Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема 11. Общественные организации и движения



2020-02-04 165 Обсуждений (0)
Тема 11. Общественные организации и движения 0.00 из 5.00 0 оценок




1. Сущность и функции общественных движений и организаций.

2. Типы и разновидности современных общественных движений.

 

1. Наряду с государством и политическими партиями, важное место в функционировании политической системы общества занимают общественные организации и движения граждан. Основные черты современного общества – высокая степень организованности политической жизни. Люди участвуют в политической жизни посредствам определенных общественных объединений. Эти объединения возникают в силу естественной потребности человека соучаствовать в делах общества. В повседневной жизни они освобождают его от необходимости разрешить многие проблемы, позволяют человеку действовать более уверенно и эффективно.

Общественные движения можно определить как совместное стремление людей к реализации общей цели. Появление общественных движений относят обычно к XIX в. Можно выделить ряд стадий в их становлении и развитии. Это:

1. Стадия создания предпосылок движения. Речь идет о возникновении определенного социального беспокойства по поводу той или иной не решенной проблемы. Это может быть угроза ядерной войны, дискриминация женщин, бесправие молодежи и т.д. С одной стороны, в массах ощущается недовольство существующим положением дел, а с другой – появляется небольшая группа людей, которая способна уловить это недовольство и придать ему целенаправленный характер.

2. Стадия формулировки целей и задач, на которой люди, стремящиеся к разрешению той или иной проблемы, осознают себя причастными к одному движению.

3. Стадия агитации, на которой происходит вербовка сторонников движения. Пропаганда целей, разъяснение задач движения выход на первый план. Оно как бы заявляет о себе, привлекая внимание сочувствующих.

4. Стадия развернутой деятельности является, пожалуй, главной в развитии движения. На этом этапе оно занимается осуществлением своей программы.

5. Стадия затухания движения наступает тогда, когда его цели осуществлены либо оказались неосуществимыми.

Общественные движения следует отличить от общественных организаций. Общественные организации – это относительная автономная группа людей, ориентированная на достижение некоторой заранее фиксированной цели, реализация которой требует совместных и конструктивных действий на основе определенных процедур и правил. Между общественными движениями и общественными организациями много общего: и то и другое являются массовыми, создаются добровольно для определенных целей. В то же время общественные движения могут быть структурно не оформлены, не всегда объединяют единомышленников, могут включить группы и течения, объединившиеся из тактических соображений и расходящиеся в программных установках.

Главное отличие общественных организаций от общественных движений состоит в том, что они располагают более или менее разветвленным аппаратом, имеют четкую структуру, устав, постоянное членство, централизованное руководство. В силу этого общественные организации более устойчивы, т.е. могут существовать продолжительное время, располагают большими возможностями для решения общественных проблем.

Динамика развития общественной организации берет свое начало от общественного движения с последующим постепенным усилением организационных принципов. Следует отметить, что всегда существует опасность усиления централизации управления, на практике это приводит часто к перерастанию общественной организации в бюрократическую. Но не стоит конечно думать, что создание любой общественной организации – это прямой путь к бюрократизации и перерождению. Если в организации существует контроль рядовых членов над руководством, если соблюдается принцип выборности и сменяемости, если руководство действует гласно и открыто, она способна эффективно решать существующие проблемы.

Традиционными общественными организациями являются: профсоюзные, женские, молодежные и т.д. Все они формировались на основе соответствующих общественных движений. Четких, определенных границ между общественными организациями и общественными движениями провести практически невозможною Их цели, задачи, формы действий могут совпадать. Вот почему можно говорить о том, что и общественные движения выполняют в политической жизни сходные функции:

– участвовать в образовании государственных структур;

– принимать участие в обсуждении и принятии политических решений;

– представлять и защищать интересы граждан;

– осуществлять социальный контроль;

– формировать общественное мнение и т.д.

Помимо общественных организаций и движений сходную роль в политической системе выполняют и группы давления (лобби). Суть лоббизма состоит в осуществлении закулисной парламентской деятельности, в ходе которой влиятельные лица и политики – лоббисты – стремятся оказать нажим на законодателей с целью отстоять выгодный определенным группам законопроект. При этом они не гнушаются для достижения цели никакими средствами: подкупом, взятками, оказанием услуг, угрозами, шантажом и др. Лоббизм более характерен для политической жизни США.

2. В литературе очень часто различают:

- общественные движения неполитического характера, то есть те, которые не ставят целью изменить или укрепить существующую систему политических отношений в данном обществе;

- общественные движения политического характера, то есть те, которые пытаются изменить существующие условия, закрепить их путем влияния на правительство.

К общественным движениям неполитического характера относят движения пенсионеров, домохозяек, феминистическое движение на начальных этапах его развития и др. Роль этих общественных движений в политической системе общества, как правило, невелика. В современных условиях ни одно общественное движение не может полностью устраниться от решения политических вопросов. Определить неполитический характер того или иного общественного движения можно только относительно. На определенных этапах своего функционирования, в связи с решением конкретных задач неполитического характера общественные движения могут носить неполитический характер, в дальнейшем ситуация может меняться – меняется и характер движения. Например, движение за возрождение национальной культуры может годами ограничиваться собиранием фольклора и организацией ярмарок народного творчества, но с изменением политической обстановки его цели приобретают в обществе иное звучание, и само оно может возглавить действия по достижению национального суверенитета.

Среди многообразных общественных движений выделяют следующую типологию, используя в качестве критерия социальную принадлежность. В этой связи принято выделять рабочее, крестьянское движения, движение интеллигенции, фермеров, мелких собственник и т.д. Все они создаются с целью защиты интересов отдельных социальных слоев и добиваются улучшения их положения, повышения социального статуса, престижа и т.д.

По отношению к существующему строю выделяют консервативные, реформаторские и революционные движения.

По способам и методам действий общественные движения делятся на насильственные и ненасильственные. Представители первого допускают во имя высоких, по их мнению целей, применение террора, партизанских действий и т.п. Вторые ориентируются на искоренение конфликтов и установление социального мира. Свой протест они выражают пассивным невыполнением официальных предписаний, привлечением общественного внимания к военной, экологической и т.п. проблемам.

Общественные движения группируются так же по половозрастным признакам. Так, в современной политической жизни действуют движения в защиту прав женщин, движения молодежи, пенсионеров. Даже дети могут создавать свои общественные организации и движения. Международное признание, например, получило деятельность движение «Дети как миротворцы».

В последние десятилетия произошло разделение общественных движений и по профессиональному признаку. Объединяются врачи, ученые, писатели, учителя, адвокаты и т.п. При этом они решают не только свои специфические задачи, но и поднимают проблемы огромного социального звучания. Так, врачи могут протестовать против распространения ядерного оружия именно потому, что они, как никто другой, представляют всю его разрушительность для человеческого организма. Точно также и писатели способны уловить духовное неблагополучие народа и начать бить тревогу по поводу кризиса нравственности, упадка национальной культуры и вырождения национального самосознания.

Все общественные движения можно, наконец, разделить по основным целям и сферам деятельности. Все более заметную роль в социально-политической жизни играют массовые демократические движения. Они преследуют самые разнообразные цели: исключение ядерной войны, развития экономического, культурного и политического сотрудничества народов, предотвращение экологической катастрофы, сохранение культурного наследия и т.д. Из огромного разнообразия движений здесь можно выделить несколько наиболее популярных, которые ставят перед собой общечеловеческие задачи и имеют международный характер. К их числу можно отнести экологическое, антивоенное и правозащитное.

Несмотря на разнообразие демократическое движений выделяют общие черты, которые характеризуют их как составную часть политической системы общества. Для них характерны расширение социальной базы, высокая степень активности, широкие масштабы деятельности, целеустремленность в отстаивании выдвигаемых требований, широкий спектр позиций участников; отсутствие структурной организованности, возможная несогласованность действий; неверие в эффективность существующих форм парламентской демократии, поэтому отказ от традиционных парламентских форм борьбы и предпочтение активных методов протеста и др.

Вообще следует отметить, что классификация общественных организаций и движений возможна и на основе других критериев. Главное, что следует учитывать – это политический характер их деятельности.

 

 

Тема 12. Политическая культура и политическое сознание

 

1. Содержание и структура политической культуры.

2. Типы политических культур и функции.

3. Политическое сознание, его уровни и типы.

 

1. Проблема политической культуры занимает одно из центральных мест в политологии, ибо ею во многом определяется стабильность и динамизм политической системы общества, степень её демократичности и цивилизованности.

Идея политической культуры, её происхождение восходит к глубокой древности, к трудам Платона («Государство», «Законы») и Аристотеля («Политика»). В средние века много внимания уделил ей средневековый мыслитель М.Макиавелли. Дальнейшее развитие она получила в трудах мыслителей Нового времени – Т.Гоббса, Дж.Локка, Т.Л.Монтескье и др. Они попытались установить связь между политическими представлениями людей и политическим устройством общества. Сам термин ввёл в научный оборот немецкий философ И.Г.Гердер (1774–1803).

Современные концепции политической культуры относятся к 50–60 гг. ХХ ст. Изучение политической культуры продолжается и сегодня.

Что такое политическая культура? Это система исторически сложившихся политических представлений, убеждений, ценностей, норм, способов и методов политического поведения всех субъектов исторического процесса. Это отношения между людьми в процессе их участия в политической жизни общества.

Политическая культура общества не может быть однородной, т.к. имеет социальную обусловленность. В политической культуре можно выделить мировоззренческие убеждения, установки, ориентации, обращённые на политическую культуру; эмоционально-чувственную сторону политических позиций; признанные в данном обществе образцы политического поведения.

В соответствии с этими основными элементами политической культуры можно выделить её основные уровни:

1) базовый, т.е. теоретическое отражение, закрепление и практическую реализацию коренных политических интересов;

2) когнитивный (идеологический), т.е. совокупность политических знаний, взглядов, концепций;

3) эмоционально-психологический (ценностный), т.е. совокупность политических убеждений и ценностных ориентаций;

4) поведенческо-практический, т.е. определённые формы, способы участия в политическом процессе на основе усвоенных знаний о политике и объективных закономерностях развития общества;

5) нормативный, т.е. совокупность норм и правил политического поведения, традиций политической деятельности.

Следовательно, это способ осуществления политической деятельности, совокупность позиций, ценностей и образцов поведения, затрагивающих взаимоотношения граждан и власти.

Можно выделить различные субкультуры: политическую культуру общества, социальные группы и личности. Следует отметить, что политическая культура личности формируется под воздействием политической культуры социальной группы и общества в целом и представляет собой её преломление через индивидуальное сознание, собственный опыт, уровень политических знаний с учётом психологических особенностей данной личности.

Политическая культура общества формируется под воздействием ряда факторов. Среди них определяющее воздействие могут оказывать социальные революции, коренным образом изменяющие политическую систему общества; войны; характер внешних отношений страны (традиции завоевательной политики, агрессивность по отношению к другим странам). Длительный нейтралитет может способствовать формированию различных политических культур и отношений. Значительное влияние может оказывать политическая система в целом, её институты (партии, общественные организации), символы (флаг, герб, гимн). При определённых условиях церковь может играть значительную роль в формировании политической культуры общества, граждан, особенно в теократических государствах (ислам в Иране, католическая церковь в формировании политической системы Польши в 80‑е гг. ХХ ст.). Огромны возможности воздействия СМИ на политическое сознание личности. Обычаи, традиции, нормы поведения, принятые в данном обществе, также влияют на политическое поведение граждан.

2. Политическая культура общества неоднородна. Американские политологи Г.Алмонд и С.Верба выделяют три чистых типа политической культуры, из них выводят смешанные:

патриархальная (традиционная) политическая культура. Знания граждан о государстве, их представления о политической системе общества исключительно ограничены. Соответственно, и полное отсутствие у подданных интереса к политике (в современных условиях – это африканские племена, этнически замкнутые группы, где отсутствует политико-правовое регулирование);

подданническая политическая культура (культура повиновения). Отличается определённым интересом социальных субъектов к функционированию политической системы, её отдельных институтов, к деятельности политических властей. Однако они сами не проявляют политической активности. Роль государства рассматривается как механизм доведения до населения директив, законов, которые надо выполнять и им подчиняться;

активистская политическая культура (культура участия). Граждане не только убеждены в эффективности данной политической системы, но и стремятся играть в ней активную роль.

В чистом виде эти типы политической культуры существуют в истории довольно редко. Более широко распространены смешанные типы политической культуры: патриархально-подданническая, подданнически-активистская, патриархально-активистская. Идеалом (высшим типом политической культуры) провозглашается так называемая граждаская культура, которая наиболее широко обеспечивает органическое сочетание свободы члена общества и стабильности политической системы. Такая культура, по мнению вышеназванных политологов, распространена в США, Англии.

Встречаются и другие типологии политической культуры. Существует попытка классификации политических культур в зависимости от типа политического режима. Выделяют два типа: либерально-демократическая (буржуазно-демократическая) и авторитарно-тоталитарная. Их основные признаки соответствуют типу политического режима, дополняясь национальными особенностями. Развивая концепцию государства и рынка, некоторые исследователи выделяют следующих два типа политической культуры: этатистскую (бюрократическую), где вся политическая жизнь контролируется государством; рыночную, где свободный рынок регулирует не только экономические отношения, но и формирует тип личности и его поведение.

Политическая культура как важнейший элемент политической системы выполняет ряд функций:

1) Регулирующая, которая проявляется в прямом или косвенном воздействии на поведение людей и нацелена на обеспечение стабильности политической системы в целом.

2) Познавательная (коммуникативная) состоит в вооружении субъекта знаниями, необходимыми для политической деятельности, обеспечивая историческую преемстсвенность.

3) Воспитательная функция способствует интеллектуальному развитию личности, усвоению ею сложившихся политических норм, ценностей, повышению социальной активности личности.

4) Информационная ставит своей целью обеспечить широкую информированность всех граждан общества о текущих событиях, явлениях и процессах в политике. Объективность информации является показателем высокой политической культуры общества и определяет степень доверия граждан к средствам массовой информации и к органам власти.

Развитие политической культуры зависит от конкретно-исторических условий. Её уровень является важным показателем стабильности политической системы общества. Политическая культура находит выражение в политическом сознании.

3. Политическое сознание является высшим уровнем развития политической культуры. Политическое сознание – это система взглядов, идей, ценностей, принципов, норм, теорий, отражающих политическую жизнедеятельность общества. Оно носит конкретно-исторический характер, отражает определённую историческую эпоху, экономику, культуру, свойственные народам обычаи и традиции.

Политические идеи, представления, теории выражают интересы и потребности реально действующих субъектов политики – индивидов, больших и малых социальных групп, правящей политической элиты. Так, в античные времена господствуют одни политические идеи, представления и настроения, в средние века и Новое время – уже другие.

Вместе с тем политические идеи и теории в каждую новую эпоху не создаются заново. Они разрабатываются на основе идейно-теоретического материала предыдущих поколений с учётом новых реалий. Политические идеи, взгляды и теории могут опережать ход общественного развития, вскрывая назревшие потребности общества, а могут и отставать от от хода общественного бытия.

Содержание политического сознания составляют как научные знания, так и обыденные представления о политической действительности. Политические знания и представления включают законы и тенденции политической жизни общества, совокупность абстрактных и конкретных политических образов, реалистических и мифологических знаний о политических отношениях, институтах и действиях субъектов политики. Сюда могут входить оценочные и критические суждения индивидов в политической реальности, их эмоциональные состояния и психологическое восприятие. Таким образом, политическое сознание охватывает все представления людей, связанные с их участием в управлении делами государства и общества в целом.

На основе глубины и достоверности отражения политической реальности различают научно-теоретический, эмпирический и обыденный уровни политического сознания.

Научно-теоретический уровень политического сознания – это самая высокая ступень познания политической действительности. На этом уровне происходит глубокое проникновение в сущность политических явлений и процессов, выявление причин и их закономерностей. А результаты научного познания политической действительности закрепляются в логических понятиях, категориях и политических теориях. Научные политические знания отражают рациональные и логические элементы человеческого познания.

Эмпирический (по-гречески «опыт») уровень политического сознания – это политические знания, оценки и переживания, складывающиеся преимущественно на основе активного участия индивида в политической жизни общества. Данный уровень политического сознания отличает большая степень конкретности и прагматичности человеческих представлений о политических процессах и явлениях.

Обыденное, повседневное политическое сознание возникает из непосредственного восприятия индивидом повседневной политической практики. Оно может адекватно отражать природу и содержание отдельных политических явлений и процессов, однако не может дать индивиду системное и полное представление об окружающей его политической действительности. Этот уровень чаще всего содержит элементы стихийности, иллюзорности, нереалистичности.

Каждой общественно-политической системе соответствует особый, свойственный ей тип политического сознания, который проявляется в национально-специфических формах в зависимости от типа политического режима: тоталитарный, авторитарный, либерально-демократический типы политического сознания.

В Республике Беларусь в процессе демократизации осуществляются сложные процессы: разрушается старая тоталитарная культура и политическое сознание и формируются элементы новой, хотя процесс этот идёт весьма неравномерно и противоречиво.

 

 



2020-02-04 165 Обсуждений (0)
Тема 11. Общественные организации и движения 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема 11. Общественные организации и движения

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (165)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)