Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Формирование и развитие рынка корпоративных облигаций



2020-02-04 148 Обсуждений (0)
Формирование и развитие рынка корпоративных облигаций 0.00 из 5.00 0 оценок




КУРСОВАЯ РАБОТА

 на тему: «Формирование и развитие рынка корпоративных облигаций в России» (на примере ОАО «Газпром»)

по дисциплине

Рынок ценных бумаг

 

                                                                                         

 

 

                                                                                         

             

 

 

Екатеринбург

2008

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение. 3

1Корпоративные облигации в России. Экономическое содержание и необходимость внедрения. 7

1.1 Экономическая сущность корпоративных облигаций. 7

1.2 Классификация корпоративных облигаций. 10

2 Формирование и развитие рынка корпоративных облигаций. 17

3 Риски, связанные с деятельностью эмитента. 36

Заключение. 41

Список используемых источников. 45

Приложение 1 BOND.. 47

Приложение 2 Доходность и объем торгов. 50

Приложение 3 Кривая доходности рынка корпоративных облигаций. 51

 


Введение

Финансовая система и рынок ценных бумаг, как один из ее сегментов, являются неотъемлемыми элементами жизнеспособной рыночной экономики. Россия, осуществляющая рыночные преобразования, переживает период становления рынка ценных бумаг. Особенностью развития российского рынка ценных бумаг являются быстрые темпы его развития по сравнению с его формированием в других странах, в то же время развитие отечественного рынка ценных бумаг идет неравномерно и сопровождается многочисленными кризисами.

Есть основания предполагать, что развитие рынка корпоративных облигаций является не просто одним из возможных вариантов развития финансового рынка, но и, в некотором смысле, наиболее предпочтительным вариантом. Рынок облигаций, с большим числом участников и профессиональных аналитиков, может лучше оценивать кредитные риски, чем банковская система. Кроме того, банковская система по своей природе подвержена кризисам ликвидности (поскольку банки обычно финансируют более долгосрочные проекты, чем срок привлеченных ими ресурсов), что крайне негативно сказывается на всей экономике. Рынок корпоративных облигаций помогает решить эти проблемы.

Российские предприятия сегодня испытывают огромную потребность в инвестициях, и одним из наиболее эффективных инструментов привлечения средств инвесторов становятся корпоративные облигации.

Облигационный заем как инструмент привлечения инвестиций дает предприятию – эмитенту следующие преимущества:

а) привлечение значительных объемов денежных средств и финансирование крупномасштабных инвестиционных проектов происходит без угрозы вмешательства инвесторов (владельцев облигаций) в управление его текущей финансово – хозяйственной деятельностью;

б) свободу маневра при определении характеристик выпуска: все параметры облигационного займа (объем эмиссии, процентная ставка, сроки, условия обращения и погашения и т.д.) определяются эмитентом самостоятельно;

в) аккумулирование денежных средств частных инвесторов (населения), привлечение финансовых ресурсов юридических лиц на достаточно длительный срок (продолжительнее срока кредитов, предоставляемых коммерческими банками) и на более выгодных условиях;

г) достигается оптимальное сочетание уровня доходности для инвесторов, с одной стороны, и уровня затрат предприятия – эмитента на подготовку и обслуживание облигационного займа, с другой;

д) позволяет оптимизировать взаиморасчеты, структуру дебиторской и кредиторской задолженности предприятия – эмитента.

Важно отметить, что проценты по облигациям, обращение которых осуществляется через биржи, подлежат отнесению на затраты по производству и реализации продукции (работ, услуг). Такой порядок применяется на практике в соответствии с Постановлением Правительства РФ, начиная с 1 июля 1999 года, и, безусловно, способствует дополнительному повышению эффективности облигационных займов для эмитентов.

Рынок корпоративных облигаций в России растет наряду с общим развитием долгового финансирования в России, и рост доли облигаций по отношению к банковским кредитам не столь внушителен. Таким образом, получается, что рост рынка корпоративных облигаций в большей степени продиктован общим развитием долгового финансирования в России, нежели развитием этого сегмента как такового.

Позитивной картина сохраняется до тех пор, пока мы не знаем, что происходит на вторичном рынке – реально «оборачиваемость» рынка здесь не только не растет, но, напротив, порой даже снижается. В определенной степени это связано с тем, что новые выпуски облигаций практически не торгуются на вторичном рынке. Рост рынка идет в основном в количественном направлении. Удлинения сроков заимствований не происходит; увеличение объемов имеет место (Газпром, ЦентрТелеком), но пока это единичные случаи; параметры выпусков не меняются.

Прогнозируя перспективы рынка корпоративных облигаций в 2008г., необходимо отметить, что рынок достиг своего рода «насыщения». В частности, телекоммуникационные компании, которые до недавнего времени были «локомотивом» рынка корпоративных облигаций, уже исчерпали возможности увеличения доли долгового финансирования, и в 2008 г. ожидать больших заимствований с их стороны нет оснований. При этом операторы мобильной связи в большей степени ориентируются на рынок еврооблигаций и вряд ли смогут компенсировать этот «вакуум».

Несмотря на то, что многие банки запланировали выпуски в отдаленном будущем, не факт, что все они действительно состоятся. Более того, не всегда такие выпуски можно считать «рыночными». В условиях сверхвысоких цен на нефть, скорее всего, не будет особой заинтересованности в заимствованиях и у сырьевых компаний. Компании пищевой промышленности и машиностроения, возможно,  останутся в 2008 г. в числе достаточно активных эмитентов облигаций, но вряд ли они смогут осуществить большие объемы заимствований.

По мнению Cbonds, ОАО «Российские Железные Дороги» (РЖД) могут существенно изменить расклад сил на внутреннем рынке облигаций. РЖД – огромная компания, занимающая 2-е место после Газпрома в российской экономике (выручка за 2007 г. – 694,5 млрд. руб.). При этом, в отличие от большинства других крупных компаний, РЖД не является экспортно-ориентированной компанией, т.е. вряд ли сможет активно финансироваться на внешнем рынке. Но в данной работе анализ выпуска, размещения и обращения облигаций основывается на крупной компании ОАО «Газпром», занимающей исключительное положение в экономике России.

Целью данной работы является всесторонний анализ процесса формирования и развития рынка корпоративных облигаций.

Для достижения указанной цели автором ставится ряд задач:

а) определить понятие корпоративной облигации;

б) дать характеристику существующим видам корпоративных облигаций;

в) изучить основные положения по выпуску, размещению и обращению корпоративных облигаций;

г) выявить основные проблемы обращения корпоративных облигаций и обозначить возможные пути их решения.

д) проанализировать выпуск, размещение и обращение облигаций конкретного эмитента, а также его финансово-хозяйственную деятельность.

Курсовая работа разделена на три главы. В первой главе рассматриваются основные характеристики корпоративных облигаций, преимущества их использования перед другими финансовыми инструментами, их классификация. Во второй главе анализируется выпуск и размещение облигаций ОАО «Газпром», условия выпуска, основные конкуренты, хозяйственная деятельность эмитента. В последней главе основные проблемы развития корпоративных облигаций и возможные пути их решения.


1 КОРпоративные облигации в России. Экономическое содержание и необходимость внедрения

1.1 Экономическая сущность корпоративных облигаций

Действующее российское законодательство определяет облигацию как эмиссионную ценную бумагу, закрепляющую право ее держателя на получение от эмитента облигации в предусмотренный условиями выпуска срок ее номинальной стоимости и зафиксированного в ней процента от этой стоимости или иного имущественного эквивалента. Корпоративная облигация – это ценная бумага, удостоверяющая отношения займа между ее владельцем (кредитором) и лицом, ее выпустившим (заемщиком), в качестве последнего выступают акционерные общества, предприятия, предприятия и организации других организационно-правовых форм собственности. К основным характеристикам облигаций относят: стоимостную оценку, купон, период обращения. Корпоративные облигации имеют нарицательную цену (номинал) и рыночную цену. Номинальная стоимость облигации обозначает сумму, которая берется взаймы и подлежит возврату по истечении срока ее обращения. Номинальная цена является базовой величиной для расчета, принесенного облигацией дохода. Процент по облигации устанавливается по номиналу, прирост (уменьшение) стоимости облигации за соответствующий период рассчитывается как разница между номинальной стоимостью, по которой облигация будет погашена и ценой покупки облигации.

Как правило, облигации выпускаются с высокой номинально стоимостью. Они ориентированны на богатых инвесторов, как индивидуальных, так и институциональных. Этим они отличаются от акций, номинальную стоимость которых эмитент устанавливает в расчете на приобретение их широкими слоями инвесторов. Следует при этом отметить, что для акций номинальная стоимость величина довольно условная, они и продаются, и покупаются преимущественно по цене, не привязанной к номиналу, то для облигации номинальная стоимость является очень важным параметром, значение которого не меняется на протяжении всего срока облигационного займа. Именно по изначально зафиксированной величине номинала облигации будут погашаться по окончании срока их обращения. С момента их эмиссии и до погашения они продаются и покупаются по установившимся на рынке ценам. Рыночная цена в момент размещения облигации может быть ниже номинала, равна номиналу и выше номинала. В дальнейшем рыночная цена облигации определяется исходя из ситуации, сложившейся на рынке облигаций и финансовом рынке в целом к моменту продажи, а также двух главных элементов самого облигационного займа.

Этими элементами являются: перспектива получить при погашении номинальную стоимость облигации (чем ближе в момент покупки облигации срок ее погашения, тем выше ее рыночная стоимость); право на регулярный фиксированный доход (чем выше доход, приносимый облигацией, тем выше ее рыночная стоимость). Рыночная цена облигации зависит и от ряда других условий, важнейшим из которых является надежность (степень риска) вложений. Поскольку номиналы у разных облигаций существенно различаются между собой, то часто возникает необходимость в сопоставимом измерителе рыночных цен облигаций. Таким показателем является курс. Курсом облигации называется значение рыночной цены облигации, выраженное в процентах к ее номиналу. Например, если облигация с номиналом 100 000 руб. продается за 98 500 руб., то ее курс 98,5. В зарубежной литературе помимо перечисленных (номинальной и рыночной) приводится еще одна стоимостная характеристика облигации их выкупная цена, по которой эмитент по истечении срока займа погашает облигации. Выкупная цена может совпадать с номинальной, а может быть и выше или, наоборот, ниже ее. Российское законодательство исключает существование выкупной цены, так как Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» закрепляет право держателя на получение от эмитента ее номинальной стоимости. Это означает, что облигации могут погашаться (выкупаться) только по номинальной стоимости. На рынке различные облигации предлагают и различные проценты по купону. В целом уровень купона будет зависеть от двух параметров: надежность эмитента и срока, на который выпущена облигация. Чем менее надежен эмитент, тем более высокий уровень купона он должен предоставить по облигации, чтобы компенсировать потенциально более высокий риск повышенным доходом. Чем на более длительный период выпускается облигация, тем более высокий купон она должна нести, поскольку для инвестора растет риск, связанный с владением такой бумагой. Крупная компания, если она стремится сделать свои облигации привлекательными для инвесторов, должна обеспечить более высокий уровень купона, чтобы компенсировать риск вложения денег в эти бумаги. Кроме того, она столкнется с более жесткими ограничениями срока, на который могут быть выпущены ее облигации, поскольку с продлением жизни облигации возрастет и риск возможных потерь для инвестора. Какой бы крупной и надежной ни была компания в момент эмиссии бумаг, в перспективе для нее, увеличивается риск неплатежей, риск ликвидности ее ценных бумаг. Поэтому она вряд ли сможет разместить на рынке долгосрочный займ, хотя в каждом конкретном случае такая возможность будет зависеть от складывающейся конъюнктуры рынка.

Небольшая, стабильно работающая фирма выпустит облигации под еще больший процент и на более короткий срок. Поскольку риск приобретения бумаг такой компании довольно высок, вкладчики вряд ли согласятся приобретать ее бумаги на период более года. Крупная компания в кризисном состоянии может рассчитывать на реализацию своего займа только под высокий процент и на непродолжительное время. Приобретая корпоративные облигации, инвестор должен оценить их инвестиционные качества и взвесить риск и доходность по этим ценным бумагам.

К факторам риска, которые должны приниматься инвестором во внимание при решении и приобретении облигаций эмитента можно отнести:

а) экономические факторы. Изменение законодательства инфраструктуры рынка ценных бумаг.

б) политические факторы. Изменение законодательства РФ.

Рассмотрим преимущества корпоративных облигаций перед акциями. Доход от инвестиций в акции основывается на получении дивидендов и разницы между ценой продажи и ценой покупки указанной ценной бумаги на рынке. И тот, и другой вид дохода являются прогнозными, оценочными величинами, размер которых эмитент гарантировать не может и, более того, не имеет права. В отличие от акций, по облигациям эмитент не только может, но и обязан определить размер выплачиваемого дохода по ценной бумаге и обеспечить его выплату в установленный срок. При этом, беря на себя одинаковый риск, владельцы облигаций имеют преимущество перед акционерами. Иными словами, владельцы облигаций имеют первоочередное право на получение дохода по сравнению с акционерами. Например, если предприятие заработало прибыль, размер которой достаточен только для погашения обязательств по облигациям, акционеры не получат никаких дивидендов. Эмитент обязан гасить купоны и номинал облигации в установленные сроки, иначе он может быть объявлен неплатежеспособным, что повлечет за собой его ликвидацию. При ликвидации предприятия его имущество в первую очередь идет на погашение обязательств перед владельцами облигаций; и только оставшаяся часть распределяется между акционерами. Выпуск облигаций обеспечен гарантиями крупных компаний банков. Безусловно, что для вкладчика ставящего на первое место надежность своих инвестиций облигации, как ценная бумага с фиксированным и гарантированным доходом, выглядит наиболее привлекательной.

1.2 Классификация корпоративных облигаций

Основными видами облигаций являются краткосрочные дисконтные облигации и долгосрочные купонные облигации. Но поскольку существует большое разнообразие облигаций, попробуем классифицировать их по ряду признаков. Чтобы дать развернутую классификацию облигаций, используем не только пока еще небольшой опыт функционирования российского рынка корпоративных облигаций, но и богатый зарубежный опыт организации облигационных займов.

а) итак, в зависимости от сроков, на которые выпускается займ, все многообразие облигаций условно можно разделить на две большие группы: Облигации с оговоренной датой погашения, которые в свою очередь, делятся на: краткосрочные, среднесрочные, и долгосрочные. Краткосрочные облигации, в свою очередь, можно разделить на подвиды со сроком обращения от 6 месяцев до 1 года и от 1 года до 2 лет.

Облигации без фиксированного срока погашения включают в себя:

- отзывные облигации могут быть востребованы (отозваны) эмитентом до наступления срока погашения. Еще при выпуске облигаций эмитент устанавливает условия такого востребования: по номиналу или с премией;

- облигации с правом погашения предоставляют право инвестору на возврат облигации эмитенту до наступления срока погашения и получения за нее номинальной стоимости.

Продлеваемые облигации предоставляют инвестору право продлить срок погашения и продолжать получать проценты в течение этого срока;

Отсроченные облигации дают эмитенту право на отсрочку погашения.

б) в зависимости от порядка владения облигации могут быть:

- именные, права владения которыми подтверждаются внесением имени владельца в текст облигации и в книгу регистрации, которую ведет эмитент;

- на предъявителя, права владения которыми подтверждаются простым предъявлением облигации.

в) по целям облигационного займа облигации подразделяются на:

- обычные, выпускаемые для рефинансирования имеющейся у эмитента задолженности или для привлечения дополнительных финансовых ресурсов, которые будут использованы на финансово-хозяйственную деятельность;

- целевые, средства от продажи которых направляются на финансирование конкретных инвестиционных проектов ил конкретных мероприятий (например, проведение телефонной сети и т.п.).

г) по методу погашения номинала могут быть:

- облигации, погашение номинала которых производится разовым платежом;

- облигации с распределенным по времени погашением, когда за определенный отрезок времени погашается некоторая доля номинала;

- облигации с последовательным погашением фиксированной доли общего количества облигаций (лотерейные или тиражные займы).

д) периодическая выплата доходов по облигациям в виде процентов производится по купонам. Ранее купон представлял собой вырезанный талон с указанной на нем цифрой купонной (процентной) ставки. По способам выплаты купонного дохода облигации подразделяются на:

- облигации с фиксированной купонной ставкой;

- облигации с плавающей купонной ставкой, когда купонная ставка зависит от уровня ссудного процента;

- облигации с равномерно возрастающей купонной ставкой по годам займа. Такие облигации еще называют индексируемые, обычно эмитируются в условиях инфляции;

- облигации с минимальным или нулевым купоном (мелкопроцентные или беспроцентные облигации). Рыночная цена по таким облигациям устанавливается ниже номинальной, т.е. предполагает скидку. Доход оп этим облигациям выплачивается в момент ее погашения по номинальной стоимости и представляет разницу между номинальной и рыночной стоимостью;

- облигации с оплатой по выбору. Владелец этой облигации может доход получить как в виде купонного дохода, так и облигациями нового выпуска;

- облигации смешанного типа. Часть срока облигационного займа владелец облигации получает доход по фиксированной купонной ставке, а часть срока по плавающей.

е) в зависимости от степени защищенности вложений инвесторов различают:

- облигации, достойные инвестиций, надежные облигации, выпускаемые компаниями с твердой репутацией; хорошее обеспечение;

- - макулатурные облигации, носящие спекулятивные характер. Вложения в такие облигации всегда сопряжены с высоким риском.

ж)в зависимости от обеспечения облигации делятся на два класса:

1) обеспеченные залогом;

2) необеспеченные залогом;

В свою очередь, обеспеченные залогом облигации:

- обеспечиваются физическими активы: в виде имущества и иного вещного имущества; в виде оборудования (облигации с подобным залогом чаще всего выпускаются транспортными организациями, которые в качестве обеспечения используют суда, самолеты и т.п.). Облигации под залог физических активов (как в виде вещного имущества, так и в виде оборудования) включают в себя так называемые: облигации под первый заклад; второзакладные облигации, или облигации под второй заклад. Облигации под второй заклад стоят на втором месте после первозакладных и называются еще общезакладными. Претензии по облигациям под второй заклад рассматриваются после расчетов с держателями облигаций под первый заклад, но до расчетов с прочими инвесторами.

- облигации с залогом фондовых бумаг обеспечиваются находящимися в собственности эмитента ценными бумагами какой-либо другой компании (не эмитента);

- облигации с залогом пула закладных (ипотек). Так же облигации выпускаются кредитором, на обеспечении у которого находится пул ипотек под выданные им ссуды под недвижимость. Поступление платежей по этим ссудам является источником погашения I выплаты процентов по облигационному займу, обеспеченному пулом закладных. Обычно ипотечные облигации используются для привлечения долгосрочного финансирования.

Необеспеченные залогом облигации включают следующие разновидности:

- необеспеченные облигации какими-либо материальными активами. Они подкрепляются «добросовестностью» компании-эмитента, т.е. обещанием этой компании выплатить проценты и возместить всю сумму займа при наступлении срока погашения.

- облигации под конкретный вид доходов эмитента. По этим облигациям эмитент обязуется выплачивать проценты и погашать займ за счет каких-либо конкретных доходов.

- облигации под конкретный инвестиционный проект. Средства, полученные от реализации данных облигаций, направляются эмитентом на финансирование какого-либо инвестиционного проекта. Доходы, полученные от реализации этого проекта, эмитент использует на погашение займа и выплату процентов.

- гарантированные облигации. Облигации не обеспеченные залогом, но выполнение обязательств по займу гарантируется не компанией-эмитентом, а другими компаниями. Чаще всего гарантом является более сильная с экономической точки зрения компания, что делает данные облигации более надежными.

- облигации с распределенной или переданной ответственностью. По этим облигациям обязательства по данному займу либо распределяются между некоторым числом компаний, включая эмитента, либо целиком принимают на себя другие компании, исключая эмитента.

- застрахованные облигации. Данный облигационный займ компания-эмитент страхует в частной страховой компании на случай возникновения каких-либо затруднений в выполнении обязательств по этому займу. Для значительной части эмитентов целесообразным становится страхование своих долговых бумаг у компании, имеющей максимально высокий кредитный рейтинг. Величина может варьировать в пределах от 0,25 до 2% совокупной суммы номинала облигации и причитающегося процентного дохода в зависимости от гаранта, кредитного рейтинга облигации, ее типа, срока обращения и факторов риска. Премии рассчитываются исходя из стоимости облигаций, приведенной к сроку их погашения. Как правило, вся сумма премии взимается в начале срока действия страхового полиса. Обычно стоимость премии составляет от одной трети до половины совокупной экономии на процентах за весь период обращения облигации. Страхование облигаций производится наиболее надежными страховыми компаниями, имеющими рейтинг на уровне ААА.

з)  По характеру обращения облигации бывают: конвертируемые и неконвертируемые. Конвертируемую облигацию можно рассматривать как обычную облигацию с возможностью ее бесплатной замены на заранее определенное количество акций. Обычно (в мировой практике) инициатором конвертации не может быть компания-эмитент. В зависимости от того, в какой ситуации владельцу облигации предоставляется право на конвертацию, можно выделить два вида конвертируемых облигаций. К первому виду конвертируемых облигаций следует отнести те, которые предоставляют инвестору право на конвертацию, безусловно, в том числе и в ситуации, когда эмитент добросовестно исполняет свои обязательства по облигациям (нормальная ситуация).

Конвертируемые облигации второго вида предоставляют инвестору право на конвертацию лишь в случае, когда эмитент не способен погасить долг по облигациям (негативная ситуация). Конвертируемые облигации этого вида по своим свойствам практически тождественны облигациям, обеспеченным залогом акций эмитента, а владельцы конвертируемых облигаций при фактической неплатежеспособности эмитента могут получить контроль над предприятием и при условии эффективных санкционных мероприятий вправе рассчитывать на компенсацию своих убытков по облигациям в будущем.


Формирование и развитие рынка корпоративных облигаций



2020-02-04 148 Обсуждений (0)
Формирование и развитие рынка корпоративных облигаций 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Формирование и развитие рынка корпоративных облигаций

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (148)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)