Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема 6. Методология теоретического уровня научного анализа



2020-02-04 169 Обсуждений (0)
Тема 6. Методология теоретического уровня научного анализа 0.00 из 5.00 0 оценок




ПРОГРАММА КУРСА

«МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДИКА НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ»

Тема 1. Место и роль методологии в системе исследования

Понятие методологии, функции методологии, место методологии в системе исследования, уровни методологии, структура методологии, субъект исследования, объект исследования, предмет исследования, средства научного исследования, связь методологии с другими элементами системы познания, уровни методологии: общая методология, философская методология, методология науки, методология отдельных областей знания (естественных, техническим, социально – гуманитарных), методологические подходы и методологические установки.

Тема 2. Закономерности развития и функционирования методологии

Закономерности развития и функционирования методологии как формы духовнойдеятельности. Зависимость методологии от уровня развития общественных отношений и от общественных потребностей. Исторический характер методологии. Активность методологи. Относительная самостоятельность развития отдельных направлений методологии. Неоднородность методологической среды.

Дифференциация и интеграция процессов развития методологии. Преемственность и новаторство в развитии методологии. Количественные и качественные изменения методологии. Системность методологических исследований. Репертуарный характер методологических практик. Номотетические и идеографические методы, их взаимосвязь.

Методологическая культура: черты, факторы ее формирования.

 

Тема 3. Черты и факторы методологии научного анализа

Черты методологии научного анализа: систематичность, планомерность, аргументированность, проверяемость и воспроизводимость результатов, точность, рациональность, ориентация на достижение объективности знания, профессионализм, наличие научных критериев оценки результатов познания. Творческий и критический характер научной методологии. Селективность научного анализа.

Факторы методологии научного подхода к исследованию: профессиональная подготовка, специализация, задатки и способности исследователя, социальная среда, личностные психологические ориентации и установки.

Функции научной методологии: обеспечение управляемости исследовательского процесса: упорядоченность исследовательского процесса, прогнозируемость и предсказательность результатов (методологическая эвристика), эффективность и оптимизация исследования.

Научная методология и прогресс общества. Взаимосвязь научной методология и идеологии.

Тема 4. Методология научного познавательного процесса

Место научного познания и знания в системе мировоззрений. Житейское (обыденное), философское, мистическое, эзотерическое, экзотерическое и др. ненаучные мировоззрения, их влияние на методологию науки. Паранаука, квазинаука, лженаука, антинаука. Взаимосвязь методологии науки и ненаучного мировоззрений.

Эмпирический и теоретический уровни научного анализа. Факт, проблема, как формы эмпирического научного знания. Идея, концепция, теория как формы теоретического знания. Взаимосвязь эмпирического и теоретического знания. Научные гипотезы и законы науки как формы взаимосвязи эмпирических и теоретических знаний.

Критерии научности знания. Научное обоснование знаний. Верификация и фальсификация как критерии научности. Интерпретация, референтность, протокольность событий как элементы процедуры научного обоснования.

Конвенционализм в научном познании. Научная интуиция и субъектные качества (факторы) исследования.          

 

Тема 5. Феноменология научного познавательного процесса

Феноменология познания. Предмет познания как результат взаимодействия субъекта с объектом на основе методов и средств исследования. Факторы взаимодействия субъекта и объекта познания. Выделение единицы анализа. Определение исследовательской среды. Источники знания, их анализ. Протокольность источников. Реферирование источников. Роль ценностей в определении предмета познавательного процесса, цели и задачи исследования, нормы научного познавательного процесса. Опредмечивание (объективизация) знания. Здравый смысл и наука. Эмпирическое обоснование научного знания. Селекция (отбор) результатов познавательного процесса.

 

Тема 6. Методология теоретического уровня научного анализа

Последовательность теоретического исследования. Логика теоретического анализа. Авторский замысел видение целей, теоретических задач, анализ полученных результатов. Источники теоретического знания, авторское отношение к ним. Характер теории: содержательная (эмпирическая), формализованная. Степень формализации. Области заимствования теориями методологии исследования, их адаптивность. Методы изложения теоретического материала: индуктивный, дедуктивный и др. Аргументации теории. Последовательность (логичность) изложения теории.

Методология изложения теоретического знания: историчность, систематизация и избирательность аргументов, отношение к другим теориям (принципы соответствия, дополнительности). Хронологические и пространственные характеристики.

Анализ понятийно–категориального аппарата теории. Состав и содержание понятий, соответствие научным целям и задачам исследования, уровень актуальности и современности теоретического языка целям и задачам научного анализа. Имманентность и имплицитность языка теорий научному анализу. Очевидность референтности теоретических положений с предметной областью исследования. Соответствие теории содержанию предметной области, их сужение и расширение.

 



2020-02-04 169 Обсуждений (0)
Тема 6. Методология теоретического уровня научного анализа 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема 6. Методология теоретического уровня научного анализа

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (169)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)