Методика определения безубыточного объёма продаж и зоны безопасности предприятия
Безубыточность - такое состояние, когда бизнес не приносит ни прибыли, ни убытков. Это выручка, которая необходима для того, чтобы предприятие начало получать прибыль. Ее можно выразить и в количестве единиц продукции, которую необходимо продать, чтобы покрыть затраты, после чего каждая дополнительная единица проданной продукции будет приносить прибыль предприятию. Разность между фактическим количеством реализованной продукции и безубыточным объемом продаж - это зона безопасности (зона прибыли), и чем она больше, тем прочнее финансовое состояние предприятия. Безубыточный объем продаж и зона безопасности предприятия являются основополагающими показателями при разработке бизнес-планов, обосновании управленческих решений, оценке деятельности предприятий, определять и анализировать которые должны уметь каждый бухгалтер, экономист, менеджер. Расчет данных показателей основывается на взаимодействии: затраты - объем продаж – прибыль. Для определения их уровня можно использовать графический и аналитический способы. График строится следующим образом: по горизонтали показывается объем реализации продукции в процентах от производственной мощности предприятия, или в натуральных единицах (если выпускается один вид продукции), или в денежной оценке (если график строится для нескольких видов продукции), по вертикали - себестоимость проданной продукции и прибыль, которые вместе составляют выручку от реализации. По графику можно установить, при каком объеме реализации продукции предприятие получит прибыль, а при каком ее не будет. Можно определить также точку, в которой затраты будут равны выручке от реализации продукции. Она получила название точки безубыточного объема реализации продукции, или порога рентабельности, или точки окупаемости затрат, ниже которой производство будет убыточным. Разность между фактическим и безубыточным объемом, продаж — зона безопасности. Зона безопасности показывает, на сколько процентов фактический объем продаж выше критического, при котором рентабельность равна нулю. Кроме графического метода, можно использовать и аналитический. Аналитический способ расчета безубыточного объема продаж и зоны безопасности предприятия более удобен по сравнению с графическим, так как не нужно чертить каждый раз график, что довольно трудоемко. Можно вывести ряд формул и с их помощью рассчитать данные показатели. Для удобства вывода формул используем следующие обозначения: Т - точка безубыточного объема реализации продукции (порог рентабельности, точка равновесия, критический объем продаж); Дм - маржинальный доход (общая сумма); Ду - удельный вес маржинального дохода в выручке от реализации продукции; Дс — ставка маржинального дохода в цене за единицу продукции; Ц - цена единицы продукции; Н - непропорциональные (постоянные) затраты; Рn - пропорциональные (переменные) затраты; В - выручка от реализации продукции; К - количество проданной продукции в натуральных единицах; V - удельные переменные затраты. Формула для расчета маржинального дохода имеет вид: Дм = П+Н, (3.28)
Также можно определить маржинальный доход как разность между выручкой от реализации продукции и переменными затратами: Дм = В – Рп (3.29) Из пропорции: Т / Н = В /Дм (3.30) можно вывести формулу для расчета точки безубыточного объема продаж в денежном измерении: Т = В*Н/Дм (3.31) или Т = Н/(Дм/В) = Н/Ду (3.32) Для расчета точки критического объема реализации в процентах к максимальному объему, который принимается за 100 %, может быть использована формула:
Т = Н/Дм * 100% (3.33) Отношение постоянных расходов к общей сумме маржинального дохода и есть тот коэффициент, который определяет место расположения точки критического объема реализации продукции на графике. Если заменить максимальный объем реализации продукции в денежном измерении (В) на соответствующий объем реализации в натуральных единицах (К), то можно рассчитать безубыточный объем реализации в натуральных единицах: Т = К*Н/Дм, (3.34) Для определения точки критического объема реализации продукции можно Дс=Дм/К, (3.35) вместо суммы маржинального дохода использовать ставку маржинального дохода в цене за единицу продукции (Дс): Дм = К*Дс, (3.36) Отсюда : Т= К*Н/Дм = = Н/Дс, (3.37) Тогда : Ставку маржинального дохода можно представить как разность между ценой (Р) и удельными переменными затратами (V); Дс = Р- V , (3.38) Т = Н/(Р- V ), (3.39) Тогда, преобразовав предыдущую формулу, критический объем реализации продукции можно рассчитать так: К= , (3.40) Если ставится задача определить объем реализации продукции для получения определенной суммы прибыли, то формула будет иметь вид:
В = , (3.41) Для определения зоны безопасности по стоимостным показателям аналитическим методом используется следующая формула: ЗБ = , (3.42) Для одного вида продукции зону безопасности можно найти по количественным показателям: ЗБ = , (3.43).
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (428)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |