Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Глава 3. Государственное регулирование конкуренции в России



2020-02-03 240 Обсуждений (0)
Глава 3. Государственное регулирование конкуренции в России 0.00 из 5.00 0 оценок




3.1 Поиск эффективных направлений антимонопольной политики России

В 1991 г в России был принят закон “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках”. Его цель – определение организационных и правовых основ, предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции. В 1995 году принят Федеральный закон “О естественных монополиях”, в котором кроме понятия естественной монополии определятся основные сферы государственного регулирования, такие, как:

- транспортировка нефти и нефтепродуктов и газа по магистральным трубопроводам,

- услуги по передаче электрической и тепловой энергии,

- железнодорожные перевозки и др.

В законе также определен один из основных методов регулирования деятельности естественных монополий: ценовое регулирование, осуществляющееся путем установления ценовых барьеров или их предельного уровня.

В настоящее время, антимонопольная политика России находится в постоянном поиске ее эффективных направлений, адекватных российским условиям.

Преимущественное развитие В России получило направление антимонопольной политики, связанное с регулированием прав собственности, ставящих препятствия появлению новых монополий. Однако
блок ценового регулирования действующих монополий, не относящихся к естественным, представлен недостаточно.

Особенно важно для государства проводить
анализ конъюнктуры рынка с целью выявления монополистического
ценообразования. В развитых странах  работа по анализу и выявлению фактов повышения
цен на основе сговора предшествует
применению санкций по отношению к монополистам.

Формально в России существует подобная практика, закрепленная законодательством. Статья пятая Закона Российской Федерации «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» запрещает использование монопольно высоких цен. По факту же, имеются огромные масштабы их применения. Однако
антимонопольные органы не справились до сих пор с задачей злоупотребляющих монопольной властью, а также выявления монополистов. Потребность в данном направлении ценового регулирования деятельности монополий в России очень высока.

Применение практики жестокого контроля ценообразования
монопольного рынка до периода перестройки привело российское государство к необходимости либерализации ценообразования и сосредоточении усилии на формировании здоровой конкурентной среды. Сейчас сохраняется прямое, но
осторожное ценовое регулирование лишь по продукции естественных монополий, деятельность которых нуждается в постоянном
и непрерывном контроле.

По отношению к естественным монополиям применяются следующие методы регулирования: ценовое, когда осуществляется прямое определение цен (тарифов) или их предельного уровня;
определение потребителей для обязательного обслуживания или
установление минимального уровня их обеспечения.

В обязанность федеральной антимонопольной службы входит контроль над
различными видами деятельности субъектов естественных монополий,
включая сделки по использованию прав собственности, крупные инвестиционные проекты, продажу или сдачу в аренду имущества.

Следует отметить, что чрезмерное стремление государства к сдерживанию цен на продукцию естественных монополий может
привести также и к негативным последствиям развития экономики. Известно, что замораживание цен ведет к образованию дефицитов, а недостаточное наполнение производства услугами инфраструктуры ведет
 к уменьшению валового национального продукта, что нежелательно.
Это обстоятельство объясняет осторожность, с которой действует
правительство в ценовом регулировании естественных монополий.

Наибольшие усилия в антимонопольной политике России направлены на регулирование естественных монополий. При этом приоритетными считаются следующие направления:

- выделение из субъектов естественных монополий самостоятельных предприятий, оказывающих услуги, прямо связанные с функциями естественных монополий;

- организация контроля над финансовыми потоками естественной
монополии;

- контроль уровня тарифов на имеющихся неконкурентных
рынках;

- совершенствование ценообразования на основе поэтапной либерализации цен на продукцию естественных монополий на конку-
рентных рынках.

Антимонопольное регулирование в России приняло наиболее
развитые формы лишь на рынке товаров. Остальные рынки испытывают более слабую антимонопольную коррекцию, которая строится
на фрагментарной правовой базе.

Антимонопольная политика оказалась малодейственной в результате увеличения масштабов коррупции чиновников. Их интеграция в бизнес сопряжена с захватом ими крупных кусков рынка. Антимонопольная
политика не межет оказывать им должного сопротивления, опасаясь конфликтов с властью.
 В данной области должны со временем быть созданы и отлажены  механизмы исполнения законов.

Антимонопольное регулирование должно использовать имеющиеся резервы его эффективности. Потребность в этом будет по-
вышаться на стадии экономического роста, в которую вступила рос-
сийская экономика. Именно на стадии роста монопольная власть
обычно усиливается. При растущем рыночном спросе монополии получают
возможность активизировать свои ценовые стратегии, которые акозывают
инфляционное воздействие на экономику.

Таким образом, антимонопольное регулирование не должно сводиться к надзору за соблюдением правил поведения на рынке, а призвано носить созидательный характер. Необходимо контролировать соблюдение законодательства о конкуренции и взыскивать за его нарушение. Однако все карательные рычаги воздействия бесполезны, если отсутствует должное внимание проблемам развития отечественного производителя, повышение его конкурентоспособности, обеспечения экономической безопасности государства и общества, поощрения добропорядочных, законных методов ведения бизнеса.

3.2 Пути развития конкурентной политики в России

Основной акцент конкурентной политики России в настоящее время продолжает обуславливаться совершенствование антимонопольного законодательства.

В настоящее время органом, осуществляющим надзор и контроль над соблюдением антимонопольного законодательства, является Федеральная антимонопольная служба России. Существенно, что в ее функции не входят формирование и осуществление конкурентной политики в направлении создания и развития конкуренции. В настоящее время ни на один государственный орган не возложены такие функции.

Можно выделить четыре основные группы проблем на современном этапе развития конкурентной среды.

1. Структурные проблемы российской экономики.

2. Несовершенство правого регулирования и правоприменительных механизмов.

3. Низкая правовая культура.

4. Теневая экономика и коррупция.

Выделяют также такие проблемы, как неразвитость малого и среднего бизнеса, недостаточную конкурентоспособность российского бизнеса, недостатки проведенной приватизации.

В настоящее время в один ряд с проблемой высокой монополизации рынков встает еще одна – олигополизация рынков в результате картельных сговоров.

Одним из важнейших направлений развития конкуренции должно быть поддержка малого и среднего бизнеса, который напрямую страдает от высокой монополизации и олигополизации рынка. Предпринимательство постоянно сталкивается с целым рядом проблем. Главные среди них – это административные барьеры, несовершенство кредитной, налоговой, ценовой политики государства в отношении малого и среднего бизнеса.

Актуальной проблемой на сегодня является невыработанность механизмов защиты отечественного производителя, несовершенство таможенно­тарифной политики. В настоящее время предпринимаются попытки изменить ситуацию, курс правительства РФ направлен на применение антидемпинговых механизмов при защите отечественных рынков.

Негативное влияние на развитие конкуренции в РФ оказали и результаты приватизации, явившейся основным следствием износа основных фондов.

В основном Несовершенство правового регулирования заключается в недостатках материальных и процессуальных норм антимонопольного законодательства, а также судебной практики.

Серьезным недостатком материальных норм является исключительно санкционный характер антимонопольного законодательства, который выражается в отсутствии норм по развитию конкуренции, неразвитости и непоследовательности конкурентной политики, отсутст­вии доктринального документа, задающего эту политику, а также превентивных механизмов и механизмов по защите интересов пострадавших субъектов.

В блоке проблем, связанных с процессуальными нормами, следует отметить большую длительность сроков расследования антимонопольных правонарушений, неразвитость механизмов контроля и надзора за исполнением решений, дефицит полномочий антимонопольных органов по расследованию дел, их слабую взаимосвязь с правоохранительными органами.

Проблемы, связанных с низкой правовой культурой, включают низкий уровень культуры рыночных отношений и низкий уровень правосознания потребителя. Отсутствуют системы информирования участников рынка о возможности использования конкурентного законодательства для защиты своих интересов. Отсутствие пропаганда рыночных конкурентных отношений. Необходимо введение специализированных образовательных курсов, осуществление государственной пропаганды в СМИ. В связи с проблемой, особенно важна роль всевозможных союзов и ассоциаций, торгово­промышленных палат и иных общественных организаций. Необходима разработка документа наподобие Кодекса конкурентного поведения, носящего рекомендательных характер.

Теневая экономика и коррупция дают возможность отдельным хозяйствующим субъектам получать преимущества в предпринимательской деятельности не конкурентными методами, а с помощью внеправовых методов, тем самым подрывают нормальную конкуренцию,

Использование коррупционных методов позволяет осуществлять недобросовестную конкуренцию. Например, можно серьезно подорвать его деловую репутацию конкурента, или даже избавиться от него, направив антимонопольные органы.

Таким образом, в настоящее время очевидна необходимость единой последовательной государственной конкурентной политики в России. Во-первых, необходим национальный доктринальный документ, задающий конкурентную политику, определяющий ее основные задачи, цели, конкретные меры и субъекты их реализации.

Во-вторых, необходимо совершенствование антимонопольного законодательства.

В-третьих, необходима дальнейшая работа по разработке пакета подзаконных нормативных правовых актов, позволяющих реализовывать законодательные нормы.

 

Заключение

Конкуренция является сложной и многогранной экономической категорией, представляющую собой цивилизованную, легализованную форму борьбы за существование и один из наиболее действенных механизмов отбора и регулирования в рыночной экономике. Конкуренцию можно определить как борьбу между субъектами рынка за более выгодные и эко-
номически оптимальные результаты производства и реализации товаров, за
качество обмениваемых благ и обслуживания потребителей, за обществен-
ное признание воплощенного в этих благах труда. Условия, в которых субъекты ведут конкурентную борьбу называются конкурентной средой. Чем более развита конкурентная среда, тем более эффективен механизм рыночной экономики.

В условиях становления рыночных отношений конкурентная среда должна формироваться под контролем государства за счет увеличения количества конкурирующих субъектов и создания таких экономических, правовых, социально-политических и организационных условий во всех сферах экономики, которые обеспечили бы создание самовоспроизводящегося механизма конкуренции. Формирование конкурентной среды невозможно также без следующих факторов: наличия законов и нормативов, обеспечивающих свободу ценообразования, внешнеэкономический деятельности, входа на рынок и выхода из него; разгосударствления и приватизации; антимонопольных мер; поддержки налогового бизнеса; формирования рынка труда и ценных бумаг.

Важнейшим инструментом формирования и развития конкурентной среды является антимонопольное регулирование – комплекс мер, направленных на ограничение концентрации и монополистической деятельности хозяйствующих субъектов.

Антимонопольное регулирование не должно сводиться к надзору за соблюдением правил поведения на рынке, а призвано носить созидательный характер. Необходимо контролировать соблюдение законодательства о конкуренции и взыскивать за его нарушение. Однако все карательные рычаги воздействия бесполезны, если отсутствует должное внимание проблемам развития отечественного производителя, повышение его конкурентоспособности, обеспечения экономической безопасности государства и общества, поощрения добропорядочных, законных методов ведения бизнеса.

В целом, уровень развития сектора малого бизнеса в России явно недостаточен с точки зрения требований рациональной структуры рынка, потребностей экономики Российской Федерации. Однако тенденция к увеличению предприятий в рамках отдельных отраслей экономики на фоне экономического подъема должна в последствии привести к положительным результатам в развитии конкурентной среды.

 В Хабаровском крае наблюдаются положительные результаты деятельности малого бизнеса. Однако его потенциал используется не в полной мере. Ключевыми факторами, негативно влияющими на развитие, по-прежнему являются недостаток собственных финансовых средств и недоступность банковских кредитных ресурсов, особенно для начинающих предпринимателей, слабо развитая инфраструктура поддержки малого предпринимательства, особенно в районах.

В настоящее время очевидна необходимость единой последовательной государственной конкурентной политики в России. Во-первых, необходим национальный доктринальный документ, задающий конкурентную политику, определяющий ее основные задачи, цели, конкретные меры и субъекты их реализации.

Во-вторых, необходимо совершенствование антимонопольного законодательства.

В-третьих, необходима дальнейшая работа по разработке пакета подзаконных нормативных правовых актов, позволяющих реализовывать законодательные нормы.



2020-02-03 240 Обсуждений (0)
Глава 3. Государственное регулирование конкуренции в России 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Глава 3. Государственное регулирование конкуренции в России

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (240)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)