Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Родительские представления о воспитании детей



2020-02-04 325 Обсуждений (0)
Родительские представления о воспитании детей 0.00 из 5.00 0 оценок




В психологической литературе понятия «родительские представления о воспитании», «стиль родительского отношения», «тип семейного воспитания», «родительская позиция», «родительская установка» очень часто рассматриваются как синонимы. Все эти термины описывают одно понятие – особенности воспитания.

В данной работе для определения понятия родительские представления о воспитании мы используем понятие представлений из психологии. Представления (из психологии) - наглядный образ предмета или явления, возникающий на основе прошлого опыта, путем его воспроизведения в памяти или воображении [26]. Представления о воспитании содержат в себе понимание средства воспитания, образ того, что я буду делать, чтобы воспитывать ребенка, чтобы взаимодействовать с ним.

Огромный вклад в развитие представлений о специфике отношений между детьми и родителями внесла теория классического психоанализа. Как известно, психоанализ был первой теорией, в которой отношения между ребенком и родителем рассматривались в качестве главного фактора детского развития. Впервые проблема стилей родительского воспитания была исследована А. Адлером (1932) [29]. А. Адлер описывал неблагоприятные ситуации детства, связанные с родительским воспитанием, на основе которых ребенок формирует ошибочные представления о жизни. К ним относятся баловство ребенка и пренебрежение ребенком. Эти деструктивные стили отношения к ребенку препятствуют развитию у него социального интереса, или общественного чувства – способности интересоваться другими людьми и принимать в них участие. А. Адлер подчеркивает, что попустительство и вседозволенность со стороны родителей приводит к развитию неадекватных представлений о самом себе, об окружающем мире, способах конструктивного взаимодействия с другими людьми. Эмоционально отвергаемые, пренебрегаемые родителями дети будут недооценивать собственные силы, преувеличивать трудности жизненных задач, у них могут быть трудности в межличностных отношениях.

Классической считается работа С. Броди (1956), выполненная в рамках клинического подхода [29]. Наблюдая видеомагнитофонные записи 4-х часового общения матери с ребенком, она выделила 4 типа материнского отношения:

1 тип. Мать легко и органично приспосабливается к потребностям ребенка. Для нее характерно поддерживающее, разрешающее поведение.

2 тип. Сознательно мать старается приспособиться к потребностям ребенка, но из-за напряженности и отсутствия непосредственности в общении с ребенком ее попытки часто безуспешны. Мать чаще доминирует, чем уступает.

3 тип. В основе материнства – чувство долга. В отношении с ребенком отсутствует интерес, теплота, спонтанность. Инструмент – жесткий контроль.

4 тип. Мать ведет себя неадекватно возрасту и потребностям ребенка. Ее воспитательные воздействия непоследовательны и противоречивы.

По мнению С. Броди, наиболее вредным для ребенка оказался 4-й стиль материнства, т.к. постоянная непредсказуемость материнских реакций лишала ребенка мира стабильности и провоцировала повышенную тревожность.

Д. Стивенсон-Хайнд, М. Симсон (1982) выделяют 3 типа родительского отношения [8]:

Спокойная мать, преимущественно использующая похвалу как инструмент воспитания. Экзальтированная мать с широкой амплитудой эмоциональных реакций на любые мелочи в поведении ребенка. “Социальная” мать – для нее характерна легкая отвлекаемость от ребенка на любые стимулы.

А. Болдуин (1906) выделил два стиля родительского воспитания: демократический и контролирующий [29].

Демократический стиль характеризуется следующими параметрами: высокая степень вербального общения между родителями и детьми, включенность детей в обсуждение семейных проблем, успешность ребенка при готовности родителей всегда прийти на помощь, стремление к снижению субъективности в видении ребенка.

Контролирующий стиль предполагает существенные ограничения поведения ребенка при отсутствии разногласий между родителями и детьми по поводу дисциплинарных мер, четкое понимание ребенком смысла ограничений. Требования родителей могут быть достаточно жесткими, но они предъявляются ребенку постоянно и последовательно и признаются ребенком как справедливые и обоснованные (Крэйг Г., 2000).

Д.Боумрид (1975) выделила четыре параметра изменения родительского поведения []29:

Родительский контроль: при высоком уровне родители предпочитают оказывать большое влияние на детей, способны настаивать на выполнении своих требований, последовательны в них. Контролирующие действия направлены на модификацию проявлений зависимости у детей, агрессивности, развитие игрового поведения, а также на более совершенное усвоение родительских стандартов и норм.

Второй параметр — родительские требования, побуждающие к развитию у детей зрелости; родители стараются, чтобы дети развивали свои способности в интеллектуальной, эмоциональной сферах, межличностном общении, настаивают на необходимости и праве детей на самостоятельность.

Третий параметр — способы общения с детьми в ходе воспитательных воздействий: родители стремятся использовать убеждение с тем, чтобы добиться послушания, обосновывают свою точку зрения и одновременно готовы обсуждать ее с детьми, выслушивают их аргументацию. Родители с низким уровнем чаще прибегают к крикам, жалобам и ругани.

Четвертый параметр — эмоциональная поддержка: родители способны выражать сочувствие, любовь и теплое отношение, действия и эмоциональное отношение направлены на содействие физическому и духовному росту детей, они испытывают удовлетворение и гордость от успехов детей.

Оказалось, что комплекс черт компетентных детей соответствует наличию в родительском отношении всех четырех измерений — контроля, требовательности к социальной зрелости, общения и эмоциональной поддержки, т. е. оптимальным условием воспитания является сочетание высокой требовательности и контроля с демократичностью и принятием.

Е.Т. Соколова (Соколова Е.Т., 1989), обобщив опыт работы в психологической консультации, выделила следующие стили отношений “мать – ребенок” [22]:

1. Сотрудничество. В общении матери и ребенка преобладают поддерживающие высказывания над отклоняющими. В общении присутствуют взаимоуступчивость, гибкость (смена позиций ведущего и ведомого). Мать побуждает ребенка к активности.

2. Изоляция. В семье не принимается совместных решений. Ребенок изолируется и не хочет делиться своими впечатлениями и переживаниями с родителями.

3. Соперничество. Партнеры по общению противостоят друг другу. Критикуют друг друга, реализуя потребности в самоутверждении и симбиотической привязанности.

4. Псевдосотрудничество. Партнеры проявляют эгоцентризм. Мотивация совместных решений не деловая, а игровая (эмоциональная).

Е.Т. Соколова считает, что партнеры при реализации того или иного стиля получают “психологические выгоды”, и рассматривает два варианта отношений “матери – ребенка”: доминирование матери и доминирование ребенка.

Доминирующая мать отклоняет предложения ребенка, а ребенок поддерживает предложения матери, демонстрируя покорность и/или действуя за спиной и под защитой матери.

Если доминирует ребенок, мать получает следующие психологические выгоды: мать соглашается с ребенком, чтобы обосновать его слабость и тревогу за него или чтобы принять позицию “жертвы”.

В. И. Гарбузов (1990) выделил три типа неправильного воспитания [4, 22].

Воспитание по типу А (неприятие, эмоциональное отвержение) — неприятие индивидуальных особенностей ребенка, сочетающееся с жестким контролем, с императивным навязыванием ему единственного правильного типа поведения. Тип воспитания А может сочетаться с недостатком контроля, полным попустительством.

Воспитание по типу В (гиперсоциализирующее) выражается в тревожно-мнительной концепции родителей о состоянии здоровья ребенка, его социальном статусе среди товарищей, и особенно в школе, ожидании успехов в учебе и будущей профессиональной деятельности.

Воспитание по типу С (эгоцентрическое) — культивирование внимания всех членов семьи на ребенке (кумир семьи), иногда в ущерб другим детям или членам семьи (Гарбузов В.И., 1990).

Также интересной нам представляется классификация, предложенная А. Е. Личко и Э. Г. Эйдемиллер для подростков [36]. Авторы выделили следующие отклонения в стилях семейного воспитания:

Гипопротекция. Характеризуется недостатком опеки и контроля. Ребенок остается без надзора. К подростку проявляют мало внимания, нет интереса к его делам, часты физическая заброшенность и не ухоженность. При скрытой гипопротекции контроль и забота носят формальный характер, родители не включаются в жизнь ребенка. Невключенность ребенка в жизнь семьи приводит к асоциальному поведению из-за неудовлетворенности потребности в любви и привязанности.

Доминирующая гиперпротекция. Проявляется в повышенном, обостренном внимании и заботе, чрезмерной опеке и мелочном контроле поведения, слежке, запретах и ограничениях. Ребенка не приучают к самостоятельности и ответственности. Это приводит либо к реакции эмансипации, либо к безынициативности, неумению постоять за себя.

Потворствующая гиперпротекция. Так называют воспитание “кумира семьи”. Родители стремятся освободить ребенка от малейших трудностей, потакают его желаниям, чрезмерно обожают и покровительствуют, восхищаются его минимальными успехами и требуют такого же восхищения от других. Результат такого воспитания проявляется в высоком уровне притязаний, стремлении к лидерству при недостаточных упорстве и опоре на свои силы.

Эмоциональное отвержение. Ребенком тяготятся. Его потребности игнорируются. Иногда с ним жестоко обращаются. Родители (или их “заместители” — мачеха, отчим и пр.) считают ребенка обузой и проявляют общее недовольство ребенком. Часто встречается скрытое эмоциональное отвержение: родители стремятся завуалировать реальное отношение к ребенку повышенной заботой и вниманием к нему. Этот стиль воспитания оказывает наиболее отрицательное воздействие на развитие ребенка.

Жестокие взаимоотношения. Могут проявляться открыто, когда на ребенке срывают зло, применяя насилие, или быть скрытыми, когда между родителями и ребенком стоит “стена” эмоциональной холодности и враждебности.

Повышенная моральная ответственность. От ребенка требуют честности, порядочности, чувства долга, не соответствующих его возрасту. Игнорируя интересы и возможности подростка, возлагают на него ответственность за благополучие близких. Ему насильно приписывают роль “главы семьи”. Родители надеются на особое будущее своего ребенка, а ребенок боится их разочаровать. Часто ему перепоручают уход за младшими детьми или престарелыми.

Помимо этого выделяются также следующие отклонения в стиле родительского воспитания: предпочтение женских качеств (ПЖК), предпочтение мужских качеств (ПМК), предпочтение детских качеств (ПДК), расширение сферы родительских чувств (РРЧ), страх утраты ребенка (ФУ), неразвитость родительских чувств (НРЧ), проекция собственных нежелательных качеств (ПНК), внесение конфликта между супругами в сферу воспитания (ВК).

А.Я. Варга и В.В. Столин выделяют четыре типа родительского отношения [29]:

1. Принимающе – авторитарный – субъективное благополучие родителей: теплое отношение и принятие ребенка с требованиями социальных успехов и достижений при контроле в этих областях.

2. Отвергающий с элементами инфантилизации и социальной инвалидизации – эмоциональное отвержение ребенка, низкая ценность его индивидуально-характерологических свойств, отношение как к более младшему по сравнению с реальным возрастом, приписывание дурных наклонностей.

3. Симбиотический – стремление установить с ребенком тесный напряженный эмоциональный контакт, соучаствовать во всех мелочах его жизни.

4. Симбиотическо – авторитарный – гиперпротекция и тотальный контроль поведения психической жизни ребенка, блокирование осуществления детской потребности в психосоциальной идентификации.

Параметры измерения родительского отношения: “Принятие – отвержение”, “Кооперация” (социальная желательность), “Симбиоз”, “Авторитарная гиперсоциализация”, “Маленький неудачник” (инфантилизация – инвалидизация).

Как видно из примеров, приведенных выше, единой основы классификаций типов семейного воспитания нет. Иногда за основу брались эмоциональные компоненты воспитания, иногда способы воздействия на ребенка, иногда родительские позиции и т.п. Поэтому, хотя разными исследователями предлагаются различные классификации, Т.В. Архиреева считает, что их можно соотнести между собой в силу того, что отдельные виды воспитания, носящие разные названия, имеют много сходного (Архиреева Т.В., 1990) [1].

На наш взгляд, в данной таблице приведены классификации типов семейного воспитания по персоналиям. Однако не выделены критерии, по которым их можно было бы сопоставлять.

Рассмотрев понятия «тип семейного воспитания», «стиль родительского отношения», «родительская установка», мы увидели, что они являются схожими. В нашей работе мы используем понятие «родительские представления о воспитании», которое также подобно рассмотренным нами терминам. Представления (из психологии) - наглядный образ предмета или явления, возникающий на основе прошлого опыта (ощущений и восприятий), путем его воспроизведения в памяти или воображении. Представление о воспитании содержат в себе понимание средства воспитания, образ того, что я буду делать, чтобы воспитывать ребенка, чтобы взаимодействовать с ним.

В качестве основных представлений о воспитании мы используем следующие показатели (Архиреева Т.В.) [2]:

Показатель оптимального эмоционального контакта включает следующие родительские представления:

1. Вербализация (предоставление ребенку возможности высказаться)

2. Равенство родителей и ребенка

3. Поощрение активности ребенка

4. Товарищеские отношения между родителями и детьми

Этот показатель отражает принятие ребенка, признание его равноправия, побуждение к активности. То есть эти представления о воспитании носят демократический, принимающий характер.

Показатель излишней эмоциональной дистанции от ребенка включает следующие родительские представления о воспитании:

1. Строгость родителей

2. Раздражительность

3. Избегание общения с ребенком

Данный показатель носит авторитарный, отвергающий характер. Через эти представления отражается отвержение, неприятие ребенка.

Показатель излишней концентрации на ребенке включает следующие родительские представления о воспитании:

1. Оберегание ребенка от трудностей

2. Подавление воли ребенка

3. Страх причинить вред ребенку

4. Зависимость ребенка от матери

5. Подавление агрессивности

6. Подавление сексуальности ребенка

7. Навязчивость родителей

8. Ускорение развития

В этом показателе содержатся представления о воспитании, носящие характер гиперопеки, гиперпротекции (доминирующей), авторитарности, симбиоза.

Показатель отношения к семейной роли (отражает представления родителей о семейной роли, которые находятся в тесной связи с представлениями о воспитании) включает в себя следующие представления:

1. Ограничение матери ролью хозяйки дома

2. Жертвенность родителей

3. Супружеские конфликты

4. Поощрение зависимости ребенка от родителей

5. Мученичество родителей

6. Невнимательность мужа к жене

7. Власть матери

8. Необходимость посторонней помощи в воспитании ребенка

Такие показатели как власть матери, мученичество родителей, супружеские конфликты говорят об авторитарности в воспитании. Такие показатели как жертвенность родителей, поощрение зависимости ребенка от родителей, ограничение матери ролью хозяйки дома – говорят о гиперопекающем, симбиотическом воспитании (Архиреева Т.В.).


Модель исследования

 

Таким образом, наиболее адекватной с точки зрения воспитания ребенка является шкала оптимального эмоционального контакта с ребенком, поскольку она отражает родительские представления о воспитании ребенка, способствующие развитию в ребенке активности, лидерских качеств, любознательности. Родители с этими представлениями о воспитании предоставляют ребенку возможность высказывать свое мнение, считаются с ним, общаются на равных, стараются участвовать в его делах, разделяют и поощряют его интересы. Но, с другой стороны, для развития постоянства, целеустремленности, воли, в воспитательных воздействиях необходим контроль, наличие требовательности. Здесь можно отметить такой показатель, как строгость (но не в высоких значениях).

Поэтому оптимальным профилем родительских представлений о воспитании детей мы считаем профиль с высокими баллами по показателям:

q Вербализация (предоставление ребенку возможности высказаться)

q Равенство родителей и ребенка

q Поощрение активности ребенка

q Товарищеские отношения между родителями и детьми

Средними значениями по шкале:

q Строгость родителей

И низким значениям по всем остальным показателям.

Какой тип ценностей соответствует этому профилю?

Как мы говорили ранее, наиболее адекватным типом ценностей является такой тип, который сочетает в себе все достоинства индивидуализма и коллективизма. Необходим синтез полезного из этих двух культурных тенденций: уважение отдельной личности, признание уникальности, независимости каждого, забота о других членах общества, уважение старших. Поэтому из полученного анализа литературы мы составили профиль адекватных ценностей с точки зрения оптимальных родительских представлений о воспитании детей. Основные показатели такого профиля:

q лояльность

q истинная дружба

q помощь другому

q равенство

q гордость старшими

q уважение традиций

q совместность

q способности, компетентность

q выбор собственных целей

q независимость

q самодисциплина (в средних значениях)

q авторитет, влиятельность (в средних значениях).

Показатель вербализации соответствует следующим ценностным ориентациям: лояльность, истинная дружба, помощь другому. Равенство родителей и ребенка соответствует следующим ценностным ориентациям: равенство, истинная дружба, помощь другому, гордость старшими, совместность. Поощрение активности ребенка соответствует следующим ценностным ориентациям: способности (компетентность), выбор собственных целей, независимость. Показатель товарищеских отношений с ребенком соответствует следующим ценностным ориентациям: истинная дружба, лояльность, помощь другому, совместность, уважение традиций. Показатель строгости соответствует следующим ценностным ориентациям: самодисциплина, авторитет (в средних значениях).

Мы предположили, что у родителей с преобладанием индивидуалистических ценностей будет наблюдаться излишнее дистанцирование от ребенка, проявляющееся в высоких значениях по следующим показателям:

q раздражительность, вспыльчивость родителя,

q уклонение от контакта с ребенком,

q стремление ускорить развитие ребенка.

В свою очередь у родителей с преобладанием коллективистских ценностей будет наблюдаться излишняя концентрация на ребенке, проявляющаяся в высоких значениях по следующим показателям:

q оберегание ребенка от трудностей,

q подавление воли ребенка,

q чрезмерное вмешательство в мир ребенка,

q подавление агрессивности ребенка,

q зависимость ребенка от матери.




2020-02-04 325 Обсуждений (0)
Родительские представления о воспитании детей 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Родительские представления о воспитании детей

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (325)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)