Тема: Психолого-педагогические основы методики изобразительной деятельности
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕТОДИКИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Цель, задачи, основные понятия методики преподавания изобразительной деятельности. Связь с другими областями научного знания. Понятие искусства, его виды. Изобразительная деятельность, виды и их характеристика. Значение рисования в общей системе изучения, обучения и воспитания лиц с нарушениями речи. Значение формирования эстетического восприятия, эмоций, оценок, эстетического вкуса. Значение развития художественного творчества для детей с нарушениями речи. Нравственно – трудовое воспитание средствами изобразительной деятельности: формирование нравственно – волевых, коммуникативных, личностных качеств, дружеских взаимоотношений в процессе проведения занятий по изобразительной деятельности Лекция 1.1. Тема: Психолого-педагогические основы методики изобразительной деятельности (2 часа) План: 1. Понятие «изобразительная деятельность» в психолого-педагогической литературе. 2. Функции изобразительного искусства. 3. Принципы изобразительной деятельности. 4. Методы, средства и приёмы ознакомления детей с произведениями изобразительного искусства. Практическое занятие 1.1. Тема: Психолого-педагогические основы методики изобразительной деятельности (2 часа) Форма проведения: семинар План: 1. Особенности формирования продуктивных видов деятельности у лиц с ОВЗ. 2. Этапы эволюции детского рисунка. 3. Этапы овладения ребёнком искусством рисунка. 4. Онтогенез развития детского рисунка.
Искусство – неотъемлемый компонент культуры. Оно возникает еще в первобытном обществе и вступает в сложное взаимодействие с философией, наукой, политикой, религией и т.д. Психолог Л.С.Выготский писал, что искусство – это социальное в нас, т.е оно отражает устои общества, традиции, нормы и правила поведения. Но художник, являясь творческой личностью, имел свое мироощущение, способен повлиять и на развитие общества в целом. Искусство - одна из форм духовной культуры человечества, которая воспроизводит действительность в художественно-образной форме и оценивает её по критериям красоты, эстетики. Функции искусства: 1.Приобразующая, или искусство как деятельность. Искусство приобразует реальность через: - идейно-эстетическое воздействие на людей; - включение человека в ценностно-ориентировочную деятельность; - обработку разнообразного материала. 4.Худ.-концептуальное, или искусство как анализ состояния мира. 5.Функция предвосхищения, или искусство как предвидение. 6. Коммуникативная, или искусство как общение. 7.Информационная, или искусство как передача сведений. 8.Воспитательная. Искусство формирует чувства и мысли людей, передает нравственные нормы и ценности от одного поколения к другому. Искусство способствует воспитанию различных чувств. При ознакомлении детей с жанровой живописью у них активизируется интерес к общественной жизни, видам деятельности человека, к ценностям, художественному творчеству. У детей формируется нравственнее сознание. 9.Внушающая. искусство способно заворожить человека и передать опред. эмоциональный настрой, состояние. 11.Гедонистическая, или искусство как наслаждение.
Классификация видов искусств (появилась с конца 18 века): 1) Пространственные искусства (статическими или предметными, воспринимаются зрением) - живопись, скульптура, архитектура, графика, дизайн, декоративно-прикладное искусство, фотоискусство. (Также такие ансамблевые формы, как монументальное искусство, сценофафия, костюм, в которых художественные образы существуют в пространстве, но не развиваются в прямом смысле во времени). 2) Временные искусства (динамические или процессуальные, воспринимаются слухом) – музыка и художественная литература. 3) Пространственно-временные искусства(синтетические, т.е. непосредственно существующие одновременно в пространстве и во времени; объединяют в себе предметность и процессуальность; воспринимаются зрением и слухом) – театр, танец, кино, цирк, видеоискусство, телеискусство, радиоискусство. 4) Компьютерные искусства – компьютерная графика, музыка, анимация.
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО - это вид художественной деятельности, благодаря которому мастер может с помощью специальных средств может воспроизвести окружающий мир. – Изобрази́тельное иску́сство (искусство запечатления образов) — разделпластических искусств, вид художественного творчества, целью которого является воспроизведение окружающего мира. Понятие объединяет различные виды живописи, графики и скульптуры Изобразительные искусства классифицируют по объектам приложения творческих усилий, используемым художественным и техническим средствам и исторически сложившимся концепциям творчества · скульптура · Скульптура – это пространственно-изобразительное искусство, воссоздающее мир в пластических образах. Подразделяется на: круглую ( т.е свободно размещающуюся в пространстве) и рельеф (т.е объемное изобр-ие располагается на плоскости). · живопись · Живопись – это плоскостное изобр. искусство , специфика которого заключается в представлении при помощи красок, нанесенных на поверхность, изображения реального мира, преобразованного творческим воображением художника. Живопись делится на : Монументальную (фреска, иконы) и станковую (на полотне) · Существует пять видов живописи: станковая, монументальная, декоративная,театрально-декоративная, миниатюрная[1]. К станковой живописи относят произведения, существующие независимо от места создания. В основном это картины, созданные на мольберте (то есть на станке) художника. В станковой живописи преобладают работы, выполненные масляными красками, но могут использоваться и другие красители (темпера, акриловые краски и т. д.). Картины пишутся в основном на холсте, натянутом на раму или наклеенном на картон. В прошлом широко применялись деревянные доски, могут использоваться любые плоские материалы. · Монументальная живопись выполняется непосредственно на стенах и потолках зданий и других сооружений. В прошлом преобладала живопись водными краскамипо сырой штукатурке (фреска). В Италии до начала XVI века по высохшей «чистой фреске» практиковалась прописка деталей темперой. Техника «чистой фрески» требует особого мастерства от художника, поэтому применялись и другие технологии, например, не такая устойчивая живопись по сухой штукатурке —секко, позднее росписи выполнялись малоподходящими для монументальной живописи масляными красками. · Цветные изображения на бумаге (акварель, гуашь, пастель и др.) формально (например, по месту в коллекции) относят к графике, но эти произведения часто рассматриваются и как живописные. Все другие способы цветного изображения относятся к графике, в том числе и изображения, созданные с помощью компьютерных технологий. · графика · - Графика- это отдельный рисунок и худ-ные печатные произведения (гравюра, литография). Произведения графики основаны на четких линиях, передаче светотени и т.д. К графике относят также карикатуру и плакат. · фотоискусство · декоративно-прикладное искусство · Декоративно-прикладное искусство – это вид творческой деятельности по созданию предметов быта, предназначенных на удовлетворение утилитарных и художественно-эстетических потребностей. Декоративно прикладное искусство всегда имеет национальный характер. В его основе лежат народно-художественные промыслы страны. В Беларуси: ткачество, гончарство, резьба по дереву и кости, плетение из соломки и лозы, стеклодувство. · Произведения декоративно-прикладного искусства отвечают нескольким характеристикам: обладают эстетическим качеством; рассчитаны на художественный эффект; служат для оформления быта и интерьера[1]. Такими произведениями являются: плательные и декоративные ткани, ковры, мебель, художественное стекло, фарфор, фаянс, ювелирные и другие художественные изделия. · Дизайн. В искусстве дизайна наличествуют основные качества художественного произведения: содержательность, форма, образность, декоративность - все средства, которыми мастер достигает выразительности. Дизайн (от англ. design — умение проектировать, конструировать, чертить) в широком смысле — любое проектирование, т. е. процесс создания новых предметов, инструментов, оборудования, формирования предметной среды. В узком смысле слова — «новый вид художественно-конструктивной деятельности, возникшей в начале XX века» · ЦЕЛИ ОБУЧЕНИЯ ИЗО ИСКУССТВУ В ШКОЛЕ: готовить всесторонне развитых, образованных членов общества, эстетически воспитывать детей, развивать их худ. вкус, помочь детям познавать окружающий мир, раскрывать практическое значение рисунка в жизни человека, развить творческие способности уч-ся, дать верное направление их эстет. восприятию мира. Задачи обучения ИЗО искусству в школе : 1. Готовить всесторонне развитых, образованных членов общества, спрособных принять активное участие в различных отраслях государственной, общественной и хозяйственной жизни страны; 2. Эстетически воспитать детей развивать их художественный вкус 3. Помочь детям познавать окружающий мир 4. Раскрыть практическое значение рисунка в жизни человека, научить пользоваться рисунком в трудовой деятельности ,в общественно полезной работе; 5. Дать учащимся знание элементарных основ реалистического рисунка. Привить проявить навыки и умения в изобразительном искусстве ознакомить с основными техническими приемами работы. Привить любовь к труду , воспитать аккуратность и настойчивость в работе; 6. Развить творческие способности учащихся , дать верное направление их эстетическому восприятию мира .Развить пространственное мышление образное представление и воображение; 7. Ознакомить школьников с выдающимися произведениями русского и мирового изобразительного искусства . Привить интерес и любовь к изобразительной деятельности.
ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ МЕТОДИКИ РУК-ВА ИЗОДЕЯТ-ТЬЮ ДЕТЕЙ ДВ Изобразительная деятельность – художественно-творческая деятельность, направленная не только на отражение впечатлений, полученных в жизни, но и на выражение своего отношения к изображаемому. ИД способствует всестороннему развитию личности ребенка, активному познанию им окружающего мира, воспитанию способности правдиво и творчески отражать свои впечатления в графической и пластической форме. Методика руководства изобразительной деятельностью детей основывается на научных данных педагогики, психологии, эстетики и искусствоведения. Изобразительная деятельность, включающая рисование, лепку, аппликацию, является едва ли не самым интересным видом детской деятельности. Она позволяет ребенку отразить в изобразительных образах свои впечатления об окружающем, выразить свое отношение к ним. Кроме того, изобразительная деятельность – это специфическое образное познание действительности, поэтому она имеет неоценимое значение для всестороннего развития детей. Значение изобразительной деятельности для развития детей дошкольного возраста заключается в том, что изобразительная деятельность оказывает непосредственное влияние на развитие сенсорных процессов, образного мышления, воображения. Именно для их развития дошкольный возраст сензитивен, изобразительная деятельность представляет для этого большие возможности. Занятия изобразительным искусством в детском саду являются эффективным средством познания действительности и одновременно помогают развитию и формированию зрительных восприятий, воображения, пространственных представлений, памяти, чувств и других психических процессов.
«Изобразительная деятельность имеет большое значение в решении задач эстетического воспитания, так как по своему характеру является художественной деятельностью. Важно у детей воспитывать эстетическое отношение к окружающему, умение видеть и чувствовать прекрасное, развивать художественный вкус и творческие способности. Изобразительное искусство показывает человеку мир реально существующей красоты, формирует его убеждения, влияет на поведение. Изобразительная деятельность содействует развитию творческих способностей детей, которое возможно лишь в процессе усвоения и практического применения знаний, умений и навыков» (А.В. Запорожец) Но, прежде чем появиться на бумаге, в плане, образы складываются в сознании ребенка в процессе непосредственного чувственного познания- восприятия. В процессе изобразительной деятельности развитие восприятия включает в себя две взаимосвязанные стороны: - с одной стороны, идет усвоение и обогащение представлений о разнообразных свойствах, качествах окружающих предметов и явлений. Применительно к зрительному восприятию - это представления о форме, цвете, величине предметов и их пространственном расположении. Эти представления у детей дошкольного возраста формируются в систему сенсорных эталонов. Усложнение видов изобразительной деятельности приводит к тому, что к концу дошкольного возраста ребенок овладевает сравнительно полным набором сенсорных эталонов формы, цвета, величины; - с другой стороны, происходит овладение новыми по содержанию, структуре и характеру обследовательскими действиями (действиями восприятия).[10;52] В результате многочисленных исследований (Г. Г. Григорьева, Т. С. Комарова, Н. П. Сакулина) были выделены четыре группы способностей к изобразительной деятельности: - к первой группе относятся способности восприятия предметов и явлений окружающей действительности, их основных свойств: формы, цвета, цветовых отношений, величины и пропорции. При этом восприятие должно быть эмоционально окрашено, вызывать у детей яркие чувства и образы - вторую группу составляют двигательные способности, включающие координацию движений руки под контролем зрения. Эта группа способностей формируется достаточно рано и успешно при условии овладения детьми различными перцептивными действиями. - в третью группу включены способности, которые можно определить как образное мышление. - четвертая группа – это способности воображения.[10; 23;60]
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (352)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |