Основные причины возникновения коррозии внутренней поверхности трубопроводов.
Продукция нефтяных и газовых скважин представляет собой многокомпонентную смесь, состоящую из нефти, газа, воды и различных примесей. В процессе движения этой смеси по трубопроводам происходят различные физические и химические процессы (отложение парафинов, солей, абразивный износ, коррозионное разрушение поверхности), в результате которых нарушается нормальная работа трубопроводов. Для обеспечения эффективной работы трубопроводов необходимо предотвратить возможность развития этих процессов. Основными видами коррозии нефтегазопроводных труб являются коррозия с потерей массы (общая, язвенная, канавочная коррозия) и сульфидное коррозионное растрескивание под напряжением. Этот вид коррозионного поражения проявляется в сероводородсодержащей среде и является наиболее опасным. При взаимодействии стали с сероводородсодержащей средой образуется атомарный водород, диффундирующий вглубь металла и вызывающий его охрупчивание и растрескивание по всему объему. Трещины и дефекты, образующиеся под воздействием атомарного водорода на начальной стадии, имеют микроскопические размеры. Со временем их количество растет, что может привести к их слиянию и образованию макротрещины. Поскольку сталь под воздействием водорода склонна к охрупчиванию, макротрещина часто развивается мгновенно по хрупкому механизму. Разрушение трубопроводов вдоль образующей, сопровождаемое раскрытием трубы на несколько метров, как правило, связано именно с сульфидным коррозионным растрескиванием. Разрушение труб происходит в несколько стадий. Сначала вдоль нижней образующей трубы за счет механико-коррозионного износа образуется канавка. Это приводит к увеличению нагрузок в области канавки, ее интенсивному насыщению водородом и образованию множественных микротрещин. С течением времени количество и длина микротрещин растут, что приводит к их объединению между собой. Это и вызывает разрушение трубы. Основными способами повышения стойкости труб к перечисленным видам коррозии является применение специальных марок сталей или защитных покрытий. Одним из факторов, определяющих аномально высокую скорость коррозии является присутствие в стали особого типа неметаллических включений, которые назвали условно коррозионноактивными неметаллическими включениями. Обнаруженные включения не идентифицированы как общеизвестные сульфиды, оксиды, силикаты выявляемые методами, предусмотренными нормативно-технической документацией для трубных сталей, основанными на балльной оценке неметаллических включений на нетравленном шлифе в оптических полях микроскопа при регламентируемых увеличениях. Это связано с тем, что большая часть таких включений имеет малые размеры — не более 1—2 мкм. Опасными являются только включения, образующиеся при определенном соотношении входящих в них элементов — кальция, алюминия, серы, марганца. Появлению коррозии в нефтесборных коллекторах способствует выделившаяся в процессе транспорта минерализованная вода, при отсутствии которой коррозия, как правило, не происходит. Одной из основных причин возникновения коррозионных ситуаций в нефтесборных коллекторах является гидродинамический режим транспортирования продукции нефтяных скважин, что приводит при низких скоростях потока к расслоению эмульсии, образованию застойных зон, возникновению и интенсивной работе макрогальванических пар. Для предотвращения коррозии трубопроводов рекомендуют обеспечивать турбулентное течение газожидкостной смеси со скоростью не менее 0,65 м/с. Предупредить внутреннюю коррозию частично возможно, обеспечив эмульсионную структуру потока. Другим способом уменьшения скорости коррозии промысловых трубопроводов является применение ингибиторов. В зависимости от характера среды, в которой протекает коррозия, различают ингибиторы для жидких сред и атмосферных условий. В свою очередь, ингибиторы для жидких сред разделяют на ингибиторы кислотной коррозии, нейтральных растворов и растворов щелочей. По агрегатному состоянию ингибиторы подразделяются на жидкие и твердые, по растворимости — на водорастворимые, углеводородорастворимые, смешанные. При выборе ингибитора в каждом конкретном случае учитывают климатические особенности данного района и наличие в достаточном количестве растворителей. Возможно одновременное применение водоуглеводородорастворимых, а также комбинированныхингибиторов. Большинство ингибиторов является продуктами переработки отходов нефтехимической промышленности. Уменьшить опасность коррозии можно путем специальной подготовки вод до поступления их в систему ППД, а именно, удалением из нее мехпримесей, агрессивных газов, нефтепродуктов и стерилизацией воды от сульфатвосстанавливающими бактериями (СВБ). Возникновение и развитие локальной коррозии можно уменьшить увеличением скорости транспорта вод, исключающим расслоение потока и выпадение осадков; систематической очисткой полости трубопроводов от осадков механическими или химическими способами; применением ингибиторов коррозии. Также на характер разрушения трубопровода существенно влияет профиль трассы (канавочное разрушение). Канавочная форма разрушения наблюдается при обводненности нефти. Контрольные вопросы: 1. Назовите основные причины возникновения коррозии внутренней поверхности трубопроводов. Ответ: Продукция нефтяных и газовых скважин представляет собой многокомпонентную смесь, состоящую из нефти, газа, воды и различных примесей. В процессе движения этой смеси по трубопроводам происходят различные физические и химические процессы (отложение парафинов, солей, абразивный износ, коррозионное разрушение поверхности), в результате которых нарушается нормальная работа трубопроводов. Основными видами коррозии нефтегазопроводных труб являются коррозия с потерей массы (общая, язвенная, канавочная коррозия) и сульфидное коррозионное растрескивание под напряжением. Этот вид коррозионного поражения проявляется в сероводородсодержащей среде и является наиболее опасным. При взаимодействии стали с сероводородсодержащей средой образуется атомарный водород, диффундирующий вглубь металла и вызывающий его охрупчивание и растрескивание по всему объему. Трещины и дефекты, образующиеся под воздействием атомарного водорода на начальной стадии, имеют микроскопические размеры. Со временем их количество растет, что может привести к их слиянию и образованию макротрещины. Поскольку сталь под воздействием водорода склонна к охрупчиванию, макротрещина часто развивается мгновенно по хрупкому механизму. Разрушение трубопроводов вдоль образующей, сопровождаемое раскрытием трубы на несколько метров, как правило, связано именно с сульфидным коррозионным растрескиванием. Разрушение труб происходит в несколько стадий. Сначала вдоль нижней образующей трубы за счет механико-коррозионного износа образуется канавка. Это приводит к увеличению нагрузок в области канавки, ее интенсивному насыщению водородом и образованию множественных микротрещин. С течением времени количество и длина микротрещин растут, что приводит к их объединению между собой. Это и вызывает разрушение трубы. Одним из факторов, определяющих аномально высокую скорость коррозии является присутствие в стали особого типа неметаллических включений, которые назвали условно коррозионноактивными неметаллическими включениями. Обнаруженные включения не идентифицированы как общеизвестные сульфиды, оксиды, силикаты выявляемые методами, предусмотренными нормативно-технической документацией для трубных сталей, основанными на балльной оценке неметаллических включений на нетравленном шлифе в оптических полях микроскопа при регламентируемых увеличениях. Это связано с тем, что большая часть таких включений имеет малые размеры — не более 1—2 мкм. Опасными являются только включения, образующиеся при определенном соотношении входящих в них элементов — кальция, алюминия, серы, марганца.
2. Что является основной причиной появления коррозионных ситуаций в нефтесборных коллекторах. Ответ: Появлению коррозии в нефтесборных коллекторах способствует выделившаяся в процессе транспорта минерализованная вода, при отсутствии которой коррозия, как правило, не происходит. Одной из основных причин возникновения коррозионных ситуаций в нефтесборных коллекторах является гидродинамический режим транспортирования продукции нефтяных скважин, что приводит при низких скоростях потока к расслоению эмульсии, образованию застойных зон, возникновению и интенсивной работе макрогальванических пар.
3. Дайте определение ингибиторов. Какие ингибиторы вы знаете. Ответ: Ингибиторами коррозии (ИК) называют химические соединения, которые, присутствуя в коррозионной системе в достаточной концентрации, уменьшают скорость коррозии без значительного изменения концентрации любого коррозионного реагента. Ингибиторами коррозии могут быть и композиции химических соединений. Содержание ингибиторов в коррозионной среде должно быть небольшим. Защиту ингибиторами применяют в системах с постоянным или мало обновляемым объемом коррозионной среды, например, в резервуарах, цистернах, паровых котлах, системах охлаждения, некоторых химических аппаратах, травильных ваннах для снятия окалины, а также при хранении и транспортировке металлических изделий. В зависимости от характера среды, в которой протекает коррозия, различают ингибиторы для жидких сред и атмосферных условий. В свою очередь, ингибиторы для жидких сред разделяют на ингибиторы кислотной коррозии, нейтральных растворов и растворов щелочей. По агрегатному состоянию ингибиторы подразделяются на жидкие и твердые, по растворимости — на водорастворимые, углеводородорастворимые, смешанные. https://studwood.ru/1727571/tovarovedenie/ingibitornaya_zaschita
4. Опишите основные стадии разрушения труб. Ответ: 1 этап – зарождение микротрещины, 2 этап – стабильное развитие трещины, 3 этап – распределение трещины по всему телу (статическое или закритическое развитие трещины)
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (229)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |