Организация и методы исследования
Для подтверждения поставленной нами гипотезы мы провели экспериментальную работу со студентами Дальневосточной государственной социально-гуманитарной академии обучающимися на первых курсах. Общее число испытуемых составляет 30 человек. Это студенты, обучающиеся на факультетах: СПП, математики и информатики, географии, филологии, экономики, КПиНО и иностранных языков. Наше экспериментальное исследование состояло из трех этапов: констатирующий этап, развивающий этап, завершающий этап. На первом этапе для диагностики уровня тревожности у студентов первого курса мы использовали следующие методики: Шкала ситуативной тревожности. Методика позволяет оценить уровень развития личностной тревожности. В методике есть две оценочные шкалы: одна измерят ситуационную тревожность, а другая – личностную. Каждая шкала включает по 20 суждений. По каждому суждению необходимо выбрать один из четырех предлагаемых ответов и отметить его. Далее при помощи специального ключа по выбранным ответам определяют уровень развития обоих видов тревожности [19,92]. Тестовый материал и ключ к методике приведен в Приложении 1. 2. Изучение общей самооценки. Опросник Казанцевой Г.Н. Опросник позволяет выявить уровень самооценки. Опросник состоит из 20 положений. По каждому из которых необходимо дать один из трех предлагаемых ответов: «да», «нет», «не знаю». Затем подсчитывается количество согласий под нечетными номерами, далее – количество согласий с положениями под четными номерами. Из первого результата вычитается второй. Конечный результат находится в интервале от -10 до +10 [12, 122]. Тестовый материал и ключ к методике приведен в Приложении 2. На наш взгляд выявление уровня самооценки необходимо, так как людям с высоким уровнем тревожности своиственнен низкий уровень самооценки и одно из направлений коррекции тревожности в данном случае является повышение самооценки. На развивающем этапе эксперимента мы провели коррекционно – развивающую программу по оптимизации уровня тревожности. Цель: оптимизация уровня тревожности, формирование способностей к самопознанию, саморазвитию и самореализации, развитие мотивации к достижению позитивных жизненных целей. Целевая группа: студенты первых курсов в возрасте от 16 до 20 лет. Необходимое оборудование: бумага, ручки, стулья по количеству участников. Организация занятий: программой предусмотрено 10 занятий, продолжительность каждого занятия – один час. Занятия желательно проводить в помещении с площадью, достаточной для проведения динамических упражнений. Тематический план занятий Занятие 1 Цель: формирование доброжелательной рабочей атмосферы в группе, установление личных границ при взаимодействии в упражнениях. Ход занятия: 1. Знакомство с целями тренинга. 2. Выработка правил поведения на занятиях. 3. Упражнение «Молчалка-говорилка». 4. Упражнение «Установление дистанции». 5. Упражнение «Дружеская рука». 6. Рефлексия. Занятие 2 Цель: развитие навыков принятия правил, существующих в обществе или группе, умения понимать и принимать требования и потребности других людей и общества. Ход занятия: Упражнение «Узкий мост». Упражнение «Дотронься до…». Упражнение «Датский бокс». Рефлексия. Занятие 3 Цель: актуализация представлений о своих сильных сторонах, развитие эмпатии и способности к конструктивному взаимодействию в группе. Ход занятий: Упражнение «Говорю, что вижу». Упражнение «Ассоциации». Упражнение «Взглянем вместе». Упражнение «Великий мастер». Упражнение «Маяк». Рефлексия. Занятие 4 Цель: осознание собственной уникальности, своих сильных и слабых сторон и собственной полезности для окружающих и общества. Ход занятия: Упражнение «Пустое место». Упражнение «Какой я?». Упражнение «Банка секретов». Упражнение «Друг для друга». Упражнение «Бумажные мячики». Рефлексия. Занятие 5 Цель: развитие способности к самоопределению жизненных целей и определение необходимых качеств для их достижения. Ход занятия: Упражнение «Подари улыбку». Упражнение «Диалектика». Упражнение «Волшебное зеркало». Упражнение «Мои сильные стороны». Упражнение «Соглашаюсь – не соглашаюсь». Упражнение «Храм тишины» Рефлексия. Занятие 6 Цель: развитие способностей самоопределения, прогнозирования и преодоления жизненных преград. Ход занятия: Упражнение «Спутанные цепочки». Упражнение «Магазин». Упражнение «Мой выбор». Упражнение «Преграды». Упражнение «Помощь зала». Упражнение «Гусеница». Рефлексия. Занятие 7 Цель: актуализация жизненных целей и развитие мотивации к их достижению. Ход занятия: Упражнение «Зеркало». Упражнение «Кино». Упражнение «представление о времени». Упражнение «Чувство времени». Упражнение «Махнемся не глядя». Упражнение «Заросший сад». Рефлексия. Занятие 8 Цель: повышение самооценки в достижении цели. Ход занятия: Упражнение «Закончи предложение». Упражнение «Цели и дела». Упражнение «Сегодня первый день твоей оставшейся жизни». Упражнение «Дружеские руки». Рефлексия. Занятие 9 Цель: повышение уверенности в достижении жизненных целей. Ход занятия: Упражнение «Я знаю, что у тебя…» Упражнение «Дотянись до звезд». Упражнение «Мои ресурсы». Упражнение «Мои достижения». Рефлексия. Занятие 10 Цель: актуализация жизненных целей и повышение мотивации к достижению жизненных целей. Ход занятия: Упражнение «Строим город». Упражнение «Дом моей души». Упражнение «Ящик Пандоры». Упражнение «Чемодан в дорогу». Прощание. Более подробное описание занятий и упражнений приведены в Приложении 3. Завершающий этап эксперимента. После завершения программы мы провели повторную диагностику уровней тревожности и самооценки со всеми участниками экспериментальной группы. Для этого мы использовали следующие методики: Шкала ситуативной тревожности. Изучение общей самооценки. Опросник Казанцевой Г.Н. Метод математической статистики Т-критерий Стьюдента для связных для связных выборок.
2.2 Количественный и качественный анализ полученных результатов
Результаты исследования уровня тревожности у студентов 1‑го курса ДВГСГА по методике «Шкала ситуативной тревожности» представлены в таблице 1.
Таблица 1. Результаты исследования уровня тревожности у студентов первых курсов.
Из выше приведенной таблицы можно сделать вывод, что 60 % испытуемым характерен высокий уровень тревожности. По результату методики можно сказать, что большинству студентов первых курсов свойственен высокий уровень тревожности. Студентов с высоким уровнем тревожности отличает замкнутость и мало общительность. Как правило, они без инициативны, что связано с ожиданием неудачи и низкой самооценкой. И наоборот, студенты, имеющие низкий уровень тревожности общительны и инициативны, но им свойственна слабая эмоциональная вовлеченность в различных жизненных ситуациях, сдержанность чувств. Средний уровень тревожности говорит о том, что это более или менее спокойные студенты, достаточно активны и общительны, хотя встречаются случаи, когда появляется беспокойство, не обоснованное сложившимися обстоятельствами. Результаты исследования по методике «Изучение общей самооценки» приведены в таблице 2.
Таблица 2. Результаты исследования уровня самооценки у студентов первого курса
Анализируя таблицу 2 можно сказать, что 44 % испытуемых студентов выявился низкий уровень самооценки. Таким студентам типична общая неустойчивость образов «я» и мнений о себе. Они больше других склонны закрываться от окружающих, боятся выражать свои чувства и свое мнение. Особенно ранимы и чувствительны ко всему, что как-то затрагивает их. 33 % испытуемых имеют средний уровень самооценки. Им характерно большая самостоятельность, они менее внушаемы и более спокойно переживают критику и менее чувствительны, чем те кто имеет низкий уровень самооценки. И всего 23 % студентов имеют высокий уровень самооценки. Это уверенные в себе люди, с высоким самоуважением и чувством уверенности в себе. Для проведения развивающего эксперимента мы из общего числа группы, участвующей в эксперименте, собрали группу студентов имеющих по результатам диагностики высокий уровень тревожности. Группа состояла из 18 человек. С группой была проведена коррекционно-развивающая программа. Анализируя проведенную коррекционную работу необходимо отметить, что сначала занятия проводились с трудностями. Это было связано с эмоциональной скованностью и нежеланием ребят раскрываться в выполнении упражнений. Иногда это приводило к тому, что ведущему приходилось самому начинать упражнение, чтобы снять напряжение у участников. То есть, на своем примере показывать, что схожие проблемы или трудности могут возникать у любого человека. С помощью рефлексии, проводимой после каждого занятия ребята стали более открыты и менее опасались высказываться. Так же она помогла научиться высказывать свои мысли и чувства. Так если в начале тренинга во время обсуждения проделанной работы, ребята ограничивались несколькими словами, то под конец это уже были объемные высказывания. Студенты, участвующие в тренинге, научились понимать чувства других людей и сопереживать им, что является необходимым условием для выстраивания здоровых взаимоотношений с окружающими. Наметилась тенденция повышения устойчивости к влиянию, то есть не поддаваться влиянию группы или лидеров и отстаивать собственное мнение. Для того чтобы проверить снизился ли уровень тревожности и повысилась ли самооценка у участников тренинга мы провели ретестирование, т. е. повторную диагностику, используя те же методики, что и на констатирующем этапе эксперимента, (Шкалы ситуативной тревожности, Изучение общей самооценки. Опросник Казанцевой Г.Н.). В повторном тестировании участвовала экспериментальная группа участвовавшая в тренинге, в количестве 18 человек. Результаты повторного исследования уровня тревожности у студентов 1-го курса ДВГСГА по методике «Шкала ситуативной тревожности» после проведения коррекционной работы приведены в таблице 3.
Таблица 3. Результаты исследования уровня тревожности у студентов первого курса
Анализируя таблицу мы видим, что у 62 % участников тренинга уровень тревожности снизился, у 38 % уровень тревожности снизился не значительно. Для того, чтобы статистически доказать эффективность программы по оптимизации уровня тревожности мы использовали метод математической статистики t – критерий Стьюдента для связных выборок. Формулы расчета:
В результате вычислений мы получили:
4.5
Мы видим, что следовательно изменения в уровне ситуативной тревожности существенны на уровне значимости. Результаты повторного исследования уровня самооценки у студентов 1‑го курса ДВГСГА по методике «Изучение общей самооценки»» после проведения коррекционной работы приведены в таблице 4. Таблица 4. Результаты исследования уровня самооценки у студентов первого курса
Проводя анализ, выше приведенной таблицы следует отметить, что уровень самооценки у 83,3 % испытуемых средний, что говорит о тенденции к повышению самооценки. 16,7 % имеют высокий уровень самооценки. Для выявления статистической эффективности мы использовали метод математической статистики t – критерий Стьюдента для связных выборок. Формулы расчета:
В результате вычислений мы получили:
-3,8
следовательно изменения в уровне общей самооценки существенны на уровне значимости. Данные результаты вычислений позволяют нам сделать вывод, что программа по оптимизации уровня тревожности является эффективной, следовательно наша гипотеза подтвердилась, с помощью коррекционно-развивающих упражнений можно снизить уровень тревожности. Выводы по второй главе: хотелось бы еще раз повторить, что тревожность свидетельствует о сложностях адаптации в окружающей среде, обществе или референтной группе. У студентов первого курса зачастую уровень тревожности повышен, что связано с несоответствием потребности позитивного отношения к себе и реальным отношением окружающих, а также с заниженной самооценкой. У 50 % студентов уровень тревожности значительно снизился. Это позволяет заключить, что эти студенты приобрели внутреннюю устойчивость к стрессовым ситуациям, у них повысилась самооценка, пришли в равновесие внутренние потребности в признании с реальными отношениями с окружающими. 30 % участников эксперимента, как в первом, так во втором обследовании, показали средний уровень тревожности. У остальных студентов уровень тревожности снизился незначительно, все выше сказанное говорит о целесообразности групповой работы со студентами первых курсов, в первую очередь направленную на повышение самооценки и снижение тревожности.
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (246)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |