Методика проведения практической деятельности учащихся
Практическая деятельность осуществляется в учебных мастерских школы. Здесь для каждого из учащихся выделено постоянное рабочее место, т.е. закреплен определенный участок помещения с установленным на нем оборудованием: верстаком, столом и т.п. На рабочем месте должен всегда образцовый порядок, инструменты кладут только те, которые нужны на данном уроке. Пользоваться инструментами – режущими, колющими, ударными, измерительными – нужно осторожно, умело, чтобы не получить травму самому и не поранить товарища. Правила поведения в учебных мастерских: 1. Соблюдать порядок и режим работы в учебных мастерских: – являться на занятия в спецодежде (фартук и нарукавники или халат, головной убор); – иметь тетрадь и необходимые принадлежности для выполнения графических работ и записей; – в начале урока по указанию учителя занять свое рабочее место. 2. Строго соблюдать правила безопасности труда. 3. Содержать в чистоте и порядке рабочее место. Бережно относиться к оборудованию, инструментам и материалам. 4. После урока убрать рабочее место и сдать их учителю. Основным оборудованием столярной мастерской является верстак. Обработку древесины выполняют на столярном верстаке. Известно много конструкций столярных верстаков. Несмотря на многообразие столярных верстаков, все они имеют деревянное или металлическое основание (подверстачье) и деревянную крышку с зажимами. Инструменты на верстаке должны лежать так, чтобы ими было удобно пользоваться. В зажиме столярного верстака используется винтовой механизм. С его помощью вращением рукоятки ходового винта, которое вызывает перемещение прижимного бруска, можно закреплять или освобождать обрабатываемую деталь. Высота крышки столярного верстака от пола должна соответствовать росту работающего. Проверить это соответствие можно так. Встаньте у верстака и положите ладони вытянутых рук на крышку. Если при этом вам не приходится наклоняться или сгибать руки, то высота крышки установлено правильно. На поверхности верстака не должно быть повреждений. Винтовой зажим должен иметь легкий ход. Верстак – основное рабочее место столяра. Столяры изготовляют мебель, оконные рамы, двери, игрушки, отдельные детали вагонов, судов, автомобильных кузовов. Рабочие этой специальности должны хорошо знать строение, свойства, пороки древесины, умело использовать ее текстуру. При выполнении большинства работ по ручной обработке дерева необходимо прочно закреплять обрабатываемую заготовку. Для этой цели на слесарном верстаке устанавливают специальное зажимное приспособление – слесарные тиски. В зависимости от характера выполняемой работы используют стуловые, параллельные или ручные тиски. Стуловые тиски получили свое название от способа крепления их на деревянном основании в виде стула. В дальнейшем они были приспособлены для фиксации на верстаке. Параллельные неповоротные тиски состоят из основания, с помощью которого крепятся болтами к крышке верстака, неподвижной и подвижной губок. Ручные слесарные тиски используют при опиливании или сверлении небольших деталей, которые неудобно или опасно держать руками. Одним из основных элементов организации рабочего места является его планировка, при которой учитываются требования научной организации труда. Для экономии трудовых движений и мышечных усилий все оборудование на рабочем месте делят на предметы постоянного и временного пользования, за которыми закрепляются определенные места хранения и расположения. Предметы, используемые чаще, располагают в пределах досягаемости левой и правой рук, согнутых в локте. Предметы, которыми пользуются реже, кладут дальше, но в зоне досягаемости свободно вытянутых рук при наклоне корпуса вперед (к верстаку) не более 30%. По возможности избегают такого размещения оборудования, которое требует поворотов и особенно наклонов корпуса, а также перекладывания предметов из одной руки в другую. [12; стр. 70] Для изготовления любого изделия надо знать его устройство, форму и размеры деталей, материал, из которого они сделаны, способы соединения деталей между собой. Все эти сведения отражаются в чертеже, эскизе или техническом рисунке. Чертеж – это условное изображение изделия, выполненное по определенным правилам с помощью чертежных инструментов. На чертеже показывают несколько видов изделия. Виды выполняют, исходя из того, как наблюдают изделие: спереди, сверху или слева. Название изделия и деталей, а также сведения о количестве и материале деталей заносят в специальную таблицу – спецификацию. На производстве часто применяется эскиз – изображение предмета, выполненное от руки по тем же правилам, что и чертеж, но без соблюдения точного масштаба. При составлении эскиза сохраняется соотношение между частями предмета. Технический рисунок – наглядное изображение предмета, выполненное от руки теми же линиями, что и чертеж, с указанием размеров и материала, из которого изготовлено изделие. Его строят приближенно, на глаз, выдерживая соотношения между отдельными частями предмета. Прочитать чертеж, эскиз, технический рисунок – значит определить название изделия, масштаб и изображения видов, размеры изделия и отдельных деталей, их названия и количество, форму, местоположение, материал, вид соединения. Прежде чем изготовить какое-либо изделие, заготовку надо разметить, т.е. указать точками и линиями границу ее обработки. Разметку выполняют карандашом с помощью разметочных инструментов (измерительной линейки, столярного угольника, рейсмуса) в соответствии с чертежом, эскизом, техническим рисунком. Столярный угольник предназначен для проведения линий, расположенных под прямым углом друг к другу, и проверки прямых углов. Измерительная линейка служит для определения размеров после обработки, других измерений, а также для проведения прямых линий. Рейсмусом наносят разметочные линии от кромки доски или бруска. От точности выполнения разметки зависит качество изделия. Не забывайте о припуске. Припуск – слой древесины, который снимается при обработке заготовки (при пилении обычно дают припуск до 10 мм, при строгании – до 5 мм). Следует обратить внимание учащихся на следующие правила при разметке прямоугольной детали из фанеры: 1. Выбирают базовую кромку заготовки (если такой кромки нет, то ее следует выпилить по предварительно нанесенной по линейке базовой линии). 2. По угольнику проводят линию под прямым углом к базовой кромке (линии) на расстоянии примерно 10 мм от торца. 3. От проведенной линии по линейке откладывают длину детали. 4. По угольнику проводят линию, ограничивающую длину детали. 5. По линейке откладывают ширину детали на обеих линиях, ограничивающих длину детали. 6. Соединяют обе полученные точки. Необходимо обратить внимание учащихся на то, что, если деталь из доски или бруска, то разметку производят от самых ровных и гладких сторон и кромки (если их нет, то предварительно выстрагивают лицевые сторону и кромку). Лицевые поверхности на заготовке отмечают волнистыми линиями. Правила проведения разметки рассказывают учащимся в последовательности: 1. От лицевой кромки откладывают ширину детали и проводят карандашом разметочную линию. 2. Рейку рейсмуса выдвигают так, чтобы расстояние от острия шпильки до колодки было равным толщине детали. 3. Рейсмусом размечают толщину детали. 4. Размечают длину детали с помощью линейки и угольника. Разметку большого количества одинаковых деталей или деталей, имеющих криволинейный контур, осуществляют с помощью специальных шаблонов. Они выполнены в виде пластин, имеющих такие же очертания, что и контур изделия. Описание технологии изготовления тех или иных изделий может быть изменено исходя из местных условий, опыта работы. Учитель может сам вносить такие изменения, перекрывая (заклеивая) некоторые операции в учебных картах, или предоставлять учащимся возможность самостоятельно разрабатывать технологический процесс, конструировать недостающие детали и т.д. Учебные карты могут быть использованы учителем как раздаточный материал для учащихся при изготовлении конкретного изделия. В зависимости от целей и задач урока, индивидуальных особенностей учащихся, оснащения мастерских возможны следующие варианты использования карт: все учащиеся изготавливают одно и то же изделие (фронтальная работа); учащиеся изготавливают однотипные изделия, отличающиеся конфигурацией и видом отделки (групповая работа); учащиеся изготавливают различные изделия, но схожие по способу изготовления (индивидуальная работа). I. Комплексные изделия могут изготавливаться группой (звеном) учащихся: каждый делает свою деталь, а потом все вместе собирают изделие. II. При изготовлении различных деталей желательно, чтобы учащиеся использовали специальные технологические приспособления, позволяющие ускорять выполнение отдельных операций (разметка, пиление, сверление и т.п.) и получать более качественные детали и изделия. Сегодня без полной комплектации школьных мастерских, в которых и проводится кружковая деятельность, учитель затрудняется полноценно проводить занятия. В значительной степени зависимость учебного процесса от материальной обеспеченности можно снизить за счет тщательного планирования практической деятельности учащихся. Одним из вариантов является парная деятельность. Ученики по желанию разбиваются по парам, и учителем каждой паре дается задание по видам практической деятельности, например, строгание древесины. Целью задания является освоение приемов строгания рубанком. Учащиеся уже знают устройство рубанка и методы строгания. Учителем выдаются заготовка и инструмент каждой паре. Выбрав верстак, учащиеся заготовку крепят на верстаке с помощью тисков и начинают строгать, поочередно заменяя друг друга. Это позволяет контролировать действия другого и делать перерыв. По требованиям гигиенических норм ученик 5-го класса должен выполнять практическое задание, связанное с физической нагрузкой не более 10 минут. Второй вариант: разделение на 2. Первые 5 учеников выполняют заготовки, а остальные 5 учеников выполняют – строгание заранее приготовленными учителем заготовками. Придя на следующий урок, первые 5 человек приступают к строганию, а вторая половина начинает выполнять заготовки для первых 5-х учащихся на выполнение пиление. Существуют некоторые особенности разделения учащихся на группы: ü Состав групп постоянен. Учащиеся создают их сами, руководствуясь личными взглядами, например дружескими отношениями, общими интересами и т.п. ü Работой группы руководит старший, функции которого учащиеся выполняют поочередно – с целью научиться и руководить и подчиняться. ü Группы работают под обязательным контролем учителя. Он помогает разрешить тупиковые ситуации и оценивает индивидуальные результаты. В результате учащиеся осваивают все процессы обработки древесины. Третий способ заключается в совмещении двух процессов обработки древесины: пиление и строгание. Вначале учитель проводит теоретические занятия по данным темам. На следующих занятиях учащиеся приступают к выполнению практической части. Учащиеся делятся на две группы: 5 человек выполняют пиление, 5 человек – строгание. Затем наоборот. В результате все учащиеся получают одинаковые умения и навыки. Однако в данном способе преподавателю сложнее контролировать работу учащихся, так как выполняются сразу два процесса. До начала пиления учащиеся выполняют разметку, а затем выпиливают деревянные заготовки в соответствии с разметкой. После пиления ножовкой учащиеся распиливают заготовку в стусле. При строгании учащиеся выбирают базовую сторону выпиленной ранее заготовки, определяют лучшую и худшую пласти и кромки, и приступают к строганию заготовки. А затем зачищают отструганные заготовки. Таким образом, данная методика обеспечивает активное и осознанное усвоение школьниками практических умений и навыков, так необходимых для подрастающего поколения. Но важно не только усвоить, но и совершенствовать полученные навыки и умения в дальнейшем, а также правильно применять их на практике. Такая работа над собой будет непременно способствовать развитию учащихся в творческом плане. На основе реального тематического плана программы дисциплины Технология СОШ №4 города Бор, Нижегородской области, который отражен в пояснительной записке, представлен тематический план творческого кружка «МастерОк» с выделением часов на теоретические и практические занятия. Программа кружка «МастерОк» рассчитана на один учебный год и предусматривает вводное занятие, занятия, посвященные материалам и инструментам, занятия по графической подготовке, занятия об инструментах и оборудовании, которое применяется для обработки древесины, уроки резьбы по дереву, экскурсии, конкурсы, соревнования, а также заключительное занятие с воспитанниками. В работе представлен план-конспект занятия в кружке «МастерОк» на тему: «Резьба по дереву», где отражены цели занятия, материалы и оборудование, наглядные пособия, а также описан ход проведения занятия. Последний пункт второй главы данной дипломной работы представляет собой разработанную методику проведения практической деятельности учащихся. Она включает в себя: – место проведения занятий; – правила поведения во время проведения занятия; – методы и способы работы с инструментами и оборудованием – организацию учебного процесса в кружке и т.д. Заключение В процессе выполнения дипломной работы использовались психолого-педагогическая, научная и методическая литература, а также результаты педагогической практики. Данная дипломная работа содержит введение, две главы, заключение и список литературы. В первой главе «Психолого-педагогические основы развитиятворческих способностей подростков во внеклассной деятельности» представлены психологические аспекты развития творческих способностей на основе анализа психолого-педагогической литературы. Отдельное внимание уделено педагогическим основам развития творческих способностей через внеклассную деятельность, в частности через организацию кружковой деятельности. В заключение первой главы представлены методы и способы развития творческих способностей через кружковую деятельность. В процессе создания второй главы «Методика обучения подростков развитию творческих способностей на внеклассных занятиях по технологии» использовались научная и методическая литература, а также результаты педагогической практики. Первым параграфом представлена пояснительная записка, после чего следует тематический план кружка, который обоснован тематическим планом программы дисциплины Технология, представленный в пояснительной записке. В следующем параграфе отражен план-конспект занятия в кружке, а логическим завершением второй главы выступает разработанная методика организации практической деятельности учащихся на занятиях в кружке «МастерОК». Таким образом, мы выполнили все задачи, которые ставили перед собой в самом начале нашей работы, т.е. проанализировали психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования, изучили особенности, методы, способы и формы развития творческих способностей учащихся через внеклассную деятельность. Выбрали кружок как наиболее предпочтительную форму проведения внеклассных занятий по технологии и изучили виды деятельности в ней. И, наконец, разработали методику обучения подростков на внеклассных занятиях по технологии, направленную на развитие их творческих способностей. Следовательно, мы достигли главной поставленной цели дипломной работы – разработали такую методику обучения подростков в процессе кружковой деятельности по предмету Технология, которая способствует гармоничному развитию творческих способностей учащихся общеобразовательных учреждений.
Список литературы 1. Буриков В.Г. Домовая резьба / В.Г. Буриков. – М.: Нива России, 1994. – 352 с. 2. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия: учеб. пособие для студентов сред. пед. учеб. заведений / И.В. Дубровина, А.М. Прихожан. – М.: Академия, 1999. – 313 с. 3. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии / Л.С. Выготский. – Спб.: Союз, 1997. – 222 с. 4. Дружинин В.Н. Психология: учебник для гуманитарных вузов / В.Н. Дружинин. – М.: Просвещение, 1980. – 352 с. 5. Дьяченко О.М. Проблема развития способностей: до и после Л.С. Выготского // Вопросы психологии. – М.: Просвещение, 1996. – 345 с. 6. Зимняя И.А. Педагогическая психология / И.А. Зимняя. – М.: Союз, 2001. – 290 с. 7. Кругликов Г.И. Методика преподавания технология с практикой: учебник / Г.И. Кругликов. – М.: Академия, 2004. – 200 с. 8. Крутецкий В.А. Психология: учебник для учащихся пед. училищ / В.А. Крутецкий. – М.: Просвещение, 2004. – 346 с. 9. Лук А.Н. Психология творчества / А.Н. Лук. – М.: Просвещение, 1978. – 265 с. 10. Лында А.С. Методика трудового обучения / А.С. Лында. – М.: Союз, 1999. – 250 с. 11. Немов Р.С. Психология / Р.С. Немов. – М.: Просвещение, 2001. – 346 с. 12. Методика трудового обучения с практикумом. / Под ред. Тхоржевского Д.А. – М.: Просвещение, 1987. – 255 с. 13. Рожнев Я.А. Методика трудового обучения с практикумом в учебных мастерских / Я.А. Рожнев. – М.: Просвещение, 1988. – 240 с. 14. Российская педагогическая энциклопедия. – М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. – 608 с. 15. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание / С.Л. Рубинштейн. – М.: Союз, 1957. – 368 с. 16. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – Изд. 2-е. – М.: Союз, 1953. – 350 с. 17. Рубинштейн С.Л. Принципы и пути развития психологии / С.Л. Рубинштейн. – М.: Союз, 1959. – 331 с. 18. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – М.: Союз, 1973. – 379 с. 19. Столяров Ю.С. Техническое творчество учащихся / Ю.С. Столяров. – М.: Просвещение, 1984. – 178 с. 20. Теплов Б.М. Об изучении типологических свойств нервной системы / Б.М. Теплов. – М.: Просвещение, 1985. – 280 с. 21. Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий / Б.М. Теплов. – М.: Просвещение, 1961. – 309 с. 22. Теплов Б.М. Собрание сочинений: в 4 т. / Б.М. Теплов. – М.: Просвещение, 1997. – 358 с. 23. Теплов Б.М. Способности и одаренность / Б.М. Теплов // Психология / Б.М. Теплов. М.: Просвещение 1948. – 320 с. 24. Харламов И.Ф. Психология / И.Ф. Харламов. – М.: Гардарики, 1999. – 520 с. 25. Литова З.А. Как строить работу кружка / З.А. Литова / / Школа и производство. – 2001. – №2. – С. 57–58. 26. Клятис Т.Я. Мебель своими руками. Справочное пособие / Т.Я. Клятис. – М.: Лесная промышленность, 1989. – 191 с. 27. Методические указания для студентов специальности «Технология и предпринимательство». – Н. Новгород.: НГПУ, 2000. – 25 с. 28. Основы художественного ремесла. Практическое пособие для руководителей школ, кружков / под ред. В.А. Борадулина. – М.: Просвещение, 1979. – 344 с. 29. Психологический журнал. – 1983. – №5. – С. 10–14. 30. Сборник проектов / под ред. Гуревича Н.Н. – М.: Просвещение, 2001. – 159 с. 31. Технология. Трудовое обучение. Программы общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2002. – 240 с. 32. Тхоржевский Д.А. Практикум по курсу «Методика трудового обучения» / Д.А. Тхоржевский. – М.: Просвещение, 1980. – 235 с. 33. Художественная резьба по дереву: журн. / учредитель Сасыков Ш.С. – 2004, февраль – М.: Сасыков Ш.С., 2009 – Ежемес. – №2 – 2000 экз. 34. Чеканка. Инкрустация. Резьба по дереву: Пособие для учителя. – 2-е изд., доп. и перераб. – М.: Просвещение, 1985. – 176 с. 35. Шадриков В.Д. О содержании понятий «способности» и «одарённость» / В.Д. Шадриков. – 1984. – 178 с. 36. Школа и производство: журн. / учредитель Пичугина Г.В. – 2007, январь – М.: Пичугина Г.В., 2010 – Ежемес. – №1 – 2100 экз.
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (200)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |