Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Глава 1.  Конкуренция и конкурентная среда



2020-02-03 234 Обсуждений (0)
Глава 1.  Конкуренция и конкурентная среда 0.00 из 5.00 0 оценок




Развитие конкурентной среды в экономике России

 

Курсовая работа по дисциплине «Экономическая теория»

КР. 510179

 

Выполнил студент группы ЭП-73                                 Моисеев П. М.

 

 

Проверил руководитель,                                               Шалько А. А.

старший преподаватель кафедры                     

 

Хабаровск, 2008 г.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………….. 3

Глава 1. Конкуренция и конкурентная среда……………………………... 4

1.1 Понятие конкуренции в трудах зарубежных и отечественных экономистов. Конкурентная среда ………………............................... 4

1.2 Механизм формирования конкурентной среды в

экономике страны……………………………………………………… 7

1.3 Антимонопольное регулирование………………………………... 10

Глава 2. Статистический анализ конкурентной среды в России

и Хабаровскомкрае………………………………………………………… 14

2.1 Динамика развития малого бизнеса в России ............................... 14

2.2Современное состояние малого бизнеса в Хабаровском крае….. 17

Глава 3. Государственное регулирование конкуренции в России………. 20

3.1 Поиск эффективных направлений антимонопольной

политики России……………………………………………………….. 20

3.2 Пути развития конкурентной политики в России……………….. 24

Заключение……………………………………………………….................. 27

Список использованных источников……………………………………… 29

Введение

Одним из важнейших аспектов полноценного рынка является борьба за покупателя. Она способствует повышению качества продукции, обогащению ассортимента, продвижению научно-технического прогресса. Именно поэтому все страны с развитой рыночной экономической системой способствуют развитию конкуренции.

В конкурентных экономических условиях предприниматели заинтересованы в поиске потребителей, чтобы добиться цели своей деятельности: получение максимальной прибыли, расширение объёма продаж, увеличение доли на рынке. Конкуренция заставляет производителей учитывать интересы потребителя, а значит, и интересы общества в целом. Предприниматели самостоятельно принимают решения о перераспределении ресурсов в экономически более привлекательные сферы.

В ходе конкуренции рынок из множества товаров отбирает только те, которые нужны потребителям. Конкуренция представляет собой конкретный действенный механизм, с помощью которого рыночная экономика решает фундаментальные вопросы “что?” “как?” и “для кого?” производить.

В странах трансформирующейся экономики пришлось заново формировать режим конкуренции, что гораздо труднее по сравнению с задачами по его совершенствованию.

Изменение экономической системы, произошедшее в России, формирование рынка и рыночных отношений выявили потребность в законодательстве, обеспечивающем нормальное функционирование рынка, создание благоприятных условий для развития конкуренции.

Целью данной работы является исследование проблем становления, регулирования и развития конкурентной среды в условиях современной российской экономики.

 

 

Глава 1.  Конкуренция и конкурентная среда

1.1 Понятие конкуренции в трудах зарубежных и отечественных экономистов. Конкурентная среда

В рыночной экономике в условиях частной собственности, свободы,
инициативы и предпринимательства главным элементом хозяйственного механизма является конкуренция.

Конкуренция – двигатель экономического прогресса. Это объясняется тем, что рыночное соперничество приводит к успеху в том случае, если предприниматель заботится не только о сохранении, но и о расширении своего производства, для чего стремится совершенствовать его технику и организацию, повышает качество продуктов, снижает затраты на производство еденицы продукции и тем самым имеет возможность снизить цены, расширяет ассортимент, улучшает торговое и послеторговое обслуживание потребителя. Именно этот фактор позволил лауреату Нобелевской приемии Ф. фон Хайеку утверждать, что общества, пологающиеся на конкуренцию, успешнее других достигает сових целей и что именно конкуренция показывает, как можно эффективнее производить вещи. В этом выражается несомненная положительная роль конкуренции в общественном развитии.

Понятие “конкуренция” в экономической литературе имеет множество различных трактовок. Пожалуй, самое простое и самое распространённое определение дал А.Н. Черкасский: “Рынок не может выполнять свою регулирующую функцию без конкуренции, без торгового соперничества товаропроизводителей ради прибыли”.

Однако, определение конкуренции, даваемое Ф. Хайеком сильно отличается от предыдущего: “…я предлагаю рассматривать конкуренцию как процедуру для открытия (discovery procedure) таких фактов, которые без обращения к ней оставались бы никому не известными или по меньшей мере не используемыми. …конкуренция важна как исследовательский процесс, в ходе которого первооткрыватели ведут поиск неиспользованных возможностей, доступных в случае успеха и всем остальным людям…”

Поиск универсальной трактовки понятию конкуренции осложняется тем, что во многих трудах экономистов не дается прямых определений. Авторы характеризуют конкуренцию через задачи, которые она выполняет: “Стимулирование НТП, рост качества продукции, ресурсосбережение” и др. Существуют в научных трудах и такие примечательные фразы, как: “Конкуренция – это процесс, в котором участвуют конкуренты”.

Американские экономисты К.Р. Макконнелл и С.Л. Брю определяют конкуренцию как присутствие на рынке большого числа независимых покупателей и продавцов и возможность для покупателей и продавцов свободно выходить на рынок и покидать его.

Конкуренция как экономическая категория должна определяться с помощью терминов, в свою очередь являющихся экономическими категориями. Такими терминами могут быть борьба (соперничество, состязательность) и прибыль (доход). Например, А.Е. Городецкий и Л.Н. Лыкова дают следующую характеристику конкуренции как “постоянной борьбы за лидерство, за достойное место в производстве и на рынке, а следовательно, и за вытекающие отсюда возможности в распределении и потреблении”.

Вышеописанному требованию также удовлетворяет определение, даваемое И. Стародубровской: “Экономическая конкуренция – это соревнование предприятий на рынке за предпочтения потребителей с целью получения наибольшей прибыли или дохода”.

Конкурентную среда – это условия, в которых производители товаров ведут конкурентную борьбу. Чем более развита конкурентная среда, тем ближе условия этой среды к рыночной ситуации “совершенной конкуренции”. Совершенная конкуренция в свою очередь имеет следующие черты:

1)
огромное множество продавцов (полиполия) и покупателей при ничтожно
малой рыночной квоте каждого экономического субъекта

2) абсолютная
прозрачность (транспарантность) рынка, состоящая в получении каждым его
агентом информации о состоянии всего рынка (прежде всего о ценах);

3) не-
возможность любого отдельно взятого субъекта рынка оказывать влияние на
решения других при исключении из правил рыночной игры каких-либо
предпочтений и льгот;

4) полная мобильность (возможность перемещения)
всех факторов производства;

5) абсолютная однородность (гомогенность)
реализуемых товаров и услуг;

6) отсутствие субъектного контроля (власти)
над ценами со стороны агентов предложения (производителей), когда ценообразование предстает как объективный процесс.

Совершенная конкуренция является лишь абстрактной, теоретической моделью и в реальной практике хозяйствования никогда не существовала.

Таким образом, конкуренция является сложной и многогранной экономической категорией, представляющую собой цивилизованную, легализованную форму борьбы за существование и один из наиболее действенных механизмов отбора и регулирования в рыночной экономике. Конкуренцию можно определить как борьбу между субъектами рынка за более выгодные и эко-
номически оптимальные результаты производства и реализации товаров, за
качество обмениваемых благ и обслуживания потребителей, за обществен-
ное признание воплощенного в этих благах труда. Условия, в которых субъекты ведут конкурентную борьбу называются конкурентной средой. Чем более развита конкурентная среда, тем более эффективен механизм рыночной экономики.

 

1.2 Механизм формирования конкурентной среды в экономике страны

Для формирования конкурентной среды в экономике страны необходимо также создать два условия: достаточное количество субъектов борьбы и преобразование этих субъектов в способных или стремящихся бороться за прибыль. Существуют три средства увеличения количества субъектов конкуренции. Первое средство – демонополизация.

Однако, демонополизация за счет разукрупнения предприятий может вести к негативным последстиям.. Д. Львов, В. Пугачев и А. Пителин указывают: “Создавать внутреннюю конкуренцию в стране за счет разукрупнения предприятий может быть и полезно, но главное в наших условиях – это конкуренция со стороны мирового рынка. А если так, то нужно ли идти на очередное снижение эффективности работы технологически связанных предприятий, разрыв хозяйственных связей, утрату условий для научно-технического програсса ради призрачных идей создания внутренней конкуренции? Не стоит ли лучше подумать о кункурентоспособности нашей промышленности на мировом рынке?” (66,с. 4). Кроме того, разукрупнение предприятий может привести к появлению большого числа монополистов “поменьше”.

Другое средство увеличения количества конкурирующих субъектов – прямое создание новых предприятий через приватизацию государственной собственности.

Третье средство – это способствование самостоятельному образованию конкурентов путем диверсификации производств существующих предприятий, то есть процесс достижения мультипродуктового характера деятельности товаропроизводителя. Примером такого явления является интересный опыт диверсификации крупных предприятий в Кузбассе: АО “КМК”, АО “ЗСМК” и др. Например, в АО “ЗСМК” успешно освоено производство хлеба, колбасы, мебели и других товаров народного потребления.

Прямое способствование диверсификации возможно через законодательное ограничение нормы прибыли в отношении всех видов деятельности, что приведет к необходимости увеличивать прибыль за счет расширения выпуска и направлений деятельности.

Следующий этап: образованные субъекты необходимо преобразовать в потенциальных конкурентов. Это возможно, во-первых, за счет изменения форм собственности, во-вторых, за счет стимулирования некоторых форм конкуренции.

Механизм конкуренции будет действовать более эффективно и предприятия станут превращаться в субъекты конкуренции, если предприниматель и собственник будут совмещены.

Как же государство может способствовать изменению форм собственности? Во-первых, таким способом приватизации, при котором директор арендует предприятие с последующим выкупом за счет прибыли. Во-вторых, осложнением развития всех прочих форм собственности.

Для развития конкурентной среды необходимо стимулировать организационную и технологическую формы конкуренции.

При организационной конкуренции рост производительности труда достигается за счет более разумного и соответственно более эффективного использования всеми известной технологии, традиционного сырья, обычной рабочей силы и так далее.

При технологической конкуренции рост производительности труда достигается за счет внедрения, использования новых технологий, применения уникального способа производства, более удачной комбинации известных всем фирмам и обычных по стоимости факторов производства.

Цель этих методов достижения конкурентных преимуществ – рост производительности труда, в чем предприниматель будет заинтересован. Погоня за ростом производительности труда сделает товаропроизводителя субъектом, способным бороться за прибыль.

Стимулировать улучшение внутренней организации государство может путем содействия устранению зависимости директора от коллектива. Государство должно создать механизм трансформации приватизируемых предприятий в частнокапиталистические. В условиях приватизации, направленной на образование коллективной собственности, директора попадают в зависимость от трудового коллектива, что подчас приводит к плачевным результатам: вся прибыль направляется на потребление, заинтересованности в росте производительности труда никто не проявляет, предпринимательская функция не реализуется.

Стимулировать технологическую конкуренцию государство может всеми теми же средствами, что и в отношении конкуренции внутренней организации, то есть за счет содействия приобретения работниками предпринимательской функции.

Таким образом, в условиях становления рыночных отношений конкурентная среда должна формироваться под контролем государства за счет увеличения количества конкурирующих субъектов и создания таких экономических, правовых, социально-политических и организационных условий во всех сферах экономики, которые обеспечили бы создание самовоспроизводящегося механизма конкуренции. Формирование конкурентной среды невозможно также без следующих факторов: наличия законов и нормативов, обеспечивающих свободу ценообразования, внешнеэкономический деятельности, входа на рынок и выхода из него; разгосударствления и приватизации; поддержки налогового бизнеса; формирования рынка труда и ценных бумаг; антимонопольных мер.

1.3 Антимонопольное регулирование

В условиях отсутствия рыночной конкуренции формирование конкурентной среды должно происходить поэтапно:

1) становление конкуренции между отечественными производителями одной отрасли за рынки сбыта и рынки сырья; появление конкуренции между банками за долгосрочное кредитование производственных программ, между торговыми организациями - за установление связей с производителями.

2) формирование межотраслевой конкуренции за норму прибыли, становление нетоварных форм конкуренции, за финансовое лидерство между трестами, концернами, холдингами, финансовыми группами.

3) зарождение равнопартнёрских отношений между отечественными и иностранными производителями.

Развитая конкурентная среда имеет следующие отличительные черты:

· Наличие на рынке большого числа независимых друг от друга покупателей и продавцов любого конкретного продукта или ресурса.

· Свобода покупателей и продавцов выходить на те или иные рынки и покидать их.

Для того чтобы создать данные условия необходимо увеличивать число мелких и средних предприятий, а также пресекать попытки отдельных предприятий устанавливать на рынках монопольную власть.

Понятие “монополия” в буквальном смысле означает единственного продавца товара, но в современных условиях употребление этого термина вышло за рамки буквального понимания, и он используется для обозначения различных видов рыночных ситуаций, характерных для несовершенной конкуренции.

В неоклассическом подходе экономической теории, монополия – один из видов рыночных структур, характеризующих следующие условия конкурентной борьбы между фирмами отрасли в условиях рынка:

· Существует один продавец уникального товара, то есть товар не имеет близких заменителей, и его продажей занимается только одна фирма;

· Существует непреодолимые или труднопреодолимые входные барьеры в данную отрасль (на рынок данного товара), такие как эффект масштаба (необходимость огромных капиталовложений для ведения хозяйственной деятельности в данной отрасли), превосходство монополиста (исключительная собственность на патенты или контроль над сырьём), недобросовестная конкуренция и др.

Во многих государствах занятие одной фирмой 30-70% рынка рассматривается как монопольное положение.

Монополия как таковая не может быть признана незаконной, поскольку
монопольное положение на рынке может быть завоевано легальным путем
на основе повышения производительности труда с использованием нововведений и т.д. В конечном счете, конкуренция в современной рыночной экономике и существует только в форме монополистической конкуренции.

На основе сравнительного анализа различных теорий монополизма
(П. Сраффа, Д. Робинсон, Г. фон Штаккельберг, Э. Чемберлен) экономическая наука признает, что монополизм объективная тенденция в развитии
современного рыночного хозяйства, не исключающая, однако, конкуренции.
Перед экономической наукой и практикой встает задача определения нега-
тивных проявлений в развитии монополий и поддержания условий для раз-
вития конкуренции.

Для того, чтобы предотвратить отрицательное влияние монополий на экономику, государство проводит антимонопольную политику, т.е. деятельность, связанную
с формированием условий функционирования субъектов рыночных отношений, направленная на достижение оптимального для данного места и времени сочетания эффективности и конкуренции.

Важнейшим средством регулирования деятельности монополистических объединений является антимонопольное законодательство. Это законы и другие правительственные акты, способствующие развитию конкуренции, направленные на ограничение или запрещение монополий, препятствуют созданию монопольных структур и объединений, монопольных действий.

Впервые антимонопольные законы были приняты в конце XIX – начале XX века в США, Канаде, Австралии, поскольку монополизация в этих странах происходила более интенсивно. В 1890 году был принят закон Шермана, который ввел запрет на монополизацию рынка и признавал незаконными любые объединения, способствующие ограничению производства и торговли.

Первые антимонопольные законы США представляли собой попытку борьбы против крупного производства за выживание мелкого. В дальнейшем практика антимонопольного законодательства менялась. На протяжении XX века периоды его ужесточения и либерализации чередовались.

Следует выделить общие основы антимонопольного законодательства:

1) Охрана и поощрение конкуренции.

2) Контроль над фирмами, осуществляющими господство на рынке.

3) Защита интересов потребителей

4) Контроль над ценами.

5) Защита и содействие малому и среднему бизнесу.

Основными методами антимонопольной политики являются:

1. Ограничительные меры.

Они применяются антимонопольным органом к хозяйствующим субъектам, которые нарушают антимонопольное законодательство. Это запреты на монополистическую деятельность и недобросовестную конкуренцию, на действия органов власти и управления, которые могут неблагоприятно сказаться на развитии конкуренции.

2. Контроль за усилением экономической концентрации.

Экономическая концентрация – это сосредоточение производства, капитала в одном месте или в одних руках, это сделки, иные действия, осуществление которых оказывает влияние на конкуренцию. Усиление концентрации может привести к установлению монополистического господства, против которого должны быть направлены меры антимонопольного регулирования.

3. Запреты на действия органов власти и управления, которые могут неблагоприятно повлиять на конкуренцию.

Развитие рыночных отношений предполагает устранение прямого вмешательства государственных органов власти в деятельность предприятий. Законом запрещено принимать нормативные акты и совершать действия, которые ограничивают самостоятельность предприятий, создают дискриминирующие или благоприятные условия для одних в ущерб другим и тем самым ограничивают конкуренцию, ущемляют интересы предприятий или граждан

4. Реестр как инструмент антимонопольного контроля.

По результатам анализа состояния торгового рынка и доли предприятий на нём (более или менее 35%) они включаются либо исключаются из государственного реестра. Реестр составляется для того, чтоб иметь информационную базу о крупнейших субъектах рынка и контролировать соблюдение ими антимонопольного законодательства.

Таким образом, важнейшим инструментом формирования и развития конкурентной среды является антимонопольное регулирование – комплекс мер, направленных на ограничение концентрации и монополистической деятельности хозяйствующих субъектов.



2020-02-03 234 Обсуждений (0)
Глава 1.  Конкуренция и конкурентная среда 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Глава 1.  Конкуренция и конкурентная среда

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (234)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)