Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Трагическое мироощущение в поздний период творчества поэта, противоборство ночного и дневного начал в природе и душе человека



2020-02-04 346 Обсуждений (0)
Трагическое мироощущение в поздний период творчества поэта, противоборство ночного и дневного начал в природе и душе человека 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Начиная с середины 30-х годов всё чаще в стихах Ф.И.Тютчева мир природы и хаос объединяются, растёт внутренняя напряжённость в настроении лирического героя. Особенно характерной является в этом смысле лирическая миниатюра «О чём ты воешь, ветер ночной?» (1836г.).

Центральный образ ветра меняет свои характеристики. В первой строфе лирическому герою слышен вой ветра (заметим, - не шум, не звук, а именно вой), в котором ощущаются то «глубокая» жалоба, то «шумное» негодование. Его «страстный» голос отзывается в сердце, сознанию его смысл непонятен, но созвучен настроению героя (параллелизм природного и человеческого всегда очень силён у Ф.И.Тютчева). Ветер, пробуждающий «заснувшие» бури, вызывает у героя ответный порыв к «беспредельному»:

Из смертной рвётся он груди,

Он с беспредельным жаждет слиться!...

Аллитерация, ассонанс помогают автору усилить впечатление о приближающейся катастрофе, недобрых переменах, о хаосе, который назван не только древним, но и «родимым». Это какая-то прапамять возвращается к человеку, когда «мир души ночной внимает повести любимой».

О, бурь заснувших не буди

Под ними хаос шевелится!..-

восклицает лирический герой, который умеет прозревать через время и пространство всё, что было и что может случиться, обладает провидческим даром, способностью к философским обобщениям, хотя по сравнению с бесконечным хаосом он всего лишь смертный, не более. Лирический герой в этом стихотворении возвеличен, охвачен жаждой познания «беспредельного» и страхом перед ним.

Эта тревога отразится в стихотворении «Сижу задумчив и один...», в котором лирический герой, размышляя о времени и о себе, сравнивает человека с «земным злаком», растением, которое, в отличие от реального растения, не способен возрождаться «с новым летом». Он движется только к расцвету жизни или к её закату. Ему дано не только роптать на несправедливость своей судьбы, но и сопротивляться року, в чём видится трагедия человека, обречённого биться в силках двойного бытия, обретая гармонию только на миг.

В эпиграф мы не случайно вынесли строки из миниатюры «О, вещая душа моя» (1855 г.), в котором это стремление избавиться от страданий «двойного бытия» приводит лирического героя к Богу:

Пускай страдальческую грудь Волнуют страсти роковые –

Душа готова, как Мария,

К ногам Христа навек прильнуть.

Вопрос о вере и неверии в поэзии великого лирика требует отдельного исследования, но совершенно ясно, что душа героя его миниатюр, обречённая на веру и на неверие, жаждет всё-таки веры: «Я верю, Боже мой! Приди на помощь моему неверью!..»

Вот как трагедию человека в художественном мире Ф.И.Тютчева объяснил Д.Мережковский уже в XX веке: «Весь мир -полёт к смерти, к небытию. Все явления, все образы, все лики плывут в бездну роковую, как тающие льдины в океан... Смерть- уничтожение космоса, уничтожение личности... Он (Тютчев) заглянул туда, куда почти никто не заглядывал. И вот всё-таки решил: там никого нет, ни Бога, ни дьявола... Самой страшной и жалкой правды о себе никто не высказывал безжалостнее, бесстрашие Тютчева.  Может быть, эта последняя правдивость - от последнего одиночества...». Но если внимательно читать стихи Ф.И.Тютчева, то станет понятно, что Д.Мережковский подметил только одну сторону мироощущения лирического героя.

Современные исследователи считают, что на самом деле всё у Ф.И.Тютчева сложнее и многограннее, потому что жизнь состоит из минут, а они такие разные в его лирике. В миге, минуте осуществимо самое интенсивное, самое яркое прикосновение к сущности и к истине. Не случайно к слову «минута» у поэта можно найти самые разные определения: великая, отрадная, весёлая, опасная, роковая. Самые счастливые и в то же время роковые минуты в жизни лирического героя поэзии Ф.И.Тютчева связаны с чувством любви. Любовь была для поэта и его лирического героя подобна благодатному лучу солнца или звезде - душе возлюбленной, которая с высоты небосвода светит ему и после безвременной кончины:

                 Твой милый образ, незабвенный,

Он предо мной везде, всегда, Недостижимый, неизменный,

Как ночью на небе звезда...

                                     («Ещё томлюсь тоской желанья», 1848 г.)

Звёзды у Ф.И.Тютчева «сияют», «горят», они часто наделены эпитетами «чистые», «чуткие», а лучи их - «непорочные», они недостижимые, но парадокс в том, что постигают их тайну только «смертные взгляды» человека. Именно звезде он вверяет «таинственный свой челн» - любовь, как в стихотворении «На Неве». То же образное сравнение «звезда-любовь» мы находим в стихотворении «Я знал её ещё тогда». В нём происходит развёртывание метафорического ряда: утренняя звезда на излёте ночи уподобляется облику любимой женщины, наполненному свежей прелестью, дорассветной темнотой, ускользающей в свете наступающего утра:

Вся жизнь её тогда была

Так совершенна, так цела,

И так среде земной чужда,

Что, мнится, и она ушла

И скрылась в небе, как звезда.

День дорог человеческому сердцу потому, что прост и понятен. Солнечный свет скрывает страшную бездну, и человеку кажется, что он способен объяснить жизнь, управлять ею. Ночь порождает чувство одиночества, затерянности в пространстве, беспомощности перед неведомыми силами.  Именно таково, по мысли Ф.И.Тютчева, истинное положение человека в мире. Может быть, поэтому он и называет ночь то «святой» («Святая ночь на небосклон взошла») 1848-1850 гг.), то страшной («День и ночь», 1839 г.), огневыми зарницами, в чуткой темноте совершающей на высоте своё   «таинственное дело», не подвластное человеку. Только сон и смерть способны эту тайну приоткрыть. Всё это нашло отражение в лирике Ф.И.Тютчева тревожными пророчествами, запечатлёнными в грандиозных образах, и тревожными интонациями:

Когда пробьет последний час природы, Состав частей разрушится земных:

Всё зримое опять покроют воды,

И Божий-лик изобразится в них!

Мотив звезды связан с надеждой, что Бог наблюдает за миром людей глазами-звёздами, вернее, очами-звёздами не только ночью, но и днём, просто человек их не видит под блистательным дневным покровом. Поэт абсолютно уверен, что лучший, духовный мир открывается человеку в лучшие минуты жизни: «в короткую, но дивную пору осени», в минуты любования красотой весеннего пробуждения природы, в минуты любви, которую он считал прикосновением к вечности, творчества. Но  всё имеет и другую сторону ~ хаос и гармония, мрак и свет, трагедия и радость бытия -таковы неслиянные и нераздельные полюсы жизни мира человека. Столь же противоречива в поэзии Ф.И.Тютчева и Россия, в которую «можно только верить». Никто не даёт ответа на мучительный для Ф.И.Тютчева вопрос:

Ты долго ль будешь за туманом Скрываться, Русская звезда,

Или оптическим обманом

Ты обличишься навсегда?

                                               («Ты долго ль будешь за туманом», 1861 г.)

На наш взгляд, образ звезды достигает здесь своего апогея в творчестве Ф.И.Тютчева, он многозначен и приобретает новые смыслы: звезда - не только надежда, но и нравственная высота, Божье око, которое почему-то не обращает внимания на многострадальную Родину, и страна оказывается «незамеченной».

Мотив звезды в лирике не обособлен, он взаимодействует с другими мотивами (цветения и увядания, жизненной силы и ущербности, света и тьмы, бури и покоя, веры и неверия, жизни и смерти, в конечном счёте - бытия и небытия). Мотивы имеют у Ф.И.Тютчева огромную глубину смысловых перспектив.

Лирические миниатюры или фрагменты одного текста, какими являются стихи Ф.И.Тютчева, по мнению Ю.Лотмана, всегда исключительно значительны по смыслу именно потому, что несут в себе философские обобщения, даже если они о любви.

Остановлюсь на стихотворении «Певучесть есть в морских волнах» (1865 г.) написанном после смерти Е.А.Денисьевой. Свои страдания и жалобы поэт считает слишком личными и скорбь, тоску одиночества и великие сомнения высказывает в лирическом сопоставлении двух одушевлённых миров - природы и человека, что, как мы видели, характерно для Ф.И.Тютчева. В стихотворении нет ни слова о личной трагедии поэта. Читатель вместе с лирическим героем смотрит на мир совсем с иной высоты. В первой строфе содержится уверенное утверждение: вот оно, мгновение созвучия, гармонии между составляющими стихиями природы (воды, воздуха, огня), которую подчёркивает «музыкальная стройность в прибрежных тростниках», как явствует из эпиграфа к стихотворению - строки римского поэта Авзония на латинском. Человек противопоставлен природе, отдалён от неё, что подчёркнуто союзом «лишь»: «Невозмутимый строй во всем, // Созвучье полное природе,- // Лишь в нашей призрачной свободе // Разлад мы с ней осознаем». Слово «разлад» повторится в следующей строфе, и этот повтор только усиливает тревожное состояние в душе лирического героя. Как часто бывает у Ф.И.Тютчева, стихотворение заканчивается риторическими вопросами. Но какими!

Откуда, как разлад возник?

И отчего же в общем хоре

Душа не то поёт, что море,

И ропщет мыслящий тростник?

Образ «мыслящий тростник» восходит к философским афоризмам французского мыслителя Б.Паскаля, который называл человека «слабейшим из творений природы». У Ф.И.Тютчева человек «ропщет». Обстоятельства, послужившие поводом для написания стихотворения, позволяют почувствовать горе немолодого человека, протестующего против смерти, унесшей дорого человека в бездну той самой природы, которая пребывает в гармонии. Этот бунт любви против смерти, греховный ропот, сжатый в трёх строфах, придаёт поэтической мысли необыкновенную силу переживаний.

Поскольку такие сомнения и переживания могут посетить любого мыслящего человека, то и читатель испытывает чувство пронзительной скорби, вместе с лирическим героем не находя ответа на мучительный вопрос. Стихотворение создано в 1865 году, в том же году написано «Ночное небо так угрюмо...». В нём усилено трагическое мироощущение, всё вокруг погружено во мрак, и даже вспышки зарниц представляются автору «глухонемыми демонами». Темнота ночи называется «чуткой», дело демонов «таинственным», и решается оно тоже «там - на высоте».

Ночное небо в этом стихотворении является нам беззвёздным, а значит - безнадёжным. Звезда никогда у Ф.И.Тютчева не ассоциируется со злом, она всегда являет надежду. Безмолвие («всё стихло в чуткой темноте»), царит в ночи, освещаемой беззвучными огневыми вспышками. Картина не только величественная, но и мрачная, что подчёркивает нагнетание слов со значением «тёмный». Во второй строфе их несколько: «мрак», «потемнело», «темноте». В стихотворении ясно звучит ещё один мотив - мотив «безотрадного сна», тоже очень характерный для лирики Ф.И.Тютчева, который довершает картину мрачной ночи и мрачного состояния души человека.

Это совсем не значит, что нет в последний период творчества стихов с другим настроением. Они есть, среди них выделяется «Мотив Гейне».

Антитеза «день - жизнь», «ночь - смерть» здесь выражена подчёркнуто прямо, приближающаяся смерть воспринимается как сон, как преодоление тьмы:

Но всё грезится сквозь немую тьму –

Где-то там, над ней, ясный день блестит

И незримый хор о любви гремит...

Почему вдруг возникает глагол «гремит»? Не для рифмы же? Безусловно, нет. Просто в ненастный день, когда сгущаются тучи, так хочется надеяться, что гром раздаётся как предвестник ясной погоды. В стихотворении целый ряд метафорических образов -мотивов, выстроенных по принципу параллелизма. Тем самым как бы вносится «душа» в описываемые картины и явления природы.

Заключение

Тютчевский пейзаж- модель мира, в которой несколько сфинксов - загадок: природа - сфинкс, Россия - тоже сфинкс, наконец, человек - тоже сфинкс.У Тютчева несколько решений этих загадок, по мнению Ю.М.Лотмана:

1) мир — загадка, которую надо разгадать;

2) мир бессмыслен, и человек гибнет, пытаясь найти смысл в бессмысленном;

3) мир создан из хаоса и имеет смысл, но акт творения продолжается в разумном бытии человека, в его слове, творчестве. Человек — участник продолжающегося творения, но только человек, наделённый разумом, способным понять и разгадать, этот мир.

Нужно сказать, что и сама поэзия Ф.И.Тютчева представляет для читателя загадку, которую можно разгадывать бесконечно. Другие поэты позже разовьют многие из тютчевских мотивов. Так, мотив молчания прозвучит в стихотворении «Silentium!» Осипа Мандельштама, для которого не природа, а музыка является основой жизни, а человек до тех пор жив, пока он может преодолевать «немоту» молчания. Николай Заболоцкий в своём знаменитом «Я не ищу гармонии в природе» явно использует мотивы лирики Ф.И.Тютчева. Этот список можно продолжать.

Исследование творчества Ф.И.Тютчева в аспекте заявленной темы реферата позволяет мне сделать следующие выводы:

1. Ф.И.Тютчева называют философом, мыслителем в поэзии. Поэтический талант Ф.И.Тютчева формировался под влиянием античной и русской литературы и культуры, французской, немецкой философии и поэзии. Движение его поэтического мироощущения - от классицизма - к романтизму и реализму очень условно: он так и остался в большей степени романтиком. И.С.Тургенев сформулировал главную особенность художественного мира поэта: от впечатления ~ к мысли, к чувству и образу. Это мнение разделяют практически все исследователи (Ю.Тынянов, В.Касаткина, Л.Кузина, Г.Чагин и др.)- Современник Ф.И.Тютчева, поэт А.А.Фет, впервые заметил двуединство, воплотившееся в тютчевском наследии. Затем эту мысль разовьет известный литературовед Ю.М.Лотман, подходы которого к интерпретации творчества Ф.И.Тютчева использованы в реферате.

2. Основные мотивы лирики Ф.И.Тютчева связаны с
устойчивыми образами, повторяющимися и взаимообогащающими
друг друга. Среди них словообразы, ключевые слова, определяющие «сквозные» мотивы ночи, звёзд, молчания и безмолвия, позволяющие поэту, о чём бы он ни писал, выстроить систему метафорических сравнений как своеобразных доказательств своих душевных переживаний, отношения к миру и человеку.

3. Мотив звезды - души звучит в стихотворении «Душа хотела б быть звездой...». «Ночная» сущность души - один из основных мотивов в лирике Ф.И.Тютчева. Ночь чаще всего ассоциируется у поэта с бездной, «непостижимой беспредельностью», хаосом, но в то же время ночь для поэта - час «пророческих творческих снов». С мотивом ночи связан и мотив звёзд, и мотив хаоса, заключённого в мироздании. Поэт переживает трагедию «двойного бытия», ощущая силу «видеть» и «прозревать» и одновременно бессилье перед мирозданием, которое  может поглотить человека. Для постижения тайны бытия нужна тишина, безмолвие, но даже они не могут привести к желанной гармонии. Образная система лирики Тютчева являет собой необыкновенно гибкое сочетание конкретно - зримых примет внешнего мира и того субъективного впечатления, которое производит этот мир на поэта, а затем и на читателя. Изображение незримых, таинственнейших движений души сквозь зримую диалектику явлений природы - это то, что поэзии дал этот художник слова. Как правило, природа у Ф.И.Тютчева одухотворена, очеловечена, но в то же время, когда речь идёт о человеческой душе, поэт использует образы и состояния, характерные для мира природы.

4.  В поздний период творчества трагическое мироощущение в лирике Ф.И.Тютчева усиливается. Мир природы и хаос объединяются, растёт внутренняя напряжённость в настроении лирического героя.

Разгадывать поэзию Ф.И.Тютчева - большое наслаждение, но она настолько многослойна в философском смысле, что по сути неисчерпаема. Это можно почувствовать на примере анализа ведущих, не исчерпывающих его поэзию мотивов ~ образов молчания, безмолвия, ночи и звёзд.

 

 

Список использованной литературы

 

1. Ф.И.Тютчев. Сочинения: в 2т. М., 1980

2. В.В.Кожинов. Пророк в своём Отечестве. Федор Тютчев. М., 2002

3. К.В.Пигарёв. Ф.И.Тютчев и его время. М.5 1978

4. Ю.М.Лотман. Поэтический мир Тютчева//Лотман Ю.М. О поэтах и поэзии. СПб., 1996

5. Г.В.Чагин. Фёдор Иванович Тютчев. - М.:Просвещение, 1990

6. И.С.Аксаков. Биография Фёдора Ивановича Тютчева. М., 1997

7. А.А.Фет. О стихотворениях Тютчева// Фет А.А Сочинения в двух томах. т.2. М., 1982

8. Д.Благой. Гениальный русский лирик// Благой Д. Литература и действительностъ., М.,1959

9. Тютчевиана. Эпиграммы, афоризмы и остроты Ф.И.Тютчева. М.,1999

10. Русская литература XIX века: 10 кл.: Практикум: Учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. Под ред. Ю.И.Лысого - М.:Просвещение, 1997, стр.264 -279

11. Русская литература XIX века: Вторая половина: Хрестоматия историко - литературных материалов: 10 кл./Сост. И.Е.Каплан, М.Т.Пинаев ~ 2~е изд., доп. - М.: ПросвещениеД997э стр. 126 -145

12. Б.И.Турьянская, Л.Н.Гороховская. Литература в 10 классе. Урок за уроком. - М.: « ТИД «Русское слово - РС»», 2003, стр. 238 -263

13. Т.П.Бусланева. Русская литература XIX века. М.: Высшая школа, 2001, стр. 155 – 175

14. Справочник школьника: Литература/ Под Ред:В.В.Агеносова - М.:Дрофа,1999, стр. 162 - 163, 220 –338



2020-02-04 346 Обсуждений (0)
Трагическое мироощущение в поздний период творчества поэта, противоборство ночного и дневного начал в природе и душе человека 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Трагическое мироощущение в поздний период творчества поэта, противоборство ночного и дневного начал в природе и душе человека

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (346)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)