Жизненные стадии и циклы организации
План
1. Понятие организации. Законы организации. Жизненные стадии и циклы организации 2. Внутренняя и внешняя среда организации 3. Уровни управления. Менеджер – профессиональный управляющий Понятие организации. Законы организации. Жизненные стадии и циклы организации
Важнейшим понятием в менеджменте является организация. Любая организация находится и функционирует в среде. Каждое действие всех без исключения организаций возможно только в том случае, если среда допускает его осуществление. Внутренняя среда является источником жизненной силы организации. Она заключает в себе потенциал, необходимый для функционирования организации. Внешняя среда является источником, питающим организацию ресурсами. Организация находится в состоянии постоянного обмена с внешней средой, обеспечивая тем самым себе возможность выживания. Организация − первичное хозяйственное звено в экономике, совокупность долговременных норм и правил построения и функционирования рациональных структур и производственных процессов предприятия, обеспечивающих достижение установленных целей перспективного развития.
Организацию характеризуют следующие элементы: Уровни организации : · мировая система; · народное хозяйство; · отрасли народного хозяйства; · объединения предприятий; · предприятия; · подразделения (цех, участок, отдел, служба и т.п.); · рабочее место. Предметные области организации: · сочетание процессов живого труда с материальными элементами производства в пространстве (пространственная организация производства); · то же во времени (временная организация производства). Основные категории организации: · типы организации; · формы организации; · методы организации; · принципы организации. Субъекты организации - персонал предприятия, осуществляющий производственную деятельность в соответствии со своими должностными обязанностями. Объектомменеджмента, его основополагающей категорией является организация − сознательно координируемое сообщество людей для достижения установленных целей. Критерии организации · Готовность двух или более людей совместно работать. · Существование одной или нескольких общих целей (желаемый результат, конечное состояние). · Обмен информацией. Создание организации как структуры необходимо для того, чтобы работники эффективно выполняли свою работу в соответствии с планом, знали свое место и цели, причем их цели должны совпадать с целями организации в целом. Организация обладает следующимиобщими признаками: · наличие внутреннего центра – персонала и менеджеров, – который определяет её характер, координирует деятельность с целью обеспечения единства действий; · объединение процессов, которые взаимодействуют нецеленаправленно и эффективно; · сохранение как предварительно запланированного порядка процесса, так и оперативного, зависящего от ситуации и реагирования работника и менеджера; · определенная, зависящая от процесса гибкость, саморегулирование деятельности – принятие самостоятельных решений, творческое преломление внешних команд, что обеспечивает функционирование системы в изменяющихся условиях; · обособленность – замкнутость внутренних процессов, наличие границ; · единство рабочих процессов и процессов управления, как результата разумного разделения труда; · наличие цели (целей) – объединяет участников, придает смысл их деятельности; · организационная культура – совокупность норм, традиций, верований, ценностей, определяющих поведение людей. Для четкой работы организации необходимо, чтобы при ее создании и функционировании соблюдались следующие требования: · цели должны быть понятны всем работникам; · система целей должна реализовывать глобальную цель; · информационные каналы связи не должны иметь «узких» мест; · работники должны иметь четкие рабочие инструкции, регламентирующие их деятельность; · удовлетворенность в работе должна обеспечиваться выбранной системой мотивации. Организация - это согласованная система сознательно координированной деятельности или взаимодействие двух или более людей для достижения общей цели. (Честер Барнард, Президент "Нью-Джерси Белл Телефон" 1938г.) Виды организаций причина существования менеджмента Организации объект менеджмента
Юридическое лицо - это организация, которая: · имеет обособленное имущество в собственности в хозяйственном ведении, в оперативном управлении; · отвечает имуществом по своим обязательствам; · может от своего имени приобретать имущественные и неимущественные права; · может быть истцом и ответчиком в суде; · имеет самостоятельный баланс или смету. Общие характеристики организаций: · ресурсы ― люди, капитал, материалы, сырье, энергия, технология, информация; · зависимость от внешнего окружения (потребители, поставщики, правительства, профсоюзы, акционеры, законодательные акты и др.); · горизонтальное разделение труда ― разделение большого объема работы на многочисленные небольшие специализированные задания, позволяющие организовать изготовление продукции в значительно большем объеме и продуктивнее, чем при самостоятельной работе такого же количества людей; · подразделения ― отдельные части организации, объединяющие группы людей, которые выполняют конкретные специфические задания, достигают отдельных целей как составляющих общих целей организации; · вертикальное разделение труда ― выделение специальной деятельности для координации действий, связанных с горизонтальным разделением труда; · управление ― особая деятельность определенной группы людей для согласования и координации, с целью продуктивного достижения установленных целей. Законы организации Закон − это отражение объективных и устойчивых связей между компонентами системы, проявляющихся в природе, обществе, человеческом мышлении. Синергия ― особенное свойство открытых систем, организаций продуцировать в результате взаимодействия их составляющих элементов (подразделений, людей и др.) эффект значительно больший, чем сумма результатов, независимых действий этих элементов. Формула синергии: S = 2 + 2 = 5, 6, …. n
Выделяют такие виды синергии как рыночная, затратная, технологическая, управленческая. В основе управленческой синергии лежит соединение знаний, навыков и опыта всех членов организации, каждый из которых может воспользоваться для достижения организационных целей преимуществами других членов. Закон единства анализа и синтеза: процессы анализа (разделения, дифференциации и т. д.) дополняются синтезом, т. е. противоположными процессами соединения, интеграции и т. п. Сначала проводится анализ, затем — синтез. Закон информированности, упорядоченности:в организационном целом порядка не может быть больше, чем информации. Закон композиции : цели организации должны быть согласованы и направлены на поддержание основной цели более общего характера. Закон конкуренции— объективный процесс "вымывания" с рынка некачественных товаров. Закон, в соответствии с которым в мире происходит объективный процесс повышения качества продукции и снижения ее удельной цены. Закон масштаба — закон, согласно которому увеличение масштаба производства продукции за счет ее унификации или реализации других факторов ведет к снижению себестоимости. Существует точка насыщения, когда при увеличении программы выпуска себестоимость (трудоемкость) продукции не снижается, так как этот фактор исчерпал себя. Закон наименьшего звена : структурная устойчивость целого определяется наименьшей устойчивостью какой либо из его частей. Например, прочность цепи определяется (при прочих равных условиях) наименее прочным звеном. Закон онтогенеза: каждая организация проходит в своём развитии следующие фазы жизненного цикла: становление, расцвет, угасание. Закон пропорциональности: отражает, необходимость соотношения между частями целого, а также их соразмерность, соответствие или зависимость. Закон самосохранения:любая естественная или искусственная система стремится сохранить себя как целостное образование и, следовательно, экономнее использовать свой ресурс. Закон экономии времени — закон экономии суммы затрат прошлого, живого и будущего труда на единицу полезного эффекта товара за его жизненный цикл. Этот закон отражает экономические процессы в динамике, за весь жизненный цикл товара. Жизненные стадии и циклы организации Согласно органическому подходу к управлению, функционирование организации по шкале времени может быть представлено в терминах жизненного цикла, означающего как процессуальность развития так и его стадийность. Как правило, специалисты, несмотря на продолжающиеся дискуссии, сходятся в том, что полный жизненный цикл организации обязательно включает такие стадии, как формирование организации, ее интенсивный рост, стабилизацию и кризис (спад). Причем последняя стадия вовсе не обязательно должна завершаться окончанием деятельности или ликвидацией организации. Вполне возможным считается и вариант ее « возрождения» или «преображения» (рис.).
В соответствии с концепцией процессуальности и стадийности развития организации ни одна фирма (предприятие) не может слишком долго оставаться в одном и том же состоянии, а всегда проходит несколько этапов своего развития, каждый из которых сменяется следующим, но зачастую непросто, а с переживанием трудностей и противоречий. Можно выделить несколько уровней рассмотрения подобной этапности. Периоды, проживаемые фирмой в рамках однотипных ценностных установок и фиксирующие специфику управленческих задач в определенные периоды времени, называются стадиями. Периоды, в которых организация принципиально изменяет внутренние ценности и ориентации, называются циклами развития Стадии развития организации. Первая стадия развития организации - ее формирование. На этой стадии для организации важно найти тот товар, который может быть предложен потребителю. Если организации удается найти свою нишу рынка, она может перейти в следующую стадию - интенсивный рост. На второй стадии развития организация растёт, увеличивается объём реализуемого товара, численность персонала, количество филиалов, подразделений, направлений деятельности Если организации удаётся стабилизировать источники дохода, закрепиться на рынке в качестве полноправного агента, она может перейти к третьей стадии - стабилизации. На этой стадии для организации важно максимально стабилизировать свою деятельность за счёт снижения себестоимости продукции и сокращения издержек. В связи с изменчивостью рынка потребления, цикл жизни товара ограничен. Это сказывается и на стадийности развития организации. После стадии стабилизации организация может перейти в стадию кризиса, который характеризуется снижением рентабельности, потерей места на рынке и, возможно, гибелью организации. Организация может сохраниться и перейти вновь к следующему циклу развития только в том случае, если она сможет найти новый, привлекательный для потребителя товар, занять новое место на рынке и т.д. Если это удалось, то она сможет вновь пережить стадии формирования, интенсивного роста и стабилизации, которые неизбежно будут сменены новым кризисом. В развитии организации кризисы неизбежны. На каждой стадии организация реализует специфическую стратегию развития. Взгляд на организацию сквозь призму стадий развития позволяет более точно идентифицировать ее основные целевые и стратегические установки и ориентации. Более того, возникает возможность определить, в какой степени они адекватны внутренней ситуации в организации.
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (171)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |