Совершенствование бюджетного финансирования и контроля за расходами бюджетных средств
Современное состояние бюджетного финансирования образования принято характеризовать в терминах исключительно недостатка выделяемых средств для нормального функционирования учебных заведений. Приоритеты при финансировании конкретных статей расходов определяются следующим образом: - оплата труда; - стипендия; - трансферты; - оплата коммунальных услуг; - остальные виды расходов. Такая оценка распределения значимости обеспечения расходов связана с тем, что действующее законодательство установило достаточно большую зону ответственности государства за обеспечение определенного уровня финансирования образования: - выделение на нужды развития образования не менее 10% национального дохода, в том числе на высшее профессиональное образование — не менее 3% расходной части федерального бюджета; - определение уровня оплаты труда работников образования в зависимости от уровня оплаты труда в промышленности; - установление доплат, надбавок, присущих только работникам образования. Выполнение всех обязательств, взятых на себя государством, требует увеличения ассигнований на образование только из федерального бюджета по разным оценкам в 2—4 раза, что, очевидно, невыполнимо. Таким образом, бюджет применительно к сфере образования находится в состоянии «перенапряжения». Установленный Бюджетным кодексом Российской Федерации порядок финансирования образования имеет некоторые противоречия с действующим законодательством об образовании. Это снижает эффективность использования бюджетных средств, приводит к значительным транзакционным издержкам (т.е. расходам, связанным с обеспечением движения бюджетных средств «по инстанциям» бюджетного процесса — содержанием органов казначейства, оформлением документов, снижением скорости перемещения денег, расходам на контроль соблюдения бюджетных назначений и т.п.) [1, c.4] Нормативно-методическая база бюджетного финансирования образования в основном опирается на документы и материалы, разработанные для условий планово-директивной экономики и отсутствия выраженного дефицита бюджетных средств. Недофинансирование образования в целом заменяется несколько иным понятием «отсутствия финансирования по отдельным статьям». Создается «лукавая ситуация», когда деньги на образование вроде бы и выделяются, а вот каким образом удается сохранять устойчивость системы, учредителя вроде бы и не интересует. В законодательной базе, определяющей механизм бюджетного финансирования образования, отсутствует механизм, позволяющий с единых позиций решать возникающие частные вопросы финансирования, руководствуясь единственным критерием — целями, на достижение которых направляются бюджетные средства. Целевой характер расходования бюджетных средств основан исключительно на соблюдении установленных сметных назначений в рамках экономической бюджетной классификации, что не способствует экономичности и, следовательно, повышению эффективности использования бюджетных средств. Все это позволяет предположить, что бюджетная политика государства, точнее — финансовых органов, направлена в первую очередь на решение проблем учета и контроля использования бюджетных средств, а не на решение проблем обеспечения деятельности сферы образования. Решение этих и других конкретных проблем бюджетного финансирования видится по двум основным направлениям: - совершенствование нормативно-методической базы бюджетного финансирования образования; - дальнейшее развитие и совершенствование организационно-экономического механизма функционирования системы образования. В рамках первого направления необходимо упорядочить бюджетное законодательство, предусмотрев: - передачу права утверждения сводной сметы доходов и расходов образовательного учреждения руководителю этого учреждения (порядок согласования расходов внутри учреждения устанавливается уставом, решением ученого совета и т.п. открытой процедурой); - включение бюджетополучателей в процедуру разработки проекта бюджета. Это обусловлено тем, что и действующий порядок распределения бюджетных средств, и установленное законодательством требование перехода к нормативам финансирования должны предусматривать объективно сложившиеся особенности отдельных образовательных учреждений, связанных с их профилем, материальной базой, территориальным расположением и другими факторами, которые не могут быть в полной мере учтены главными распорядителями бюджетных средств, составляющих проект бюджета; - доведение уведомлений о бюджетных обязательствах и лимитов бюджетных ассигнований одной строкой; - предоставление права бюджетополучателям осуществлять расходование средств бюджета в пределах общей суммы финансирования, самостоятельно определяя их распределение по статьям экономической классификации; - сохранение за бюджетным учреждением остатка средств, обоснованно образовавшегося по состоянию на 31 декабря текущего года на счете бюджетного учреждения. Сейчас трудно определить направления дальнейшего совершенствования организационно-финансовых механизмов в системе образования. Слишком многими факторами они определяются и слишком неопределенными могут быть и последствия изменений такого рода. Ясно одно, необходимо отказаться от практики централизованного планирования структурных и организационных преобразований в сфере образования, сделав основной упор на постепенный запуск механизмов саморегулирования. Основные подходы к организационно-экономическому реформированию системы профессионального образования можно сформулировать следующим образом: - реструктурирование действующих потоков финансовых средств, направленное на более эффективное их использование. Финансирование образовательных учреждений должно осуществляться по следующим направлениям. - Государственный заказ. Финансирование госзаказа должно осуществляться на основе нормативов в расчете на 1 студента (учащегося), которые будут дифференцированы с учетом трудоемкости и капиталоемкости подготовки по различным специальностям. Финансирование будет производиться без разбивки выделяемых средств на отдельные предметные статьи. В общий объем финансирования госзаказа будет входить стипендиальный фонд. В то же время в нормативы финансирования госзаказа не включаются средства на инновации в сфере профессионального образования (инновационный фонд). Эти средства будут поступать образовательным учреждениям из федерального бюджета пропорционально объему получаемого ими государственного заказа. - Региональный заказ на подготовку специалистов устанавливается Заказы предприятий и частных лиц на образовательные услуги стимулируются налоговыми льготами и, в среднесрочной перспективе, образовательными кредитами и образовательным страхованием.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ Важность финансового анализа как одного из основных элементов стратегического управления образовательным учреждением сложно переоценить. Значение его возросло с тех пор, как была расширена экономическая свобода образовательных учреждений и их хозяйственная самостоятельность. Очевидно, что от эффективности управления финансовыми ресурсами государственных образовательных учреждений целиком и полностью зависит результат деятельности организации в целом. Если дела в учреждении идут самотеком, а стиль управления в новых рыночных условиях не меняется, то никакое бюджетное финансирование не позволит образовательному учреждению «держаться на плаву». В первой главе данной работы рассматривались особенности организации финансово – хозяйственной деятельности государственного образовательного учреждения и особенности анализа финансового состояния государственного образовательного учреждения. Рассмотрены основные теоретические методы проведения финансового анализа деятельности бюджетной организации, раскрыта экономическая сущность коэффициентов, применяемых при проведении анализа финансового состояния учреждения. В главе второй, занимающей большую часть работы, было исследовано государственное образовательное учреждение НПО профессионального училища № 44 города Уфы и его финансовое положение. В ходе работы было установлено реальное положение дел на предприятии; выявлены изменения в финансовом состоянии и факторы, вызвавшие эти изменения. В ходе выполнения исследования были выявлены следующие особенности бюджетной организации: 1) Бюджетное учреждение – организация, созданная органами государственной власти РФ для осуществления функций некоммерческого характера, поэтому ее основной деятельностью не может быть извлечение прибыли, но в тоже время хозрасчетная деятельность допускается с условием направления полученной прибыли на осуществление уставных задач. 2) Бюджетное финансирование осуществляется по смете и ведение бухгалтерского учета ведется по инструкции по бухгалтерскому учету в бюджетных организациях №107н. 3) Использование бюджетных средств на цели, непредусмотренные сметой, не разрешается. 4) Фактические расходы на 1 января следующего года не могут превышать объемы бюджетного финансирования Доходы бюджетной организациискладываются из бюджетных средств и внебюджетных средств, т.к. в современных условиях бюджетные организации вынуждены самостоятельно искать дополнительные источники финансирования, оказывая платные услуги и выполняя различного рода работы. В ходе выполнения исследования были выявлены особенности анализа деятельности бюджетной организации: 1) Некоммерческий характер их деятельности и затратный принцип финансирования не предполагают формирование позитивного финансового результата. 2) Организации вынуждены расходовать ресурсы не столько в соответствии с фактической необходимостью в них, сколько исходя из объема выделенных средств. 3) Анализ проводится с целью установить, насколько эффективно используются бюджетные средства и соответствуют ли качество и объем услуг, оказываемых населению или другим субъектам хозяйствования, затратам, которые несет государство по их оказанию. 4) Анализ финансирования предполагает изучение обеспеченности учреждения бюджетными средствами, а также полноты их использования. 5) Для этого плановое финансирование сравнивается с фактическим, и производится сравнение поступивших сумм бюджетных средств с кассовыми расходами учреждения. 6) Основным источником информации при этом является «Отчет об исполнении сметы расходов формы №2». ГОУ НПО профессиональное училище № 44 города Уфы по Уставу для реализации основных задач имеет право: - самостоятельно с учетом государственных образовательных стандартов разрабатывать, принимать, реализовывать образовательные программы начального профессионального образования на базе основного общего и среднего общего образования; - разрабатывать и утверждать учебный план, годовой календарный учебный график и расписание занятий; выбирать формы, средства и методы обучения и воспитания в пределах, определенных Законом Российской Федерации "Об образовании" и Законом Республики Башкортостан «Об образовании»; - самостоятельно выбирать систему оценок, формы, порядок и периодичность промежуточной аттестации обучающихся. Учреждение вправе осуществлять предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей и видам, ради которых оно создано. Учреждение имеет право осуществлять следующие виды предпринимательской и иной приносящей доход деятельности: 1) оказывать дополнительные образовательные услуги (на договорной основе), в том числе за плату, за пределами основных образовательных программ начального профессионального образования, определяющих статус Учреждения: физкультурно-оздоровительные услуги (спортзал); 2) оказывать услуги по эксплуатации подразделения общественного питания (столовая): 3) привлекать для осуществления своей уставной деятельности дополнительные источники финансов и материальных средств; 4) реализовывать собственную продукцию, изготовленную учебными мастерскими, работы и услуги, выполняемые Учреждением; 5) проводить благотворительные мероприятия в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и Республики Башкортостан; 6) вести другие приносящие доход внереализационные операции, непосредственно не связанные с собственным производством предусмотренных настоящим Уставом продукции, работ, услуг и с их реализацией; 7) устанавливать прямые связи с иностранными организациями. Анализ структуры доходов бюджета ГОУ НПО профессионального училища № 44 города Уфы показал, что финансовое обеспечение деятельности этой организации формируется за счет средств бюджета Республики Башкортостан на основе утверждаемой сметы доходов и расходов. Показатели деловой активности имеют тенденцию к снижению, что свидетельствует о снижении эффективности использования финансовых ресурсов ГОУ НПО профессионального училища № 44 города Уфы. Вышеперечисленные тенденции свидетельствуют о назревшей необходимости руководству ГОУ НПО профессионального училища № 44 города Уфы обратить внимание на оценку финансового состояния учреждения. Нужно сказать, что необоснованно высокий уровень производственных запасов, значительно влияющий на общую оборачиваемость активов предприятия; негибкая политика расчетов с заказчиком и клиентом на условиях взаимной выгоды, предполагающей в частности систему скидок - все это говорит о неумелом управлении капиталом. Проведенный анализ также показал, что доходность собственного капитала снизилась в отчетном году. Это вызвало уменьшение отдачи с каждого рубля вложенных средств за прошлый год. Показатель фондоотдачи в 2009 году сократился на 11 % по сравнению с 2008 годом. Налицо тенденция к снижению финансовой устойчивости. Поэтому для стабилизации финансового состояния учреждения хотя бы до уровня прошлых лет предлагается провести следующие мероприятия, позволяющие оптимизировать финансово-экономическую деятельность рассматриваемого учреждения: В целях увеличения поступлений от платной образовательной деятельности предлагается провести ряд мероприятий: - организовать работу по проведению рекламной кампании на территории г. Уфы и Республики Башкортостан; - провести просветительскую работу среди выпускников школ и лиц, состоящих на учете в центрах занятости и на биржах труда; - организовать день открытых дверей, в рамках которого провести презентационные занятия по коммерческим курсам. В целях увеличения добровольных пожертвований и взносов рекомендуется разработать и внедрить ПР – кампанию для привлечения благотворительных организаций на территории г. Уфы и РБ. Новые условия хозяйствования требуют внедрение современных средств вычислительной техники и обработки учетно-финансовой информации. Во избежание осложнения проведения финансового анализа, снижения оперативности принятия управленческих решений и увеличения вероятность возникновения ошибок в отчетной документации, предлагается внедрить автоматизированная система бухгалтерского учета «Смета», разработанную НПО «Криста». Перечисленные мероприятия позволят усовершенствовать финансовую деятельность ГОУ НПО профессионального училища № 44 города Уфы, получить дополнительные внебюджетные источники финансирования.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.98г. № 145-ФЗ // Информационно – правовая база данных «Консультант - плюс». 2. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть 1. – М., 1998. 3. Приказ Минфина России от 30.12.99г. № 107н «Об утверждении Инструкции по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях» // Информационно – правовая база данных «Консультант - плюс». 4. Федеральный закон “Об образовании” (в ред. Федерального закона от 3.01.96 № 12-ФЗ) 5. Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2004 год» от 10.12.2003 г. 6. Федеральный закон « О некоммерческих организациях» от 12 января 1996 года N 7-ФЗ 7. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденное Приказом Минфина России от 29.06.98 г № 34н п. 79. 8. Абрютина М.С., Грачев А.В. Анализ финансово – экономической деятельности предприятия : Учебно – экономической пособие. – 2-е изд., испр. – М.: Издательство «Дело и сервис», 2006. – 256 с. 9. Акперов И., Головач С., Аполлонова – Коноплева И. Казначейская система исполнения бюджета Российской Федерации. – М. : Финансы и статистика, 2006. – 352 с. 10. Анализ хозяйственной деятельности бюджетных организаций: Учеб. пособие / Д.А.Панков, Е.А.Головкова, Л.В.Пашковская и др.; По общ.ред.Д.А.панкова, Е.А.Головковой. – 2-е изд., испр. – М.:Новое знание, 2007. – 409 с. 11. Балабанов И.Т. Финансовый анализ и планирование хозяйствующего субъекта. М.: Финансы и статистика, 2009. – 208 с. 12. Быкадоров В. Л., Алексеев П. Д. Финансово-экономическое состояние предприятия: Практ. пособие. М.: ПРИОР, 2008. - 96 с. 13. Бочкарев В.И. Концептуальные основы государственного общественного управления общим образованием в России // Менеджмент в образовании. – 2006. – С.9-21. 14. Вахрин П.И., Финансовый анализ в коммерческих и некоммерческих организациях. – М.: ИКЦ «Маркетинг», 2007. – 320 с. 15. Волкова М. М., Звездова А. Б. Маркетинговые исследования в области образовательных услуг // Маркетинг. 2005. № 2. С. 122–143. 16. Воронин А.А. О механизме финансирования платного сектора образовательных услуг // Финансы. - 2006. - №12. - С.21-23. 17. Вифлиемский А.В. Организация деятельности образовательных учреждений в условиях казначейского исполнения бюджетов // Менеджмент в образовании. – 2006. - №3. – С.37-47. 18. Вифлиемский А.В., Чиркина О.В. Бухгалтерский учет в образовательных учреждениях. – М. : Педагогический поиск, 2007. – 192 с. 19. Гневко В.А. Учебное заведение в условиях экономики переходного периода. Концепция развития образования. СПб : ИуиЭ, 2008. – 272 с. 20. Гневко В.А. Формирование образовательной среды учебными заведениями. СПб. : Бизнес – Центр, 2008. – 178 с. 21. Грищенко О.В. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия: Учебное пособие. Таганрог : Изд-во ТРТУ, , 2006. - 112с. 22. Годин А.М., Подпорина И.В. Бюджет и бюджетная система Российской Федерации. – М.: Дашков и Ко, 2006. – 276 с. 23. Данилов Е.Н., Абарникова В.Е., Шипков Л.К., Анализ хозяйственной деятельности в бюджетных и научных учреждениях – М.: ФиС, 2009. – 336 с. 24. Егоршин А.П. Перспективы развития образования в России в ХХI веке // Университетское управление. – 2008. - № 4 (14). – С.42-54. 25. Заболотный Е.Б., Майсаков Д.Л. Анализ результатов финансовой деятельности вуза как основа принятия управленческого решения // Университетское управление. – 2005. - № 3 (18). – С.44-52. 26. Кельчевская Н.Р., Прохорова Н.Б., Павлова М.Б., Проведение финансового анализа государственного образовательного учреждения – Екатеринбург: Изд-во УГТУ-УПИ, 2008. – 127 с. 27. Клюев А.К. Организация финансового менеджмента в вузе // Университетское управление. – 2007. - №4 (15). – С.12-20. 28. Ковалев В.В., Финансы предприятий – М.: ТК Велби, 2007. – 352 с. 29. Кузьмин Г. Особенности составления отчетности некоммерческими организациями. // Экономика и жизнь., Бухгалтерское приложение., 2006., февраль, № 6, с. 7-14. 30. Маркина Е.В. Финансы ВУЗ в условиях реформирования бюджетного сектора. // Финансы и кредит, 2009., июль, № 15 (153) 31. Молчанов И.П. Финансирование социальной сферы в условиях реформирования межбюджетных отношений.// Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. – 2008., январь, № 1 (49), с.4 -5. 32. Нестерова И. Бизнес-план учебного заведения - основа принятия стратегических и тактических решений // Маркетинг. - 2007. - №1. - С.102-104. 33. Панков Д.А., Головкова Е.А., Пашковская Л.В., Анализ хозяйственной деятельности бюджетной организации – М.: Новое знание, 2008. – 409 с. 34. Попова Р.Г., Самонова И.Н., Доброседова И.И., Финансы предприятий, — СПб: Питер, 2007. – 224 с. 35. Родионова В.М., Баятова И.М., Маркина Е.В. Бухгалтерский учет и контроль в бюджетных учреждениях. – М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2009. – 232 с. 36. Токарев И.Н. Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях. – М. : ИД ФБК – ПРЕСС, 2006. – 503 с. 37. Федченко Е.А. Вопросы совершенствования методического обеспечения по ведению бухгалтерского учета платных дополнительных образовательных услуг// Советник бухгалтера в сфере образования и науки. - 2005. - № 4. 38. Фомина С. Годовой отчет бюджетного учреждения за 2008 год // Финансовая газета., 2008., январь., № 4, с.10-12., № 5, С9-10. 39. Шеремет А.Д., Сайфуллин Р.С., Финансы предприятий. - М.: ИНФРА-М, 2009 г. 256 c. 40. Юрьева Т.В., Экономика некоммерческих организаций – М.: Юристъ, 2006. – 320 с. 41. Яшин С.Н., Яшина Н.И. Некоторые аспекты анализа бюджетного потенциала муниципального образования. // Экономический анализ: теория и практика, 2008., январь, № 1 (4), с. 10-13
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Структура бюджетной системы Российской Федерации
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (202)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |