Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема 3. Политика как общественное явление



2020-02-04 232 Обсуждений (0)
Тема 3. Политика как общественное явление 0.00 из 5.00 0 оценок




 

1. Политика, её сущность, содержание, функции.

2. Субъекты политики. Политика и другие общественные явления.

 

1. Политика одна из важнейших сфер человеческой деятельности. Она входит в жизнь каждого человека достаточно рано. Человек может не интересоваться политикой, но политика, тем не менее, интересуется им. Судьба человека, его благополучие, достижение поставленных целей каждым и всеми всегда были связаны с политикой.

Политика – сложное общественное явление. Понятие политики определить не легко, как и выделить политические отношения из всей совокупности общественных отношений. У греческого слова «политика» оказалась столь длительная и интересная история. В древнегреческом «полисе» (город-государство) политикой именовались государственные и общественные дела. Такова этимология самого слова. В научный оборот термин «политика» ввел Аристотель. По его определению политика – это цивилизованная форма общения, взаимодействия людей друг с другом в повседневной жизни в целях достижения высшего блага каждого и всех. Политика, по мнению Аристотеля, это единственный путь для достижения этой цели.

В настоящее время существует множество толкований и определений политики, что обусловлено многогранностью самого явления, богатством его содержания и многообразием общественных функций и сложностью его познания. Укажем на некоторые наиболее распространенные подходы к пониманию сущности политики и её определению.

1. Политика – есть деятельность в сфере отношений между различными общностями людей (социальными, этическими, религиозными), которые реализуют свои коренные интересы и потребности (политические, экономические, духовные и пр.) с помощью институтов публичной власти. Таким образом, отношения между различными общностями людей по реализации их коренных интересов и потребностей только тогда становятся политическими, если для их регулирования, соподчинения или примирения используется властный механизм. Политические отношения – это взаимодействие субъектов политики и власти. Только на этой основе можно выделить политические отношения из всей совокупности общественных отношений. Таким образом, политические отношения в значительной мере определяют содержание политики.

2. Определение политики через такое универсальное явление как власть. Политика – это власть, власть – ядро политики. Политика – это сфера деятельности, регулирующая властные отношения. Все явления, связанные с борьбой за завоевание, удержание и использование власти или с борьбой за ограничение самовластия, за подчинение власти, являются, политическими. Н.Макиавелли, один из основателей политической науки, определил политику как «совокупность средств, которые необходимы для того, чтобы прийти к власти, удержаться у власти и полезно использовать её...». Политика, писал немецкий социолог М.Вебер, это «стремление к участию во власти или оказанию влияния на распределение власти...». Политика – это процессы, с помощью которых люди стремятся оказать влияние на власть, а власть реагирует на это воздействие принятием и осуществлением соответствующих решений, или сознательно не реагирует на обращения граждан (как в бытность М.Горбачева – «процесс пошел»). Особенно ярко содержание политики через власть раскрывает американский политолог Г.Моргентау. По его мнению, и внутренняя и внешняя политика – это борьба за власть. Вся политическая жизнь является борьбой за власть.

3. Наиболее традиционное, древнее определение политики – через государство. Политика наука управления государством. Политика – явление, коренящееся в деятельности государства. Политика — это все, что относится к государству, его делам. Политика – руководство и управление делами государства. Политика – участие в делах государства (В.И.Ленин). Напомним, что в Древней Греции именно государственные и общественные дела назывались политикой. Заметим, что, с другой стороны, государство не только инструмент политики, не только творит политику, но и само является объектом политического воздействия. Вплоть до конца XIX в. политика традиционно рассматривалась как учение о государстве. «Государственная власть и политика» – это словосочетание и сегодня используется в современной политологии как заменитель понятия «политика».

4. Политика – это сфера деятельности и взаимодействия определенных общественных институтов и структур, определяющих отношения граждан с государством. Для реализации коренных интересов и потребностей различных общностей людей, о которых мы уже говорили, наряду с государством создаются такие общественные институты как партии и многообразные общественные формирования. Эти общественные институты являются носителями политики, а их сфера жизнедеятельности является политической.

5. Определение политики через её функции и цели. Политика – это эффективный инструмент для совершенствования общества. Потребность в политике была вызвана необходимостью решать жизненно важные для общества масштабные задачи. Функции политики достаточно многообразны. Политика – это систематическое и целенаправленное воздействие на общество для его сохранения и оптимального функционирования. Достигается это различными средствами, в том числе и путем подготовки, принятия и практической реализации обязательных для всего общества решений. Политика – это умение добиваться регулирования функций между людьми для того, чтобы жить вместе (Платон), руководство обществом в деле достижения общественного блага.

6. Политика органически присуща человеческому роду. Политика – инструмент выражения сущности человеческой природы, высшая форма социального общения людей, способ коллективного существования человека. Человек – существо политическое, поскольку он – существо коллективное (Аристотель). Аристотель утверждал, что политика вытекает из природы человека как существа, не способного жить без общения и взаимодействия с другими людьми. Политика как вид человеческой деятельности обладает исключительной притягательностью. Человек, участвуя в политике, может при этом лучше, полноценнее проявлять себя и во всех других сферах деятельности (экономической, социальной, духовной). Политика дает основные гарантии человеку для осуществления своего призвания.

7. Политика – как наука и искусство. Политика – это теория, изучающая соответствующую сферу жизнедеятельности. Аристотель определяет политику как первую из наук, науку, управляющую всеми другими науками, потому что она управляет всеми остальными видами человеческой деятельности. Реальная, объективная политика всегда есть итог кропотливой трудоемкой работы политических деятелей, исследовательских центров и научных институтов, следствие коллективного ума многих людей и организаций. Политика требует не только знаний, но и искусства, мастерства. Политика – искусство управления людьми (Сократ). В это искусство входит и умение политического лавирования и компромиссов, умение увлечь за собой массы, способность адекватно реагировать на быстро меняющуюся ситуацию, предвидеть ход политических событий. Известный профессор политологии может оказаться плохим политиком. Истинный политик должен уметь вовремя стать «на горло собственной песне», видеть «то, что временем закрыто» (В.Маяковский), «иметь политическое чутье» (В.Ленин), «нюх как у собаки, а глаз – как у орла» (слова из песни).

Рассмотренные нами трактовки содержания политики не исчерпывают всего многообразия её определений, хотя и отражают важнейшие из них. Политика является следствием бесконечной массы элементов, которые невозможно все теоретически охватить, чтобы выделить из них решающие. Обобщая различные дефиниции, можно дать следующее определение политики.

Политика – необычно динамичная, сложная, высокоэффективная общественная жизнедеятельность, через которую с учетом противоречивых коллективных интересов различных общностей людей вырабатываются обязательные для всех общие цели, задачи, решения, правила и процедуры и происходит мобилизация (если необходимо — то и принудительная) общих ресурсов для проведения общих целей в жизнь.

Как видно из определения, неотъемлемой частью политики является постановка целей и задач той или иной общественной груп­пой в борьбе за свои интересы. В зависимости от характера и содержания конкретных целей различается внутренняя и внешняя по­литика. Многообразие реальной жизни позволяет выделять в этих областях более узкие, но в тоже время очень важные сферы поли­тики. Среди них можно назвать такие, как экономическая политика, социальная, национальная, культурная, экологическая, демографическая, кадровая, военная, молодежная и др.

Многоплановость столь важного общественного явления, как политика, предполагает выделение и рассмотрение и других, более конкретных областей политической деятельности. Например, только в сферу экономической политики входят такие её составляющие, как: научно-техническая политика, финансово-кре­дитная, таможенная, структурная, аграрная, инвестиционная, внешнеэкономическая и др.

Политика как эффективный инструмент для систематического и целенаправленного воздействия на общество в целях его сохранения и функционирования выполняет многообразные функции. Среди них:

– интеграция различных сфер общественной жизни, обеспечение целостности и стабильности общества;

– выражение интересов социальных групп, отдельных граждан;

– управление и руководство политическими и общественными процессами в интересах наиболее влиятельных слоев и групп населения и (или) общества в целом;

– обнаружение и рассмотрение социально-политических конфликтов, разрешение их цивилизованными способами и методами;

– социализация личности, включение её в сложный мир общественных отношений;

– обеспечение преемственности и обновления развития общества и человека.

2. Политическая деятельность и политические отношения складываются между субъектами политики. Субъекты политики – это те социальные общности, индивиды, политические институты, которые непосредственно участвуют в политической жизни общества и, в той или иной степени, влияют на него. Субъектов политики, как видно, из определения, чрезвычайно много: от отдельных индивидов до различных социальных общностей и политических институтов. Поэтому мы выделим самые основные из них, разделив их на две группы.

К первой группе субъектов политики относятся основные социальные общности. Это: народ, социальная группа, нация и, наконец, индивиды, из которых и состоят все социальные общности.

Наиболее крупным субъектом политики является народ. Понятие «народ» – наиболее часто употребляется политиками всех рангов. Известно, что в состав народа входят разные классы и социальные группы, но при всем их многообразии в каждом конкретном обществе их всегда объединяет общий интерес, подчиняющий себе все другие. Таким интересом может быть выживание в экстремальных условиях войны или экологической катастрофы, совместный выход из экономического кризиса, наконец, чувство патриотизма, любовь к своему отечеству. Консолидируясь, масса людей становится народом, выступая полноправным субъектом поли­тики.

Субъектом политики являются и социальные группы. Посколь­ку их количество в каждом конкретном обществе велико, назовем лишь самые основные. Это социально-демографические группы, ра­зличающиеся по признаку пола и возраста; социальные группы, различающиеся по профессии, образованию, доходам, месту жительства; религиозные социальные группы, временные, возникающие в конкретной ситуации по тому или иному поводу (ветераны войны, иммигранты, беженцы). Влияние последних в политике обычно кратковременно, но может быть достаточно сильным, потому и временные социальные группы мы относим к субъектам политики.

Заметным субъектом политической жизни являются нации. Они, конечно, неоднородны по составу, но все объединяющие её факторы способствуют существованию нации как целостности со своим национальным интересом, определяющим её место в по­литической жизни. При этом в определенные исторические моменты национальные интересы могут возобладать над всеми остальными, а их недооценка может привести к дестабилизации общества и политическому кризису.

Наконец, субъектом политики может выступать и индивид. Разумеется, степень участия отдельных людей в политике неодинакова. М.Вебер разделял всех индивидуальных участников политического процесса на политиков «по случаю» (каковыми являемся все мы, когда опускаем свой избирательный бюллетень, рукоплещем или протестуем на митинге, участвуем в других поли­тических акциях), политиков «по совместительству» (тех, кто активно участвует в политической жизни, входит в «группы поддержки», избирается в руководящие органы партий и движений и т.п.) и политиков «по призванию» (для которых политика их основное занятие, ремесло, жизненный выбор). Ошибочно счи­тать, что субъектом политики могут выступать только профессионалы. Успех или неуспех любой политической линии будет в конечном счёте зависеть от диалектической суммы позиций отдельных людей, которую они займут по отношению к ней.

Вторую группу субъектов политики составляют политические институты, т.е. устойчивые, исторически сложившиеся формы политической деятельности людей. К ним обычно относят: госу­дарство, партии, общественные организации и движения, парламентские фракции, церковь и т.д. Политические институты можно разделить на те, которые действуют в рамках всего общества (государство, церковь) и те, которые выражают интересы отдельных социальных групп (партии, общественные организации). И социальные общности, и политические институты сосуществуют в обществе, охватывая одних и тех же людей. Оба ряда субъектов политики связаны между собой неразрывно. Политические институты появились в ответ на потребности социальных групп для выражения, отстаивания, ис­полнения их интересов, В свою очередь именно через политичес­кие институты человек ощущает свою сопричастность социальному слою, нации и т.д.

Политика как социальный феномен находится в диалектичес­кой взаимосвязи и взаимодействии с другими общественными явлениями. Среди них можно выделить экономику, идеологию, мораль, право, религию и другие. Кратко рассмотрим эту взаимосвязь с некоторыми из них.

Известно, что политика детерминирована экономическими интересами больших общественных групп. Эти интересы и выступают в конечном счёте как социальная причина политических действий.

Вместе с тем следует помнить, что политика не является пассивным следствием экономики. Политическая деятельность, возникнув на базе экономичес­кого развития, обладает большой степенью самостоятельности. Только сознательное исполь­зование политикой экономических законов, правильный учёт ведущих тенденций общественного развития будут позитивно влиять на экономику.

Взаимные связи между идеоло­гией и политикой многоплановы, диалектически противоречивы. Идеология составляет теоретическую основу политической деятельности. Без неё невозможно осознание политиками целей развития, места и роли конкретных социальных сил в их достижении. Взаимные связи идеологии и политики можно охарактеризовать следующим образом: идеология, пользуясь политикой как инструментом, вы­ступает одновременно в качестве инструмента политики.

Большой сложностью характеризуется взаимосвязь полити­ки и морали. Они могут отличаться как единством двух явлений общественной жизни, так и противоречиями между политикой и нормами жизни. Исторический опыт свидетельствует, что, как правило, нравственность выступала оппонентом политики, дава­ла оценку политическим взглядам, концепциям и действиям, мотивам поведения людей в политической сфере. Сегодня в основе оценки нравственной политики – соотнесение её с общечело­веческими ценностями, принципами и нормами морали.

Обремененные повседневными заботами и тяготами жизни люди, как правило, не отдают себе отчета в том, что их бытие и качество жизни зависят от стабильной политики. В политике нельзя действовать методом проб и ошибок. Систематическим изучением политики занимается особая политическая наука – политология. Политическая наука должна помочь практикующим политикам и общественным деятелям ответственнее подходить к отправлению власти, а обычным гражданам осознать необходимость большой политической активности, базирующейся на высоком уровне политических знаний и культуры.

 

 

Тема 4. Политическая власть

 

1. Власть как общественный феномен. Основные черты политической власти.

2. Основные направления и механизм осуществления политической власти.

 

1. Политическая власть является центральной категорией политологии. По сути дела, все проблемы, изучаемые политической наукой, представляют собой различные аспекты политической власти, внешнее формообразование, механизмы её функционирования и развития. Известный американский ученый Т.Парсонс сравнивает место власти в анализе политической системы с тем, какое место занимают деньги в экономической системе. И это так, ибо власть выступает и целью, и средством осуществления политики.

Между тем, власть – одно из фундаментальных начал жизни общества и человека. Власть появилась с возникновением человеческого общества и в той или иной форме сопутствует его развитию. Она выявляется на всех уровнях социальной иерархии (межличностные отношения в группах, организациях, институтах). Пространство власти может быть предельно малым (личность самого человека, семья) и предельно большим, выходя за рамки государства (власть идеологий, религий, международных органов). Отношения власти имеют универсальный характер, проникают во все сферы жизни и деятельности. Соответственно этому власть делится на экономическую (власть менеджеров и собственников), духовную (власть религиозных иерархов, мистиков, магов), информационную (власть ученых, экспертов, представителей СМИ), административную (власть бюрократов), военную (власть генералитета), политическую.

Прежде, чем выяснить сущность политической власти, рассмотрим природу власти как общественного феномена. Это предполагает наличие неких единых родовых начал властных отношений (функция, механизм деятельности, потребность). Конкретные виды власти реализуют их в специфических формах.

Большинство ученых подчеркивают естественный характер власти. Одни видят это в изначальном стремлении человека к власти. Хотя есть люди, которые всегда стремятся к власти, а другие – подчиняться. Большинство людей в одних ситуациях легче подчиняются, в других – командуют. Есть тип людей, которые вообще избегают властных отношений. Другие исследователи власти отмечают, что она является выражением объективной необходимости в организации, саморегуляции и сохранении целостности любой социальной системы, так как в ней всегда существуют разные интересы. Возникает потребность в соподчинении этих интересов для обеспечения общих интересов в социальной общности. Естественно-исторический характер власти проявляется также в её преемственности. Власть не исчезает никогда, она может передаваться, отниматься, преобразовываться. Следует учитывать и такую особенность как конкретно-историческую естественность власти, что прослеживается через призму многомерности, вариативности её конституирования и развития. Сущность властных отношений – отношения субординации, приказа – подчинения. Воля, навязывание воли выступают в качестве передаточного механизма в осуществлении власти. Использование воли как ключевого понятия в определении власти характерно для немецкой политической власти. По классическому определению М.Вебера власть представляет собой «любую возможность проводить внутри данных общественных отношений собственную волю, даже вопреки сопротивлению, вне зависимости от того, на чем такая возможность основывается». Властные отношения – связь двухсторонняя: изъявление воли и повиновения. Власть в наличии, когда сомкнуты обе стороны этих отношений. Подвластный не пассивный объект, он может оказывать обратное влияние на власть. Кроме двух выше названных значений власти (отношения командования – подчинения, волевой элемент) её осуществление предполагает наличие определенного института (учреждения, нормы, роли), способного обеспечить единство действий и порядок в общественных отношениях.

В научной литературе существует разнообразное определение власти, что отражает сложность, многоаспектность этого явления. Можно выделить следующие важнейшие аспекты трактовки власти. Телеологические (с точки зрения цели) определения характеризуют власть как способность достижения поставленных целей, получения намеченных результатов. Телеологические определения трактуют власть достаточно широко, распространяя её не только на отношения между людьми, но и на взаимодействие человека с окружающим миром – в этом смысле, например, говорят о власти над природой. Бихевиористские трактовки рассматривают власть как особый тип поведения, при котором одни люди командуют, а другие подчиняются. Такой подход индивидуализирует понимание власти, сводит её к взаимодействию реальных личностей, обращая особое внимание на субъективную мотивацию власти. Согласно типичной бихевиористской трактовке, предложенной Г.Лассуэлом, человек видит во власти средство улучшения жизни: приобретения богатства, престижа, свободы и т.п. В то же время власть – это и самоцель, позволяющая наслаждаться её обладанием. Психологические интерпретации власти пытаются раскрыть субъективную мотивацию этого поведения, истоки власти, коренящиеся в сознании людей. Одно из виднейших направлений этого рода – психоанализ. Различные психоаналитики расходятся в объяснении причин психологического подчинения. Одни (С.Московиси, Б.Эдельман) видят их в своего рода гипнотическом внушении, существующем во взаимоотношениях вождя и толпы, другие же (Ж.Лакан) – в особой восприимчивости подсознания человека к символам, выражаемым в языке. В целом психологический подход помогает выявить механизмы мотивации власти как отношения: командование – подчинение. Системный подход исходит из производности власти не от индивидуальных отношений, а от социальной системы, рассматривает власть как «способность обеспечить исполнение её элементами принятых обязательств», направленных на реализацию её коллективных целей. Некоторые представители системного подхода (К.Дойч, Н.Луман) трактуют власть как средство социального общения (коммуникации), позволяющие регулировать групповые конфликты и обеспечивать интеграцию общества. Системностью власти обуславливается её относительность, т.е. распространенность на определенные системы. Структурно­-функциональные интерпретации власти рассматривают её как свойство социальной организации, как способ самоорганизации человеческой общности, основанный на целесообразности разделения функций управления и исполнения. Власть – свойство социальных статусов, ролей, позволяющее контролировать ресурсы, средства влияния. Другими словами, власть связана с занятием руководящих должностей, позволяющих воздействовать на людей с помощью позитивных и негативных санкций, поощрения и наказания. Реляционистские определения рассматривают власть как отношение между двумя партнерами, агентами, один из которых оказывает определяющее влияние на второго. В этом случае власть предстает как взаимодействие её субъекта и объекта, при котором субъект с помощью определенных средств контролирует объект.

Политическая власть, как и любая другая власть, означает способность и право одних социальных субъектов осуществлять свою волю в отношении других, повелевать и управлять другими, опираясь на силу, авторитет и права. Но вместе с тем она имеет в отличие от других форм власти свою специфику. В своем трактате «Политика» Аристотель впервые разводит господскую и семейную власть с понятием власти общественной или политической. В первобытном обществе власть еще не носила политический характер, так как она принадлежала всему обществу. Еще нет жестких различий между управляющим и управляемым. Универсальными регуляторами поведения выступают вековые обычаи и традиции. По мере углубления социальной дифференциации в обществе появляются противоречия между большими группами людей, возникают разные интересы и неодинаковое социальное положение. Тогда и возникает политическая власть, призванная обеспечить порядок на основе принадлежности человека, группы к данной территории, социальной категории, приверженности идее. Политическая власть осуществляется всегда меньшинством, элитой. Такой вид власти возникает на основе соединения, взаимосвязи двух компонентов: людей, которые сосредотачивают в себе власть, и организаций, через которые власть реализуется. Отличительными признаками политической власти являются:

– верховенство, обязательность её решений для всего общества и, соответственно, для всех других видов власти. Она может ограничить влияние других форм власти, поставив их в разумные границы, либо вообще устранить их;

– всеобщность, т.е. публичность. Это означает, что политическая власть действует на основе права от имени всего общества и обязательна для всех;

– легальность в использовании силы и других средств для обеспечения организованного принуждения в пределах страны;

– моноцентричность, т.е. существование общегосударственного центра (системы властных органов) принятия решений;

– широчайший спектр используемых средств для завоевания, удержания и реализации власти.

Политическая власть включает государственную власть, власть органов регионального и местного самоуправления, власть партий, групп давления, политических лидеров. Высшим уровнем, ядром политической власти является государственная власть. Специфика государственной власти состоит в том, что, во-первых, осуществляется специальным аппаратом, имеющим на это полномочия от всего общества; во-вторых, она реальна на территории, на которую распространяется государственный суверенитет; в‑третьих, прерогативой государства является законодательство, правосудие, использование в случае необходимости институализованного принуждения. Изложенное выше соотношение политической и государственной властей не всегда может выдерживаться. Политическая власть может расширяться и за границы компетенции государственных органов. Скажем, власть политической оппозиции или мафиозных структур при определенных обстоятельствах становится более влиятельной, чем официальная государственная власть, и оказывает решающее воздействие на принимаемые решения и поведение граждан. В современном правовом государстве уместно и совмещение понятий государственной и политической власти, так существуют надежные механизмы предотвращения формирования нелегальных центров власти, а политическая власть в наиболее полной форме реализует социальные и групповые интересы через государственные органы управления. Таким образом, политическая власть выражает реальную способность субъектов политики проводить свою волю по отношению к другим социальным общностям во имя различных целей (как социально значимых, так и личных).

Политическая власть основывается на трех принципах: принуждение, легитимность и согласие. Конкретная модель власти содержит их в определенной пропорции. Марксистское видение власти основано на абсолютизации принуждения (Власть возникла для защиты и обеспечения господства эксплуататорских классов и осуществляет это путем прямого насилия или тайного принуждения в современных политических странах.). В современных демократических государствах принуждение имеет узаконенный правовой характер. Два других принципа отражают изменение властных отношений от асимметричности в сторону взаимовлияния. Принцип легитимности предполагает, что власть основывается преимущественно на доверии и поддержки граждан. С позиции общественного согласия власть рассматривается как множество властных субъектов, которые в правовых рамках разделяют власть через согласование интересов. Результатом согласия между властью и обществом выступает конституция. Доминирование одного из принципов обуславливается типом политического режима, уровнем политической культуры, масштабами и типами перемен в обществе.

Политическая власть типологизуется по самым разным основаниям. Так, в зависимости от характера изменения принуждения различают полицейско-репрессивное государство или правовое; по степени публичности – прозрачная, теневая и криптократичная (тайная) власть; по механизму формирования – династическая, узурпаторская, избранная, назначенная и делегированная власть; по степени институализации – абсолютная или конституционно-ограниченная, централизованная или децентрализованная, концентрированная или с разделением власти; по способам и методам – демократическая, авторитарная, тоталитарная власть; по типу властного субъекта – национальная, партийная, корпоративно-клановая, мафиозная.

2. Особый интерес представляет деятельный аспект политической власти. Он может быть рассмотрен как с точки зрения содержания, так и механизма осуществления власти. Прежде всего, власть обязана реализовывать общественно значимые функции:

– поддержание общественного порядка и стабильности;

– выявление, ограничение и разрешение конфликтов;

– достижение общественного согласия;

– учет взаимозависимости властных и иных отношений в обществе;

– насилие или принуждение во имя сохранения стабильности общества и социально значимых целей.

Далее политическая практика власти включает:

1) преобразование социальной среды (решение социальных проблем);

2) действия по укреплению и обеспечению гарантий своей власти.

Приоритет деятельности во многом определяется властной мотивацией: социоцентричной или эгоцентричной и отношением к власти как автономной ценности или инструменту. Оптимальная направленность действий власти – в служении обществу, создание условий для его возвышающего развития. Такая власть не боится реформ и способна совершенно отвечать на вызов времени. Худший вариант, когда власть главной задачей видит сохранение и укрепление своего господства над обществом. В этом случае власть стремится законсервировать существующие отношения. Своей стратегической цели власть подчиняет даже реализацию общественных функций. Это деструктивно влияет на общество и, в конечном счете, заводит его в тупик. Деятельность власти может быть проанализирована и со стороны её технологии.

Процесс осуществления власти включает несколько этапов. Во‑первых, этап представления политических интересов, когда власть накапливает и обобщает требования и запросы граждан. Второй этап – принятие решений. Власть выделяет наиболее значимые проблемы, рассматривает возможные альтернативы решений, выбирает порядок действий. Третий этап – реализация политической воли. Теперь власть добивается реализации принятого решения. Она как бы превращает его в ряд конкретных управленческих решений. Их реализация требует определенного механизма, основными элементами которого являются субъект и объект власти, ресурсы, методы и формы. Сама власть ничего делать не может, действуют люди, обладающие властью или подчиняющиеся, отношения власти предполагают наличие субъекта и объекта (или второго пассивного субъекта).

Субъект (актор) воплощает активное, направляющее начало власти. Им может быть отдельный человек, организация, общность людей, например, народ, или даже мировое сообщество, объединенное в ООН. Для возникновения властных отношений необходимо, чтобы субъект обладал рядом качеств. Прежде всего, это желание власти, появляющееся в распоряжениях или приказах. Для многих, однако, стремление к власти имеет инструментальный характер, т.е. служит средством достижения других целей. Помимо желания руководить и готовности брать на себя ответственность субъект власти должен быть компетентен, знать суть дела, обладать авторитетом и т.д. Реальные носители власти в разной степени наделены этими качествами. Субъекты политической власти имеют сложный многоуровневый характер. Её первичными акторами являются индивиды и социальные группы, вторичными – политические организации, субъектами наиболее высокого уровня, непосредственно представляющими во властных отношениях различные группы и организации, – политические элиты и лидеры. Связь между этими уровнями может прерываться, так, например, лидеры нередко отрываются от масс и даже от собственных партий. Отражением первостепенной роли субъекта в отношениях власти является широко распространенное в повседневном языке отождествление власти с её носителем. Так, говорят о решениях власти, о действиях властей, о произволе власти и т.п., подразумевая под властью управленческие органы или отдельных лиц.

Власть всегда двустороннее, асимметричное, с доминированием воли властителя взаимодействие её субъекта и объекта. Она невозможна без подчинения объекта. Границы отношения объекта к субъекту властвования простираются от ожесточенного сопротивления, борьбы на уничтожение (в этом случае власть отсутствует) до добровольного, воспринимаемого с радостью повиновения. Готовность к подчинению зависит от ряда факторов: от собственных качеств объекта властвования, а также от восприятия руководителя исполнителями, наличие или отсутствие у него авторитета. Качества объекта политического властвования определяются прежде всего политической культурой населения. Преобладание в обществе людей, привыкших лишь беспрекословно повиноваться, жаждущих «твердой руки», является благоприятной средой для деспотических режимов. С этой точки наибольшую покорность обеспечивает патриархальная и подданническая типы политических культур.

Методы навязывания воли и обеспечение подчинения имеют широкий диапазон.

Они во многом определяют характер политической власти. К основным относят следующие методы:

– принуждения (насилие – навязывание определенного поведения с помощью силы; психологическое – страх, вызываемый угрозой санкций в случае уклонения);

– заигрывание (обещание легко и быстро решить злободневные проблемы);

– поощрения (основан на интересе материальном, выгоде от повиновения);

– убеждения (основан на внутреннем согласии);

– использование авторитета, т.е. высоко ценимых качествах, которыми подчиненные наделяют руководителя, и означает уважение к нему;

– идентификации (субъект воспринимается объектом как свой представитель и защитник).

Методы, основанные на согласии, и особенно два последних (авторитет и идентификация) обеспечивают наибольшую силу власти, т.е. способность её субъекта влиять на объект.

Возможности власти зависят от её ресурсов. В широком смысле ресурсы власти представляют собой «все то, что индивид или группа могут использовать для влияния на других». Ресурсы власти так же разнообразны, как многообразны средства удовлетворения различных потребностей и интересов людей. Для выделения различных видов ресурсов власти широко распространена классификация её ресурсов в соответствии с важнейшими сферами жизнедеятельности: экономические ресурсы, социальные ресурсы, культурно-информационные ресурсы, принудительные (силовые) ресурсы.

Использование ресурсов власти приводит в движение все её компоненты, делает реальностью её процесс, который происходит по следующим этапам (формам); господство, руководство, управление, организация и контроль. Господство основано на разделении общества на управляющих и управляемых, т.е. тех, кто осуществляет политическую власть и тех, по отношению к кому о<



2020-02-04 232 Обсуждений (0)
Тема 3. Политика как общественное явление 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема 3. Политика как общественное явление

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (232)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)