Введение. Структура курса «Экология»; цели и особенности изучения данной дисциплины в вузе; значение природопользования для жизни общества.
Основные виды учебной деятельности по курсу: лекции (как их конспектировать), практические (семинарские) занятия, зачётные занятия (консультации, доклады, рефераты). Основные требования к докладам и рефератам. Рейтинговая система оценки знаний. Основная литература и учебно-методические материалы по дисциплине. 2. Сообщение преподавателя. Основные региональные проблемы природопользования и состояния природных и антропогенных экологических систем Алтайского края. 3. Подведение итогов занятия. 3.2 Занятие №2 (2 часа) Тема: Биосфера как среда развития человеческого общества. Цель: а) раскрыть современное воздействие человека на биосферу и глобальные проблемы природопользования; б) рассмотреть мировой исторический опыт природопользования; в) рассмотреть учение Вернадского о биосфере и ноосфере. Подготовка к занятию 1. Изучить материал занятия в учебнике [2, с. 12-21] и конспект лекций. 2. Выучить значения основных терминов и определений: экология, природопользование (рациональное и нерациональное), антропогенное воздействие, популяция, озоновая дыра, парниковый эффект. План проведения занятия
1. Заслушивание и обсуждение докладов (сообщений) по указанным вопросам): а) «Проблемы человечества на начало XXI века»: [1, 4]*: · В чём причина и каковы механизмы возникновения глобальных экологических проблем? · Какие два важнейших природных процесса поддерживают жизнь на Земле? · Почему для решения экологических проблем недостаточно только самых совершенных средозащитных технологий и устройств? · Каковы причины и возможные последствия глобального потепления климата? б) «Воздействие человека на основные типы экосистем биосферы» [1, 2]: · Почему большинство продуктов хозяйственной деятельности человека не включается в природный биотический круговорот? · Чем отходы естественной экосистемы отличаются от отходов промышленности в их воздействии на природу? · Что значит рациональный подход в природопользовании? · Охарактеризуйте стратегию природопользования в прошлом и настоящем. в) «Концепция ноосферы В. И. Вернадского» [1, 3, 5]: · Рост нашей популяции очень интенсивен, потенциал её размножения огромен, хищник не может сдержать рост этой популяции. Кто же поможет в этом случае? · Чем ноосфера отличается от других частей биосферы по участию в обменных процессах последней? · Какие основные компоненты включает в себя биосфера? г) «Экологические законы Б. Коммонера» [1, 3]*: · Назовите пять основных видов вмешательства человека в экологические процессы биосферы по Коммонеру. · Могут ли в настоящее время на Земле сохраниться биоценозы, которые совершенно не испытывают на себе результатов человеческой деятельности? Почему? · В чём разница между реальными и потенциальными экологическими опасностями? 2. Обсуждение высказываний: а) «Наши проблемы загрязнения питания, народонаселения – все являются экологическими» (Р.Л. Смит). б) «Человек потребляет в виде пищи, корма для животных и топлива лишь примерно 3% ЧПП (чистая первичная продукция), 36% ЧПП используется косвенно – потери урожая, сжигание и потери лесов, опустынивания, превращение природных ареалов в места обитания человека. Этот расчёт не учитывает уменьшения объёма первичной продукции из-за загрязнения ОС, так как этот эффект невозможно оценить в глобальном масштабе. Люди контролируют около 40% ЧПП суши, но влияние людей может распространяться на большую часть ЧПП через загрязнения. Если 40%-ная оценка хотя бы приблизительно верна, то возникают некоторые интересные вопросы о следующем удвоении численности населения и капитала уже через 20-30 лет. Каким станет мир, если человек будет потреблять 80% ЧПП? а если 100%?» (Д.Х. Медоус, Й. Рондерс). 3. Подведение итогов занятия. 3.3 Занятие №3 (4 часа)
Тема: Антропогенное воздействие на биосферу.
Цель: а) рассмотреть и проанализировать санитарно-гигиенические и производственно-хозяйственные нормативы; б) рассмотреть и сравнить фоновые, естественные и антропогенные загрязнения; в) проанализировать природные ресурсы Земли как лимитирующий фактор выживания человека. Подготовка к занятию 1. Изучить материалы занятия в учебнике [2, с. 43-49, 177-180] и конспекте лекций. 2. Подготовиться к тестовому опросу (Приложение А). 3. Выучить значения основных терминов и определений: факторы - антропогенные, экологические, биотические, абиотические; толерантность, природные ресурсы, природные комплексы, природные объекты, природная среда, окружающая среда, особо охраняемые природные территории. План проведения занятия 1. Прослушивание и обсуждение следующих докладов и сообщений по приведенным вопросам: а) «Природные экосистемы Земли как хорологические системы биосферы» [2, 4]: · Чем отличаются биотические факторы от абиотических по вызывающим их причинам, по силе воздействия и по избирательности действия на организм? · Чем отличается закон толерантности от закона минимума? · Солнечное излучение может выступать как экологический фактор, а может как ресурс. Сформулируйте на этом примере отличие экологического фактора от ресурса среды. · Почему леса называют «лёгкими планеты» и «природной аптекой»? б) «Природные ресурсы России» [1, 2]: · Как классифицируются ресурсы по источникам происхождения, по использованию их в производстве и по степени истощаемости? · Парадокс современности – почти исчерпаны «неисчерпаемые» ресурсы, и ещё много осталось «исчерпаемых». Как это объяснить? · Что такое ресурсообеспеченность? · Какими способами человек успешно исчерпывает «неисчерпаемые» ресурсы? Чем это ему угрожает? в) «Круговорот веществ в природе» [1, 2, 5]*: · Из каких частей состоит биологический круговорот веществ? · Как происходит большой круговорот веществ и воды в природе? · Каково основное отличие антропогенных и естественных круговоротов веществ в биосфере? · Биогеохимические циклы наиболее жизненно важных биогенных веществ (углерода, азота, кислорода, водорода, фосфора, серы). г) «Основные аспекты и значения охраны окружающей среды» [1, 2]: · Сформулируйте общепринятое понятие загрязнения среды. · Какой смысл вкладывают в понятие охраны окружающей природной среды? · Чем рациональное природопользование отличается от нерационального? · Дайте определение следующим понятиям: экосистема, устойчивость экосистемы, деградация окружающей среды, экологическая безопасность населения, трансформируемые, техногенные, антропогенные, естественные экосистемы. Приведите примеры. д) «Нормирование качества окружающей природной среды» · Что понимают под качеством окружающей природной среды? · Каковы роль и значение экологического нормирования? · В чём различие между материальными и энергетическими загрязнителями? · Какие виды норм и нормативов качества окружающей среды используются в России? · Объясните понятие «емкость природной среды» или «экологическая емкость территории». е) «Экстремальные воздействия на биосферу»[4, 6]: · Что означает термин «экоцид» и когда он впервые введен? · Почему любые военные действия дестабилизируют экологическую обстановку? · Какие территории относятся к зонам чрезвычайной экологической опасности и какие к зонам критической экологической ситуации? 2. Обсуждение высказываний: а) «Наука представляет нам знание о мире, но не ценности, которым мы должны следовать» (Р. Декарт); б) За один рейс самолёт из Европы в Америку сжигается 200 кг атмосферного кислорода. Для его создания в процессе фотосинтеза требуется «работа» 500 га леса в течение года. 3. Подведение итогов занятия. 3.4 Занятие №4 (2 часа) Тема: Научно-техническая революция и экологический кризис.
Цель: а) рассмотреть роль НТР в развитии биосферы; б) раскрыть понятие экологический кризис и роль мирового сообщества в преодолении экологического кризиса; в) проанализировать причины и пути выхода из экологического кризиса. Подготовка к занятию 1. Изучить материалы занятия в учебнике [5, с. 276, 431-438] и конспект лекций. 2. Выучить значения основных терминов и определений: экологический кризис, техногенные аварии, деградация окружающей среды, ПДК, ПДВ, ПДС, имитационное моделирование, экологические План проведения занятия 1. Заслушивание и обсуждение докладов (сообщений) по приведенным вопросам: а) «Научно-техническая революция и глобальный экологический кризис» [1, 4, 5]: · Что такое экологический кризис? Каковы пути выхода? · Назовите основные причины современного экологического кризиса. · Объясните, почему Вы согласны или нет со следующим предположением: «Программа принудительной экономии энергии должна лечь в основу любой экономической программы страны, ставящей целью обеспечение экологической, экономической и военной безопасности». · Укажите принципиальную разницу между прошлыми и современными экологическими кризисами. б) «Экологическое моделирование» [5, 6]: · Каковы возможности моделирования в решении экологических проблем? · Для чего используются экологические модели? · Что означает термин «экоцид» и когда впервые введен? · Что такое экспоненциальный рост? · Что такое имитационное моделирование и как оно используется для прогнозов мирового развития? в) «Техногенные аварии, катастрофы и их экологические последствия» [1, 2, 5]: · Увеличится ли вероятность стихийных природных бедствий по мере снижения устойчивости биосферы и почему? · Что такое трансграничный перенос загрязнителей? · К какому виду опасностей относятся техногенные катастрофы? · Есть ли взаимосвязь между стихийными бедствиями и техногенными катастрофами? г) «Роль новых научных направлений в преодолении экологического кризиса» [1, 2, 4]*: · Почему современную цивилизацию называют цивилизацией отходов? · Перечислите основные направления инженерной защиты окружающей природной среды. · Оцените роль ресурсосберегающих технологий. · При решении каких прикладных экологических вопросов находит применение биотехнология? 2. Обсуждение высказываний: а) «Сознательный выбор путей преобразования природы потребует создания теории её преобразования и, вероятно, опытного моделирования в природных условиях на специальных крупных полигонах» (Г.Ф. Хельми). б) «Исследователи сложных систем должно заниматься упрощёнными формами, ибо всеобъемлющие исследования бывают зачастую совершенно невозможны» (У. Эшби). 3. Подведение итогов занятия. 3.5 Занятие №5 (4 часа)
Тема: Эколого-экономические проблемы природопользования в России.
Цель: а) разобрать основные направления экологизации экономики; б) рассмотреть принципы рационального природопользования. Подготовка к занятию 1. Изучить материалы занятия в учебнике [2, с. 250-258, 354-388, 526-535] и конспект лекций. 2. Подготовиться к письменному контрольному опросу (Приложение Б). 3. Выучить значения основных терминов и определений: экологическая лицензия, лимит, договор на комплексное страхование, кадастр, экологические фонды, экологическое страхование. План проведения занятия 1 Заслушивание и обсуждение докладов (сообщений) по приведенным вопросам: а) «Экологические проблемы промышленного и топливно-энергетического комплекса России» [1, 7, 9]: · Назовите основные загрязнители окружающей природной среды. · Каково место, занимаемое тепловой энергетикой в загрязнении окружающей среды? · Какие вредные вещества выбрасывают тепловые электростанции, в чём особенность их воздействия? · В чём проявляется негативное воздействие на окружающую среду атомных электростанций, работающих в безаварийном режиме? · В чём состоит особенность воздействия на природный комплекс ГЭС? б) «Тема по выбору о проблемах природопользования в России» · Каковы возможные направления уменьшения загрязнения окружающей среды промышленностью? · Какие реальные опасности в воздействиях на природную среду таит в себе хозяйственная деятельность человека в современных условиях? · Какие отходы представляют наибольшую экологическую опасность для человека и биоты? в) «Особенности нового экономического механизма природопользования» [1, 2, 9]: · Что подразумевается под экономическим механизмом природопользования и охраной окружающей природной среды? Какова роль экономического механизма природопользования? · Что такое кадастры природных ресурсов? · Для чего в эколого-экономическом механизме природопользования применяется система лицензирования, лимитирования? · Что понимается под договором на комплексное природопользование? · От чего зависят размеры платежей за загрязнения окружающей среды вредными веществами? · Охарактеризуйте систему платежей при природопользовании. г) «Проблемы радиоактивного загрязнения среды» [2, 7, 8]: · Назовите причины, в последние десятилетия вызвавшие радиационное загрязнение на территории России. · Что вы знаете о проблеме радиоактивных отходов и как она решается в России? · Существует ли опасность перемещения в Россию токсичных промышленных отходов? д) «Территориальные особенности экологической обстановки в России и тенденции её изменения (региональные экологоэкономические проблемы)» [7, 9]*: · Почему в России даже при спаде производства обостряется экологический кризис? · Какие последствия нерационального (некомплексного) использования (эксплуатируемых в Сибири) природных ресурсов? · Охарактеризуйте последствия загрязнения воздушной среды и водных объектов в регионах Сибири. · Как отражается ухудшение экологической обстановки на состоянии здоровья людей, проживающих в наиболее загрязнённых городах Сибири? 2. Обсуждение следующих высказываний: а) «Большие города до сих пор лишь паразиты биосферы, если рассматривать их с точки зрения того, что удачно названо “жизненными ресурсами” (вода, пища, воздух). Чем больше город, тем больше он требует от окружающей местности и тем больше опасность нанесения вреда “хозяину” - природной среде» (Ю. Одум). б) Чем больше пустынь мы превратим в сады, тем больше цветущих садов мы превратим в пустыни». Сравните: ежегодно южная граница Сахары отодвигается на юг на 10 км. 3. Подведение итогов занятия. 3.6 Занятие №6 (2 часа) Тема: принципы управления природопользованием и охраной окружающей среды в России.
Цель: а) рассмотреть структуру государственных органов охраны окружающей природной среды; б) раскрыть законодательно-правовой механизм природопользования; в) разобрать виды экологического контроля, познакомиться с видами мониторинга. Подготовка к занятию 1. Изучить материалы занятия в учебнике [2, с. 502-522] и конспект лекций. 2. Выучить значения основных терминов и определений: экологическое право, экологическая экспертиза, экологический контроль, мониторинг, экологический вред, экологический риск, ОВОС (оценка воздействия на окружающую среду). План проведения занятия 1. Заслушивание и обсуждение докладов (сообщений) по указанным вопросам: а) «Правовые основы природопользования и охраны окружающей среды в России» [1, 7, 9]: · Что такое экологическое право? Перечислите основные правовые источники в нашей стране. · Перечислите виды ответственности за нарушения законодательно-нормативных актов в области природопользования. · Назовите важнейшие отличия Закона РФ «Об охране окружающей природной среды» (2002 г.) от предшествующего Закона РСФСР (1960 г.). · Почему Закон «Об охране окружающей среды» имеет особую важность? Назовите и прокомментируйте его основные разделы. Что в законе вводится впервые? б) «Механизм управления природопользованием в России» · Что включает административный механизм природопользования? · Что такое экологический риск? Какие регионы относят к зонам повышенного экологического риска? · Какова структура государственных органов охраны окружающей природной среды в России? · Какие существуют виды ответственности за экологические правонарушения? Как возмещается вред наносимый природной среде? в) «Экологическая экспертиза, экологический контроль» [2, 9]: · Виды экологического контроля. Что понимается под государственным экологическим контролем? · Для чего осуществляется мониторинг окружающий среды и каковы его виды? · Какова эффективность Государственной экологической экспертизы в практике природопользования и почему она является обязательной? · Что такое ОВОС? 2. Обсуждение высказываний: а) Мыслить глобально, действовать локально. б) «Общество развивается до тех пор и постольку, поскольку сохраняет равновесие между своим давлением на среду и восстановлением этой среды естественным или искусственным» (Реймерс). 3. Подведение итогов занятия. Занятие №7 (4 часа) Тема: Состояние окружающей среды как основа устойчивого развития.
Цель: а) рассмотреть концепцию и перспективы устойчивого развития современного общества, мировые проблемы и прогнозы его развития, международное сотрудничество в природоохранной деятельности; б) разобрать мировой исторический опыт природопользования. Подготовка к занятию 1. Изучить материалы занятия в учебнике [2, с. 550-558, 535]. 2. Подготовиться к контрольному опросу (Приложение В). 3. Выучить значения основных терминов и определений: экоцентризм, антропоцентризм, всемирная хартия природы, устойчивое развитие. План проведения занятия 1. Заслушивание и обсуждение докладов (сообщений) по приведенным вопросам: а) «Становление природопользования в России. Экологическая доктрина Российской Федерации» [7]: · Чем в отношении к природе ознаменовался период становления капитализма в России? · Определите основные причины, вызвавшие разработку в России свода природоохранных законов, а затем – пакета Экологической доктрины страны. · Что такое экологический риск? б) «Концепции устойчивого развития. Возможности устойчивого развития в России» [1, 2, 3]: · В чём смысл модели устойчивого развития общества? Охарактеризуйте пути её реализации в России. · В чём суть Киотского протокола? · Почему в России даже при спаде производства обостряется экологический кризис? в) «Перспективы международного сотрудничества в природоохранной деятельности» [1, 2, 4, 6]: · Что Вы знаете о важнейшем форуме по экологии в ХХ веке – конференции ООН в Рио-де-Жанейро (1992 г.)? · Что нужно предпринять, чтобы общество перешло к реализации модели устойчивого развития? · Нужно ли концепцию национальной безопасности рассматривать с обязательным учетом экологического фактора? г) «Экологизация общественного сознания» [1, 2]*: · В чем суть ноосферного мышления? · Основные этапы формирования нового экологического сознания – экоцентризма? Каковы основные принципы биосферной этики? · Почему на смену антропоцентризму должен прийти новый тип экологического сознания – экоцентризм? · Какое общество можно назвать экологическим? 2. Обсуждение высказываний: а) «Господство над природой состоит в умении познавать ее законы и правильно их применять» (Ф. Энгельс); б) «Охрана природы – вопрос благосостояния и выживания homo sapience» (П. Эрлих). 3. Подведение итогов занятия. ПРИЛОЖЕНИЕ А (обязательное)
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (463)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |