Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема: Психолого-педагогические основы методики изобразительной деятельности



2020-02-04 352 Обсуждений (0)
Тема: Психолого-педагогические основы методики изобразительной деятельности 0.00 из 5.00 0 оценок




ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕТОДИКИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Цель, задачи, основные понятия методики преподавания изобразительной деятельности. Связь с другими областями научного знания. Понятие искусства, его виды. Изобразительная деятельность, виды и их характеристика. Значение рисования в общей системе изучения, обучения и воспитания лиц с нарушениями речи.

Значение формирования эстетического восприятия, эмоций, оценок, эстетического вкуса. Значение развития художественного творчества для детей с нарушениями речи. Нравственно – трудовое воспитание средствами изобразительной деятельности: формирование нравственно – волевых, коммуникативных, личностных качеств, дружеских взаимоотношений в процессе проведения занятий по изобразительной деятельности

Лекция 1.1.

Тема: Психолого-педагогические основы методики изобразительной деятельности

(2 часа)

План:

1. Понятие «изобразительная деятельность» в психолого-педагогической литературе.

2. Функции изобразительного искусства.

3. Принципы изобразительной деятельности.

4. Методы, средства и приёмы ознакомления детей с произведениями изобразительного искусства.

Практическое занятие 1.1.

Тема: Психолого-педагогические основы методики изобразительной деятельности

 (2 часа)

Форма проведения: семинар

План:

1. Особенности формирования продуктивных видов деятельности у лиц с ОВЗ.

2. Этапы эволюции детского рисунка.

3. Этапы овладения ребёнком искусством рисунка.

4. Онтогенез развития детского рисунка.

 

Искусство – неотъемлемый компонент культуры. Оно возникает еще в первобытном обществе и вступает в сложное взаимодействие с философией, наукой, политикой, религией и т.д.

Психолог Л.С.Выготский писал, что искусство – это социальное в нас, т.е оно отражает устои общества, традиции, нормы и правила поведения. Но художник, являясь творческой личностью, имел свое мироощущение, способен повлиять и на развитие общества в целом.
Искусство – это творческое отражение воспроизведение действительности в худ. образах.

Искусство - одна из форм духовной культуры человечества, которая воспроизводит действительность в художественно-образной форме и оценивает её по критериям красоты, эстетики.

Функции искусства:

1.Приобразующая, или искусство как деятельность. Искусство приобразует реальность через: - идейно-эстетическое воздействие на людей; - включение человека в ценностно-ориентировочную деятельность; - обработку разнообразного материала.
2.Компенсаторная, или искусство как утешение. Искусство помогает восстанавливать гармонию, заряжать энергией, и компенсирует повседневность обыденной жизни.
Ряд исследователей (А.А.Горбов, Ю.П.Лисицын, А.Деппер и др.) отмечают, что театрально-художественная деятельность, изобразительное творчество детей оказывает на них достаточно сильное психотерапевтическое влияние. Так, изобразительная деятельность делает их поведение более свободным, развивает восприятие пространства, улучшает мышечный тонус, освоение же различных видов художественно-эстетической деятельности снижает уровень отрицательных эмоций, оказывает оздоровительное воздействие. На использование различных видов художественно-эстетической деятельности основывается целое направление в психотерапии – терапия искусством. Частью ее является и АРТ-терапия – метод коррекции и развития посредством художественного творчества, построенный на применении различных видов искусства в своеобразной символической форме, которые позволяют с помощью стимулирования творческих проявлений ребенка осуществлять коррекцию, психоэмоционального, поведенческую, личностного развития.
3.Позновательно-эвристическое, или искусство как знание и просвещение. Через искусство возможно создание нового, передача системы взглядов и навыков мышления. При детальном рассматривании картины, анализе изображённого на ней детей учат устанавливать взаимосвязи в содержании произведения: не только отвечать, что видит ребёнок на полотне, но и уметь объяснить. почему художник посвятил картину данной теме, какие средства выразительности использовал, чтобы раскрыть содержание задуманного. Детей подводят к осознанию замысла художника (о чём написана картина), к пониманию связи между содержанием произведения и выразительными средствами. На занятиях по изобразительному искусству широко используют средства выразительности поэтического языка: образные сравнения, слова, обозначающие нравственные качества людей, вводя их в активный и пассивный словарь детей. На занятиях оперируют изобразительными терминами, не вводя их в активный словарь детей: динамика, колорит, пространство, симметрия.

4.Худ.-концептуальное, или искусство как анализ состояния мира.

5.Функция предвосхищения, или искусство как предвидение.

6. Коммуникативная, или искусство как общение.

7.Информационная, или искусство как передача сведений.

8.Воспитательная. Искусство формирует чувства и мысли людей, передает нравственные нормы и ценности от одного поколения к другому. Искусство способствует воспитанию различных чувств. При ознакомлении детей с жанровой живописью у них активизируется интерес к общественной жизни, видам деятельности человека, к ценностям, художественному творчеству. У детей формируется нравственнее сознание.

9.Внушающая. искусство способно заворожить человека и передать опред. эмоциональный настрой, состояние.
10.Эстетичекая, или искусство как формирование чувства прекрасного. Благодаря искусству формируются художественные вкусы, потребности и способности человека, а также пробуждается его творческий потенциал, желание и умения творить по законам красоты. Это учить детей видеть красоту человеческих поступков, взаимоотношений, сравнивать изображенное в произведении искусства явление с реальной действительностью

11.Гедонистическая, или искусство как наслаждение.
Таким образом, знакомство с живописью являются важным средством всестороннего развития детей. В процессе изобразительной деятельности уточняются и углубляются зрительные представления детей об окружающих предметах, развиваются мышление, внимание, память, мелкая моторика. Она содействует развитию творческих способностей детей. В процессе деятельности формируются такие важные качества личности, как активность, самостоятельность, инициатива, целеустремленность. Она способствует нравственному, эстетическому, физическому и трудовому воспитанию.

 

Классификация видов искусств (появилась с конца 18 века):

1) Пространственные искусства (статическими или предметными, воспринимаются зрением) - живопись, скульптура, архитектура, графика, дизайн, декоративно-прикладное искусство, фотоискусство. (Также такие ансамблевые формы, как монументальное искусство, сценофафия, костюм, в которых художественные образы существуют в пространстве, но не развиваются в прямом смысле во времени).

2) Временные искусства (динамические или процессуальные, воспринимаются слухом) – музыка и художественная литература.

3) Пространственно-временные искусства(синтетические, т.е. непосредственно существующие одновременно в пространстве и во времени; объединяют в себе предметность и процессуальность; воспринимаются зрением и слухом) – театр, танец, кино, цирк, видеоискусство, телеискусство, радиоискусство.

4) Компьютерные искусства – компьютерная графика, музыка, анимация.

 

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО - это вид художественной деятельности, благодаря которому мастер может с помощью специальных средств может воспроизвести окружающий мир. –

Изобрази́тельное иску́сство (искусство запечатления образов) — разделпластических искусств, вид художественного творчества, целью которого является воспроизведение окружающего мира. Понятие объединяет различные виды живописи, графики и скульптуры

Изобразительные искусства классифицируют по объектам приложения творческих усилий, используемым художественным и техническим средствам и исторически сложившимся концепциям творчества

· скульптура

· Скульптура – это пространственно-изобразительное искусство, воссоздающее мир в пластических образах. Подразделяется на: круглую ( т.е свободно размещающуюся в пространстве) и рельеф (т.е объемное изобр-ие располагается на плоскости).
Скульпту́ра (лат. sculptura, от sculpo — вырезаю, высекаю) — вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объёмную форму и выполняются из твёрдых или пластических материалов. В широком значении слова — искусство создавать из глины, воска, камня, металла, дерева, кости и других материалов изображение человека, животных и других предметов природы в осязательных, телесных их формах.

· живопись

· Живопись – это плоскостное изобр. искусство , специфика которого заключается в представлении при помощи красок, нанесенных на поверхность, изображения реального мира, преобразованного творческим воображением художника. Живопись делится на : Монументальную (фреска, иконы) и станковую (на полотне)
Жи́вопись — вид изобразительного искусства, связанный с передачей зрительных образов посредством нанесения красок на жёсткую или гибкую поверхность.

· Существует пять видов живописи: станковая, монументальная, декоративная,театрально-декоративная, миниатюрная[1]. К станковой живописи относят произведения, существующие независимо от места создания. В основном это картины, созданные на мольберте (то есть на станке) художника. В станковой живописи преобладают работы, выполненные масляными красками, но могут использоваться и другие красители (темпера, акриловые краски и т. д.). Картины пишутся в основном на холсте, натянутом на раму или наклеенном на картон. В прошлом широко применялись деревянные доски, могут использоваться любые плоские материалы.

· Монументальная живопись выполняется непосредственно на стенах и потолках зданий и других сооружений. В прошлом преобладала живопись водными краскамипо сырой штукатурке (фреска). В Италии до начала XVI века по высохшей «чистой фреске» практиковалась прописка деталей темперой. Техника «чистой фрески» требует особого мастерства от художника, поэтому применялись и другие технологии, например, не такая устойчивая живопись по сухой штукатурке —секко, позднее росписи выполнялись малоподходящими для монументальной живописи масляными красками.

· Цветные изображения на бумаге (акварель, гуашь, пастель и др.) формально (например, по месту в коллекции) относят к графике, но эти произведения часто рассматриваются и как живописные. Все другие способы цветного изображения относятся к графике, в том числе и изображения, созданные с помощью компьютерных технологий.

· графика

· - Графика- это отдельный рисунок и худ-ные печатные произведения (гравюра, литография). Произведения графики основаны на четких линиях, передаче светотени и т.д. К графике относят также карикатуру и плакат.
Гра́фика (др.-греч. γρᾰφικός — письменный, от др.-греч. γράφω —записывать, писать) — вид изобразительного искусства, использующий в качестве основных изобразительных средств линии, штрихи, пятна и точки. (Цвет также может применяться, но, в отличие от живописи, здесь он традиционно играет вспомогательную роль. В современной графике цвет может быть не менее важен, чем в живописи). При работе в графике обычно используют один или два цвета, кроме основного чёрного или красно-коричневого цвета сангины, можно использовать белый, в особенности на тонированной бумаге. Но при работе пастелью может использоваться вся цветовая палитра, как в живописи; согласно современной музейной классификации, работа пастелью на бумаге тоже относится к графике. Кроме контурной линии, в графическом искусстве широко используются штрих и пятно, также контрастирующие с белой (а в иных случаях также цветной, чёрной, или реже — фактурной) поверхностью бумаги — главной основой для графических работ. Сочетанием тех же средств могут создаваться тональные нюансы. Наиболее общий отличительный признак графики — особое отношение изображаемого предмета к пространству, роль которого в значительной мере выполняет фон бумаги (по выражению советского мастера графикиВ. А. Фаворского, — «воздух белого листа»). В графике, в частности, в гравюрах, может использоваться большое число цветов (при создании некоторых гравюр может использоваться более десятка печатных форм, каждая из которых «добавляет» свой цвет).

· фотоискусство

· декоративно-прикладное искусство

· Декоративно-прикладное искусство – это вид творческой деятельности по созданию предметов быта, предназначенных на удовлетворение утилитарных и художественно-эстетических потребностей.

Декоративно прикладное искусство всегда имеет национальный характер. В его основе лежат народно-художественные промыслы страны. В Беларуси: ткачество, гончарство, резьба по дереву и кости, плетение из соломки и лозы, стеклодувство.
Декоративно-прикладное искусство (от лат. deco — украшаю) — широкий раздел изобразительного искусства, который охватывает различные отрасли творческой деятельности, направленной на создание художественных изделий с утилитарными и художественными функциями. Собирательный термин, условно объединяет два обширных рода искусств:декоративное и прикладное. В отличие от произведений изящного искусства, предназначенных для эстетического наслаждения и относящихся к чистому искусству, многочисленные проявления декоративно-прикладного творчества могут иметь практическое употребление в повседневной жизни.

· Произведения декоративно-прикладного искусства отвечают нескольким характеристикам: обладают эстетическим качеством; рассчитаны на художественный эффект; служат для оформления быта и интерьера[1]. Такими произведениями являются: плательные и декоративные ткани, ковры, мебель, художественное стекло, фарфор, фаянс, ювелирные и другие художественные изделия.
В академической литературе со второй половины XIX века утвердилась классификация отраслей декоративно-прикладного искусства по материалу (металл, керамика, текстиль, дерево), по технике выполнения (резьба, роспись,вышивка, набойка, литьё, чеканка, интарсия и т. д.) и по функциональным признакам использования предмета (мебель, игрушки). Эта классификация обусловлена важной ролью конструктивно-технологического начала в декоративно-прикладном искусстве и его непосредственной связью с производством.

· Дизайн. В искусстве дизайна наличествуют основные качества художественного произведения: содержательность, форма, образность, декоративность - все средства, которыми мастер достигает выразительности. Дизайн (от англ. design — умение проектировать, конструировать, чертить) в широком смысле — любое проектирование, т. е. процесс создания новых предметов, инструментов, оборудования, формиро­вания предметной среды. В узком смысле слова — «новый вид художественно-конструктивной деятельности, возникшей в начале XX века»

·

ЦЕЛИ ОБУЧЕНИЯ ИЗО ИСКУССТВУ В ШКОЛЕ: готовить всесторонне развитых, образованных членов общества, эстетически воспитывать детей, развивать их худ. вкус, помочь детям познавать окружающий мир, раскрывать практическое значение рисунка в жизни человека, развить творческие способности уч-ся, дать верное направление их эстет. восприятию мира.

Задачи обучения ИЗО искусству в школе :

1. Готовить всесторонне развитых, образованных членов общества, спрособных принять активное участие в различных отраслях государственной, общественной и хозяйственной жизни страны;

2. Эстетически воспитать детей развивать их художественный вкус

3. Помочь детям познавать окружающий мир

4. Раскрыть практическое значение рисунка в жизни человека, научить пользоваться рисунком в трудовой деятельности ,в общественно полезной работе;

5. Дать учащимся знание элементарных основ реалистического рисунка. Привить проявить навыки и умения в изобразительном искусстве ознакомить с основными техническими приемами работы. Привить любовь к труду , воспитать аккуратность и настойчивость в работе;

6. Развить творческие способности учащихся , дать верное направление их эстетическому восприятию мира .Развить пространственное мышление образное представление и воображение;

7. Ознакомить школьников с выдающимися произведениями русского и мирового изобразительного искусства . Привить интерес и любовь к изобразительной деятельности.

 

ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ МЕТОДИКИ РУК-ВА ИЗОДЕЯТ-ТЬЮ ДЕТЕЙ ДВ

Изобразительная деятельность – художественно-творческая деятельность, направленная не только на отражение впечатлений, полученных в жизни, но и на выражение своего отношения к изображаемому.

ИД способствует всестороннему развитию личности ребенка, активному познанию им окружающего мира, воспитанию способности правдиво и творчески отражать свои впечатления в графической и пластической форме.

Методика руководства изобразительной деятельностью детей основывается на научных данных педагогики, психологии, эстетики и искусствоведения.

Изобразительная деятельность, включающая рисование, лепку, аппликацию, является едва ли не самым интересным видом детской деятельности. Она позволяет ребенку отразить в изобразительных образах свои впечатления об окружающем, выразить свое отношение к ним. Кроме того, изобразительная деятельность – это специфическое образное познание действительности, поэтому она имеет неоценимое значение для всестороннего развития детей.

Значение изобразительной деятельности для развития детей дошкольного возраста заключается в том, что изобразительная деятельность оказывает непосредственное влияние на развитие сенсорных процессов, образного мышления, воображения. Именно для их развития дошкольный возраст сензитивен, изобразительная деятельность представляет для этого большие возможности. Занятия изобразительным искусством в детском саду являются эффективным средством познания действительности и одновременно помогают развитию и формированию зрительных восприятий, воображения, пространственных представлений, памяти, чувств и других психических процессов.

 

 «Изобразительная деятельность имеет большое значение в решении задач эстетического воспитания, так как по своему характеру является художественной деятельностью. Важно у детей воспитывать эстетическое отношение к окружающему, умение видеть и чувствовать прекрасное, развивать художественный вкус и творческие способности.

Изобразительное искусство показывает человеку мир реально существующей красоты, формирует его убеждения, влияет на поведение.

Изобразительная деятельность содействует развитию творческих способностей детей, которое возможно лишь в процессе усвоения и практического применения знаний, умений и навыков» (А.В. Запорожец)

Но, прежде чем появиться на бумаге, в плане, образы складываются в сознании ребенка в процессе непосредственного чувственного познания- восприятия.

В процессе изобразительной деятельности развитие восприятия включает в себя две взаимосвязанные стороны:

- с одной стороны, идет усвоение и обогащение представлений о разнообразных свойствах, качествах окружающих предметов и явлений. Применительно к зрительному восприятию - это представления о форме, цвете, величине предметов и их пространственном расположении. Эти представления у детей дошкольного возраста формируются в систему сенсорных эталонов. Усложнение видов изобразительной деятельности приводит к тому, что к концу дошкольного возраста ребенок овладевает сравнительно полным набором сенсорных эталонов формы, цвета, величины;

- с другой стороны, происходит овладение новыми по содержанию, структуре и характеру обследовательскими действиями (действиями восприятия).[10;52]

В результате многочисленных исследований (Г. Г. Григорьева, Т. С. Комарова, Н. П. Сакулина) были выделены четыре группы способностей к изобразительной деятельности:

- к первой группе относятся способности восприятия предметов и явлений окружающей действительности, их основных свойств: формы, цвета, цветовых отношений, величины и пропорции. При этом восприятие должно быть эмоционально окрашено, вызывать у детей яркие чувства и образы

- вторую группу составляют двигательные способности, включающие координацию движений руки под контролем зрения. Эта группа способностей формируется достаточно рано и успешно при условии овладения детьми различными перцептивными действиями.

- в третью группу включены способности, которые можно определить как образное мышление.

- четвертая группа – это способности воображения.[10; 23;60]

 



2020-02-04 352 Обсуждений (0)
Тема: Психолого-педагогические основы методики изобразительной деятельности 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема: Психолого-педагогические основы методики изобразительной деятельности

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (352)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)