Социально-психологического методы
Социально-психологические методы управления – это такие способы воздействия на объект управления, которые основаны на использовании социально-психологических факторов и направлены на управление социально-психологическими отношениями, складывающимися в коллективе, для достижения поставленных перед организацией целей. Социально-психологические методы, являющиеся «методами убеждения»,включают следующую совокупность социально-психологических способов воздействия: · формирование трудовых коллективов с учетом социально-психологических характеристик людей: способностей, темперамента, черт характера, что создает благоприятные условия для их совместной деятельности; · введение системы социального регулирования, которая включает использование договоров, обязательств, установление порядка распределения благ, очередности их получения; · социальное стимулирование - создание обстановки социально-психологической заинтересованности в выполнении какой-либо важной работы или вообще в достижении определенных целей, результатов, рубежей развития; · установление и развитие социальных норм поведения, создание и поддержание благоприятной социально-психологической атмосферы совместной работы. В состав социально-психологических методов управления персоналом входят: · социальный анализ в коллективе; · социальное планирование; · участие работников в управлении; · социальное развитие коллектива; · психологическое воздействие на работников (формирование групп, создание нормального психологического климата); · моральное стимулирование; · развитие инициативы и ответственности. Социологические методы воздействия управления, применяемые на предприятии, освещены в таблице 2
Таблица 2 Косвенные методы управления персоналом
В настоящее время работники предприятия, имеют возможность в целях снижения уровня заболеваемости и уменьшения количества дней нетрудоспособности работников, а также оздоровления персонала пользуются льготами, указанными в Коллективном договоре ООО «НОВАТЭК» на 2010 год: · правом на санаторно-курортный отдых работников; · лечением в санатории-профилактории; · правом на отдых детей работников в летних детских оздоровительных лагерях. Совершенствование подготовки работников, повышения уровня их профессиональной квалификации относится к числу важнейших элементов комплекса работ в экономике. Главной задачей современной системы подготовки и повышения квалификации рабочих является преодоление сложившихся в прошлом несоответствий в подготовке кадров по профессиям и квалификации и сбалансированном удовлетворении потребностей конкретного производства с учетом перспектив его развития в квалифицированных работниках. Это обуславливается необходимостью научно обоснованного определения реальных потребностей производства в квалифицированных кадрах нужного количества и качества. Квалификация рабочих в современных условиях характеризуется такими признаками, как глубокие общеобразовательные технические и профессиональные знания, мастерство и профессиональная подвижность. Уровень развития рабочей силы непосредственно связан с изменением и совершенствованием технического базиса производства. Научно-технический прогресс в современных условиях влияет на всю систему производственных сил, затрагивая в первую очередь человека как главную производительную силу общества с его способностью трудиться, создавать материальные блага, меняя содержание и условия трудовой деятельности, место человека в производстве. Производство заинтересовано в высокопрофессиональных кадрах, быстрой замене кадров (по причинам увольнений, болезни, на время отпусков), которое обоюдовыгодно и работнику и работодателю. Стимулируя работников к повышению своего образования (получению специального и высшего образования) работодатель предоставляет работнику ученический отпуск продолжительностью до 50 дней в течение календарного года при совмещении обучения и работы. Аттестация персонала – кадровые мероприятия, призванные оценить соответствие уровня труда, качеств и потенциала личности требованиям выполняемой деятельности. С учетом целей аттестации можно говорить о двух ее составных частях: оценке труда и оценке персонала. Оценка труда направлена на сопоставление содержания, качества и объема фактического труда с планируемым результатом труда, который представлен в технологических картах, планах и программах работы предприятия. Оценка труда дает возможность оценить количество, качество и интенсивность труда. Оценка персонала позволяет изучить степень подготовленности работника к выполнению именно того вида деятельности, которым он занимается, а также выявить уровень его потенциальных возможностей для оценки перспектив роста. Аттестация на ООО «НОВАТЭК» проходит ежегодно на предприятии и раз в три года в ОАО «РЖД». При подведения итогов аттестации проводят анализ кадровой информации (оценку труда и персонала); подготовку рекомендаций по работе с персоналом; утверждение результатов аттестации. Оценка труда включает: · выявление работников, не удовлетворяющих стандартам труда; · выявление работников, удовлетворяющих стандартам труда; · выявление работников, существенно превышающих стандарты труда. Оценка персонала включает: · диагностику уровня развития профессионально важных качеств; · сопоставление индивидуальных результатов со стандартными требованиями работы (по уровням и специфике должностей); · выявление сотрудников с отклоняющимися от стандартов качествами; · оценку перспектив эффективной деятельности; · оценку роста; · ротацию. Для подведения обобщенных итогов составляются сравнительные таблицы эффективности работников; выделяются группы риска (неэффективно работающих или работников с неоптимальным уровнем развития профессионально важных качеств); выделяются группы роста (работников, ориентированных и способных к развитию и профессиональному проведению); готовятся рекомендации по использованию данных аттестации; принимается решение о зачислении работника в резерв СС (специалистов, служащих), то есть работник имеет перспективу занять освободившуюся вышестоящую должность, получить повышение разряда, категории и пр., в некоторых случаях по итогам аттестации принимается решение о повышении оплаты труда работнику. Каждый работодатель обязан обеспечивать надлежащее техническое оборудование всех рабочих мест и создавать на них условия работы, соответствующие принятым в данной отрасли правилам по охране труда, а также санитарным правилам и нормам. При отсутствии в правилах требований, соблюдение которых при производстве работ необходимо для обеспечения безопасных условий труда, работодатель самостоятельно принимает все необходимые меры, обеспечивающие безопасные условия труда. В частности, на работодателя возлагается обязанность, связанная с проведением инструктажа работников по технике безопасности, производственной санитарии, противопожарной охране и другим правилам охраны труда. Различают следующие виды инструктажа: · вводный (при приеме на работу и при переводе на другую работу); · первичный — на рабочем месте (со всеми вновь принятыми работниками и практическим показом безопасных приемов и методов работы); · повторный (с целью проверки и повышения уровня знаний правил и инструкций по охране труда); · внеплановый (при изменении правил по охране труда, замене оборудования, нарушении работником правил охраны труда и инструкций); · текущий (перед производством работ, на которые оформляется наряд-допуск). На опасных видах работ предъявляются повышенные требования по технике безопасности, поэтому к работе допускается только тот, кто прошел обучение на специальных курсах, сдал все экзамены и получил специальное удостоверение. Все работники обязаны строго соблюдать инструкции по охране труда, а также установленные требования обращения с машинами и механизмами, пользоваться выдаваемыми им средствами индивидуальной защиты. Руководство обязано постоянно контролировать соблюдение персоналом требований инструкций по охране труда. Психологические методы воздействия управления, так же как и социологические методы, играют важную роль при работе с персоналом и направлены на конкретную личность рабочего и служащего, персонифицированы и индивидуальны. К сожалению, психологические методы, призванные обращаться к внутреннему миру человека, к его личности, интеллекту, чувствам, образам и поведению, не достаточно развиты и применяемы на предприятии. Психологическое планирование и регулирование в производстве могла бы осуществлять профессиональная психологическая служба. Основными направлениями ее деятельности могло бы быть: · создание комфортного психологического микроклимата в коллективах производства; · минимизация психологических конфликтов (избежание скандалов, снятие стрессов, разрешение споров); · разработка персонифицированной служебной карьеры и перспектив роста сотрудников производства; · формирование корпоративной культуры на основе норм поведения и образов «идеальных» сотрудников. У психологической службы может быть целый арсенал форм для непрямого морального воздействия на работника, среди них: убеждение, внушение, подражание, вовлечение, принуждение, побуждение, осуждение, требование, намек, комплемент, просьба, совет. Психологическая служба может также проводить тестирования работников, организовывать семинары и тренинги для руководителей всех уровней управления. Положительно на формирование микроклимата внутри производства влияет активное участие во всех мероприятиях, организуемых ООО «НОВАТЭК» создания новых, сохранения и поддержания лучших трудовых традиций автомобилестроителей проводятся: · праздники ко Дню работника нефтяной и газовой промышленности, Дню Победы, Дню защитника отчества, Международному женскому дню «Новый год»; · молодежные праздники: «День молодой семьи», «День молодого специалиста», «День молодежи», «День защиты детей», фестиваля Соревнование является специфической формой общественных отношений и характеризуется стремлением людей к успеху, первенству, достижениям и самоутверждению. Как правило, результатом соревнования являются новые рекорды и достижения в производстве, росту производительности труда. Таким образом, проведенный анализ показал, что применение методов управления персоналом в ООО «НОВАТЭК» носит не всегда однозначный характер. Какие-то методы используются чаще какие-то реже или совсем не используются. Следует отметить, что руководство производства чаще всего использует хорошо разработанные и привычные административные методы управления, в виде приказов распоряжений инструкций и т.п. С одной стороны это хорошо, так как стандартизированная и четко спланированная работа, как правило, самая эффективная. С другой стороны, на практике, получается иначе, так как сильное влияние на процедуры управления оказывают субъективные факторы. Именно здесь кроется слабость системы управления в предприятия. Дело в том, что современные подходы к управлению отличаются использованием именно косвенных методов управления персоналом. Особенный упор также делается на экономические методы. Самым слабым являются методы социально-психологического воздействия на персонал. Они не систематизированы, нигде не заявлены в качестве основных и, вообще, редко используются.
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (181)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |