Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Характеристика информационного общества



2020-02-04 195 Обсуждений (0)
Характеристика информационного общества 0.00 из 5.00 0 оценок




Сегодня термин информационное общество прочно занял свое место, причем не только в лексиконе специалистов в области информации, но и в лексиконе политических деятелей, экономистов, ученых. В большинстве случаев это понятие ассоциируется с развитием информационных технологий и средств телекоммуникации, позволяющих на платформе гражданского общества осуществить новый эволюционный скачок и войти в следующий информационный век уже в качестве информационного общества или его начального этапа.

Итак, что такое глобальное информационное общество? Согласно концепции 3. Бжезинского, Д. Белла, О. Тоффлера, информационное общество — это разновидность постиндустриального об­щества. Сторонники этой концепции, рассматривая об­щественное развитие как последовательную смену стадий развития, связывают информационное общество с доми­нированием информационного сектора экономики, наря­ду с сельским хозяйством, промышленностью, экономи­кой услуг. При этом утверждается, что капитал и труд, со­ставляющие основу индустриального общества, уступают место информации и знаниям в информационном обще­стве.

На первой Всемирной конференции по развитию теле­коммуникаций в 1994 г. в Буэнос-Айресе ви­це-президент США Альберт Гор сформулировал основ­ную цель ГИО так: «...создать глобальное сообщество, в котором население соседних стран рассматривает друг друга не как потенциальных врагов, а как потенциальных партнеров, как членов одной семьи в огромной, все в боль­шей степени взаимосвязанной человеческой семье» [3].

Понятие «информационное общество» возникло как попытка определить те процессы, которые наблюдаются сегодня в обществе и которые не связаны непосредствен­но с изменением производительных сил, а используют влияние знаний (информации) на все сферы обществен­ных отношений. И относятся эти изменения к информати­зации всех сфер общественного производства.

Движение к информационному обществу отличают три основных признака: постиндустриальная трансфор­мация, доминирующая роль теоретического знания, расширение сектора услуг по отношению к материальному производству. Информатизация — это не только и не столько оснащение компьютерами, средствами связи и обработки информации, сколько создание новых интел­лектуальных технологий, позволяющих находить рацио­нальные подходы к экономическим, техническим и даже социальным проблемам. Переход к постиндустриальному обществу характеризуется также решением вопросов, связанных с производством и предоставлением благ, в первую очередь, с реализацией производимой продукции. В результате применения информационных технологий для потребителей экономическая среда может быть представлена как пространство выбора из многообразия обра­зов, стилей, стандартов, марок, товарных знаков, то есть стилевого многообразия.

При этом под информатизацией можно понимать орга­низованный социально-экономический и научно-техни­ческий процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе формирования, хранения и использования информационных ресурсов. Информатиза­ция — это процесс частичной замены традиционных ви­дов ресурсов общества (материалов, энергии) информа­цией, процесс превращения информации в важный ресурс общества.

Дать точное определение понятию «информационное общество» пока достаточно трудно, ведь оно только заро­ждается. Разные исследователи вкладывают в это понятие разный смысл. Н. Винер считает, что это социальный ор­ганизм, устроенный на кибернетических принципах. Н. Моисеев связывает становление информационного общества с формированием планетарного Коллективного Разума как необходимого условия принятия человечест­вом рациональных решений. Приведем одно из удачных определений этого понятия: «Информационное общест­во / Information society — ступень в развитии современной цивилизации, характеризующаяся увеличением роли информации и знаний в жизни общества, возрастанием доли инфокоммуникаций, информационных продуктов и услуг в валовом внутреннем продукте (ВВП), созданием глобального информационного пространства, обеспечи­вающего эффективное информационное взаимодействие людей, их доступ к мировым информационным ресурсам и удовлетворение их социальных и личностных потребно­стей в информационных продуктах и услугах» [7].

О точности определений информационного общества можно спорить, но его особенности и отличительные чер­ты становятся все более четкими.

Информационное общество, по мнению И. С. Мелюхина, имеет три отличительные характеристики:

· во-первых, информация используется как один из экономических ре­сурсов с целью повысить эффективность производства, укрепить конкурентоспособность, стимулировать иннова­ции;

· во-вторых, информация становится предметом мас­сового потребления общества;

· в-третьих, происходит формирование информационного сектора в экономике, который растет более быстрыми темпами, чем осталь­ные [3].

В. А. Копылов приводит следующие характеристики информационного общества:

· наличие информационной инфраструктуры, состоя­щей из трансграничных информационно-телекоммуника­ционных сетей и распределенных в них информационных ресурсов как запасов знаний;

· массовое применение компьютеров, подключенных к трансграничным информационно-телекоммуникацион­ным сетям;

· подготовленность членов общества к работе на пер­сональных компьютерах и в трансграничных информаци­онно-телекоммуникационных сетях;

· новые формы и виды деятельности в трансгранич­ных информационно-телекоммуникационных сетях или в виртуальном пространстве, включая куплю-продажу това­ров и услуг, связь и коммуникации, отдых и развлечения, медицинские услуги и т. д.;

· возможность каждому члену общества практически мгновенно получить из трансграничных информацион­но-телекоммуникационных сетей полную, точную и дос­товерную информацию;

· возможность коммуникации каждого члена общест­ва с каждым (электронная почта, «чаты»);

· трансформация деятельности средств массовой ин­формации и трансграничных информационно-телеком­муникационных сетей, создание единой среды распро­странения массовой информации — мультимедиа;

· нивелирование географических и геополитических границ между государствами, становление нового инфор­мационного права и законодательства, обусловленного взаимодействием членов мирового сообщества в транс­граничных информационно-телекоммуникационных се­тях [9].

Профессор У. Мартин предпринял попытку выделить и сформулировать основные характеристики информационного общества по следующим критериям:

1. Технологический: ключевой фактор — информационная технология, которая широко применяется в производстве, учреждениях, системе образования и в быту.

2. Социальный: информация выступает в качестве важного стимулятора изменения качества жизни, формируется и утверждается «информационное сознание» при широком доступе к информации.

3. Экономический: информация составляет ключевой фактор в экономике в качестве ресурса, услуг, товара, источника добавленной стоимости и занятости.

4. Политический: свобода информации, ведущая к политическому процессу, который характеризуется растущим участием и консенсусом между различными классами и социальными слоями населения.

5. Культурный: признание культурной ценности информации посредством содействия утверждению информационных ценностей в интересах развития отдельного индивида и общества в целом.

При этом Мартин особо подчеркивает мысль о том, что коммуникация представляет собой «ключевой элемент информационного общества».

Мартин отмечает, что, говоря об информационном обществе, его следует принимать не в буквальном смысле, а рассматривать как ориентир, тенденцию изменений в современном западном обществе. По его словам, в целом эта модель ориентирована на будущее, но в развитых капиталистических странах уже сейчас можно назвать целый ряд вызванных информационной технологией изменений, которые подтверждают концепцию информационного общества.

К таким изменениям относят:

· структурные изменения в экономике, особенно в сфере распределения рабочей силы;

· возрастание доли информационных коммуникаций, продуктов и услуг в валовом внутреннем продукте;

· возросшее осознание важности информации;

· растущее осознание необходимости компьютерной грамотности;

· широкое распространение информационной технологии;

· поддержка правительством развития компьютерной микроэлектронной технологии и телекоммуникаций.

· создание глобального информационного пространства, обеспечивающего: (а) эффективное информационное взаимодействие людей, (б) их доступ к мировым информационным ресурсам и (в) удовлетворение их потребностей в информационных продуктах и услугах.

В свете этих изменений, как считает Мартин, «информационное общество можно определить как общество, в котором качество жизни так же как перспективы социальных изменений и экономического развития в возрастающей степени зависят от информации и ее эксплуатации. В таком обществе стандарты жизни, формы труда и отдыха, система образования и рынок находятся под значительным влиянием достижений в сфере информации и знания».

Таким образом, дать определение информационного общества достаточно трудно, но мы сформулируем его основные обобщающие характеристики:

· наличие информационной инфраструктуры, состоя­щей из трансграничных информационно-телекоммуникационных сетей (ТИТС) и распределенных в них информа­ционных ресурсов как запасов знаний;

· массовое применение персональных компьютеров, подключенных к ТИТС;

· подготовленность членов общества к работе на пер­сональных компьютерах и в ТИТС;

· новые формы и виды деятельности в ТИТС или в виртуальном пространстве;

· возможность практически каждому члену общества получать из ТИТС оперативную, полную, точную и досто­верную информацию;

· практически мгновенная коммуникация каждого члена общества с каждым, каждого со всеми и всех с каж­дым;

· трансформация деятельности средств массовой ин­формации (СМИ), интеграция СМИ и ТИТС, создание единой среды распространения массовой информации — мультимедиа;

· отсутствие географических и геополитических гра­ниц государств-участников ТИТС, «столкновение» и «ломка» национальных законодательств стран в этих се­тях, становление нового информационного права и зако­нодательства.



2020-02-04 195 Обсуждений (0)
Характеристика информационного общества 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Характеристика информационного общества

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (195)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)