Специально-криминологические меры предупреждения преступлений на транспорте
Профилактические мероприятия должны включать общесоциальные меры предупреждения преступлений и распространяться также на условия и факторы, способствующие наступлению тяжких последствий, т.е. включать специальные превентивные меры. Рассматривая меры по предупреждению транспортных преступлений, по масштабности можно выделить общие и локальные. При этом локальный характер может определяться особенностями региона либо отдельных категорий транспортных средств или спецификой эксплуатации транспорта в системе определенного министерства (ведомства).
По своему содержанию профилактические мероприятия могут затрагивать экономические, технические, правовые, организационные, медицинские, психологические и другие проблемы.[10] Среди общих мер предупреждения транспортных преступлений следует особо подчеркнуть значение правового регулирования отношений в сфере обеспечения безопасности движения. Кроме этого, проблема повышения профилактической роли мер уголовного воздействия, в частности санкций, применяемых за управление транспортными средствами в состоянии опьянения, заслуживает особого внимания. В юридической литературе высказываются различные суждения относительно целей общего и специального предупреждения дорожно-транспортных преступлений. Одни авторы считают, что наказание за данные преступления должно быть направлено в первую очередь на эффективное предотвращение повторных случаев подобных преступлений, отдавая тем самым приоритет частной превенции. Другие, напротив, полагают, что применительно к транспортным преступлениям задачи наказания определяются прежде всего целями общего предупреждения. Высказывается мнение, что для общей превенции характерен принцип устрашения «чем строже предусмотренное наказание, тем выше его общепредупредительная роль» и что пересмотр санкций в сторону смягчения наказания означает снижение роли общей и возрастания роли частной превенции данной нормы.[11] Необходимо повысить уровень профессиональной подготовки транспортных следователей и прокуроров, а также постоянно совершенствовать практику расследования и судебного рассмотрения уголовных дел об
автотранспортных преступлениях.[12] Одним из важнейших направлений по предупреждению транспортных преступлений является проведение воспитательной работы на общегосударственном уровне. От уровня гражданственности, правосознания и дисциплинированности водителей в первую очередь и зависит эффективность всего комплекса мероприятий по предупреждению транспортных преступлений. Для безаварийной работы быстроты реакции и профессионализма мало. Нужны морально-психологические качества. Поэтому решающая роль в предупреждении транспортных преступлений по вине водителей принадлежит воспитанию последних в духе уважения к закону. В криминологии признается, что специально-криминологическое предупреждение преступлений называется таковым не только потому, что оно направлено на достижение указанных целей, но и потому, что требует специальных криминологических знаний, которые необходимы и при разработке комплексных планов и целевых программ, и при выработке и реализации мер предупреждения отдельных видов преступлений и т.д.[13] К данному определению можно добавить и то, что «специальность» таких мер обусловлена специальным статусом субъектов предупредительной деятельности. В нашем исследовании это УВДТ, иные правоохранительные и контролирующие органы, а также предприятия и учреждения (организации) железнодорожного транспорта (далее - ЖДТ), им способствующие. Анализ хода структурно-экономических реформ федерального железнодорожного транспорта свидетельствует о возникновении угроз неправомерного отчуждения федерального имущества и объектов собственности, передаваемых в оперативное управление вновь создаваемым компаниям - дочерним акционерным обществам ОАО «РЖД» путем злоупотреблений их руководителей и лжебанкротства, а также в результате криминальной деятельности рейдерских группировок путем реализации неправомерных и фальсифицированных судебных решений по приобретению прав на имущество железнодорожного транспорта. Эффективность предупреждения преступлений экономической направленности на ЖДТ зависит не только от работы соответствующих подразделений УВДТ, но и от тех профилактических мер, которые принимаются ими совместно с другими государственными органами. Обмен криминологической информацией с ГУИН в целях предупреждения рецидивной преступности. Так, органы УИС представляют УВДТ сведения о лицах: - освобождающихся из мест лишения свободы, отбывших наказание за преступления, совершенные на объектах ЖД транспорта; - находящихся в местах лишения свободы (бывших железнодорожниках, ранее проживавших в местах компактного проживания работников ЖД транспорта). Требуется повышение эффективности взаимодействия и координации деятельности правоохранительных и контролирующих органов в предупреждении налоговых и экономических преступлений.[14] Так, для профилактики преступлений, связанных с кражами цветных металлов на ЖДТ, предлагается проведение следующего комплекса организационных и технических мер: комплексный анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятий и маневровой работы промышленных железнодорожных районов и магистральных станций; - создание специализированных групп военизированной охраны и - экспертная оценка объемов и характера перевозимой продукции металлургического комплекса для установления источников хищений и мест сбыта продукции; - определение перечня станций для размещения подвижного состава, резерва и запаса МПС с учетом дислокации подразделений военизированной охраны для предупреждения краж изделий из цветного металла непосредственно с вагонов; - создание базы данных УВДТ о фирмах и индивидуальных - направленных на обеспечение сохранности имущества на криминогенных участках Южно-Уральской железной дорогой, например: крышки дроссельтрансформаторов дополнительно укреплять специальными скобами; заменить медные перемычки на биметаллические; в парках отстоя с вагонов снимать крышки букс, воздухораспределители и межвагонные соединения, которые впоследствии сдавать на склад; наиболее дорогостоящие узлы и детали технических средств железнодорожного транспорта обрабатывать специальными химическими, красящими веществами радоминовой группы. Профилактическое значение в предупреждении преступлений экономической направленности играют СМИ. УВДТ следует организовать взаимодействие с представителями центральных и региональных средств массовой информации, предоставить им необходимые проверенные сведения о проводимых мероприятиях, что будет способствовать широкому и объективному освещению хода и результатов профилактических мероприятий. Итак, анализ профилактической деятельности УВДТ позволил сформулировать алгоритм (систему) целевых оперативно-профилактических мероприятий, осуществляемых силами сотрудников БЭП, БППГ, ОРЧ и МОБ в отношении преступлений экономической направленности на объектах ЖДТ: 1) осуществление рабочих встреч с представителями прокуратуры, 2) изучение имеющихся в производстве и прекращенных производством уголовных дел, а также отказных материалов по преступлениям экономической направленности на объектах ЖДТ; 3) организация проведения проверок объектов финансово-экономической деятельности (предприятия, офисы, склады, грузовые вагоны и т.п.); 4) мероприятия, направленные на устранение факторов, способствующих злоупотреблениям со стороны должностных лиц, сотрудников контролирующих органов, позволяющих тормозить проведение целевых оперативно-профилактических мероприятий. Задание № 2. Практическое задание: Составьте макет анкеты опросного листа для изучения мнения населения о работе милиции за 2000-2005 г.г.. Анкета
Заключение Причины и условия транспортных преступлений - это совокупность объективных и субъективных факторов, снижающих состояние защищенности участников движения от транспортных происшествий и их последствий, связанных с возникновением опасной аварийной ситуации, личностью правонарушителя, социально-правовыми и организационно-техническими недостатками. В отношении транспортных происшествий, вызванных нарушением правил безопасности, определяющей является взаимосвязанная, взаимообусловленная система: человек - транспортное средство - дорога. От того, насколько совершенны эти основные компоненты (включая, безусловно, и такой элемент, как управление движением, его регулирование), зависит качественный уровень обеспечения безопасности дорожного движения. Социально-экономическое развитие страны сопровождается возрастанием роли транспорта, который в современных условиях является наиболее востребованным и динамично развивающимся. Однако увеличение количества транспорта и объема грузо- и пассажиро- перевозок происходит на фоне ухудшения состояния безопасности движения. Основными причинами аварийности в стране остаются низкая дисциплина и недостаточный профессиональный уровень подготовки кадров. Профилактическое значение в предупреждении преступлений на транспорте играют СМИ. Специально-криминологическое предупреждение преступлений направлено на достижение целей, требует специальных криминологических знаний, которые необходимы и при разработке комплексных планов и целевых программ, и при выработке и реализации мер предупреждения отдельных видов преступлений и т.д. «Специальность» таких мер обусловлена специальным статусом субъектов предупредительной деятельности. 7. Список использованной литературы: 1. Конституция Российской Федерации, принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ // Российская газета, №7, 21.01.2009. 2. Водный кодекс Российской Федерации от 03.06.2006 № 74-ФЗ (ред. от 23.07.2008, с изм. от 24.07.2009) // Российская газета, № 121, 08.06.2006. 3. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 27.07.2009) // Собрание законодательства РФ, 17.06.1996, № 25, ст. 2954. 4. Федеральный закон от 10.12.1995 № 196-ФЗ (ред. от 30.12.2008) «О безопасности дорожного движения» // Российская газета, № 245, 26.12.1995. 5. Федеральный закон от 10.01.2003 № 17-ФЗ(ред. от 28.04.2009) «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» // Российская газета, №8, 18.01.2003. 6. Бурлаков В.Н., Сальникова В.П., Степашин СВ. Криминология: Учеб. пособие для вузов.- СПб.: Лань, 1999. -С. 403. 7. Жаданов А.В. Специально-криминологические меры предупреждения преступлений экономической направленности, совершаемых на железнодорожном транспорте // Российский следователь, 2008, № 21. 8. Жулев В.И. Транспортные преступления.- М.: Спарк, 2001. - С. 175. 9. Базаров М.Н. Некоторые особенности криминологической характеристики преступлений, совершаемых на железнодорожных вокзалах г. Москвы // Российский следователь, 2009, № 4. Ю.Иллюк А.А. Предупреждение преступлений, совершаемых незаконными мигрантами: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2007. С. 21. П.Квашис В.Е. Теоретические основы профилактики неосторожных преступлений. - М., 1990.- С. 53. 12. Криминология / Под ред. В.Д. Малкова. -М, 2008.-С. 123. 13. И.Кудрявцев В.Н., Эминов В.Е. Криминология: Учеб. пособие для вузов. - М.: Юрист, 2000.-С. 473. 14. Н.Тамбовцев Е.А. Краткая криминологическая характеристика дорожно-транспортных преступлений. // Российский следователь, 2007, № 6. [1] Федеральный закон от 10.12.1995 № 196-ФЗ (ред. от 30.12.2008) «О безопасности дорожного движения» // Российская газета, № 245, 26.12.1995. [2] Федеральный закон от 10.01.2003 № 17-ФЗ(ред. от 28.04.2009) «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» // Российская газета, № 8, 18.01.2003. [3] Водный кодекс Российской Федерации от 03.06.2006 № 74-ФЗ (ред. от 23.07.2008, с изм. от 24.07.2009) // Российская газета, № 121, 08.06.2006. [4] Тамбовцев Е.А. Краткая криминологическая характеристика дорожно-транспортных преступлений. // Российский следователь, 2007, № 6. [5] Жулев В.И. Транспортные преступления. М.: Спарк, 2001. С. 175. [6] Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 27.07.2009) // Собрание законодательства РФ, 17.06.1996, № 25, ст. 2954. [7] Иллюк А.А. Предупреждение преступлений, совершаемых незаконными мигрантами: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - М, 2007. С. 21. [8] Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 27.07.2009) // Собрание законодательства РФ, 17.06.1996, № 25, ст. 2954. [9] Базаров М.Н. Некоторые особенности криминологической характеристики преступлений, совершаемых на железнодорожных вокзалах г. Москвы // Российский следователь, 2009, №4. [10] Кудрявцев В.Н., Эминов В.Е. Криминология: Учеб. пособие для вузов. - М.: Юрист, 2000. -С. 473. [11] Квашис В.Е. Теоретические основы профилактики неосторожных преступлений. М., 1990.С. 53. [12] Бурлаков В.Н., Сальникова В.П., Степашин СВ. Криминология: Учеб. пособие для вузов.- СПб.: Лань, 1999.-С. 403. [13] Криминология / Под ред. В.Д. Малкова. -М, 2008.-С. 123. [14] Жаданов А.В. Специально-криминологические меры предупреждения преступлений экономической направленности, совершаемых на железнодорожном транспорте // Российский следователь, 2008, №21.
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (409)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |