Характеристика информационного общества
Сегодня термин информационное общество прочно занял свое место, причем не только в лексиконе специалистов в области информации, но и в лексиконе политических деятелей, экономистов, ученых. В большинстве случаев это понятие ассоциируется с развитием информационных технологий и средств телекоммуникации, позволяющих на платформе гражданского общества осуществить новый эволюционный скачок и войти в следующий информационный век уже в качестве информационного общества или его начального этапа. Итак, что такое глобальное информационное общество? Согласно концепции 3. Бжезинского, Д. Белла, О. Тоффлера, информационное общество — это разновидность постиндустриального общества. Сторонники этой концепции, рассматривая общественное развитие как последовательную смену стадий развития, связывают информационное общество с доминированием информационного сектора экономики, наряду с сельским хозяйством, промышленностью, экономикой услуг. При этом утверждается, что капитал и труд, составляющие основу индустриального общества, уступают место информации и знаниям в информационном обществе. На первой Всемирной конференции по развитию телекоммуникаций в 1994 г. в Буэнос-Айресе вице-президент США Альберт Гор сформулировал основную цель ГИО так: «...создать глобальное сообщество, в котором население соседних стран рассматривает друг друга не как потенциальных врагов, а как потенциальных партнеров, как членов одной семьи в огромной, все в большей степени взаимосвязанной человеческой семье» [3]. Понятие «информационное общество» возникло как попытка определить те процессы, которые наблюдаются сегодня в обществе и которые не связаны непосредственно с изменением производительных сил, а используют влияние знаний (информации) на все сферы общественных отношений. И относятся эти изменения к информатизации всех сфер общественного производства. Движение к информационному обществу отличают три основных признака: постиндустриальная трансформация, доминирующая роль теоретического знания, расширение сектора услуг по отношению к материальному производству. Информатизация — это не только и не столько оснащение компьютерами, средствами связи и обработки информации, сколько создание новых интеллектуальных технологий, позволяющих находить рациональные подходы к экономическим, техническим и даже социальным проблемам. Переход к постиндустриальному обществу характеризуется также решением вопросов, связанных с производством и предоставлением благ, в первую очередь, с реализацией производимой продукции. В результате применения информационных технологий для потребителей экономическая среда может быть представлена как пространство выбора из многообразия образов, стилей, стандартов, марок, товарных знаков, то есть стилевого многообразия. При этом под информатизацией можно понимать организованный социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе формирования, хранения и использования информационных ресурсов. Информатизация — это процесс частичной замены традиционных видов ресурсов общества (материалов, энергии) информацией, процесс превращения информации в важный ресурс общества. Дать точное определение понятию «информационное общество» пока достаточно трудно, ведь оно только зарождается. Разные исследователи вкладывают в это понятие разный смысл. Н. Винер считает, что это социальный организм, устроенный на кибернетических принципах. Н. Моисеев связывает становление информационного общества с формированием планетарного Коллективного Разума как необходимого условия принятия человечеством рациональных решений. Приведем одно из удачных определений этого понятия: «Информационное общество / Information society — ступень в развитии современной цивилизации, характеризующаяся увеличением роли информации и знаний в жизни общества, возрастанием доли инфокоммуникаций, информационных продуктов и услуг в валовом внутреннем продукте (ВВП), созданием глобального информационного пространства, обеспечивающего эффективное информационное взаимодействие людей, их доступ к мировым информационным ресурсам и удовлетворение их социальных и личностных потребностей в информационных продуктах и услугах» [7]. О точности определений информационного общества можно спорить, но его особенности и отличительные черты становятся все более четкими. Информационное общество, по мнению И. С. Мелюхина, имеет три отличительные характеристики: · во-первых, информация используется как один из экономических ресурсов с целью повысить эффективность производства, укрепить конкурентоспособность, стимулировать инновации; · во-вторых, информация становится предметом массового потребления общества; · в-третьих, происходит формирование информационного сектора в экономике, который растет более быстрыми темпами, чем остальные [3]. В. А. Копылов приводит следующие характеристики информационного общества: · наличие информационной инфраструктуры, состоящей из трансграничных информационно-телекоммуникационных сетей и распределенных в них информационных ресурсов как запасов знаний; · массовое применение компьютеров, подключенных к трансграничным информационно-телекоммуникационным сетям; · подготовленность членов общества к работе на персональных компьютерах и в трансграничных информационно-телекоммуникационных сетях; · новые формы и виды деятельности в трансграничных информационно-телекоммуникационных сетях или в виртуальном пространстве, включая куплю-продажу товаров и услуг, связь и коммуникации, отдых и развлечения, медицинские услуги и т. д.; · возможность каждому члену общества практически мгновенно получить из трансграничных информационно-телекоммуникационных сетей полную, точную и достоверную информацию; · возможность коммуникации каждого члена общества с каждым (электронная почта, «чаты»); · трансформация деятельности средств массовой информации и трансграничных информационно-телекоммуникационных сетей, создание единой среды распространения массовой информации — мультимедиа; · нивелирование географических и геополитических границ между государствами, становление нового информационного права и законодательства, обусловленного взаимодействием членов мирового сообщества в трансграничных информационно-телекоммуникационных сетях [9]. Профессор У. Мартин предпринял попытку выделить и сформулировать основные характеристики информационного общества по следующим критериям: 1. Технологический: ключевой фактор — информационная технология, которая широко применяется в производстве, учреждениях, системе образования и в быту. 2. Социальный: информация выступает в качестве важного стимулятора изменения качества жизни, формируется и утверждается «информационное сознание» при широком доступе к информации. 3. Экономический: информация составляет ключевой фактор в экономике в качестве ресурса, услуг, товара, источника добавленной стоимости и занятости. 4. Политический: свобода информации, ведущая к политическому процессу, который характеризуется растущим участием и консенсусом между различными классами и социальными слоями населения. 5. Культурный: признание культурной ценности информации посредством содействия утверждению информационных ценностей в интересах развития отдельного индивида и общества в целом. При этом Мартин особо подчеркивает мысль о том, что коммуникация представляет собой «ключевой элемент информационного общества». Мартин отмечает, что, говоря об информационном обществе, его следует принимать не в буквальном смысле, а рассматривать как ориентир, тенденцию изменений в современном западном обществе. По его словам, в целом эта модель ориентирована на будущее, но в развитых капиталистических странах уже сейчас можно назвать целый ряд вызванных информационной технологией изменений, которые подтверждают концепцию информационного общества. К таким изменениям относят: · структурные изменения в экономике, особенно в сфере распределения рабочей силы; · возрастание доли информационных коммуникаций, продуктов и услуг в валовом внутреннем продукте; · возросшее осознание важности информации; · растущее осознание необходимости компьютерной грамотности; · широкое распространение информационной технологии; · поддержка правительством развития компьютерной микроэлектронной технологии и телекоммуникаций. · создание глобального информационного пространства, обеспечивающего: (а) эффективное информационное взаимодействие людей, (б) их доступ к мировым информационным ресурсам и (в) удовлетворение их потребностей в информационных продуктах и услугах. В свете этих изменений, как считает Мартин, «информационное общество можно определить как общество, в котором качество жизни так же как перспективы социальных изменений и экономического развития в возрастающей степени зависят от информации и ее эксплуатации. В таком обществе стандарты жизни, формы труда и отдыха, система образования и рынок находятся под значительным влиянием достижений в сфере информации и знания». Таким образом, дать определение информационного общества достаточно трудно, но мы сформулируем его основные обобщающие характеристики: · наличие информационной инфраструктуры, состоящей из трансграничных информационно-телекоммуникационных сетей (ТИТС) и распределенных в них информационных ресурсов как запасов знаний; · массовое применение персональных компьютеров, подключенных к ТИТС; · подготовленность членов общества к работе на персональных компьютерах и в ТИТС; · новые формы и виды деятельности в ТИТС или в виртуальном пространстве; · возможность практически каждому члену общества получать из ТИТС оперативную, полную, точную и достоверную информацию; · практически мгновенная коммуникация каждого члена общества с каждым, каждого со всеми и всех с каждым; · трансформация деятельности средств массовой информации (СМИ), интеграция СМИ и ТИТС, создание единой среды распространения массовой информации — мультимедиа; · отсутствие географических и геополитических границ государств-участников ТИТС, «столкновение» и «ломка» национальных законодательств стран в этих сетях, становление нового информационного права и законодательства.
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (195)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |