Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Камнерезное искусство.



2020-02-04 190 Обсуждений (0)
Камнерезное искусство. 0.00 из 5.00 0 оценок




В 18-19 вв. большинство художественных произведений из камня выпускали три фабрики: Петергофская, екатеринбургская и Колывановская. Они не производили массовой продукции, десятилетиями создавая высокохудожественные произведения. Многие изделия гранильных фабрик становились шедеврами.

Художественные изделия из камня стилистически были близки к другим видам декоративно-прикладного искусства. Их отличительные черты, свойственные классицизму, - это строгая симметричность деталей произведений, уравновешенность элементов, согласованность последних между собой. В продолжении 19 в. в большей степени стала проявляться орнаментальная насыщенность, не перебивающая узор камня, а подчёркивающая его природную красоту.

Первоначальная обработка камня заключалась в его обсечке стальными инструментами и разрезе железными пилами, смачивавшимися во время работы водой с наждаком. Особенно сложным минералом для мастеров была яшма – плотная порода, состоящая из мельчайших кварцевых зёрен.

Изделия из редко встречавшихся и особенно дорогих минералов, таких, как лазурит или малахит, изготовляли по технологии, получившей название «русской мозаики».

На произведениях искусства из уральского камня – вазах, чашах, столешницах, торшерах, колоннах, - уходивших в столичные дворцы, чаще всего встречаются фамилии 3-х авторов: Я.В. Коковина, Г.Ф. Налимова, Ф.В. Стрижкова. Коковин и Налимов работали на Екатеринбургской гранильной фабрике, Стрижков – на Колывановской.

Яков Васильевич Коковин (1787-1840) родился в семье мастерового Екатеринбургского завода. Вскоре его приметил граф А. Строганов – президент Академии художеств, главный начальник экспедиции по самоцветам, известный меценат. Он и отправил талантливого подростка в столицу, на учёбу в Академию художеств, которую Яко блестяще окончил в 1806 г. В Екатеринбурге Коковин обучал мастеровых рисованию и лепке орнаментов, руководил изготовлением мраморных изделий на Горнощитском заводе, был мастером на екатеринбургской гранильной фабрике. Его работы уходили в Тронный зал Зимнего дворца петербурга. За произведения из камня Я. Коковина наградили орденом Святой Анны III степни.

В 1830 г. Коковин открыл первое в стране месторождение корунда, в 1831 г. – месторождение изумрудов. Всего же за 100 лет изумрудные копи Урала, по подсчётам академика А.Е. Ферсмана, дали около 15 т драгоценного камня. За заслуги Я.В. Коковина наградили орденом Святого Владимира IV степени. Но вскоре Коковина ложно обвинили в сокрытии добытых изумрудов, арестовали, лишили орденов, дворянства и отправили на вечное поселение в Сибирь. Вина Якова Васильевича в пропаже драгоценных камней так и не была доказана, но связанные с обвинением и отстранением от дел потрясения привели к затяжной болезни и преждевременной смерти мастера.

После смещения Коковина главным мастером Екатеринбургской гранильной фабрики стал его ученик Гаврила Фирсович Налимов (1807-1867)тоже уроженец Екатеринбурга. Под его руководством были созданы многие произведения камнерезного искусства и довершены не оконченные его предшественником и учителем. Самым известным и поистине легендарным уральским самоцветом, безусловно, является малахит. Лучшие сорта поделочного материала встречаются только на Урале.

В монументальных формах малахит был использован в четырёх случаях. Впервые его применили при отделке парадного зала дома П.Н. Демидова в Санкт-Петербурге. Применение малахита при убранстве Золотой гостиной Зимнего дворца дало ей второе название-Малахитовая гостиная. В Екатеринбургском зале Большого Кремлёвского дворца Москвы. В крупнейшем соборе Российской империи – Исаакиевском. На них было израсходовано 32 т малахита.

Сенсацией Всемирной выставки, проходившей в 1851 г. в Лондоне, стал представленный А.Н. Демидовым Малахитовый кабинет, выполненный в 1848-1851 гг. из уральского малахита на его фабрике, находившейся в Петербурге.

Изделия из уральского малахита широким потоком уходили за границу в виде подарков правящим династиям Великобритании, Ирана, Турции, Франции, Пруссии, Швеции… Значительную часть добытого на Урале малахита и изделий из него вывез А.Н. Демидов, редко бывавший на родине и ни разу не посетивший свои уральские рудники и заводы, которые обеспечивали его роскошную жизнь за границей и удовлетворяли непомерное тщеславие князя Сан-Донато, как он титуловался за рубежом. К началу 20 в. старатели встречались с малахитом всё реже и реже. Век уральского малахита закончился.

Ярким явлением Всемирной выставки в Париже 1900г. стала мозаичная карта Франции, выполненная на Екатеринбургской фабрике под руководством П.П. Милькова из драгоценных и поделочных камней. Она предназначалась в дар от Российской империи республиканской Франции. Карта получила высокую награду Всемирной выставки, а её автор – директор фабрики В.В. Мостовенко был награждён французским крестом Почётного легиона.

 

Заключение

В течении 19 и в начале 20 вв. наблюдался процесс постепенной технической модернизации горнозаводской промышленности. Однако темпы технического перевооружения были медленными – особенно в первой половине 19 в. Наиболее явственно техническая реконструкция заводов обозначилась в 90-х гг. 19 в., приведя к существенному росту выпуска металлургической продукции. Индустриальному обновлению содействовали процессы монополизации, акционирования горнозаводской промышленности, иностранные инвестиции. Наряду с крупными, обеспеченными современной техникой заводами оставалось большое количество захудалых, с отсталой технической основой. Технико-экономическое оживление уральской металлургии не позволило преодолеть отставание Урала от других промышленных районов страны. К началу 20 в. урал окончательно утратил роль лидера в отечественной металлургии. Пальму первенства держали заводы Южного металлургического комплекса страны.

К началу 20 в. горнозаводский Урал как регион «старой» промышленной культуры представлял собой специфическое индустриальное явление, демонстрирующее разноуровневый характер развития различных промышленных центров России. Будучи отодвинутым в арьергард индустриальной культуры страны, горнозаводский Урал своим социокультурным и экономическим обликом представлял миниатюрный портрет модернизирующейся России, которая в начале 20 в. характеризовалась «задержанным» развитием и сохраняла позиции в переходном пространстве своего движения от доиндустриального к индустриальному обществу.

 

 

Список литературы

· Адамов, В.В. Об оригинальном строе и некоторых особенностях горнозаводской промышленности Урала / В.В. Адамов // Вопросы истории капиталистической России.- Свердловск, 1972.

· Алеврас, Н.Н. Аграрная политика правительства на горнозаводском Урале в начале 20 в. / Н.Н. Алеврас.-Челябинск, 1996.

· Буранов, Ю.А. Акционирование горнозаводской промышленности Урала / Ю.А. Буранов.-М., 1982.

· Виргинский ,В.С. Черепановы / В.С. Виргинский.-Свердловск, 1987.

· Вяткин, М.П. Горнозаводский Урал в 1900-1917 гг. / М.П. Вяткин.-М.;Л., 1965.

· Гаврилов, Д.В. Горнозаводский Урал. 17-20 вв. Избранные труды / Д.В. Гаврилов.-Екатеринбург, 2005.

· Гаврилов, Д.В. Модернизационные процессы в горнозаводской промышленности Урала в конце 19- начале 20 вв. / Д.В. Гаврилов // Урал. ист. вестн. (Екатеринбург).-2003.-№9

· Гаврилов, Д.В. Рабочие Урала в период домонополистического капитализма. 1861-1900 / Д.В. Гаврилов.- М., 1985.

· Голикова, С.В. Семья горнозаводского населения Урала 18-19 вв.: демографические процессы и традиции / С.В. Голикова.-Екатеринбург, 2001.

· Голикова ,С.В «люди при заводах»: обыденная культура горнозаводского населения Урала 18-начало 20 в. / Голикова ,С.В.-Екатеринбург, 2006.

· Гудков, Т.В. Из истории южноуральских заводов 18-19 вв. / Т.В. Гудков, З.И. Гудкова.- Уфа, 1985, 1993.- Вып. 1-2.

· Коробко, Ю.Д. Социокультурный облик рабочих горнозаводского Урала: вторая половина 19- начало 20 века / Ю.Д. Коробков.- М., 1971.

· Крупянская, В.Ю. Культура и быт рабочих горнозаводского Урала: конец 19 начало 20 вв. / В.Ю. Крупянская, Н.С. Полищук.-М., 1971.

· Менделеев Д.И. Уральская железная промышленность в 1899 г. / Д.И. Менделеев.- Екатеринбург, 2006.

· Мукомолов А.Ф. На южноуральских заводах / А.Ф. Мукомолов.-М., 2001-2004.-Кн. 1-5.

· Новиков, И.А. Система управления горнозаводской промышленность Урала в 18- первой половине 19 вв. / И.А. Новиков.- Челябинск, 2004.

· Неклюдов, Е.Г. Уральские заводчики первой половины 19 века: владельцы и владения / Е.Г. Неклюдов.-Нижний Тагил, 2004.

· Общественное сознание и быт населения горнозаводского Урала (18 – начало 20 вв.): сб. науч. ст. / отв. ред. Н.А. Миненко.- Екатеринбург, 2004.

· Павловский, Б.В. Камнерезное искусство Урала / Б.В. Павловский.-Свердловск, 1953.

· Пешкова, И.М. Искусство каслинских мастеров / И.М. Пешкова.-Челябинск, 1983.

· Решетников, Ф.М. Горнозаводские люди.

· Сапоговская Л.В. Частная золотопромышленность на рубеже 19-20 вв.: Урал и Сибирь – модели развития / Л.В. Сапоговская.-Екатеринбург, 1998.

· Сопоговская Л.В. Горнозаводская промышленность Урала на рубеже 19-20 вв. / Л.В. Сапоговская.-Екатеринбург, 2007.

 

 

 

 



2020-02-04 190 Обсуждений (0)
Камнерезное искусство. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Камнерезное искусство.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (190)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)