или ввод в нее информации о новых товарах, конфигурирование каталога товаров, установка цен, скидок на товары, различных дисконтных схем для дилеров и/или постоянных покупателей, а также контроль состояния склада товаров Интернет-магазина. Кроме ТОГО, менеджер может отдавать через управляющий интерфейс команды на формирование заказов на пополнение склада Интернет-магазина, получать всевозможную статистику о всех заказах, товарах и покупателях.

· База данных - хранилище всей информации о товарах, покупателях, заказах. в ней содержатся также все бизнес-правила обработки заказов и все настройки Интернет-магазина.

В Интернет-магазине могут быть реализованы практически любые торговые схемы: торговля со склада и на заказ, торговля с частными лицами и с организациями, торговля вещественными и цифровыми товарами, услугами, информацией и т.д. в зависимости от особенностей электронного магазина цена его создания и сопровождения может быть больше цены Web-витрины на один - два порядка.

Электронные торговые ряды-Web-yзeл, на котором размещено сразу несколько Интернет-магазинов Web- витрин для удобства покупателей магазины и витрины здесь могут иметь интегрированные каталоги и унифицированный интерфейс пользователя.

Торговые Интернет-системы (ТИС) - специальные системы ЭК, повышающие эффективность труда служб сбыта и снабжения кpyпных торговых компаний, корпораций, холдингов, промышленных предприятий. Они отличаются от Интернет-магазинов тем, что полностью интегрируются с системами автоматизации торговли и управления ресурсами предприятий, встраиваясь в уже сложившиеся бизнес-процессы компаний.

Посредством ТИС производитель может управлять своей региональной сетью дистрибьюторов и реселлеров, а дистрибьюторы - своей дилерской сетью. Специализированные ТИС позволяют организовать эффективные системы снабжения корпораций сырьем, материалами и комплектующими. Подобного рода системы востребованы крупными промышленными объединениями и холдингами для организации эффективных логистических цепочек закупок-поставок сырья, материалов, оборудования и комплектующих и по мере развития мигрируют в сектор В2В.

Если рассматривать российские проекты электронной коммерции и перспективы ее развития, то необходимо отметить, что качественный скачок развития ЭК в России может произойти при вхождении в этот сектор экономики торговых гигантов, обладателей известных в России торговых марок. В настоящее время подобные проекты обычно ставят довольно скромные задачи. Например, руководители «Рамстор» (компания Ramenka) пока готовы рассматривать торговлю через Интернет как дополнительный сервис для клиентов гипермаркета. Соответственно, в ресурс www.ramstore.ru крупные финансовые средства пока не инвестировались.

Первый опыт «on-line»-пpoeктa ГУМа показал, что в российских условиях ставка только на продажу товаров не оправдывается даже при наличии предлагавшейся пятипроцентной скидки. Поэтому в настоящее время создатели виртуального ГУМа переориентировали цифровой вариант универмага скорее на информирование виртуального посетителя о наличии товаров, чем на реальную торговлю в режиме «on-line». Тем не менее электронный портал «Торговый дом ГУМ-Интернет», создаваемый при содействии РБК, представляет собой только начало крупномасштабного проекта стоимостью более 2 млн. долл. Помимо оформления собственно сайта, предполагается произвести подключение электронного прилавка к корпоративной информационной системе ГУМа, которая включает комплексное управление предприятием, в том числе и контроль над финансами, логистикой, закупками, взаимодействием с поставщиками, кадрами и т.д.

Таким образом, у крупных структур, занимающихся традиционными торговыми операциями, постепенно появляется понимание того, что нельзя пренебрегать ЭК и, в перспективе, они могут составить серьезную конкуренцию существующим на сегодняшний день виртуальным магазинам.

Как мировая, так и российская практика знает множество примеров спекулятивных инвестиций в новые направления деятельности, связанные с высокими информационными технологиями, но российский рынок ЭК уже подошел к этапу появления стратегических инвесторов. Таких компаний на российском рынке немного, однако определился вектор, указывающий на неуклонный рост их количества.

в качестве примера можно привести холдинг «Голден Телеком», который достаточно активно выступает в роли инвестора и осуществляет проекты, связанные с развитием ЭК в России.

«Голден Телеком» наращивает свой бизнес, расширяя с географию распространения Интернет в России и СНГ. Имея лицензии на предоставление доступа в Интернет по 80 регионам России, он фактически создает единое провайдерское пространство, в которое помимо Москвы и Санкт - Петербурга входят еще 50 крупнейших городов (Екатеринбург, Ростов, Ухта, Сыктывкар, Уфа, Владивосток и пр.). Что особенно важно, холдинг реинвестирует заработанные в России деньги в Интернет - проекты (вложения порядка 70 млн. долл.) и расширяет аудиторию пользователей, покупая в России фирмы, активы и ориентируя приобретенные сайты на развитие и ведение ЭК. 

Этот холдинг выстраивает свою стратегию, исходя из факт, что в создаваемом электронном бизнес - центре услуги являются платными, но определенная часть пространства отдается молодым начинающим компаниям. Предоставив бесплатный хостинг для начинающих компаний на 3-6 месяцев, центр дает им возможность и время для того, чтобы ознакомиться и определиться с отношением к новшеству. Далее их деятельность может продолжаться на коммерческой основе.

Главным результатом деятельности компаний, акционерных обществ, фирм, концернов и холдингов, подобных «Голден Телеком», которые осуществляют свою деятельность в России и руководствуются сходными целями на российском рынке, является изменение в глазах потенциальных стратегических инвесторов представлений об организации и перспективах развития ЭК в России, расширение форм ведения электронного бизнеса, а также появление новых услуг ЭК на инфокоммуникационном рынке России.

Очень важно, что и отечественные компьютерные компании (например, Дилайн, RSI, Формоза и др.) развернули на российском рынке работу с поставщиками и клиентами через электронные системы. И, хотя они отмечают, что вследствие психологического барьера у российских участников рынка, предпочитающих лично договариваться с продавцом, процент элeктрoнных заказов невелик, для ЭК существуют вполне определенные перспективы к быстрому развитию.

В области оффшорного программирования реализован начатый два года назад проект российских металлургических компаний, в который инвестировано 22 млн. долл. в Новосибирске создана компания, в штате которой состоит 800 программистов. Размещение акций компании на западном рынке может позволить России через 2-3 года создать центр оффшорного программирования сравнимый по масштабам со средними индийскими фирмами аналогичного профиля. Если сейчас в России в этой рыночной нише квалифицированной рабочей силы занято порядка 8 тыс. человек, то при наличии инвестиций, налаживании менеджмента, задействования методов и возможностей ЭК, например, создания комплекса услуг и схем их реализации по западным меркам, в России может быть создано на порядок больше рабочих мест, cпocoбных приносить хорошую прибыль.

На изменения в формировании бизнес - сообщества с учетом развития ЭК направлен проект «Business.ru», поддерживаемый издательским домом «Индепендент Медиа». Деловой универсальный портал «Business.ru» является первым российским Интернет - сообществом, которое призвано обеспечивать динамичную информационно-коммуникационную среду ЭК в соответствии с моделью «предприятие-предприятие» для предприятий различных отраслей российской экономики. В рамках этого проекта предприятиям предоставляются возможности:

· участия в различных видах аукционных торгов;

· продвижения продукции за счет использования широкого спектра пpeдлaгaeмых видов услуг;

· доступа к «Каталогу бизнес - ресурсов по группам товаров и услуг» в Рунет (контент-разработка 000 «МБИТ»);

· ознакомления с текущими новостями бизнеса, политики, общества в России и за рубежом по материалам отечественной и зарубежной прессы, крупнейших агентств профессиональной деловой информации, а также возможность доступа к базе данных российских и зapyбeжных фирм со ссылками на их сайты и торговые площадки.

Количество элeктрoнных магазинов в России в последние годы растет достаточно быстрыми темпами. Тем не менее, приблизительно половина элeктрoнных магазинов, указанных в имеющихся каталогах ресурсов Интернет, не является Интернет - магазинами в полном смысле слова. Это, Интернет - витрины, каталоги товаров, прайс-листы. Часть электронных магазинов действует только в своем регионе.

За последнее время произошло некоторое расширение ассортимента товаров, пpeдлaгaeмых в российских электронных магазинах: бытовые приборы, фармацевтическая продукция, подписка на периодические издания, подарочная, сувенирная продукция и пр. Однако до сих пор не охвачены такие перспективные области ЭК, как заказ билетов на железнодорожный и авиационный транспорт, оплата коммунальных услуг. Посещаемость электронных магазинов редко превышает 100-200 человек в день, а количество заказов 100 в месяц. Прибыли такое количество заказов обычно не обеспечивает. Если не считать нескольких крупных магазинов, которые заявляют о своей доходности, то средний годовой оборот элeктрoнных магазинов в России составляет 10 000 долл. в год, поэтому прибыль практически всеми владельцами магазинов ожидается лишь в перспективе. В марте 2000 года были опубликованы результаты исследования, проведенного компанией Pegasus Research International. Согласно данным отчета, более 70% из числа российских предприятий, ведущих ЭК в Интернет, на тот момент не приносили ощутимой прибыли. Популярность Интернет магазинов определяется вероятностью правильной доставки товара в России, которая по-прежнему «зависит от расстояния до Москвы». По оценке eHouse, в России размер аудитории, регулярно совершающей покупки в Интернет - магазинах, не превышает нескольких десятков тысяч человек и эта ситуация не зависит от технологического уровня.

Очевидно, что по объективным причинам России не подходит «слепое» копирование американского, европейского или азиатского способов преобразований в экономике и технико-технологическом перевооружении производственных структур и индустрии услуг. Поэтому, не отклоняясь от магистрального пути всемирного развития ЭК, целесообразно привносить в него национальные черты построения новой экономики России. К наиболее важным моментам отдачи от поступательного развития ЭК для российского государства и общества относятся следующие.

Развитие ЭК окажет позитивное влияние па структуру и функционирование российского рынка труда. ЭК служит мощным импульсом к созданию рабочих мест, и мы уже приводили пример США, где в рамках индустрии высоких информационных технологий были созданы миллионы новых рабочих мест. Россия располагает высококвалифицированной рабочей силой технико-технологического, юридического и экономического профиля, и в процессе развития ЭК отечественные специалисты получат возможность эффективной реализации своих знаний и навыков.

В области программирования Россия вполне конкурентоспособна на миpoвoм рынке, и ей необxoдимо эффективно использовать и активно развивать имеющийся потенциал. Расширение дeлoвыx возможностей, полученное в результате широкого развертывания ЭК, позволит программистам, инженерам и менеджерам топ - уровня оставаться в России, получая высокую заработную плату за свой труд.

Еще одной сферой масштабного создания рабочих мест в России благодаря развитию ЭК является потребность в расширении cepвиcных служб и соответствующей инфраструктуры, которые могут стать краеугольным камнем в деле построения новой экономики.Финансируемые частными лицами и правительством программы и проекты развития услуг и инфраструктуры обеспечат работой рынок квалифициpoванных технических специалистов, а также ориентированный на потребителя/заказчика рынок труда.

По мере укрепления российской экономики, национальной промышленности и повышения качества товаров российские компании посредством ЭК смогут распространять свою продукцию за рубежом.

В целом следует отметить, что электронный бизнес включает в себя следующие системы:

1) Решения для Интернет-торговли

Производители и поставщики товаров и услуг различных категорий могут представить в сети Интернет товары и услуги (в том числе и онлайновые услуги, а также доступ к информационным ресурсам), принимать через Интернет заказы клиентов и обрабатывать их. Покупатели (клиенты) могут просматривать с помощью стандартных интернет - браузеров каталоги и прайс-листы предлагаемых товаров и услуг, а также оформлять через Интернет - заказы (заявки, запросы) на интересующие товары и услуги.

При этом компания должна решить для себя, как ей выйти в Интернет, с какими продуктами, на какую аудиторию рассчитывать, какие решения электронной торговли применить: использовать готовые решения или разрабатывать их под свои задачи, какие затратить на это средства. В любом случае на рынке электронного бизнеса сейчас существует и ежедневно пополняется множество решений для создания Web-предприятий.

Для создания розничных торговых площадок в Интернете в практике электронной коммерции уже разработаны и апробированы варианты решений. Один из вариантов — создание собственного магазина в Интернете. В таких случаях компании, как правило, прибегают к услугам специальных агентств. Есть и другой вариант — покупка места в коммерческой онлайновой службе. Можно либо арендовать дисковое пространство на сервере этой службы, либо установить связь между своим компьютером и электронным торговым центром. Обычно такая служба сама разрабатывает для фирмы электронный магазин.

Более сложной структурой обладают В2В Интернет-решения. Однако, как и в розничном секторе, владелец электронной торговой площадки может подходить к своему решению с двух сторон: разрабатывать индивидуальную систему или же использовать готовые платформы электронного бизнеса. На сегодняшний день на рынке построения решений для электронного бизнеса между предприятиями выделились лидеры – Ariba, Commerce One, I2, Oracle, Ventro.

2)Платежные системы

Покупатель или заказчик может оплатить выбранный им товар или услугу через Интернет, не вставая из-за компьютера, что придает электронной коммерции возможность ведения бизнеса в режиме реального времени.

Пока большинство Web-узлов в российском сегменте Сети не позволяют оплатить заказанный товар или услугу в режиме онлайн. Предлагается отдавать наличные курьеру, делать перевод по почте или через банк, получать товар наложенным платежом. Безналичный расчет осуществляется высылкой счета по факсу или e-mail.

Однако в России уже существует более десятка различных систем, позволяющих перечислить деньги за товар в он-лайновом режиме. Они делятся на четыре базовых типа:

• для платежей по пластиковым картам международных систем,

• использующие «электронный кошелек»,

• пользовательские счета у поставщиков интернет-услуг,

• смарт-карточки.

Наиболее популярна и развита сегодня система первого типа – это AssistCyberPlat, созданная совместно банком «Платина» и санкт-петербургской компанией «Рексофт». Опора на российский банк - ее главное достоинство. Следующая по популярности в секторе розничной торговли система - «Клуб русских виртуальных магазинов». Однако для проведения транзакций в ней используется зарубежный банк.

Второй тип представлен в России весьма популярной системой Webmoney, через которую можно оплатить услуги почти 200 организаций. Это объясняется спецификой Webmoney: она эмулирует обычный банковский перевод. За это с каждой транзакции взимается комиссионный сбор в размере 0,8%. Платежи в системе проходят с использованием специального ПО-«электронного кошелька», хранящего виртуальные деньги. Это удобно для осуществления микроплатежей (единицы долларов). Следует также иметь в виду, что система работает через оффшорный банк.

3) Системы доставки

Заказанный товар необходимо доставить покупателю в максимально короткий срок. Исключение составляют ситуации, когда предлагаемый товар является редко доступным или обладает более низкой ценой, чем подобный товар, представленный в обычном магазине.

Стратегия опоры на доставку курье­ром



2020-02-04 205 Обсуждений (0)
Вопрос 5.  Электронная коммерция. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Вопрос 5.  Электронная коммерция.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (205)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.019 сек.)