Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Рекомендации по подготовке к практическим занятиям



2020-02-04 211 Обсуждений (0)
Рекомендации по подготовке к практическим занятиям 0.00 из 5.00 0 оценок




Бийский технологический институт (филиал)

 

Г.В. Давиденко

 

ЭКОЛОГИЯ И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ

 

Методические рекомендации по выполнениюпрактических работ

по курсу «Экология» для студентов технических вузов

очной и очно-заочной форм обучения

 

Бийск 2005


УДК 502.7

 

Давиденко Г.В. Экология и природопользование: Методические рекомендации по выполнению практических работ по курсу «Экология» для студентов технических вузов очной и очно-заочной форм обучения.

Алт. гос. тех. ун-т, БТИ. - Бийск.

Изд-во Алт. гос. тех. ун-та, 2005. - 42 с.

 

 

В методических рекомендациях представлены структура и содержание курса, требования и рекомендации по выполнению практических работ, направленных на развитие и закрепление теоретических знаний в области экологии, приобретение практических навыков природопользования, приведены тестовые и итоговые опросы по разделам курса.

Предназначены для студентов технических вузов очной и очно-заочной форм обучения.

 

 

Рассмотрены и одобрены
на заседании кафедры

«Процессы и аппараты

химической технологии».

Протокол №8 от 9.12.2004 г.

 

Рецензент: к.т.н., действительный член МАНЭБ С.Н. Козлов

(ФГУП ФНПЦ «Алтай», г. Бийск)

 

ãДавиденко Г.В., 2005

ã БТИ АлтГТУ, 2005

 


ВВЕДЕНИЕ

 

Курс «Экология» даёт студентам технических вузов научное представление об основополагающих принципах и методах современного экологопользования, о тенденциях и проблемах его развития от глобального до регионального уровней. Курс рассчитан на студентов, не имеющих специализированной подготовки по естественным наукам (в том числе основам экологии), и восполняет, по мере необходимости, недостающие знания в смежных с дисциплиной научных областях. Основные цели курса включают получение студентами знаний:

- о биологической, глобальной, социальной экологии, системном подходе к её изучению;

- эколого-экономических особенностях хозяйственной деятельности человеческого общества и связанных с ней экологических проблемах;

- основах современного экологопользования, мировом и отечественном опыте по рациональному природопользованию и охране природы;

- экологических взаимодействиях экономического развития человеческого общества и природы;

- основных принципах международного экологического сотрудничества.

 


СТРУКТУРА КУРСА

Структура курса «Экология» схематичное представлена на рисунке 1.

 

 

Рисунок 1 – Структура курса

 

Лекции

 

Темы, содержание и количество часов лекций изложены в таблице 1.

Таблица 1 - Содержание лекционного материала

Номер недели Номер  лекции     Наименование лекции Количество часов Литер. источники
1 2 3 4 5
  1   1 Часть 1. Основы экологии Введение в курс экологии. Основные задачи экологии. Теоретическая и прикладная экология. Предмет изучения факториальной и биогеоценозной экологии. Классификация факторов. Окружающая среда как целостная сбалансированная система 6 2 [1, 2]
3 2 Учение Вернадского о биосфере и геосфере. Понятие о биогеоценозе, экосистеме, видах и типах экосистем. Волчок жизни - полидоминантная экологическая система. Жизнеобеспечивающие системы биосферы. Круговорот веществ и энергий в природе. Влияние человека на биогеохимические круговороты 2 [1, 2]

Продолжение таблицы 1

1 2 3 4 5
5 3 Основные законы экологии. Закон лимитирующего фактора, толерантности, конкурентного исключения, правило взаимодействия факторов. Классификация природных ресурсов. Природные комплексы. Особо охраняемые территории 2 [2, 5]
7 4 Часть 2. Природопользование Формы взаимодействия общества и природы. Экологический кризис, причины, пути выхода. Антропогенные воздействия на биосферу. Классификация загрязнений. Техногенные экосистемы, нормирование качества окружающей природной среды. Эффект суммации 8 2 [9, 5]
9 11 5 Понятие об экологическом моделировании. Процессы, определяющие состояние воздушного и водного бассейнов. Строение атмосферы, загрязнение, изменение климата. Вода, её свойства, структура водного баланса, классификация вод. Загрязнение вод. Процессы, определяющие состояние и использование литосферы. Меры и методы защиты биосферы от загрязнений 4 [2, 3]
13 6 Теоретические аспекты природопользования. Природные ресурсы как объекты природопользования. Влияние природно-экологических и социально-эколо-гических факторов на здоровье человека 2 [2, 3]
15 7 Часть 3. Экономико-правовые основы природопользования Экономическое регулирование природопользования. Лимиты, лицензии, договоры, кадастры. Экологическое страхование, стимулирование, экологические фонды. Экологический вред. Экологический риск. Государственное регулирование природопользования 4 2 [2, 9]
17 8 Правовые основы природопользования. Международное сотрудничество в природоохранной деятельности 2 [2, 6]

 

Активность студентов на лекциях определяется участием в решении проблем и вопросов, поставленных лектором во время занятий, качеством лекционных конспектов, уровнем готовности к лекциям.

Конспекты лекций просматриваются преподавателем в процессе контрольного опроса, по каждой части курса на практических и лабораторных занятиях.

Практические занятия

Темы, содержание и количество часов представлены в таблице 2.

 

Таблица 2 – Содержание практических занятий

Номер занятия Номер темы Наименование темы Кол-во часов Лите-ра-турные источники
1 1 Вводное занятие. Основные региональные проблемы природопользования 2 [7]
2 2 Биосфера как среда развития человеческого общества 2 [2, 5, 9]
3, 4 3 Антропогенное воздействие на биосферу. Тестовый опрос 20 минут 4 [2, 1]
5 4 Научно-техническая революция и экологический кризис 2 [2, 5]
6, 7 5 Эколого-экономические проблемы природопользования в России. Письменный контрольный опрос 20 минут 4 [2, 9, 5]
8 6 Принципы управления природопользованием и охраной окружающей среды в России 2 [2, 5, 9]
9-10 7 Состояние окружающей среды как основа устойчивого развития 4 [1, 2, 5, 9]

Рекомендации по подготовке к практическим занятиям

 

При подготовке к практическим занятиям необходимо проработать рекомендуемую тему по лекциям и литературным источникам, а также:

1) законспектировать в тетради для практических занятий:

- базовые экологические термины и понятия, необходимые для изучения дисциплины;

- краткие сведения к докладам и ответы на вопросы (если они отсутствуют в лекционном материале);

2) уделить особое внимание: 

- основной теме семинарского занятия;

- современному воздействию человека на биосферу и глобальным проблемам природопользования;

- концепции перспектив устойчивого развития современного общества.

К практическому занятию студент обязан:

- иметь при себе конспекты лекций, учебники, тетрадь для практических и лабораторных занятий;

- выполнить задания из плана подготовки к предстоящему практическому или лабораторному занятию.

Если студент пропустил практическое (лабораторное) занятие, он должен самостоятельно проработать данную тему (выполнить лабораторную работу), предоставить преподавателю краткий конспект
ответов на вопросы, поставленные к данной теме (отчет по лабораторной работе).

Во время сдачи коллоквиума ответить на дополнительные вопросы по пропущенной теме (лабораторной работе).

Выполнение студентом плана лабораторных и практических занятий, правильность ответов на поставленные вопросы контролируются преподавателем во время занятий и при контрольном опросе по теме раздела (просматривается тетрадь для практических и лабораторных занятий).

Баллы за активность присуждаются студентам, которые участвуют в обсуждении разбираемой темы, высказывают оригинальные суждения, используют примеры из периодических источников.

Студент, набравший максимальное количество баллов за активность на практических занятиях по темам, разделам и сдавший все коллоквиумы не менее чем на 2 или 3 балла, получает итоговый зачет по всему курсу.

 

Лабораторные работы

 

Наименование лабораторных работ и количество часов, отведенных на них, отражены в таблице 3.

 

Таблица 3 – Содержание лабораторных работ

Номер работы Наименование лабораторной работы Кол-во часов Лит. источник
1 Имитационная компьютерная игра «Малая река» 4 [2, 5, 9]
2 Имитационная компьютерная игра «У озера» 4 [2, 5, 9]
3 Лабораторная работа «Только одна атмосфера» 4 [2, 5, 9]
4 Лабораторная работа «Деловая игра» 4 [2, 9]


2020-02-04 211 Обсуждений (0)
Рекомендации по подготовке к практическим занятиям 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Рекомендации по подготовке к практическим занятиям

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (211)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)