Современные направления информатизации общества
Следует понимать, что информационный сектор экономики или индустрия информации в широком смысле не является и не может рассматриваться как основа жизнедеятельности общества даже на современном этапе. Однако вовлеченные в сферу этого вида деятельности ресурсы велики, информационная индустрия развивается быстрыми темпами и стала ведущим сектором экономики. Именно поэтому страны оценивают свой информационный потенциал и разрабатывают программы информатизации. Это обеспечивает сегодня устойчивость экономики в целом. Информатика буквально на глазах одного поколения превращается в фундаментальную науку об информации и информационных процессах не только в технических системах, но также и в обществе. Информационные технологии, повышая эффективность использования информационных ресурсов, выступают не только как важнейший инструмент деятельности в информационной сфере, но и как мощный катализатор развития научно-технического прогресса. Информатизация общества в полной мере зависит от развитости системы информации. Среднегодовые темпы роста объема продаж на информационном рынке составляли 16-25%. Информационные ресурсы стали приобретать стратегическое значение. Не случайно уже на период 1990—1994 гг. Советом Европейского сообщества был принят план создания рынка информационных продуктов и услуг, предусматривающий формирование внутреннего рынка информационных услуг к началу 1993 г. Мировое сообщество приступило к созданию глобальной информационной инфраструктуры, гуманитарная цель которой — обеспечение гражданам доступа к информационным ресурсам мира. Глобализация — это долгосрочный процесс, и это не только рост интернационализации, предполагающий возрастающее взаимодействие суверенных национальных экономик. Это значительно большее, означающее рост взаимозависимости и взаимопроникновения человеческих отношений наряду с ростом интеграции социоэкономической жизни. Часто глобализацию представляют только как экономический фактор, который проявляется в тесной связи рынков, валют и корпоративных организаций. Но это и социальный, культурный и политический фактор, призванный ответить на угрозы и вызовы выживанию человечества. Начало масштабной информатизации в США тесно связано с именем Альберта Гора, который видел в этом процессе способ избавления государства от хронических болезней: несвязности в управлении, организационной неразберихи и кризиса финансовой системы. Администрация Б. Клинтона приоритетным направлением своей деятельности сделала развитие национальной информационной инфраструктуры, считая, что США вступили в период перехода от постиндустриального к информационному обществу. В 1993 г. правительство США подготовило доклад с планами развития национальной информационной инфраструктуры (Agenda for Action). Для изучения проблем, связанных с построением национальной информационной инфраструктуры, были предложены девять руководящих принципов: · поощрение частных инвестиций; · концепция универсального доступа; · помощь в технологических инновациях; · обеспечение интерактивного доступа; · защита личной жизни, безопасности и надежности сетей; · улучшение управления сектором радиочастот; · защита прав интеллектуальной собственности; · координация государственных усилий; · обеспечение доступа к государственной информации. С этого времени правительство США стало считать развитие национальной и глобальной информационных инфраструктур приоритетным направлением своей политики. Государству рекомендовалось действовать по следующим направлениям. · поощрять частные инвестиции: устранять барьеры на пути частных инвестиций, способствовать инвестиционным инициативам в телекоммуникационном и информационном рынках; принимать законы и правила регулирования, которые не дискриминационны относительно этих процессов; · поддерживать конкуренцию в сфере формирования новых технологий, услуг связи, коммуникаций; · обеспечивать всем поставщикам информационных услуг доступ к оборудованию, сетям и сетевым услугам на недискриминационной основе. При этом процесс принятия единых стандартов должен быть открытым и происходить с участием заинтересованных производителей; · осуществлять оптимальное административное и законодательное регулирование процессов информатизации. Европейское сообщество в 1994 г. поставило задачу построения информационного общества в число наиболее приоритетных. Был подготовлен план действий, который определил стратегию движения Европы к информационному обществу: · либерализация телекоммуникационного сектора экономики; · обеспечение социальной ориентации общества, поддержка региональных инициатив с целью достижения согласованного развития; · новые действия в области образования; · поддержка европейской индустрии производства содержания (контента); поддержка научных программ. Как уже описывалось выше, новые информационные технологии расширяют права граждан путем предоставления оперативного доступа к разнообразным информационным ресурсам, увеличивают возможности граждан участвовать в процессах принятия политических решений и следить за действиями правительства (электронное правительство), предоставляют возможность активно производить, искать, доставлять и использовать информацию. Однако эти потенциальные возможности не становятся реальными сами по себе. Здесь нужна активная позиция государства. В 2000 г. была принята Окинавская хартия глобального информационного общества, главной целью которой является ликвидация международного неравенства в области информации, а в апреле 2002 г. на сессии Исполнительного совета был представлен доклад «О сохранении цифрового наследия». Масштабность и глобальный характер информатизации сформировали новый современный инструмент государственного управления — государственную информационную политику, направленную на управление процессами трансформации общественных отношений в условиях информатизации. Предметом регулирования государственной информационной политики выступает процесс формирования и развития информационной сферы и ее системообразующих факторов. Государственное участие в социальном регулировании процессов информатизации находит выражение в следующих направлениях: · в законодательных инициативах; · определении и регулировании позиций информационной индустрии в социальной структуре; · в формировании информационной культуры населения, «информационном» просвещении; · в финансовой поддержке и координации усилий по информатизации базовых социальных институтов, функционирующих в некоммерческом секторе экономики. Информационное общество влечет за собой не только прогрессивные начала, но и порождает ряд социальных проблем. Наиболее сложными из них являются проблемы сохранения электронной информации и информационного неравенства людей, отдельных регионов и целых стран в новой телекоммуникационной среде и проблема обеспечения информационной безопасности человека и общества. Угрозой переходного периода к информационному обществу является разделение людей на имеющих информацию, умеющих обращаться с информационно-телекоммуникационными технологиями (ИТТ) и не обладающих такими навыками. Таким образом, информатизация и компьютеризация требуют от людей новых навыков, новых знаний и нового мышления, призванных обеспечить адаптацию к условиям и реалиям компьютеризированного общества и обеспечить ему достойное место в этом обществе. Информатизация оказывает влияние на образ и качество жизни всех членов общества как на индивидуальном, так и на организационном уровне, на рабочем месте и в быту. Это, в свою очередь, порождает ряд проблем и необходимость постоянного управления процессом информатизации.
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (155)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |