Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Глава 1. Рыночная экономика – основа бизнеса.



2020-02-04 239 Обсуждений (0)
Глава 1. Рыночная экономика – основа бизнеса. 0.00 из 5.00 0 оценок




Гришанов Е.М.

Основы бизнеса

Введение

Формирование развитой рыночной инфраструктуры в России предъявляет высокие требования к участникам малого бизнеса, требует серьезных знаний, усвоение которых невозможно без изучения курса «Основы бизнеса (для малого предпринимательства)».

Целью данного пособия является углубление, закрепление и проверка знаний и понимания основных категорий и понятий, которыми оперирует экономическая теория и практика малого предпринимательства. Материал подобран в соответствии с темами, изучаемыми в курсе «Основы бизнеса (для малого предпринимательства)».

 Задания различаются по степени сложности, но любое из них можно решить, усвоив основные понятия и категории, изучаемого курса. Решая задачи, оценивая конкретные ситуации, можно научиться пользоваться различными методами экономического анализа, самостоятельно анализировать экономическую реальность, принимать грамотные экономические решения для развития бизнеса и малого предпринимательства.

 

Глава 1. Рыночная экономика – основа бизнеса.

1.1. Понятие рыночной экономики. Субъекты бизнеса.

 

     Рынок – это форма общественной связи между людьми, состоящая во взаимной купле-продаже товаров.

    Необходимость рыночных отношений проистекает из ограниченности производственных возможностей человека по сравнению с его потребностями.

    Человек может работать и производить какие-либо материальные и духовные ценности только в одной сфере деятельности. Но в потребление человеку нужны самые разнообразные блага и услуги. Поэтому разделение общественного труда и обмен деятельностью и продуктами труда – это объективные предпосылки возникновения рыночных отношений.

    Рынок существует только там, где есть товарное производство. Рыночное хозяйство требует существования частной собственности на средства производства, а она в свою очередь требует самостоятельного принятия решений всеми субъектами экономических отношений.

    В экономической теории выделяют три основных субъекта бизнеса: домохозяйства, фирмы, государство.

    Домохозяйство – это экономическая единица в составе одного или нескольких лиц, которая самостоятельно принимает решения, является собственником какого-либо фактора производства, стремится к максимальному удовлетворению своих потребностей в рамках имеющихся ресурсов. К домохозяйствам относят всех потребителей, наемных работников, владельцев капиталов, земли и других средств производства.

    Фирма – это экономическая единица, которая самостоятельно принимает решения, стремится к максимизации прибыли, использует факторы производства для изготовления и продажи продукции другим фирмам, домохозяйствам и государству.

    Под государством понимают все правительственные учреждения, имеющие юридическую и политическую власть для осуществления в случае необходимости контроля над хозяйственными субъектами и над рынком для достижения общественных целей. Государство принимает участие в формировании экономико-правовой среды действия других субъектов. В современной рыночной экономике его роль очень велика.

    Субъекты бизнеса преследуют только свой собственный интерес, координация же их действий осуществляется через рыночный механизм. Он обеспечивает согласование экономических интересов всех участников рыночных отношений, благодаря чему их действия становятся согласованными и подчиняются определенным закономерностям. Рыночный механизм – это порядок определения цен, механизм взаимодействия продавцов и покупателей по поводу установления цен на товары, их количества, объема и структуры производства.

 

1.2. Основные функции рыночной экономики.

 

   Все товары и услуги имеют свою цену. Одной из важнейших функций рынка является информационная, воплощенная в ценах. Цены сообщают о недостатке или переизбытке товаров, об издержках производства, о перспективных направлениях вложения капитала.

    Другая функция рынка, стимулирующая, вытекает из первой. С помощью цен, через их равновесие или падение спроса и предложения, возможно эффективное ведение производства, рационально используются редкие ресурсы, достигаются наиболее удачные способы получения качественного продукта при минимальных издержках, обеспечивается распределение товаров и услуг между людьми в соответствии с их доходами, структура общественного производства соответствует потребностям людей.

   Важную роль в рыночном механизме играет конкуренция, или противоборство между производителями за получение наибольшей выгоды. Результатом конкурентной борьбы непременно является более полное и эффективное использование редких ресурсов. Таким образом, через конкуренцию реализуется еще одна функция рынка – оптимизация пропорций общественного производства.

 Кроме того, через конкуренцию происходит как бы естественный отбор среди предприятий. Успех обеспечен лишь тем, кто сумеет вовремя приспособиться к новым условиям, наладить выпуск нужного продукта, сменить технологию, снизить издержки и оказать влияние на формирование цен. Тот, кто не справляется с этими задачами, выходит из игры. Так появляется санирующая функция рынка. Благодаря ей общественное производство постоянно совершенствуется, использует достижения НТП, лучше реагирует на запросы потребителей.

 

1.3. Структура бизнеса.

Под структурой бизнеса мы понимаем его внутреннее устройство. Для классификации элементов структуры бизнеса как системы экономических отношений можно пользоваться следующими критериями:

- по экономическому назначению объектов рыночных отношений;

- по географическому положению;

- по степени ограничения конкуренции;

- по характеру продаж;

- по приоритету производителя или потребителя;

- по отраслям.

Далее следует рассмотреть определение элементов бизнеса по каждому из критериев.

По экономическому назначению объектов рыночных отношений мы выделяем множество субрынков:

- рынок потребительских товаров и услуг;

- рынок средств производства;

- рынок сырья;

- рынок ноу-хау;

- рынок труда и рабочей силы;

- финансовый (денежный) рынок;

- рынок инвестиций;

- рынок жилья;

- рынок информации;

- рынок интеллектуального продукта.

По географическому положению можно выделить:

- внутренний рынок;

- национальный рынок;

- региональный рынок;

- мировой рынок.

Внутренний рынок ограничен территорией одного суверенного государства и рассматривается, как правило, по отношению к одному товару или классу товаров. Национальный рынок представляет собой совокупность внутренних рынков по всем товарам. Внутренний и национальный рынки объединяются понятием «рынок страны». Региональный рынок – это рынок, относящийся к какому-либо региону мира (рынок Западной Европы, Латиноамериканский рынок и пр.). Мировой (международный) рынок представляет собой совокупность всех рынков по всем странам.

По степени ограничения конкуренции выделяют:

- монополистический рынок;

- олигополистический рынок;

- монопсонический рынок;

- свободный рынок;

- смешанный рынок.

На монополистическом рынке все предложение товаров и услуг сосредоточено в руках одного продавца. Олигополистический рынок представляет собой ситуацию, при которой небольшое число достаточно крупных продавцов противостоит массе относительно мелких покупателей, и на каждого продавца приходится существенная часть общего предложения на рынке. Монопсонический рынок – это рынок, на котором одному покупателю противостоит большое число продавцов. Свободный рынок, или рынок в чистом виде, можно охарактеризовать как рынок свободного предпринимательства, где производитель и потребитель полностью раскрепощены от воздействия государства, их связывают между собой только отношения возмездности, обмена, купли-продажи. Но один из парадоксов современного мира состоит в том, что рыночной системы в чистом виде нет. Наиболее распространенным является смешанный рынок.

Смешанный рынок сочетает в себе и рыночные, и нерыночные элементы. Вмешательство государства в ограничение конкуренции на этом рынке может быть как прямым, так и косвенным (более подробно роль государства в рыночной экономике будет разобрана позже).

По характеру продаж рынок может быть оптовый и розничный. На оптовом рынке функционируют крупные коммерческо-посреднические предприятия, которые занимаются закупкой товаров и организацией товароснабжения розничных торговцев. На розничном рынке осуществляется реализация товаров и услуг непосредственным потребителям.

По приоритетам рынок может существовать как рынок продавца и рынок потребителя. Для рынка продавца характерно приоритетное положение производителя по отношению к потребителю. Его схема: сначала разрабатывается и производится товар, затем идут поиски его потребителей и методов сбыта. Его наиболее опасные проявления: диктат производителя, сужение круга выбора для потребителя и дефицит. Такой рынок становится тормозом для научно-технического прогресса, обновления производства, выпуска новых, более качественных товаров, происходит потеря стимулов для непосредственных производителей. Для рынка потребителя характерно приоритетное положение потребителя по отношению к производителю. На таком рынке осуществляется выпуск только тех товаров, которые согласен приобретать потребитель. Рынок покупателя представляет собой практическое воплощение маркетинга с главным принципом: производить то, что можно продать, вместо того, чтобы продавать то, что можно произвести.

По отраслям рынок может быть автомобильный, компьютерный, нефтяной и т.п., в зависимости от отрасли, в которой осуществляются производство и реализация конкретных товаров и услуг.

 

1.4. Социально – экономические последствия ведения бизнеса в условиях рыночной экономики.

 

Рынок весьма эффективно направляет материальные ресурсы на производство нужных обществу товаров, т.е. осуществляет их расходование, имея целью максимальное удовлетворение меняющихся потребностей людей.

Весьма важным ресурсом сегодня является информация. Преимуществом рынка является то, что для эффективного функционирования предприятия его хозяину или менеджеру часто бывает достаточно весьма ограниченного объема информации (например, только данные о цене и издержках производства).

Для рынка характерна и такая черта, как гибкость, быстрая приспособляемость к изменяющимся условиям. Например, рост цен на сырье вызвал в свое время взлет в разработке и использовании ресурсосберегающих и безотходных технологий, что имеет крайне важное значение для сохранения окружающей среды. 

Положительным моментом рыночной системы является также тенденция к быстрому использованию результатов научно-технического прогресса.

С понятием «рынок» связано понятие «экономическая свобода». Это значит, что в условиях рынка и потребители, и предприниматели независимы в принятии решений, будь то решения о покупке того или иного товара, услуги или о заключении сделки, найме рабочей силы, выходе на другие рынки и т.п.

Рынок с присущей ему конкуренцией стимулирует рост качества товаров и услуг, расширение ассортимента, снижение издержек производства. В противном случае сохранить длительную прибыльность предприятия невозможно.

И, пожалуй, самое главное, что дает рынок – это рост инициативы людей, развитие предприимчивости, ответственности, возрождение и укрепление чувства хозяина и связанное с этим бережное отношение к добру, как своему, так и общественному.

Однако, несмотря на множество положительных факторов в обществе, которые связаны с рыночной моделью хозяйствования возникают проблемы и противоречия, которые рыночная система не может решить на основе своего собственного механизма. В общем плане «слабости» рынка проявляются в том, что выгоды для отдельных лиц часто не совпадают с общественной пользой, а также в том, что затраты на некоторые необходимые обществу направления деятельности настолько велики, что частные предприниматели не в состоянии взять их на себя.

В чем же конкретно состоят «слабости» рынка или его негативные стороны?

Прежде всего следует отметить, что рынок перестает быть эффективным при регулировании производства общественных товаров, таких, как общественный транспорт, оборона, система общественного образования, ряд элементов городского хозяйства, он также не обеспечивает фундаментальных исследований в науке.

Одним из побочных результатов экономической деятельности человека является загрязнение окружающей среды, что рынок своим собственным механизмом предотвратить не может.

Кроме того, рыночная конкуренция, ведя к поражению более слабых, способна порождать социальную напряженность вследствие расслоения общества на богатых и бедных. Эти же процессы стимулируют концентрацию производства и власти в руках небольшой группы людей, способствуя, следовательно, образованию монополий. Отрицательные последствия монополизма общеизвестны – это сужение ассортимента товаров, рост цен, снижение качества.

Недостатком рыночного механизма является то, что он не может регулировать использование ресурсов, принадлежащих всему человечеству, например, рыбных богатств мирового океана.

Серьезной «слабостью» рыночной модели является и то, что она не содержит внутри себя такого структурного элемента, который бы противостоял развитию инфляционных процессов.

Во всех этих случаях общество должно вмешаться, чтобы изменить ситуацию или предотвратить нежелательные последствия с помощью внерыночных сил. Чаще всего в качестве такой регулирующей силы выступает государство. С помощью законов, а также мерами экономической политики оно поощряет или запрещает какие-либо виды деятельности, создает государственные предприятия, производит затраты государственных средств (см. схему 4. 2 и 4. 3.).

В реальной жизни в силу названных выше причин общество всегда должно корректировать рыночный механизм. Различной может быть лишь степень внерыночного регулирования.

 



2020-02-04 239 Обсуждений (0)
Глава 1. Рыночная экономика – основа бизнеса. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Глава 1. Рыночная экономика – основа бизнеса.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (239)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)