Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Понятие, виды и показатели



2020-02-04 177 Обсуждений (0)
Понятие, виды и показатели 0.00 из 5.00 0 оценок




МАТЕРИАЛ

для членов информационно-пропагандистских групп по теме:

 

 

КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПРОДУКЦИИ –

КЛЮЧЕВАЯ ЗАДАЧА ТЕКУЩЕЙ ПЯТИЛЕТКИ

Могилев

декабрь

2007

СОДЕРЖАНИЕ

1. Конкурентоспособность продукции – ключевая

    задача текущей пятилетки                                     3

    Могилевская область                                                  

2. О совместной работе органов внутренних дел

    и общественности в рамках Закона Республики

    Беларусь от 16.07. 2003 г. «Об участии граждан

    в охране общественного порядка и деятельности

    добровольных дружин»

 

 

                                                                                                                                       
ВВЕДЕНИЕ

В условиях глобализации современного мира национальные экономики отдельных государств начинают приобретать все более открытый характер. Чем более открыта экономика той или иной страны, тем важнее для нее становится достигнутый ею уровень конкурентоспособности. Кто выигрывает в конкурентной борьбе – тот имеет возможность сохранять рабочие места, повышать доходы населения, модернизировать производство.

Сегодня на каждый сегмент мирового рынка претендуют тысячи производителей. Активизировали деятельность транснациональные корпорации, диктуя монопольные ценовые условия. На мировых рынках агрессивно действуют азиатские страны, экономика которых стремительно растет. Благодаря революционным научным открытиям стали доступны новые технологии и материалы. В мире резко увеличилось потребление энергоресурсов, происходит их «взрывное» удорожание ввиду иссякающих природных запасов.

Все это диктует новые задачи не только перед отдельными предприятиями и отраслями, но и перед правительствами всех стран.

Проблема конкурентоспособности актуальна и для Беларуси. Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006–2010 гг., утвержденной Указом Президента Республики Беларусь от 12 июня 2006 г. № 384, определено, что главной идеей настоящего пятилетия является повышение уровня конкурентоспособности на основе модернизации экономики страны.

В советские времена, когда экономика СССР была практически закрытой, проблема конкурентоспособности продукции если и возникала, то имела не глобальный, а частный, эпизодический, характер.

После развала Советского Союза конкурентоспособность и экспортоориентированность белорусской продукции в основном обеспечивалась за счет активной девальвации рубля. В названный период мы были вынуждены за счет перераспределения доходов населения и прибыльно работающих предприятий стимулировать и поддерживать производство, чтобы отечественные предприятия сохранились, научились бороться и выживать. Во второй половине 1990-х годов происходило перераспределение «общественного пирога» в пользу тех предприятий, поддержка которых в указанный период представлялась наиболее целесообразной. И они выжили в этой непростой ситуации.

В современных рыночных условиях Беларусь – страна с открытой экономикой. Практически все белорусские предприятия находятся в условиях конкуренции с зарубежными производителями как на внутреннем, так и на мировом рынках. Сейчас перед нами стоит задача достижения конкурентоспособности другими методами – повышая качество, снижая издержки, умело продавая свою продукцию.

«Путь у нас только один – ускоренный переход к                 экономике инновационной, наукоемкой, ресурсосберегающей, конкурентоспособной на мировом рынке», – подчеркнул Глава государства в Послании белорусскому народу и Национальному собранию Республики Беларусь в 2007 году.

 

Понятие, виды и показатели

конкурентоспособности продукции
(национальной экономики)

 

Универсальное определение конкурентоспособности экономической наукой отсутствует. Спектр мнений по этому поводу весьма широк: от трактовки ее какспособности производить и реализовывать товары и услуги до формулировок, делающих акцент на способности обеспечивать высокий уровень доходов населения. В общем смысле конкурентоспособность – это обладание каким-либо субъектом хозяйствования свойствами, дающими преимущества в соревновании с соперником.

Ранее при исследовании вопросов конкурентоспособности на передний план традиционно выдвигались выгодное географическое положение, обладание богатыми природными ресурсами и наличие благоприятных цен на основные факторы производства. В настоящее время акценты смещаются в сторону таких факторов, как высокая производительность, качество жизни основной массы населения, обладание высокими технологиями, а также экономическая среда, способствующая технологическому лидерству и выработке успешной глобальной конкурентной стратегии. В результате конкурентоспособность становится одним из ключевых понятий, в котором концентрированно выражаются экономические, научно-технические, производственные, организационно-управленческие, маркетинговые и иные возможности не только отдельного товара, отрасли, но и экономики страны в целом или даже групп стран. В связи с этим обычно рассматривают три вида (уровня) конкурентоспособности:

· продукции, предприятия (микроуровень) ;

· отрасли или отдельных регионов (мезоуровень);

· народнохозяйственных комплексов, национальных экономик (макроуровень).

Конкурентоспособность товара (продукции) это такой уровень его экономических, технических и эксплуатационных параметров, который позволяет выдержать соперничество (конкуренцию) с другими аналогичными товарами на рынке. Конкурентоспособность товара, как правило, определяется путем сравнения его различных параметров с аналогичными показателями товара-конкурента.

 

 

             
 

 


Составляющие конкурентоспособности товаров (продукции)

В экономической теории выделяют различные показатели и методы оценки конкурентоспособности товаров: по объему их продаж, сравнению уровня издержек производства и реализации, анализу финансовых показателей, анализу рыночных долей и их динамики.

В качестве наглядного примера конкурентоспособности конкретной продукции можно использовать производство автомобилей. Еще 10–15 лет назад мы имели весьма слабое представление о корейских автомобилях. Но сейчас корейские компании теснят на мировом рынке ведущих автопроизводителей мира. Если с 1998 по 2005 год последние увеличили объемы производства в среднем на 10–20%, то за этот период корейская компания «Hundai-Kia» нарастила объемы производства более чем в 3 раза: с 900 тыс. до 3 090 тыс. автомобилей, увеличив тем самым свою долю на мировом рынке производства автомобилей с 1,7% до 4,7%. Этот факт наглядно свидетельствует о растущей конкурентоспособности южнокорейских авто.

Конкурентоспособность продукции неразрывно связана с конкурентоспособностью предприятия (фирмы). К важнейшим показателям конкурентоспособности предприятия (фирмы) относят рентабельность производства, производительность труда, уровень качества производимых товаров, характеристики инновационной деятельности, показатели экспорта. Решающей предпосылкой конкурентоспособности предприятия является производство конкурентоспособных товаров.

Среди основных конкурентных преимуществ предприятия (фирмы) традиционно выделяют:

·предложение лучшей продукции на рынке;

·предоставление лучшего обслуживания потребителю;

·обеспечение более низких, чем у конкурентов, цен;

·лучшее территориальное расположение;

·выпуск продукции с более привлекательными для потребителя свойствами или внешним видом;

·более короткое время выхода на рынок с новой продукцией;

·обладание популярной торговой маркой и высокой репутацией.

Конкурентные преимущества достигаются за счет природных, материальных, трудовых и финансовых факторов: более дешевых производственных ресурсов, выгодного географического положения страны, высокой производительности труда, более современных технологий, развитой инфраструктуры. Как показывает практика, успех в международной конкуренции на сегодняшний день определяет не столько наличие природных, человеческих, финансовых и других ресурсов, сколько эффективное их использование.

Яркой иллюстрацией сказанному служит пример белорусского предприятия по производству холодильников           ЗАО «Атлант». Завод демонстрирует свою конкурентоспособность последние 15–20 лет. Даже в начале 1990-х годов, когда большинство белорусских предприятий находилось на грани банкротства, «Атлант» не снизил объемов производства         (728 тыс. холодильников в 1990 году и 746 тыс. в 1995-м), а в 2006 году было уже произведено 1 050 тыс. холодильников и морозильников.

Конкурентоспособность отраслихарактеризуется оценкой ее положения на международных рынках и определяется рядом факторов:

· оптимальным уровнем концентрации, специализации и кооперирования в отрасли;

· высоким удельным весом конкурентоспособного персонала в отрасли;

· качественной информационной и нормативно-методической базой управления в отрасли;

· наличием конкурентоспособных поставщиков;

· наличием доступа к качественному дешевому сырью и другим ресурсам;

· эффективностью использования ресурсов;

· высоким уровнем радикальных новшеств (патентованные товары, технологии, информационные системы);

· проведением сертификации продукции и систем;

· эксклюзивностью товаров отрасли;

· высокой эффективностью организации отрасли;

· высокой долей экспорта наукоемких товаров;

· высоким удельным весом в мировом экспорте товаров и мировом производстве.

Количественно отраслевую конкурентоспособность характеризуют показатели доли экспорта товара в общем объеме экспортных поставок страны или мировом экспорте товаров, доли данной отрасли в ВВП государства. Например, в Японии высокую конкурентоспособность демонстрируют такие отрасли, как автомобилестроение, радиоэлектроника; в Дании – сельскохозяйственное производство; в Италии, Испании, Болгарии – туризм.

В современных условиях конкурентоспособность (предприятия, отрасли или экономики в целом) обусловлена, прежде всего, стабильностью политических, социальных и экономических условий. Поэтому главным уровнем обеспечения конкурентоспособности заслуженно признается государственный, на котором определяются т. н. «правила экономической игры», то есть основные условия функционирования всей хозяйственной системы.

Конкурентоспособность национальной экономики – это способность страны как геополитического субъекта производить и реализовывать товары и услуги, отвечающие требованиям мировых рынков, и создавать условия наращивания государственных ресурсов со скоростью, позволяющей обеспечивать устойчивые темпы роста ВВП и качество жизни населения на уровне мировых значений.

Конкурентоспособность страны характеризуют ряд факторов:

·стабильность политической и правовой системы;

·высокая эффективность использования ресурсов;

·наличие природных ресурсов и благоприятный климат, выгодное географическое положение;

·открытость экономики, высокий уровень международной интеграции и кооперирования;

·значительные вложения в развитие человека (на образование, здравоохранение, социальные нужды);

·высокий уровень ВВП на душу населения;

·значительная доля конкурентоспособных фирм;

·оптимальный экспорт-импорт;

·наличие конкурентной среды;

·значительные расходы из госбюджета на НИОКР.

Исследователи проблемы конкурентоспособности используют различные методологические подходы для измерения ее уровня в целях сравнения этого показателя в различных странах. Наиболее широко используются три основных подхода.

Первый базируется на анализе основного макроэкономического показателя – ВВП на душу населения. Производство ВВП на душу населения может служить важной обобщающей характеристикой конкурентоспособности страны на макроуровне, однаконе позволяет определить степень влияния отдельных факторов на национальную конкурентоспособность.

Основой второгоподхода служит исследование реализованных конкурентных преимуществ, которые выражаются данными о результатах внешнеторговой деятельности страны, об изменении доли отечественных товаров во внутреннем товарообороте. В качестве показателей конкурентоспособности страны рассматриваются доля страны в мировом экспорте определенного товара, удельный вес товара в совокупном экспорте страны, соотношения между экспортом и производством, импортом и потреблением отдельных товаров. В этом плане характерен пример Китая. Доля этой страны в мировом производстве и экспорте ряда товаров (одежды, обуви, радиоэлектроники, компьютеров, автомобилей) неуклонно растет. Удельный вес страны, к примеру, в мировом производстве легковых автомобилей вырос с 1% в 1997 году до 7% в 2005-м. Соответственно, вырос и их экспорт.

Третийподход основан на сравнении конкурентоспособности стран по различным рейтингам. Известно около десятка рейтингов конкурентоспособности национальных экономик, которые стали регулярно публиковаться в конце прошлого века. Наиболее популярны из них два: Ежегодник мировой конкурентоспособности, начиная с 1989 года издается Институтом развития менеджмента (Лозанна, Швейцария), и Глобальный индекс конкурентоспособности, публикуемый с 1979 года Всемирным экономическим форумом (Давос, Швейцария) – организацией, финансируемой, главным образом, крупным транснациональным бизнесом. В первом случае для подсчета рейтинга конкурентоспособности анализируются 320 показателей, во втором – 89. В обоих исследованиях используются как объективные, измеримые, показатели экономики, так и субъективные оценки экспертов и специалистов. Например, Институтом развития менеджмента анализируются показатели, сгруппированные в 4 блока: экономика (цены, международная торговля, зарубежные инвестиции), эффективность правительства (государственные финансы, фискальная политика), эффективность бизнеса (производительность, финансы, управленческая практика), инфраструктура (наука, здравоохранение, окружающая среда, система образования). Ведущие места в этих рейтингах занимают, как правило, страны Западной Европы и Северной Америки. Беларусь в настоящее время не включена в число стран, представленных в указанных ежегодных обзорах.    

В октябре 2007 г. Всемирный экономический форум опубликовал очередной ежегодный доклад по глобальной конкурентоспособности 2007–2008 гг. Первые десять мест были отведены следующим странам: США, Швейцарии, Дании, Швеции, Германии, Финляндии, Сингапуру, Японии, Великобритании, Голландии.

Однако указанная методика определения конкурентоспособности национальных экономик подвергается научными кругами серьезной критике. Отмечается, что общее количество измеряемых показателей так велико, что любое сопоставление стран между собой не только теряет всякий экономический смысл, но и предоставляет огромные возможности для политической интерпретации. Фактически происходит сопоставление экономик разных стран с «идеальной» моделью. При этом основные спонсоры и главные специалисты-разработчики упомянутых организаций принадлежат к западной культурной демократической традиции. Как следствие, в качестве идеала они берут за основу экономику свободного рынка с некоторыми элементами общественного регулирования. Эксперт Японского института политических исследований Э. Амсден, анализируя выпуск очередного рейтинга, отметил: «Индекс конкурентоспособности определяется исходя из англосаксонской теории экономического успеха: чем больше открыты рынки какой-либо страны, тем выше ее рейтинг. А чем более открыты рынки, тем проще большому бизнесу стран-спонсоров Всемирного экономического форума проникать на них». Аналогичную точку зрения высказал и российский исследователь М.М. Горбанев: «Публикация сводных рейтингов конкурентоспособности имеет, прежде всего, характер РR-акции, направленной на пропаганду капиталистической модели экономики в ее наиболее «свободно-рыночном варианте». Не удивительно, что многие независимые эксперты рекомендуют развивающимся странам «игнорировать подобные рейтинги» и «не стремиться во всем следовать англосаксонской модели развития».

Проведенные в нашей стране исследования свидетельствуют, что Беларусь по уровню конкурентоспособности национальной экономики, а также другим обобщающим показателям социально-экономического развития находится в одной группе с такими странами, как Россия, Литва, Латвия, Польша.



2020-02-04 177 Обсуждений (0)
Понятие, виды и показатели 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Понятие, виды и показатели

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (177)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)