Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Оценка эффективности системы внутреннего контроля в области товарно-материальных запасов и разработка программы ревизии



2020-02-04 509 Обсуждений (0)
Оценка эффективности системы внутреннего контроля в области товарно-материальных запасов и разработка программы ревизии 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Основной целью ревизии товарно-материальных запасов является:

- установление правильности ведения их учета;

- получение точных сведений о наличии и движении запасов в местах их хранения, обеспечении сохранности товарно-материальных запасов и соблюдении установленных нормативов их производственного потребления;

- выявление и реализация ненужных предприятию материальных запасов с целью мобилизации материальных ресурсов.

Перед ревизией материальных запасов стоят следующие задачи:

- контроль над их своевременным и полным оприходованием, за сохранностью в местах их хранения;

- своевременное и полное документирование всех операций по их движению;

- правильное определение транспортно-заготовительных расходов и фактической себестоимости заготовительных запасов;

- контроль над состоянием складских запасов;

- выявление и реализация ненужных субъекту материальных запасов с целью мобилизации внутренних ресурсов;

- получение точных сведений об остатках и движении запасов в местах их хранения.

Ревизорская проверка представляет собой последовательно выполняемые этапы, то есть постановки проблемы, сбора данных, оценки данных. Но данные этапы не полностью раскрывают особенности проверок. Поэтому, предлагается следующая схема проведения ревизорской проверки рисунок 11.


Рисунок 11 – Этапы ревизорской проверки товарно-материальных запасов

 

Источники информации:

- бухгалтерский баланс;

- главная книга по счетам подраздела 1310 "Сырье и материалы";

- первичные документы (накладные, счета-фактуры, платежные требования, приходные ордера, карточки складского учета, ведомости, ж/о №6, Главная книга, ж/о №6).

Масштаб и особенности системы внутреннего контроля, а также степень их формализации должны соответствовать размерам экономического субъекта и особенностям его деятельности. Ревизор в ходе проверки обязан получить достаточную убежденность в том, что система бухгалтерского учета достоверно отражает хозяйственную деятельность проверяемого хозяйствующего субъекта. Особенности системы внутреннего контроля могут способствовать формированию такой убежденности.

В том случае, если ревизор убеждается, что он может опереться на соответствующие средства контроля, он получает возможность проводить процедуры проверки менее детально и более выборочно, чем он делал бы в противном случае, а также внести изменения в суть применяемых контрольных процедур и в предполагаемые затраты времени на их осуществление.

Изучение и оценка особенностей системы внутреннего контроля должны в обязательном порядке документироваться в ходе проверки. При этом рекомендуется использовать следующие типовые формы:

- специально разработанные тестовые процедуры;

- перечни типовых вопросов для выяснения мнения руководящего персонала и работников бухгалтерии;

- специальные бланки и проверочные листы;

- блок-схемы и графики;

- перечни замечаний, протоколы или акты.

Ревизор в ходе проверки принимает во внимание, что система внутреннего контроля экономического субъекта должна включать в себя:

- надлежащую систему бухгалтерского учета;

- контрольную среду;

- отдельные средства контроля.

Контрольная среда, под которой понимаются осведомление и практические действия руководства экономического субъекта, направленные на установление и поддержание системы внутреннего контроля, по стандарту включает в себя:

- стиль и основные принципы управления;

- распределение ответственности и полномочий;

- порядок подготовки бухгалтерской отчетности для внутренних целей;

- соответствие хозяйственной деятельности субъекта в целом требованиям законодательства.

Руководство субъекта несет ответственность за разработку и фактическое воплощение системы внутреннего контроля.

От него зависит, чтобы эта система отвечала размерам и специфике деятельности субъекта, функционировала регулярно и эффективно.

Система внутреннего контроля по учету товарно-материальных запасов базируется на основных методиках и процедурах (процедуры внутреннего контроля), принятые руководством хозяйствующего субъекта для целей правильного и эффективного осуществления учета товарно-материальных запасов, включая строгое соблюдение методов руководства, охрану материальных ценностей, предотвращение и обнаружение мошенничества и ошибок, точность и полноту учетных записей и своевременную подготовку достоверной информации.

Чтобы обосновать свое мнение относительно того, что риск контроля незначителен, ревизор проверяет степень эффективности системы внутреннего контроля. Процедуры, используемые при такой проверке, обычно называют тестированием внутреннего контроля или тестами контрольных моментов.

С помощью вопросника определяется состояние внутреннего контроля на предприятии, дается предварительная оценка учета ТМЗ, выявляются более слабые стороны в учете, а также планируется состав основных контрольных процедур.

Вопросник оценки систему внутреннего контроля в области товарно-материальных запасов и его результаты в РГКП "Республиканский центр медико-социальных проблем наркомании" представлены в таблице 21.

Таблица 21 - Организация внутреннего контроля учета товарно-материальных запасов в РГКП "Республиканский центр МСП наркомании"

Вопросы тестирования

Ответы

Да Нет
1 2 3

Проверка наличия и сохранности материальных запасов, своевременности и правильности проведения инвентаризации

Правильно ли осуществляется подбор и расстановка материально-ответственных лиц?   Нет
Созданы ли условия материально-ответственным лицам для обеспечения сохранности товарно-материальных запасов? Да  
Отвечают ли склады и места хранения товарно-материальных запасов предъявленным требованиям и пригодны ли они для использования по назначению? Да  
Соблюдается ли установленные сроки проведения инвентаризации и порядок ее проведения? Да  
Проверяется ли правильность осуществления бухгалтерских записей по результатам инвентаризации товарно-материальных запасов? Да  

Проверка складского учета, правильности оформления первичных документов по движению товарно-материальных ценностей и обеспеченности предприятия производственными запасами на последнюю отчетную дату.

Своевременно и правильно ли заполняются кладовщиком карточки складского учета? Да  
Имеются ли отрицательные переходящие остатки по тем или иным видам материалов?   Нет
Правильно и своевременно ли осуществляется кладовщиками сдача первичных документов и материальных отчетов в бухгалтерию? Да  
Осуществляется ли главным бухгалтером и руководителями соответствующих подразделений предприятия контроль за соблюдением правил оформления движения материальных ресурсов? Да  

Проверка полноты и своевременности оприходования поступивших материалов и правильности произведенных при этом бухгалтерских записей.

Производится ли анализ запасов и обеспеченности ими предприятия для осуществления бесперебойной деятельности?   Нет
Осуществляется ли контроль за своевременностью поступления и оприходования материалов? Да  
Правильно ли оформляются приходные ордера? Да  
Сопоставляются ли данные приходных ордеров, карточек складского учета с показателями счетов-фактур, накладных и других сопроводительных документов поставщиков? Да  
Осуществляется ли бухгалтерией анализ расчетных документов (счета-фактуры, товарно-транспортной накладной, и др.) поступающих от поставщиков? Нет  
Устанавливается ли достоверность операций и правильность оформления актов при покупке материалов у физических лиц по рыночным ценам, оплаченных наличными деньгами из кассы или из подотчетных сумм? Да  
Проводится ли проверка полноты и своевременности оприходования товарно-материальных запасов?    
Проверка обоснованности операций по отпуску товарно – материальных запасов на лечение и содержание больных и правильности их отражения на счетах   Нет
Проверяется ли использование товарно-материальных запасов по различным направлениям деятельности? Да  
Осуществляется ли нормирование материалов и контроль за их расходованием, а также правильностью документального оформления? Да  
Имеется ли список должностных лиц, которым представлено право подписывать документы на получение и отпуск со складов материалов и на вывоз их с предприятия?   Нет
Сличаются ли первичные данные о расходе материалов с данными отчета о движении их, производственных отчетов? Да  
Правильно ли определяется потребность в материалах по действующим на предприятии нормам? Да  

Определение метода оценки товарно-материальных запасов

Указан ли в приказе по учетной политике предприятия метод оценки материалов? Да  
Выделяется ли НДС отдельной строкой в расчетных, товарных и платежных документах? Да  

Проверка правильности документального оформления и осуществления бухгалтерских записей по операциям, связанным с реализацией материальных ценностей сторонним предприятиям

Проверяется ли обоснованность договорных цен на реализацию материалов?   Нет
Не реализованы ли дефицитные материалы по заниженным ценам и не нанесены ли убытки предприятию по операциям, связанным с реализацией материалов на сторону? Да  
Имеется ли акты, решения администрации и другие документы на списание недостач материальных ценностей сверх норм естественной убыли вследствие их порчи и уценки из-за снижения цен?   Нет

 

На основании данных вопросника можно сделать вывод, что в РГКП "Республиканский центр медико-социальных проблем наркомании" организация внутреннего контроля учета товарно-материальных запасов эффективна, так как со всеми работниками, связанными с хранением и использованием ТМЗ в процессе своей работы, заключены договора о полной материальной ответственности; основные запасы материалов сосредоточены в складском помещении и находятся на материальной ответственности заведующего складом.

Склад оборудован местной звуковой сигнализацией, имеется пожарная сигнализация.

Товарно-материальные запасы разложены на стеллажах, имеются измерительные приборы, переосвидетельствованные и клейменые весы, а также мерная тара.

Учет товарно-материальных ценностей на складах осуществляется в карточках складского учета установленной формы в количественном выражении.

Расход товарно-материальных запасов со склада оформляется накладными на внутреннее перемещение, которые подписывает главный врач в графе "Принял" и сам кладовщик в графе "Отпустил".

Расход товарно-материальных запасов на сторону оформляется накладными на сторону. Накладную на сторону подписывает главный бухгалтер, кладовщик и покупатель.

Проведение теста системы внутреннего контроля учета материалов показывает, что ее уровень на предприятии - средний.

Программа контрольной проверки товарно-материальных запасов, должна включать следующие вопросы:

- проверка правильности отражения в балансе товарно-материальных запасов;

- проверка складского учета и обеспеченности РГКП "Республиканский центр медико-социальных проблем наркомании" товарно-материальными запасами на последнюю отчетную дату;

- проверка правильности оформления первичных документов по движению товарно-материальных запасов;

- проверка полноты и своевременности оприходования поступивших запасов и правильности произведенных при этом бухгалтерских записей;

- проверка обоснованности операций по отпуску запасов на лечение и содержание больных и правильности их отражения на счетах бухгалтерского учета;

- определение метода оценки товарно-материальных запасов;

- проверка правильности документального оформления и осуществления бухгалтерских записей по операциям, связанных с передачей на переработку и реализацией материальных ценностей сторонним предприятиям;

- проверка своевременности и правильности проведения инвентаризации материалов, медикаментов, тары и других ценностей;

- изучение актов, решений администрации и других документов на списание недостачи материальных ценностей сверх установленных норм естественной убыли, вследствие их порчи и уценки из-за снижения цен;

- проверку системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля начинают с установления соотношения показателей баланса, Главной книги, регистров учета с данными аналитического учета и первичной документацией;

- сверка сальдо счетов 1310 подраздела "Материалы" на первое число в балансе, Главной книге с данными ведомостей.

Аудиторская проверка проводилась в РГКП "Республиканский центр медико-социальных проблем наркомании" в последовательности, представленной в таблице 22.

 

Таблица 22 - Программа проверки по учету ТМЗ в РГКП "Республиканский центр медико-социальных проблем наркомании"

Контрольные процедуры Источники информации Приемы проверки
Проверка соответствия показателей баланса данным главной книги Бухгалтерский баланс, Главная книга по счетам подраздела 1310 "Сырье и материалы" Прослеживание, подтверждение
Проверка правильности ведения синтетического и аналитического учета товарно – материальных запасов Главная книга, Ж/О № 6, 7, 10, ведомости аналитического учета, Прослеживание, подтверждение
Проверка полноты и своевременности оприходования поступивших материалов и правильности произведенных при этом бухгалтерских записей Первичные документы (накладные, счета-фактуры, платежные требования, приходные ордера), карточки складского учета, ведомости, Ж/О №6, Главная книга, Ж/О №7 Выборочная проверка, сопоставление
Проверка обоснованности операций по отпуску материалов на оказание медицинских услуг и правильности отражения на счетах бухгалтерского учета Первичные документы (накладные на внутреннее перемещение, отпуск в производство), нормы, отчет о движении материалов по подотчетным лицам, ведомости, Ж/О №7, Главная книга Выборочная проверка, сопоставление, пересчет
Изучение Актов, решений на списание недостач Акты и решения администрации на списание материалов Прослеживание, изучение

Программа работы на объекте контроля может быть изменена и (или) дополнена в процессе проведения контроля на основании дополнительно полученной информации о нарушениях на объекте контроля, для установления реального периода, в котором они имели место и их общей суммы.

 

3.2 Контрольные процедуры проверки товарно-материальных запасов по существу

 

В первую очередь ревизор исследует данные по учету товарно-материальных запасов отраженные в бухгалтерском балансе, главной книги, регистрах и первичных документах, то есть проводит документальный контроль.

Документальный контроль - это проверка первичных документов, бухгалтерских регистров и финансовой отчетности хозяйствующих субъектов.

В процессе контроля устанавливается, насколько достоверно представлена в этих документах экономическая информация, соответствуют ли рассматриваемые хозяйственные операции, события или явления требованиям нормативных правовых актов. Проверка осуществляется по форме и содержанию, встречной сверкой, взаимным контролем операций и документов, аналитическими, синтетическими и логическими приемами.

Как правило, документальный контроль включает в себя следующие проверки:

- финансовой отчетности, включая бухгалтерский баланс, отчеты о доходах и расходах, движении денег, изменениях в собственном капитале, информацию об учетной политике и пояснительную записку;

- первичных документов по форме, на основе которой определяется уровень соблюдения требований нормативно-правовых актов в процессе отражения операций, устанавливают юридическую силу документов, контролируют наличие всех приложений к основным документам;

- первичных, документов по содержанию, суть, которой состоит в критической оценке правильности отражения в них характера и результатов хозяйственной операции, в том числе обоснованности применяемых количественных изменений ресурсов и операций, объемов, качества и норм на продукцию, работы (услуги) и тому подобные;

- бухгалтерских расчетов и финансовой документации в целях определения их соответствия установленным критериям и действующим стандартам;

- статистической и оперативно-технической отчетности, а также нормативной проектно-конструкторской, технологической и прочей документации;

- состояния системы внутрихозяйственного контроля хозяйствующего субъекта за составлением бухгалтерских документов и финансовой отчетности;

- действенности внутреннего контроля бухгалтерского учета и финансовой отчетности по субсидиям и контрактам, сохранности имущества, своевременности выплат по срочным требованиям и так далее.

Методы документального контроля подразделяются на две большие группы: методы формально-правовой проверки и методы реальности, отраженных в документах обстоятельств и процессов.

Методы формально-правовой проверки документов могут применяться при проведении следующих контрольно-ревизионных мероприятий:

- проверка соблюдения правил составления, полноты и подлинности оформления документов;

- сопоставление учетных и отчетных показателей деятельности с показателями бизнес-планов, установленными нормативами и заданиями;

- контроль соблюдения правил учета отдельных хозяйственных операций;

- проверка соответствия отраженных в документах операций установленным правилам;

- проверка арифметических расчетов клиента, в частности, с применением способа обратного счета и пересчета, арифметического (счетного) контроля.

Методы проверки реальности (достоверности) отраженных в документах обстоятельств и процессов могут быть использованы в различных вариантах осуществления контрольно-аналитической работы. Например:

- сопоставление данных документов, отражающих хозяйственные операции, с данными документов, которые явились основание для этих операций;

- получение письменного подтверждения от третьих лиц о реальности остатков на счетах денег, счетов расчетов по дебиторской и кредиторской задолженностям;

- проверка записей в регистрах бухгалтерского учета и отчетности и правильности корреспонденции счетов;

- аналитические процедуры с использованием специально разработанных контрольных тестеров баланса и других форм отчетности;

- прослеживание, под которым понимают процедуру, в ходе которой проверяющий исследует некоторые первичные документы, правильность отражения их данных в регистрах аналитического и синтетического учета;

- специальные методы, в том числе: встречная проверка, взаимная сверка, контрольное сличение, восстановление натурально-стоимостного учета, логическое исследование хозяйственных операций и так далее.

Чтобы правильно и объективно судить о поступлении и выбытии товарно-материальных запасов, ревизор знакомится с принятой учетной политикой, организационными и технологическими особенностями предприятия и так далее..

Проверив ведение учетной политики, ревизор не обнаружил каких-либо ошибок и искажений в ней. Далее, ревизор приступает к проверке соответствующих операций и задач по учету товарно-материальных запасов.

Проверку наличия и сохранности материальных ценностей ревизор начинает с обследования складского хозяйства и проведения их инвентаризации.

Неотъемлемой частью контроля сохранности материальных ценностей на складах является проверка складского учета. Практика работы показывает, что основные нарушения в ведении складского учета состоят в наличии отрицательных переходов остатков ("красное сторно") по видам материальных ценностей, отсутствии записей о поступлении материалов по отдельным приходным документам, расхождении между данными карточек складского учета и бухгалтерского учета, завышении количества списываемых документов, неправильном подсчете остатков и т. д.

"Красное сторно" свидетельствует о неполном или несвоевременном оприходовании поступивших материальных ценностей, списании завышенного количества материалов в производстве против фактически отпущенного, оформлении бестоварных документов на расход материалов, неправильном подсчете переходящих остатков и так далее.

При обследовании складского хозяйства аудитор обращает внимание на состояние и правильное использование складских помещений и измерительных приборов; наличие пожарной и охранной сигнализации; соблюдение установленных правил приемки, отпуска и хранения материальных ценностей; подбор и расстановку материально ответственных лиц, заключение с ними договоров о полной материальной ответственности, наличие залежалых, некомплектных и испорченных материалов; правильность оформления приходных и расходных документов, ведение складского учёта и составления отчетности.

Обследование складов и мест хранения материальных ценностей осуществляется с целью выяснения их пригодности для использования по назначению, соблюдения правил хранения ценностей и противопожарной безопасности, наличия сигнализации, весового хозяйства, других измерительных приборов и так далее.

Отрицательные переходящие остатки того или иного материала после очередного поступления этого вида материала временно закрываются, а количество материальных ценностей на эту величину уменьшается. Отрицательные остатки показывают размер неучтенных материалов и являются резервом для хищения.

Отдельные приходные документы, особенно по неотфактурованным поставкам, могут не отражаться в карточках складского учета. Для их выявления необходимо внезапно проверить все первичные документы кладовщика.

Учет материалов на складе в РГКП осуществляет заведующий складом, являющийся материально ответственным лицом. На эту должность не должны приниматься лица, имеющие судимость за растраты, хищения и не оправдавшие доверия на прежних работах. Кладовщика принимают на работу по согласованию с главным бухгалтером предприятия. От занимаемой должности от может быть, освобожден только после сплошной инвентаризации товарно-материальных запасов и передачи их по акту, утвержденному руководителем предприятия.

Ревизор уточняет: наличие заключенных письменных договоров с кладовщиками о полной индивидуальной материальной ответственности, состояние контроля за, их деятельностью, наличие номенклатуры, соблюдение режимов работы складов. Основное внимание его должно быть уделено проверке соблюдения правил хранения материальных ценностей на складах и состоянию ведения складского учета.

Проверяя состояние учета движения материальных ценностей на складах предприятия, ревизор обращает особое внимание на достоверность записей и правильность составления ведомости учета движения материальных запасов по первичным документам на прием и отпуск материалов, сданных в бухгалтерию заведующими складами при оперативном бухгалтерском методе учета материалов, когда работники бухгалтерии должны систематически контролировать правильность записей в карточках складского учета, сделанных материально ответственными лицами.

Тщательной проверке ревизор подвергает первичные документы (карточки складского учета, оборотно-сальдовые ведомости) по поступлению и расходу запасов, которые играют важную роль в организации материального учета. Непосредственно по первичным документам осуществляют предварительный, текущий и последующий контроль над движением, сохранностью и рациональным использованием материальных ресурсов. При проверке первичных документов, ревизор обнаружил, что документы содержат не все обязательные реквизиты. На многих документах отсутствует дата составления документа

Далее проверке подлежит правильность отражения в бухгалтерском учете процесса приобретения материалов в зависимости от принятой учетной политики.

Поскольку материалы поступают из различных источников, а начальные остатки материалов могут иметь иную цену по сравнению с ране закупленными, возникает необходимость применения одного из следующих методов оценки ее себестоимости запасов:

- по средневзвешенной стоимости;

- по ценам первых закупок (ФИФО);

- по специфической идентификации.

Ревизор проверяет правильность списания материалов на реализацию услуг и производит расчеты цены по приобретенной стоимости для каждого наименования.

При проверке правильности учета товарно-материальных запасов ревизор проверяет следующее:

- проверяет полноту оприходования товарно-материальных запасов и правильность бухгалтерских записей. Ревизор проверил правильность соблюдения правил количественной и качественной приемки, правильность составления актов о приемке материалов или приходных ордеров, предварительно сравнив даты и номера документов, единицы измерения, количество, цены и стоимость материалов, показанные в приемных актах и карточках складского учета. По данным проверки ревизор обнаружил, что стоимость хлора в карточках складского учета завышены на 500 тенге, по сравнению с этими же показателями счетов-фактур;

- далее ревизор проверяет, имеются ли факты списания на себестоимость затрат, не относящихся к материалам. Фактов списания материалов, не относящихся на себестоимость продукции, не обнаружил;

- проверке также подлежит правильность соблюдения действующих норм расхода материалов в соответствии с технологией оказания услуг. Ревизор проверяет лимит расходов материалов, топлива и других материальный ценностей, а также проверил, правильно ли определяется потребность в материалах по действующим нормам. Отклонений по нормам при проверке не обнаружено, на предприятии соблюдаются действующие установленные нормы расхода медикаментов, продуктов питания и других материалов;

- проверке подлежит соблюдение установленных сроков и порядка проведения инвентаризации. Ревизор внимательно проверяет сроки и порядок проведения инвентаризации на предприятии, правильное определение фактического наличия ценностей, оформление инвентаризационных описей, составление сличительных ведомостей, а так отражения всех бухгалтерских записей по результатам произведенной инвентаризации. Сроки и порядок проведения инвентаризации на предприятии соблюдаются, все установленные документы на проведение инвентаризации оформляются в надлежащем порядке.

Во время проведения инвентаризации ревизор следит за правильностью проведения работы, и сам контролирует результаты проверки. Во избежание недоразумений запись результатов ведет и материально ответственное лицо. Указанные записи периодически сверяются.

Оформленную инвентаризационную опись ревизор передает в бухгалтерию для составления сличительной ведомости. Сличительные ведомости составляют только по тем ценностям, по которым выявлены отклонения от учетных данных. Ревизор должен проверить правильность составления сличительной ведомости бухгалтерией предприятия и соответствие записей, внесенных в нее работниками бухгалтерии, бухгалтерским данным.

Контроль за оприходованием материалов осуществляется путем анализа расчетных документов, поступающих от поставщиков. К таким документам относятся платежные требования, счета-фактуры, товарно-транспортные накладные с разного рода приложениями. Одновременно по этим же документам ревизор проконтролирует правильность записей на счетах бухгалтерского учета хозяйственных операций по оприходованию материалов.

В ходе документальной проверки операций по приходу материальных ценностей устанавливают:

- соблюдение правил их количественной и качественной приемки;

- своевременность представления в бухгалтерию отчетов по материалам или регистров оправдательных документов;

- списание недостач материалов вследствие несвоевременного или неправильного составления коммерческих актов при вскрытии транспортных средств и актов приемки ценностей при выявлении на складе расхождений с сопроводительными документами поставщиков.

Наиболее тщательно ревизор проверяет полноту и своевременность оприходования поступивших материальных ценностей. Для этого необходимо сравнивать даты и номера документов, наименования, единицы измерения, количество, цены, показанные в приемных актах или приходных ордерах складов, с этими же показателями сопроводительных документов поставщиков. В случае выявления каких-либо расхождений ревизор делает встречную проверку у поставщиков или запрашивает копии расчетно-платежных и других сопроводительных документов. Ему следует обратить внимание на оприходование материалов в соответствующих единицах измерения и в размерах фактического приема. При доставке материалов от местных поставщиков ревизор проверяет правильность оформления их приемки, а в случае получения материалов на складе поставщика по доверенности контролирует также правильность ведения журнала выдачи доверенностей на получение материальных ценностей и своевременность их оприходования.

Проверяя акты и другие документы на покупку у физических лиц материальных запасов по рыночным ценам, оплаченных наличными деньгами из кассы, ревизор устанавливает достоверность этих операций и правильность оформления актов:

- наличие в них паспортных реквизитов;

- адресов и расписок граждан в получении денег;

- достоверность подписей сотрудников предприятия, подтверждающих факт покупки материалов на рынке;

- наличие подписи руководителя предприятия, утверждающего акт совершения покупки.

По неотфактурованным поставкам материалов ревизор должен проверить соблюдение порядка составления приемных актов, полноту оприходования ценностей, правильность установления цен, их стоимости и записей в журнале-ордере № 6 по кредиту счета 3310 "Краткосрочная кредиторская задолженность поставщикам и подрядчикам", а также правильность корректировки этих записей после получения счетов-фактур и других документов поставщика.

Поступившие в отчетном месяце неотфактурованные материальные ценности, по которым поставщики не предъявили к оплате счетов-фактур, отражаются в журнале-ордере №6 по условной оценке раздельно по каждой поставке, причем вместо номера счета ставится "Н" (неотфактурованные). В следующем месяце по поступлению счетов эти записи сторнируются с одновременным оприходованием материалов по фактической себестоимости на основании расчетных документов поставщиков.

Существенную роль играет контроль над достоверным отражением в бухгалтерском учете стоимости материалов, находящихся в пути, то есть грузов, оплаченных, но еще не прибывших к концу отчетного периода. Этому вопросу необходимо уделить достаточное внимание, так как иногда допускаются случаи неправомерного отражения некоторыми предприятиями в стоимости материальных ценностей в пути выявленных при приемке материалов недостач, различных претензионных сумм по расчетам с поставщиками, дебиторской задолженности за оплаченные и длительное время не оприходованные (а подчас и похищенные ценности). Поэтому объектами контроля должны стать учетные записи в журнале-ордере № 6 в части расчетов за оплаченные материальные ценности, находящиеся в пути.

Для обеспечения контроля над расходованием материалов и правильного документального его оформления предприятие осуществляет соответствующие организационные мероприятия. Важным условием контроля за рациональным использованием материалов является, например, их нормирование и отпуск на основе установленных лимитов.

Далее ревизор проверяет правильность документального оформления и осуществления бухгалтерских записей по операциям, связанным с реализацией материалов сторонним предприятиям.

При проверке операций по реализации материальных ценностей ревизору необходимо рассмотреть хозяйственную целесообразность операции, правильность оформления договоров, товарно-транспортных накладных, доверенностей и других первичных документов, обоснованность договорных цен и финансовые результаты, а также выяснить, не реализованы ли дефицитные материалы по заниженным ценам, не нанесены ли убытки по этим операциям.

Наряду с этим расходные документы на отпуск материальных ценностей сторонним предприятиям необходимо сверить с пропусками на их вывоз, платежными документами и договорами на продажу. Обращая внимание на совпадение наименований и количество материалов. При выявлении каких-либо отклонений следует сделать встречную проверку с первичными документами, хранящимися в бухгалтерии предприятия - покупателя.

Особенно тщательно ревизор изучает акты: решения администрации, и другие документы на списание недостач материальных ценностей сверх установленных норм естественной убыли, вследствие их порчи и уценки из-за снижения цен.

При этом необходимо ревизор определяет материальные ценности, на которые в течение года снизилась цена, и морально устаревшие или частично потерявшие первоначальное качество. Они отражаются в бухгалтерском балансе на конец отчетного года по цене возможной реализации, если она ниже первоначальной стоимости заготовления (приобретения), с отнесением разницы в цене на результаты хозяйственной деятельности. Указанная разница должна подтверждаться актами инвентаризации. Сведениями о рыночных ценах и ценах закупки, другими соответствующими документами.

Все недочеты, несоответствия, нарушения установленных норм аудитор отражает в рабочих документах.

В конце проверки необходимо еще раз просмотреть все рабочие документы для того, чтобы проверить качество исполнения той части процедур, которая выполнялась помощниками, а также удостовериться, что проверка удовлетворяет установленным стандартам контроля, и нейтрализовать возможное предвзятое отношение, которое может вырабатываться у ревизора в процессе проверки.

После того как ревизор собрал достаточную информацию об отдельных статьях или группах статей отчетности он делает общую проверку отчетности, чтобы определить:

- согласуются ли между собой результаты операций по учету ТМЗ;

- должным ли образом раскрыта необходимая информация и правильно ли классифицированы и представлены ТМЗ в финансовой отчетности;

- соответствует ли учет ТМЗ всем требованиям законодательства и других нормативных актов, применимых



2020-02-04 509 Обсуждений (0)
Оценка эффективности системы внутреннего контроля в области товарно-материальных запасов и разработка программы ревизии 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Оценка эффективности системы внутреннего контроля в области товарно-материальных запасов и разработка программы ревизии

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (509)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)